Совершенствование организации учета и аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО «ЦАН»




 

В целом учет кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО «ЦАН» ведется в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Для улучшения организации кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО «ЦАН», рекомендуются следующие мероприятия:

­ постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

­ на высоком уровне организовать работу с договорами, отмечать клиента оплата только после полной реализации, выполнения всех работ, услуг или по системе предоплаты.

Документооборот-компании, должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Документооборот должен способствовать, своевременному проведению документов, сроки их представления в подразделения организации, куда предоставляются документы.

По каждому документу следует включить следующие разделы:

· порядок составления документа;

· порядок проверки документа;

· Требования законодательных и нормативных актов;

· все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления;

· по любой сделке должны быть представлены все необходимые документы, даты и фамилии ответственного бухгалтера.

На этом же этапе устанавливается контроль правильности оформления первичных документов и отражения на их основании хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Главному бухгалтеру необходимо разработать собственный документооборот, который складывается из общего внутрифирменного документооборота и документооборота внутри бухгалтерии. При этом устанавливается:

· перечень первичных документов, применяемых на предприятии;

· кто из работников предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации);

· рабочая схема действующих отделов организации;

· порядок движения каждого документа между отделами организации и подразделений.

Необходимость внутреннего аудита связана, прежде всего, с увеличением объектов и данных в бухгалтерском учете предприятия. По мере роста масштаба деятельности предприятия и расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные с обменом информацией, затрудняется контроль за различными подразделениями предприятия со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

В связи с этим главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления предприятия в информации по различным вопросам. Основными функциями внутреннего аудита являются: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением.

Многие предприятия страдают от неэффективного использования разного рода ресурсов - трудовых, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны работников. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля.

На службу внутреннего аудита организации будет возложено выполнение следующих функций:

­ контроль эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;

­ контроль достоверности бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;

­ контроль соблюдения законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;

Специалисты по внутреннему аудиту - непременным условием является знание принципов организации и управления, а также владение базовыми знаниями в таких дисциплинах как бухгалтерский учет и финансы, право, налогообложение, продажи, логистика, информационные технологии. Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным. Желательно, чтобы отдел внутреннего аудита имел в своем составе квалифицированного специалиста-аудитора по каждой из областей/дисциплин. Помимо этого, если при проведении аудита необходимы глубокие знания в какой-либо сложной или специфичной области, аудиторы могут привлечь внешних специалистов, например, профессиональных оценщиков, актуариев, статистиков, инженеров, строителей, геологов и т.д. Аудиторы могут работать индивидуально и командой, в которую подбираются люди, обладающие необходимой глубиной знаний в требуемых дисциплинах. Квалифицированные, обладающие необходимым образованием и профессиональным опытом специалисты - гарантия качественного выполнения задач, поставленных перед отделом внутреннего аудита.

Чтобы поддержать свой высокий профессиональный уровень, внутренние аудиторы должны посещать семинары и конференции, а также обмениваться опытом и знаниями со своими коллегами из других компаний. Кроме того, надо быть в курсе нововведений не только в финансовой области, но и в вопросах, касающихся деятельности компании в целом. В свою очередь, начальник отдела внутреннего аудита обязан обеспечить необходимый уровень организации работы своих сотрудников. С этой целью он ежегодно подготавливает и представляет для утверждения план аудиторских работ и проект формирования штата, планирует бюджет отдела, периодически дает оценку деятельности своих подчиненных, а также обеспечивает их письменным руководством по процедуре внутреннего аудита.

Права и обязанности сотрудников службы внутреннего аудита.

1. предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;

2. правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности;

3. правильность отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными);

4. правильность ведения аналитического и синтетического учета по сч.3310;

5. соответствие данных, указанных в учете и финансовой отчетности;

6. правильность составления бухгалтерских проводок по счету 3310.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После изложения основной части дипломной работы можно сделать выводы, обобщить представленный материал.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне.

Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:

-отсутствие многократного контроля первичных документов на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

-сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

-большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

-отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товароматериальные ценности, и оказанные услуги. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами.

На основании этого необходимо проводить аудит состояния кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками.

Аудит имеет достаточно давнюю историю - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Для проведения аудита используются данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах, в чем и заключается актуальность темы дипломной работы.

Все эти обстоятельства указывают на то, что аудит кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками имеет огромное значение и приносит пользу пользователям отчётности.

Итак, мы выяснили к поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.

