Плутарх говорит: «с высоты упал человек, которого по тому сочли мертвым, не смотря на то, что в нем не видно было никаких повреждений. По истечении трех дней его хотели похоронить, но он ожил». Асклепиад[268], встретившись с большой погребальной процессией, просил позволить ему посмотреть умершего, и, прикоснувшись к нему, заметил в нем еще признаки жизни, возвратил ему жизнь при помощи лекарств и передал его родителям.
Есть много рассказов о многих лицах, которые были погребены, но опять возвратились к жизни, и долго жили в добром здоровье. Мы укажем несколько примеров. Так: В Орлеане[269]умерла и была погребена женщина с кольцом на пальце, которое напрасно старались снять. В следующую ночь служитель, рассчитывая на барыш, отправился на кладбище, разрыл яму, открыл гроб, и, не сумев снять кольца, хотел отрубить палец. Мнимо умершая громко закричала; служитель, страшно испуганный криком, бросился бежать, а она поднялась из гроба, возвратилась в дом, и долго жила после этого со своим мужем.
Бенард, магистр хирургии в Париже, говорит, что когда он был со своим отцом на церковном кладбище, вынули из гроба монаха-францисканца, за три или за четыре дня перед этим погребенного; связка, которой перевязаны были руки, изгрызена, — и монах скончался в то самое мгновение, как вдохнул в себя воздух.
Многим известна история жены одного советника в Кельне, погребенной в 1571 году с дорогим кольцом на руке[270]. В следующую ночь гробокопатель открыл гроб с намерением украсть кольцо; но умершая схватила его за руку и заставила его вытащить ее из могилы. Вор постарался высвободиться из ее рук и бросился бежать. Ожившая постучала в дверь своего дома. Приняв ее за привидение, ее заставили долго стоять на холоде у двери: наконец отперли дверь, ввели ожившую в дом и согрели; после этого она выздоровела, долго жила и родила трех сыновей, которые посвятили себя на служение церкви. Этот факт изображен на картине надгробия жены и описан немецкими стихами.
|
Во время жестокой моровой язвы в Дижоне, в 1558 г., одну женщину, по прозванию Лентилье (Lentiliet), сочли умершей от язвы и бросили в большую яму, в которой погребены были и другие умершие. В следующий после погребения день, Лентилье ожила и сделала несколько попыток выйти из ямы, но труды были напрасны, ее слабость и тяжесть других тел, взваленных на нее, препятствовали ей достигнуть желаемого. Так пролежала она четыре дня на этой страшной постели. Наконец гробокопатели вытащили ее из ямы и возвратили в дом, где она совершенно выздоровела.
Девушка из Аугсбурга так ослабела, что ее сочли умершей[271]и потому похоронили в глубоком подвале, вход в который был заложен кирпичом, но не засыпан землей. По истечение нескольких лет, когда один из родственников этой девушки умер, открыли пещеру и у входа в нее увидели лежащее тело девушки, весьма крепкое и неповрежденное, только без пальцев на правой руке, изгрызенных в отчаянии.
15 июля 1688 г. в Меце скончался парикмахер от удара, последовавшего в вечеру; 18-го того же месяца послышался крик умершего; 19-го повторился крик несколько раз; вследствие этого открыли гроб, и врачи и хирурги исследовали труп. Врачи объяснили, что за два часа до этого умерший был еще жив. Этот факт заимствован из манускрипта современника, Мецкого гражданина[272].
|
Теперь мы приведем примеры утонувших, казавшихся совершенно мертвыми, но потом оживших.
Пеклин рассказывает факт, случившийся в Тронцнгальме (Troninghalm) в Швеции, с садовником, который жил еще во время Пеклина, и, как последний писал, имел от роду 56 лет. Этот садовник, стоя на льду, хотел подать помощь упавшему в воду, но лед проломился под ним, и он стремглав полетел под лед и увяз в грязи ногами на два аршина под водой. В таком положении пробыл он в воде 16 часов и лишился чувств, только звон колоколов в Стокгольме и вода, проникавшая в его тело не только через рот, но и через уши, напоминали ему о жизни. По истечении 16 часов его наконец нашли и вытащили киркой из воды, завернули в сукно, положили возле огня и натирали до тех пор, пока он не ожил. Король и королева приезжали посмотреть его, говорили с ним и назначили ему годовое жалованье.
В этой же стране женщина, пробыв три дня в воде, точно таким же образом, как и садовник, была спасена от смерти. Утонувший 17-летний юноша вытащен из воды по истечении семи недель, согрет и возвращен к жизни.
Г-н д'Эгли (д'Egly), член королевской академии надписей и изящных наук в Париже, говорит, что швейцарец, искусный водолаз, отправился на рыбную ловлю и утонул в реке, где и пробыл около девяти часов. Наконец его вытащили из воды киркой, которой ранили его неосторожно в нескольких местах. Г-н д'Эгли, заметив, что из уст утопшего льется теплая еще вода, сказал, что водолаз еще жив. Около часа лилась из него вода. Когда истечение воды кончилось, мнимо-умершего покрыли теплым холстом, положили в постель, открыли кровь и таким образом спасли от смерти.
|
И много есть других рассказов об утопших, и долгое время лежавших в воде, но потом оживших и совершенно выздоровевших. Во второй части упомянутого уже сочинения Д-ра Бругера, автор упоминает о лицах, из которых одни пробыли в воде 48 часов, другие три дня, а некоторые восемь дней. Здесь же он говорить о водяных насекомых, которые в течение всей зимы находятся в воде и в иле, не обнаруживая ни малейших признаков жизни; то же говорит он о лягушках и жабах. Муравьи подвергаются на зиму смертельному состоянию, которое кончается с началом весны. Ласточки северных стран на зиму часто скрываются в озерах, прудах, реках, морях, в песке и дуплах деревьев и стен, тогда как другие ласточки летают над морем, чтобы отыскать более теплый климат.
