Современный подросток как читатель




 

Подростки - дети от десяти до четырнадцати лет. Среди них различают три возрастные группы: 10-11 лет - младшие подростки; 12-13 лет - подростки (в узком значении слова); 14 лет - старшие подростки.(27.-С.34)

В подростковом возрасте в целом происходит дальнейшие формирование представлений о природе, обществе, норм морали и др. Для этого возраста характерны активные поиски сферы приложения природных дарований личности (посещение кружков, секций). Дифференцируется содержание образования, обусловленное профессиональной ориентацией и личными интересами. Расширяется диапазон видов деятельности, увлечений. Все это влияет на чтение подростков (30, С.23).

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных интересов, интеллекта и способностей.

Подростковый возраст- это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и самоутверждение (28, С.126).

 

Одной из главных причин сближения с товарищами подростки считают возможность взаимопонимания. Другая причина – большая по сравнению со взрослыми демократичность отношений,

В подростковом возрасте в целом происходит дальнейшее формирование представлений о природе, обществе, человеке, нормах морали. Усиливается стремление выразить себя, возможность не только выслушать товарищей, но и поспорить с ними.

Для подростка открывается возможность самопроявления, раскованного разговора о самом личном. Так создаются предпосылки для создания неформальных объединений. Особенности возраста должны быть учтены в работе с читателями- подростками. На основе межличностного общения подростков должны строиться межчитательские связи, вся методика руководства их чтением. Среди 13- 14- летних усилилась ориентация на общение со сверстниками, сократилось время домашнего проведения досуга: ребята не только вместе гуляют, играют, но и слушают магнитофон, смотрят видеофильмы. Характерная особенность этой возрастной группы - наличие сразу нескольких занятий, привлекающих ребят в свободное время, тогда как среди 10-11 летних преобладают предпочтение какому-то одному виду проведения досуга.

Детей подросткового возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по - настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого возраста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

При благоприятных условиях у подростка активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям и др.

Сегодня дети и подростки формируются под воздействием более мощного информационного потока, чем подростки 10-20 лет назад. Но возрастные тематические субъективные ориентации, круг особенно волнующих вопросов - те же, что и раньше. Хотя появились иные акценты. Поскольку они реагируют на то, что происходит в мире: события, явления, открытия и др.

В подростковом возрасте усиливается интерес к проблеме человека, его психике.

Конечно, подростков волнуют и проблемы их собственной возрастной среды, межличностного общения. Повышен интерес к музыке.

У мальчиков в круг наиболее интересующих их вопросов входит техника, что связано с их увлечением моделированием и другим техническим творчеством. У современных мальчишек повышен интерес к электронной технике, особенно к компьютерам.

Какие же сведения, темы интересуют их? Как они ориентированы на различные информационные каналы и источники? На эти и многие другие вопросы может ответить библиотекарь, который зная возрастные особенности этих читателей поможет в организации чтения.

Распространение новых информационных технологий и средств массовой коммуникации накладывают определенный отпечаток на субкультурные характеристики и пристрастия современных подростков. Однако определенное место в окружающем подростка социокультурном пространстве занимает книга и чтение. Подростки являются активной категорией пользователей библиотек.

Сотрудники библиотек уже осознали, что в своей деятельности важно учитывать не только их читательские предпочтения. Эффективное библиотечное обслуживание предполагает знание основ возрастной и социальной психологии и, конечно же, постоянное изучение реальных возрастных социокультурных и психологических характеристик пользователей.