Учет кредиторской задолженности с поставщиками ведется на счете 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками, а также аналитический учет в части расчетов по акцептной форме.

С целью выявления потенциальных проблем при кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками, а также устранения возникших ошибок с оптимальными затратами осуществляется планирование аудита данного вида расчетных операций.

Развитием общего плана аудита является программа аудита. Она представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками. При планировании аудита расчетов ТОО «ЦАН» с поставщиками последовательно выполнялись следующие действия:

· дана юридическая и экономическая характеристика организации;

· определен перечень возможных нарушений;

· составлен общий план и рабочая программа аудита.

Утверждают, что проверенные финансово – хозяйственные операции осуществлялись во всех существенных отношениях в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и налогообложение в РК.

В процессе аудита был сделан вывод о соответствии системы внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета на предприятии ТОО ЦАН» масштабам и характеру его деятельности.

В качестве недостатка учета расчетов можно отметить и тот факт, что в ТОО ЦАН » не проводится инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами.

В качестве мероприятий, направленных на совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, ТОО «ЦАН» можно порекомендовать:

улучшить систему внутреннего контроля на предприятие по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Предлагаемые мероприятия позволят значительно улучшить качество состояния учета кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО ЦАН


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан Общая часть с изменениями и дополненимия на 12.02.2009 года

2. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 г.

3. «Об утверждении правил ведения бухгалтерского учета», Приказ Министерства Финансов РК от 22.06.2007 №221.

4. Назарова В.Л.Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов: Учебник. Под.ред. Н.К. Мамырова; Изд.3-е перераб. и доп. Алматы, Экономика 2005.

5. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 01.01.2009

6. Закон Республики Казахстан от 13.06.2005 N 57-3 "О валютном регулировании и валютном контроле"

7. Закон Республики Казахстан от 29.06.1998 № 237-1 «О платежах и переводах денег»(с дополнениями и изменениями Закон Республики Казахстан на 10.12.2008 № 101-4)

8. О Вексельном обращении в Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 28.04.97 г.№97-1(дата последней редакции 08.07.2005)

9. Закон Республики Казахстан от 30.03.1995№ 2155 «О Национальном Банке РК (с дополнениями и изменениями на 28.02.2007 года)

10. «Национального стандарта финансовой отчетности №2», утвержденный приказом Министерства Финансов РК от 21.06.2007 №218.

11. «Типовой план счетов бухгалтерского учета» 010.01.2008 приказ Минфин РК от 23.05.2007. №185

12. «Об утверждении форм первичных учетных документов», Приказ Министерства Финансов РК от 21.06.2007 №216.

13. Методические рекомендации по составлению корреспонденции счетов: Библиотека бухгалтера и предпринимателя (часть 1,2)

14. Абленов Д.О. «Аудит: теория и практика». Учебник. – Алматы: «Экономика» 2005. – 420 с.

15. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. «Международные стандарты Аудита: принципы и практика».Издательство «Экономика» 2008 год

16. «Об аудиторской деятельности», Закон Республики Казахстан от 20.11.98 с дополнениями и изменениями 2009 г.

17. Методические рекомендации к международным стандартам бухгалтерского учета:Вып. 10.- Алматы, LEM, 2007.- 111 с.

18. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. «Международные стандарты финансовой отчетности: теория и практика». Справочное руководство.- Алматы: Lem, 2007.

19. Нурсеитов Э.О. «Бухгалтерский учет в организациях». Учебное пособие. Издание второе и переработанное. – Алматы 2007. – 476 с.

20. Нурсеитов Э.О. «МСФО в Казахстане: принципы перехода и применения». Алматы: Lem, 2006.

21. Сейдахметова Ф.С. «Современный бухгалтерский учет». Учебное пособие. Издание второе переработанное и дополненное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM» 2005. – 548 с.

22. Кабылова Н.К.,Доспалинова Ш.А., Оразалинов Е.Н. «Бухгалтер. Основы бухгалтерского учета». Учебник. – Астана: Фолиант 2006. – 316 с.

23. Головина Л.А., Жигунова О.А. «Теория экономического анализа». М: КНОРУС, 2007.

24. Ержанов М.С., «Аудит». Алматы: Бастау,2005.

25. Савицкая Г.В. «Экономический анализ деятельности предприятия». - М.: Финансы и статистика, 2007.

26. Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. «Национальная система бухгалтерского учета в РК». A.: Lem, 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: