Многие женщины по несколько дней находились в истерическом состоянии и при этом лишались чувств и языка, сердцебиение прекращалось. Гален упоминает об одной женщине, которая шесть дней находилась в подобном состоянии. Некоторые в истерике оставались по 10 дней без движения и чувств, без дыхания и без всякой пищи[290].
* * *
Кальме в этой главе говорит об экстатическом состоянии, сведения о котором, в его время, — что очень естественно — были поверхностны в общих чертах. Из этих экстатических состояний он обращает особенное внимание только на оцепенелость и нечувствительность экстатических индивидуумов ко всему, что вокруг их совершается. После этого не удивительно, что он к категории этих явлений относит и прекращение жизнедеятельности у многих животных в известные времена года. Мы не станем распространяться здесь о сущности экстаза и его различных формах: свойства его известны уже читателям из главе, где говорили мы об экстазе и смертельном обмороке. Автор упомянутого нами сочинения Wahrheiten in Volksaberglauben nebst Untersuchungen uber das Weren der Mesmerismus — Доктор Герберт Майо, со взглядом которого мы впрочем не согласны, представляет для объяснения экстаза такое основание: «каждая духовная сила, говорить он на стр. 87-й, имеет свое определенное место и седалище в нашем организме. Новейшим физиологам удалось определить, с какими особенными частями нервной системы каждый духовный эффект соединен функционально……… Каждая духовная сила имеет свой особенный орган, или свою собственную лабораторию в нервной системе. На стр. 95-й, на вопрос, что такое экстаз? — он замечает: „предварительно мы заметим, что основание экстаза состоит в обнаружении ненормального духа и нервной системы. Во всех почти его формах видно, что некоторые духовные функции не имеют более своего седалища в свойственных им определенных органах. От часто повторяющихся перемен этого рода прекращается деятельность органов ощущения. Естественным и самым обыкновенным следствием этого бывает совершенное притупление слуха и зрения. Если же пациент в экстазе бодрствует, то в награду за потерю эти чувства выражают свою деятельность в других органах, или обнаруживают какой-нибудь неясный образ (modus) общего восприятия“. Стр. 88, V: Приняв за несомненное, что дух есть принцип отличный и отдельный от материи, мы легко поймем, что человеческая душа может стать к телу в новое необыкновенное ненормальное отношение. Из различных форм экстатического сна особенно отличаются с одной стороны смертельный экстаз, продолжительный экстаз и простой или начальный экстаз, с другой стороны из различных Форм экстатического бодрствования особенно выдаются полубодрственный экстаз, или сомнамбулизм и бодрственный экстаз: Письма V, VII и VIII из сочинения Доктора Герберта Майо: а также книга: Die Tyroler ekstatischen jungtranen, Leitsterne in die dunkeln Gebiete der Mystik.» 2 Bde, Regensburg 1843. Verlagvon Georg Joseph Mang. (Примеч. немецкого переводч.)
|
* * *
Некоторые, словно мертвые, не обнаруживали признаков жизни, тогда как всё слышали и понимали что говорили другие, — и употребляли все усилия заговорить и доказать что они живы, но, не смотря на это, они не могли ни говорить, ни обнаруживать каких бы то ни было признаков жизни[291].
Иероним Кордан говорит[292], что он произвольно впадал в исступление, он не помнит, как сам говорить, чувствовал ли он в этом состоянии тяжелую тоску, или нет, но не чувствовал, как он уверяет, ни ядовитых ран, ни того, как таскали его. «Я слышу, говорить Кордан., разговор около себя, но нисколько не понимаю его. И если я хочу впасть в исступление, то я чувствую около сердца отделение души от тела, совершающееся через голову главным образом и мозг, как через дверцу; после этого я лишаюсь чувств и замечаю только, что я вне себя».
|
Эти экстатические состояния могут стоять в связи с рассказами о лапландцах[293], которые представлены нами в исследовании «О явлениях отошедших душ», в главе тринадцатой.
Заметим здесь, что змеи, мухи, сонливая белка и другие в течение всей зимы пребывают словно мертвые. Жабы, змеи и устрицы могут жить заключенные в каменных кусках в течение многих лет и даже столетий. Кардинал де Рец в своих мемуарах замечает[294], что во время пребывания его на острове Минорке, правитель острова позволил вытащить скалу из моря, в которой (когда ее разбили) найдены живые устрицы, оказавшиеся весьма вкусными.
На берегах Сицилии, Мальты, Сардинии, Италии и др. находятся улитки, называемые каменными финиками потому, что они по виду похожи на пальмовые финики. Пролезая в камень через иголочные отверстия и добывая внутри камня пищу, улитки вырастают так, что не могут потом выйти оттуда, если не разбить скалы и не освободить их. Вынув из камня, этих улиток моют, их очищают и солят. Имея вид пальмового финика или пальца, эти улитки называются то финиками, то дактилями.
Некоторые лица могут, вовсе не дыша, оставаться долгое время в воде.
Многие умирают от сгущения крови, которая коченеет и твердеет в жилах у людей поевших болиголова (schierlingskraut) и уязвленных змеей. Некоторых настигает смерть при сильном волнении крови, которое иногда случается от горячек, яда, моровых болезней, а также у людей насильственно умерших или задохнувшихся в воде.
Умершим от болезней первого рода можно возвратить жизнь только чудесным образом потому, что для возвращения жизни умершим необходимо кровь сделать жидкой и восстановить перистальтное (чревообразное) движение сердца. Умерших от болезней второго рода можно иногда возвращать к жизни и без чуда; стоит только для этого удалить препятствия, остановившие движение сердца подобно тому, как и маятник можно привести в движение опять, если удалить чуждое тело, — волос или атом, — которое препятствовало движению маятника.