Значительное число российских исследований, проведенных по разным методикам в разных городах и регионах страны, показывают: в конце 90-х годов 20 века (и особенно в крупных городах) чтение детей и подростков вытесняется новыми досуговыми занятиями – телепросмотром, компьютерными играми (59, с.16)

Данные исследований детских библиотек в ряде регионов также подтверждают общую тенденцию: чтение детей и подростков все больше делится на две составляющие: "деловое" и "свободное". Последнее ориентировано главным образом на развлечение и рекреацию, и предпочтение отдается журналам, в первую очередь развлекательным. Так, в Волгоградской области на первом месте у девочек-подростков - журналы "COOLGIRL", "Штучка", "Маруся" и др. В рейтинге литературных предпочтений первые места отданы приключенческой литературе, фэнтези и фантастике. У мальчиков "ужастики" находятся на третьем месте, у девочек - на пятом, детектив - на седьмом, тогда как научно-популярная литература находится на двенадцатом месте, классическая литература и поэзия у девочек находится на десятом месте, у мальчиков же - на четырнадцатом.
По предварительным данным нашего нового исследования, посвященного чтению подростков в селах в ряде регионов России, особенно популярными у детей и подростков стали детективы, становятся "ужастики" и комиксы. Выбор подростков все чаще определяют серии. Классическая литература, особенно зарубежная, в чтении почти не присутствует. Так, почти никто не назвал, например, Д. Лондона, А.-К. Дойла, М. Твена, А. Дюма или Ш. Бронтэ, М. Митчелл. Зато в репертуаре чтения сельских подростков широко присутствуют детективы для детей и для взрослых, например романы Д. Донцовой. Многие подростки читают такие журналы, как "COOL", "Молоток", "Штучка", предпочитая журналы с большим количеством картинок. Многие читают также газету "СПИД-ИНФО" и подобные издания. Таким образом, телевизионная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно.
Очень интересное исследование было проведено в Республиканской библиотеке для детей и юношества в Удмуртии. Основной задачей его было выявление оценки свободного досугового чтения старшеклассников (8-10 класс) с разных точек зрения по различным параметрам. Предполагалось, что, помимо возрастных психологических особенностей (интерес к своему «я»; ориентация на общение; наработка нравственного потенциала; формирование жизненной перспективы), большое влияние на объем и качество досугового чтения учащихся оказывает не школа, как некий коллективный руководитель чтения, а перенасыщенность школьной программы дополнительным чтением даже по предметам негуманитарного блока. Итоги исследования показали, что 75% респодентов любят читать, в силу необходимости читают только 22% и только 3% не читают вообще, предпочитая другие занятия.

Систематическое чтение предполагает ежедневное обращение к книге, относительно систематическое чтение один – два раза в неделю. Ежедневно –58%, 28% - реже одного раза в месяц, 8% 1-2 раза в неделю, 9% - раз в месяц.

Следует отметить, что результаты исследований опровергли надежды специалистов, что «нечтение» досуговой литературы может компенсироваться чтением в помощь изучению школьной программы. По данным исследования, 67% респодентов обладают навыками систематического или относительно систематического чтения в отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школьному обучению. Только два процента опрошенных, активно читая на досуге, не берут в руки литературу, необходимую для школы. По – прежнему, первое место в шкале читательских интересов стоит приключенческая книга, к которой отнесли фантастику, детектив. Данной тематике отдают предпочтение 72,3% опрошенных. На более высокое место в шкале значимости за исследуемый период переместились такие темы, как история, жизнь сверстников, замечательных людей.

По результатам анкетирования отмечено, что научно- популярная литература в досуговом чтении составляет заметно меньшую долю, чем художественная. Как выяснилось, к ней для свободного чтения никогда не обращаются 39% опрошенных.

Чтение по – прежнему остается одной из ведущих форм времяпровождения старших подростков. Однако 80% респодентов отмечают нехватку свободного времени для досугового чтения. Подавляющее большинство из них основной причиной этого называют школу и дополнительное обучение.

Опрос читателей подросткового возраста показывает, что только 20% опрошенных достаточно времени на чтение «для себя», остальные 80% отмечают недостаток свободного времени, называя причину загруженности школу и дополнительное образование (56, С.8.).

