Гигиенические требования к оборудованию




К оборудованию детских дошкольных учреждений отно­сят предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений. Оборудование долж­но соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм, оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свобод­ному передвижению детей.

Мебель изготавливают из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), по­крывают светлыми нетоксичными красками или лаками, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. По­верхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и другой мебели — округлыми или со смягченными гранями.

Оборудование игральных-столовых и групповых комнат

В игральных и групповых помещениях должны быть ус­тановлены столы и стулья по числу детей в группах:

• во второй группе раннего возраста и первой младшей группе, во второй младшей и средней группах — столы четы­рехместные и (дополнительно) столы двухместные трапецие­видной формы;

• в старшей и подготовительной группах — столы двух­местные с изменяющимся наклоном крышки.

Размеры столов и стульев должны соответствовать требова­ниям ГОСТ 19301.1-73 и ГОСТ 19301.2-73 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры». При подборе и рас­становке оборудования следует руководствоваться методически­ми рекомендациями «Об использовании мебели в детских до­школьных учреждениях» (М., 1983). Основные размеры столов и стульев для детей и их маркировка по цветам должны соот­ветствовать размерам, приведенным в таблице 10.

Таблица 10

Размеры и маркировка столов и стульев

  Группа мебели Цвет маркировки Группа роста детей, см Высота стола, см Высота сиденья стула, см   Возраст детей по ростовым группам
А белый До 80     7 мес. — 1 г. 8 мес.
Б зеленый 80-90     1 г. 5 мес. — 2 г. 8 мес.
В голубой 90-100     2-4 года
Г оранжевый 100-115     3-6 лет
Д жёлтый 115-130     5-7 лет
Ж   красный Выше 130     6—7 лет  

Стулья составляют со столом комплект, т.е. относятся к одной группе и имеют одну маркировку.

Ориентировочное количество столов и стульев для различ­ных возрастных групп приведено в приложении 16.

Во время занятий в групповой комнате надо правильно расставить мебель. Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель во время заня­тий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел бы возможность, отодвинув стул в сторону, выйти из-за сто­ла, не мешая соседу.

Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения — ближе к источ­нику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Сидящих во время занятий напротив или справа от источни­ков света время от времени следует пересаживать на места тех, которые сидят по отношению к свету правильно.

При расстановке столов для занятий необходимо соблю­дать следующие требования:

• столы устанавливаются у светонесущей стороны с обяза­тельным левосторонним освещением;

• четырехместные столы устанавливаются не более чем в 2 ряда;

• двухместные столы — не более чем в 3 ряда;

• расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;

• расстояние первого ряда столов от светонесушей стены 1 м;

• расстояние от первых столов до доски — 3—2,5 м;

• высота подвеса нижнего края настенной доски — 0,7 —0,8 м;

• размер настенной доски должен быть 0,75—1,5 м.

Кроме столов и стульев, в этих помещениях имеются шка­фы и полки для белья, игрушек, дидактического и строитель­ного материала, доска для занятий изобразительной деятель­ностью, буфет для посуды.

В первой группе раннего возраста нужно иметь, кроме то­го, не менее двух пеленальных столов, двухместный стол для кормления детей от 7 месяцев до года, умывальник (для взрос­лых) с локтевым смесителем, а также один или два разборных манежа для бодрствующих детей в возрасте до 4-5 месяцев и от 4-5 до 8-9 месяцев. Манеж должен располагаться на рас­стоянии 3 м от окон, параллельно к ним длинной стороной.

В группах раннего возраста для развития движений у детей необходимо иметь горки, мостики, доски и другое оборудова­ние, а также специальное оборудование для физических уп­ражнений. В указанных группах вместо стульев рекоменду­ются кресла с подножками, а также одноместные столы.

Оборудование спальни

В детском учреждении, имеющем спальни или спальни-ве­ранды для дневного сна, эти помещения оборудуются стацио­нарными кроватями, размеры которых должны составлять:

• для детей до 3 лет длина кровати 120 см, ширина 60 см, с переменной высотой ложа и ограждением;

• для детей 3—7 лет длина кровати 140 см, ширина — 60 см.

В дошкольных группах допускается использование рас­кладных кроватей с жестким ложем, в старшей и подготови­тельной группах — встроенных кроватей (одноярусные и двухъярусные). Категорически не разрешается использова­ние стационарных двухъярусных кроватей.

Наиболее гигиеничны матрацы из волоса или морской тра­вы; подушки для детей — из мягкого пера, небольших разме­ров (30x30 см). У каждой кровати ставят стул, сидя на кото­ром ребенок может снимать и надевать одежду и обувь, складывать свою одежду. Для хранения ночных рубашек или пижам на спинке кроватей укрепляют карманы, сшитые из легко стирающегося материала.

Все белье должно быть промаркировано. Постельное белье маркируют у ножного края. Для своевременной смены необ­ходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников на каждого ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: