К оборудованию детских дошкольных учреждений относят предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений. Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм, оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.
Мебель изготавливают из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми нетоксичными красками или лаками, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и другой мебели — округлыми или со смягченными гранями.
Оборудование игральных-столовых и групповых комнат
В игральных и групповых помещениях должны быть установлены столы и стулья по числу детей в группах:
• во второй группе раннего возраста и первой младшей группе, во второй младшей и средней группах — столы четырехместные и (дополнительно) столы двухместные трапециевидной формы;
• в старшей и подготовительной группах — столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки.
Размеры столов и стульев должны соответствовать требованиям ГОСТ 19301.1-73 и ГОСТ 19301.2-73 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры». При подборе и расстановке оборудования следует руководствоваться методическими рекомендациями «Об использовании мебели в детских дошкольных учреждениях» (М., 1983). Основные размеры столов и стульев для детей и их маркировка по цветам должны соответствовать размерам, приведенным в таблице 10.
Таблица 10
Размеры и маркировка столов и стульев
Группа мебели | Цвет маркировки | Группа роста детей, см | Высота стола, см | Высота сиденья стула, см | Возраст детей по ростовым группам |
А | белый | До 80 | 7 мес. — 1 г. 8 мес. | ||
Б | зеленый | 80-90 | 1 г. 5 мес. — 2 г. 8 мес. | ||
В | голубой | 90-100 | 2-4 года | ||
Г | оранжевый | 100-115 | 3-6 лет | ||
Д | жёлтый | 115-130 | 5-7 лет | ||
Ж | красный | Выше 130 | 6—7 лет |
Стулья составляют со столом комплект, т.е. относятся к одной группе и имеют одну маркировку.
Ориентировочное количество столов и стульев для различных возрастных групп приведено в приложении 16.
Во время занятий в групповой комнате надо правильно расставить мебель. Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел бы возможность, отодвинув стул в сторону, выйти из-за стола, не мешая соседу.
Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения — ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Сидящих во время занятий напротив или справа от источников света время от времени следует пересаживать на места тех, которые сидят по отношению к свету правильно.
При расстановке столов для занятий необходимо соблюдать следующие требования:
• столы устанавливаются у светонесущей стороны с обязательным левосторонним освещением;
• четырехместные столы устанавливаются не более чем в 2 ряда;
• двухместные столы — не более чем в 3 ряда;
• расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
• расстояние первого ряда столов от светонесушей стены 1 м;
• расстояние от первых столов до доски — 3—2,5 м;
• высота подвеса нижнего края настенной доски — 0,7 —0,8 м;
• размер настенной доски должен быть 0,75—1,5 м.
Кроме столов и стульев, в этих помещениях имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды.
В первой группе раннего возраста нужно иметь, кроме того, не менее двух пеленальных столов, двухместный стол для кормления детей от 7 месяцев до года, умывальник (для взрослых) с локтевым смесителем, а также один или два разборных манежа для бодрствующих детей в возрасте до 4-5 месяцев и от 4-5 до 8-9 месяцев. Манеж должен располагаться на расстоянии 3 м от окон, параллельно к ним длинной стороной.
В группах раннего возраста для развития движений у детей необходимо иметь горки, мостики, доски и другое оборудование, а также специальное оборудование для физических упражнений. В указанных группах вместо стульев рекомендуются кресла с подножками, а также одноместные столы.
Оборудование спальни
В детском учреждении, имеющем спальни или спальни-веранды для дневного сна, эти помещения оборудуются стационарными кроватями, размеры которых должны составлять:
• для детей до 3 лет длина кровати 120 см, ширина 60 см, с переменной высотой ложа и ограждением;
• для детей 3—7 лет длина кровати 140 см, ширина — 60 см.
В дошкольных группах допускается использование раскладных кроватей с жестким ложем, в старшей и подготовительной группах — встроенных кроватей (одноярусные и двухъярусные). Категорически не разрешается использование стационарных двухъярусных кроватей.
Наиболее гигиеничны матрацы из волоса или морской травы; подушки для детей — из мягкого пера, небольших размеров (30x30 см). У каждой кровати ставят стул, сидя на котором ребенок может снимать и надевать одежду и обувь, складывать свою одежду. Для хранения ночных рубашек или пижам на спинке кроватей укрепляют карманы, сшитые из легко стирающегося материала.
Все белье должно быть промаркировано. Постельное белье маркируют у ножного края. Для своевременной смены необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников на каждого ребенка.