Известно, что девочки больше любят читать книги о рукоделии, моде, косметике, В структуре их чтения большое место занимают произведения художественной литературы. Любимый жанр девочек – книги о любви и дружбе. Библиотекари даже считают, что существует читательский феномен девочки, и готовы наметить «пути индивидуализации чтения, которое будет способствовать развитию личности девочек, а значит, и воплощение всех богатств женской души, которые заложены в девочке природой.» (12, С.68).

 

Эти выводы показали, что библиотека должна выработать новые подходы, стимулирующие самостоятельность и свободу выбора, любовь к чтению как виду деятельности; найти решения тех проблем, которые особенно остро обозначились в результате изучения читателей-старшеклассников. Один из путей - формирование круга чтения и развитие литературного вкуса старшеклассников.

Падение интереса подростков к свободному чтению вызывает беспокойство по ряду причин. Во – первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. Во – вторых, при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему, усиливается дисбаланс тематики репертуара чтения: исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений (например, «искусство», «профориентация»), а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и так называемый «сентиментальный роман». Причем большинство этих произведений принадлежит к маскульту, то есть не может положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и способствовать развитию словарного запаса. В – третьих, отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь изучению школьной программы, что, в свою очередь, косвенно влияет на успеваемость и общую культуру подростка. (9,С.56.)

В минувшем десятилетии в нескольких регионах России прошел ряд исследований по детскому чтению. Сопоставляя данные, главный библиотекарь Российской государственной детской библиотеки Вера Чудинова попробовала проанализировать их. Так, например, в Перми и области результаты анкетирования школьников показали, что чтение не занимает первое место в структуре их досуга. Приоритет отдается просмотру телепередач как на селе (56%), так и в городе (62%). На втором и третьем местах стоят помощь родителям и прогулки, и только на четвертом - чтение. Однако пока чтение носит регулярный характер и ежедневно или 1 - 2 раза в неделю читают 68% сельских и 78% городских подростков Перми и области. В то же время исследование выявило группу "малочитающих" подростков. Так, 20% подростков на селе и 16% в городе читают от случая к случаю, а 6% селян и 1,3% горожан почти не читают книг. Основу их чтения составляют журналы и книги, помогающие в изучении школьной программы.

На вопрос "Чем ты любишь заниматься в свободное время?" 50% новороссийских школьников 7 - 14 лет ответили, что смотрят кино, читают 45%, отдают предпочтение музыке 34%, рисуют, занимаются домоводством, играют в компьютерные игры и т. п. 35%. Это и другие исследования показывают, что "видеокультура" в какой-то степени теснит детское чтение, особенно в досуговой его части (которая отмечается как "чтение для себя"). В ситуации, когда фонды библиотек не всегда могут удовлетворить юного читателя, есть риск, что в чтении ребят могут произойти необратимые изменения. Ранее ученые не фиксировали столь значительного влияния телевидения на детское чтение, но отмечали ослабление интереса к чтению, который не стал постоянным и осознанным, сокращение доли чтения в структуре свободного времени.

На вопрос "Любите ли вы читать?" положительно ответили 75% респондентов. Читают только в силу необходимости 22% опрошенных, 3% -- не читают вообще, предпочитая другие занятия.

По прежнему первое место на шкале читательских интересов (опережая следующие 2 позиции - историческую книгу и сентиментальный роман более чем на 30%) стоит приключенческая книга, к которой мы отнесли также фантастику и детектив, опираясь на ряд общих характеристик: динамичность и напряженность действия; загадочность и непредсказуемость сюжетных поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и морализирующего начала и т.д. Данной тематике отдает предпочтение 72,3% респондентов.

Приключения, фантастика, детектив 72,3%11

Вверх по шкале значимости переместились такие темы, как история (с 7 места на 2), о сверстниках (с 10 - на 5), о жизни замечательных людей (с 13 - на 6). Стабильно высоким остался интерес к приключенческой литературе, детективам, фантастике, книгам о любви; стабильно низким - к профориентационной тематике. Снизился читательский интерес к литературе о войне, об искусстве. Все эти изменения, на наш взгляд, тесно связаны с современной социокультурной ситуацией.