То же случалось с ласточками в Богемии, Польше и Силезии, где также часто ловили и мертвых базанов, которых было очень много около Женевы и Меца в 1467 г.
Здесь также можно упомянуть о перепелах и дятлах, воробьях и кукушках, которые во время зимы в древесных дуплах пребывают окоченелые и безжизненные, к весне же согреваются и начинают летать. Известно, что ёж, сурок, сонная белка и змея в течение зимы лежат бездыханно под землей; само обращение крови у них слишком слабо. Говорят также, что медведь почти всю зиму спит.
Опытные врачи утверждают[273], что женщина в родах может пролежать бездыханно 30 дней, не смотря на то, что в ней еще таится искра жизни. Я знал одну почтенную даму, которая в продолжение 36 часов не обнаруживала никаких признаков жизни. Все доказывало, что она умерла, и ее хотели погребать, только муж не согласился. По истечении 36 часов она пробудилась и долго еще жила. После она рассказывала, что она слышала все, что говорили о ней; знала даже, что ее хотели погребать; но так была слаба, что не могла ничего сказать, и беспрекословно подчинялась тому, что с ней делали.
Корнелий (Corneille) де Брюн (le Bruyn) в своих путевых записках говорит[274], что в Дамиетте, в Египте, он видел турка, называемого «мертвым ребенком» потому, что его мать, будучи беременна им, так сильно ослабела, что ее сочли мертвой, и, по тамошнему обычаю, по которому мертвых погребают сразу же после их смерти, весьма скоро положили ее в пещере; — фамильной гробнице турка.
Вечером, спустя несколько часов после погребения жены, муж ее припомнил, что жена его умерла беременной, и что дитя может быть еще живо, и открыл гроб, где он увидел мертвую жену и живого ребенка, которым умершая разрешилась.
Некоторые говорили, будто слышали даже крик ребенка, что побудило отца раскопать могилу. Этот «мертвый ребенок» жил еще в 1677 г. Ле Брюн думает, что мать уже мертвая родила ребенка. Но будучи мертвой она не могла разрешиться от бремени. Нужно только припомнить, что в Египте жены, по свидетельству древних и новых, весьма легко рожают, а эта женщина, будучи положена в пещере, не была засыпана землей.
В Страсбурге мнимоумершая беременная женщина была положена в подвале. Спустя несколько времени, открыв гроб, чтобы положить другой труп, увидели, что беременная лежала на земле возле гроба и держала в руках рожденного ею маленького ребенка, ручки которого были во рту матери, которая, как видно, хотела изгрызть их.
В Испании жена Франца Ареваля Суассе (Suase)[275], впавшая в смертельный обморок в последние дни своей беременности, была предана земле под церковью; подозревая жизнь в умершей жене, муж просил раскопать могилу, и едва открыли могилу, как раздался крик ребенка, который старался вываться из материнских недр; он был извлечен оттуда и долго жил под именем «дитяти земли». Впоследствии он был статиальтером провинции Хереса, на границе Испании.
Можно привести было бы бесчисленное множество примеров заживо погребенных, или оживших в то время, как их хотели погребать, или оживших в гробу и случайно высвободившихся из него.
В этом отношении можно рекомендовать сочинение Винслу и Бругера, а также других писателей, специалистов по этому предмету[276]. Эти врачи из всех фактов вывели весьма умное заключение: «нужно погребать умерших в таком только случае, когда об их смерти мы имеем самые основательные доказательства. Это особенно нужно соблюдать во время эпидемии и таких болезней, которые внезапно отнимают у человека движения и чувства».
Из приведенных примеров можно также заключить, что вампиры в Венгрии, Моравии, Польше и других местах не действительно умершие; они жили в гробах, но без движения и чувств, их свежая и красная кровь, мягкость членов, крик, издаваемый ими в то время, когда пробивали им голову или сердце, все это доказывает, что они были еще живы.
Впрочем, не в этом главная трудность, занимающая нас, а в том, каким образом вампиры поднимаются из гробов своих, и как возвращаются назад не заметно для других, как разрывают землю и открывают свои гробы, каким образом являются в своих платьях, как видят, ходят и едят? Почему они возвращаются в свои гробы? Если возвращаются в свои могилы, то как засыпают их землей так искусно, что нельзя потом заметить признаков их выхода из гробов? Почему вампиры не остаются с живыми? Почему они сосут кровь у своих родственников? Зачем мучить и беспокоить дорогих сердцу их лиц, тем более, что эти лица ничем не оскорбили их? Не есть ли это только фантазия тех, которые беспокоились о своих родственниках умерших? Почему они опять не являются и никого не беспокоят более, когда их сожгут? Успокаивается ли воображение живых суеверов после этих экзекуций? Как объяснить, что эти сцены так часто повторялись в Венгрии, Моравии и других странах, что это суеверие не ослаблялось, а с каждым днем увеличивалось и усиливалось, как доказано?