Как у мальчиков, так и у девочек среди чтения, не связанного со школьной программой, проявляется интерес к зарубежной классике (Бальзак, Вальтер Скотт, Гюго, Диккенс). Из русской классики называют Пушкина, Лермонтова, Куприна, Короленко, Достоевского; из писателей двадцатого века - Зощенко, Астафьева, Рыбакова. У подростков повышен интерес к Библии, истории Отечества (А.К.Толстой, Николай Карамзин).

В жанровом рейтинге чтения у пермских подростков лидируют приключения, детектив, фантастика. По итогам опроса среди сельских ребят самым любимым писателем стал Майн Рид, что связано с выпуском серии его книг местным издательством. Среди любимых авторов - Пушкин, Берроуз, Марк Твен, Конан-Дойл, Верн, Беляев. Чтение научно-познавательной литературы занимает незначительное место, что в первую очередь связано с отсутствием этих изданий в фондах многих библиотек.

Различия в чтении мальчиков и девочек становятся заметны, когда девочки предпочитают для подражания героиню-женщину, а мальчики, соответственно, мужчину-героя. Однако таковыми сегодня все чаще оказываются не литературные, а телеперсонажи. В Курской области у девочек популярны книжные серии "Романы о любви", "Женская библиотека", произведения Ж.Бенцони, М.Митчелл, К.Маккалоу. Мальчики 12 - 15 лет увлекаются фантастикой, историко-приключенческой литературой, детективами. Девочкам того же возраста по душе книги о сверстниках, приключения, путешествия. Девочки-подростки выбирают журналы "Маруся", "Лиза" и им подобные, где есть сведения о моде и домашнем хозяйстве. Мальчиков больше интересует периодика с информацией о спорте, компьютерах.

В целом для значительной группы современных подростков характерно пассивное отношение к чтению. Оно рассматривается скорее как развлечение, а не как работа с книгой. Библиотека для большинства - место, где можно получить литературу чаще всего по школьной программе.

Только у 20% опрошенных достаточно времени на чтение "для души" (интересно, что из них три четверти - 15% от общего числа респондентов,- ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят читать). Остальные 80% участников устного опроса называют следующие причины нехватки времени на чтение (объем ответов превышает в сумме 80%, т.к. респондентам было предложено указать все постоянные факторы занятости): Школа - 60%; Дополнительное обучение (муз. и худож. школы, з/о мат. школа, различные курсы 29%; Работа - 8%; Друзья - 14%; Телевидение, музыка, видео 20%; Домашние дела и хобби 20%. Сегодня старшеклассник вынужден осваивать определенный объем литературы, напрямую не предусмотренный школьной программой. Речь идет о таких формах самостоятельной работы учеников, как рефераты, доклады, семинары. Количество объемных самостоятельных работ, выполняемых учениками в течении четверти, оценивается респондентами следующим образом. Учащиеся 8-х классов выполняют каждый 5-6 таких работ, учащиеся 9-х классов - 7-8, учащиеся 10-х - 9-10. Таким образом, осваивая по 2-3 печатных источника к каждому подобному заданию, старшеклассник в четверть прочитывает (просматривает, знакомится) от 12 до 25 изданий. Школа влияет на расширение репертуара чтения старшего подростка самым активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает, скорее наоборот - из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой сферы (недаром 25% опрошенных школьников практически не читают для досуга).

 

1.2. Особенности культурно - досуговой библиотечной деятельности

 

Издавно известно, что огромной силой влияния на людей (особенно подростков и юношество) обладает сфера досуга, так как удовлетворяет потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждения. Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, часто становится причиной противозаконной деятельности детской компании, импульсом к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Досуг, организованный в социально - значимых целях является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования у них активной, сознательной и созидательной позиции по отношению к окружающему миру, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей. Одним из таких досуговых учреждений и является библиотека.

В библиотековедческих исследованиях 80-90 х годов неоднократно отмечалось, что социальные функции публичных библиотеках центра общения и места проведения свободного времени их пользователей будут значительно расширены (59,60).

Культурно- досуговая деятельность публичных библиотек традиционно была направлена на развитие личности читателей и всегда связывалась с проведением свободного времени.

Культурно-досуговая деятельность библиотек отличается множественностью функций, связанных с удовлетворением различных культурных потребностей (в познании, в общении, в отдыхе, в красоте, в творчестве, в игре и др), которые способствуют проведению свободного времени и развитию личности пользователей библиотек. Культурно-досуговая библиотечная деятельность рассматривается как один из способов

реализации рекреативно развивающего потенциала сферы свободного времени, проводимого пользователями в стенах публичной библиотеки.

В настоящее время многие педагоги, библиотековеды, библиотекари – практики занимаются проблемами организации досуга подростков в библиотеках (58, 59, 60)).

Для организации досуга подростков в библиотеках составляются комплексные программы, продумывается четкая система проведения мероприятий, большое внимание уделяется комфортной среде, издается много методической литературы.

Хорошим подспорьем в планировании библиотечного обслуживания подростков в летний период является материал группы авторов «Решаем и планируем вместе», опубликованный в журнале «Народное образование.- В нем представлено семь универсальных программ деятельности летних детских лагерей, которые могут быть использованы для работы с подростками из различных социальных групп. Предложенные программы библиотеки могут взять за основу и использовать их в условиях как стационарной библиотеки, так и летней площадки при школе, летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха.

Большой популярностью у организаторов летнего отдыха детей и подростков пользуется журнал «Читаем, учимся, играем». В 1999 году второй номер в разделе «Литературное лето» представил сценарии литературных мероприятий, которые могут войти в программу Летних чтений любой библиотеки, работающей с детьми и подростками.

Специальная каникулярная программа «Ключ от лета» разработанная в Нижнем Тагиле опубликована в журнале «Читаем, учимся, играем».

Хорошим материалом библиотекарям в подготовке мероприятий в летний период окажет книга «Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей».- М.2003. Сборник содержит богатый теоретический и практический материал. В нем широко освещены вопросы организации различных видов деятельности подростков в условиях летнего лагеря, формы их проведения.

Помогая организовать подросткам свой досуг, библиотеки стараются, чтобы они могли не только развлечься, но и получить и полезную для себя информацию.

Что касается мальчиков, то их интересы не менее разнообразны, но структура чтения существенно отличается.

В настоящее время книжный рынок литературы для девочек и мальчиков разнообразен и богат. Множество серий посвящено проблемам, волнующим юных читателей.

Многих девочек заинтересовала серия «Секреты красоты для девочек». Эта серия со вкусом оформлена, в ней большое количество черно-белых рисунков, схем, фотографий. Качественная печать на хорошей бумаге, удачно подобранная гарнитура, постоянный, но отнюдь не навязчивый квадрат со словом «Совет» - все это прекрасно гармонирует с увлекательно поданным содержанием. В ней книги о девичьих прическах, об использовании платков и т.д.

Наиболее полно все аспекты жизни современной девочки отражает серия, которая так и называется «Для девочек». Одна из наиболее интересных книг серии – «Психология для девочек, или «Секретные дневники» (М: Наталис,2003).

Самые благие цели преследует книга «Рукоделие» (М:Премьера,2004). Ее стежки – дорожки поведут девочек по тропкам вязально – вышивальных фантазий.

«Фенечки для девочек» (М: Премьера, 2004 и «Комнатные растения» (М: Внешсигма:Премьера,2003) косвенно призваны разнообразить досуг девочек, а «Вечеринки»(М:Олимп,2004) самым непосредственным образом причастны к девичьему досугу. Гороскоп подарков и нарядов, тесты и игры для знакомства, психологические портреты, «прогулки» по интереснейшим

 

лабиринтам – все это реалии сегодняшней жизни присутствуют в названных книгах.

Современные мальчики с удовольствием будут читать вышедшие недавно книги. Одно из наиболее удачных изданий этого года, обращенных к подросткам –«Мальчишкины тайны» (М:Лабиринт, 2004), вышедшее в серии «Энциклопедии для мальчиков». Книга радует продуманностью оформления и подхода к теме. На форзаце изображены предметы, с которыми сталкиваются ребята в сложной мальчишеской жизни – футбольный мяч и боксерские перчатки, теннисные ракетки и карманный фонарик, компьютер и молоток.

Всем без исключения юным представителям сильного пола понравится прекрасно изданная книга Р.Кута «Книжка для мальчишек» (М: Махаон, 2004), вышедшая в серии «Учимся и отдыхаем», «Спорт», «Мир увлечений», «Живая природа», «Знай и умей».

Среди книг, посвященных досугу мальчишек, привлекает внимание издание серии «Для мальчиков».

«Азбука юного джентльмена» (М: Олимп, 2003) раскроет все премудрости, которые надо знать истинному джентльмену.

Как мы видим, разнообразие книг поможет подросткам найти для себя много интересной и полезной информации как в развитии своих увлечений, так и для удовольствия. В настоящее время книги для подростков отличаются ярким оформлением, богатым содержанием и красочным материалом.

1.3.Система форм и методов организации библиотечного досуга

Зная трудности в работе с такой непостоянной, самоуверенной, порой неуправляемой аудиторией как подростки, библиотекари выбирают особые пути к их сердцам и душам, находят такие формы общения, при

которых стираются границы взрослых и юных, учителей и учеников и приходит радость совместного труда, гармония отношений, которой так не хватает многим из нас.

В настоящее время в традиционные формы работы вносится новый элемент, чтобы хорошо знакомые ребятам выставка или литературный вечер, обсуждение или конференция стали новой, необычной, яркой встречей с книгой и библиотекой.

Библиотекари стараются использовать новые, необычные формы и методы подачи материала.

Формы и методы обслуживания достаточно разнообразные. Наряду с монологовыми формами (лекциями, обзорами) используются дискуссионные (дискуссии, диспуты), диалоговые (обзоры – диалоги, вечера – диалоги), а также игровые формы (аукционы, суды, КВН и др). Элементы театрализации вносят живой колорит в любые библиотечные формы работы.

Особенностью массовой работы в библиотеке является многообразие применяемых игровых форм. Психология читателя – подростка направлена на игру, в которой он вступает в общение со взрослыми и сверстниками. Игра выступает как средство эмоционального читательского общения, направленного не столько на развлечение, сколько на увлечение общим интересом (55, с.56)..

По игровой методике возрождаются сейчас традиционные формы массовой работы. Библиотеки объединяют литературные игры в игровые программы – целевые, тематические, жанровые и т.д. Для создания неформальной среды общения организуют игротеки (например, цикл «Праздник читательских удовольствий»).

Игровые формы занимают особое место в работе с подростками.

И.С. Кон считал игру “механизмом самоорганизации и самообучения” психики ребенка. Он видел в ней обобщенную модель формирования “самости ребенка”, способ собирания им “своего Я”, важнейшую универсальную форму, в которой идут “мощные процессы самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения, самоутверждения и самореабилитации” (27, С.65).

Игра для школьников всех возрастов является самостоятельным видом деятельности, обязательным элементом всех других видов деятельности. Могучую силу игры отмечал еще Я.А. Каменский. Он считал, что ребенок отражает в игре самые серьезные стороны жизни. во внеклассной работе школьники участвуют в основном посредством ролевых игр, творческих состязаний. Участвуя в игре, дети часто сами придумывают ее ход, правила, то есть они одновременно являются ее участниками (исполнителями) и авторами (организаторами). В игре учащиеся подражают определенному нравственному образцу, примеру, который их привлекает. Поэтому учителю надо очень внимательно относится к игре, способствовать тому, чтобы дети подражали достойному примеру. Л.С. Выгодский акцентировал в игре способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. Ценность игровой деятельности учащихся во внеклассной работе заключается в том, что в ходе игры школьники часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением, могут проявить себя смелыми, эрудированными, усидчивыми, удачливыми. при разумной организации игровая деятельность является школой жизни, школой труда и общения. Игра способствует укреплению чувства товарищества, развитию инициативности и самостоятельности.

Игра – лучший способ общения с окружающим, познания действительности, возможность испытать себя. “Волшебным ключиком” при этом выступают одна из важных сторон игры – ирония и тесно связанные с ней комическое начало, смех, психологическое раскрепощение.

В подготовке и проведении любой игры можно выделить следующие этапы: подготовительный, процесс игры, анализ ее результатов.

Подготовительный этап. Выбирается тема игры, ее сюжет, правила, происходит распределение ролей, приглашаются члены жюри, решаются необходимые организационные вопросы, участникам рекомендуется соответствующая литература.

Процесс игры. Ведущий знакомит участников с правилами игры, следит за тем, чтобы они соблюдались, пытается включить в “игровое пространство” как можно больше присутствующих.

Анализ. Это главный обучающий момент игры. Его проводит руководитель (учитель) вместе с членами жюри и другими заинтересованными сторонами. Подводятся итоги состязания, победители получают призы. Основное правило: анализируется ситуация, результат ее разрешения или степень соответствия роли, а не личности участников.

В настоящее время выработано множество форм игр. Среди них- викторины, брейн-ринги, ситуационные игры, ролевые игры.

Викторины, пришедшие с телеэкрана игры “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Поле чудес”, “Умники и умницы” стоятся в режиме: вопрос ведущего – ответ команды или отдельного участника.

Вопросы должны соответствовать интеллектуальной подготовке аудитории. Наряду со сложными вопросами необходимы простые вопросы (на сообразительность, чувство юмора). В противном случае играть будут лишь несколько наиболее подготовленные ребята, а не вся аудитория и большинству будет скучно. Вопрос желательно задавать так, чтобы известный предмет и факт был показан с необычной стороны, нестандартной точки зрения.

Очень полезно при получении ответа на вопрос показать ребятам источник (источники), где они подробнее узнают о затронутом в нем человеке, предмете или теме. Это стимулирует самообразовательную деятельность участников викторины.

В ситуационной игре соревнуются две команды. Каждой из них демонстрируются (театрализованная сценка, фрагмент художественного или документального фильма) или “проговаривается” (“описывается”) несколько ситуаций. Задача команды – или выявить ошибки, которые совершили ее “герои” или дать свой вариант правильного и целесообразного выхода из предложенной ситуации. Правильность ответов оценивает “экспертная группа” в состав которой могут войти учителя, специалисты по теме игры, наиболее авторитетные представители учащихся и т.д.

Суть ролевых игр в том, что их участники принимают на себя определенные роли и стремятся реализовать их в конкретной воображаемой ситуации. Характерной особенностью ролевых игр является подражание поступкам других людей в соответствии с содержанием игровой ситуации. При этом могут быть использованы как реальные роли, то есть те, в которых учащиеся пребывают в данный момент (школьник, читатель, брат, сестра т т.д.), так и те, которые им могут встретится в будущем (корреспондент, ученый, преподаватель и т.д.)

По своему характеру ролевые игры относятся к имитационным. Основные виды ролевых игр: проведение интервью, дискуссий, пресс-конференций, проигрывание различных ситуаций.

Игра – лучший способ общения с окружающим, познания действительности, возможность испытать себя

Практически все ЦБС области активно используют игровые формы. Следует признать, что наиболее активно, интересно, целенаправленно и систематически работа по развитию интеллектуальных способностей юных читателей, приобщению их к необыкновенному миру интеллектуальных игр ведется вот уже более 15 лет в Приволжской ЦБС. Руководитель клуба любителей интеллектуальных развлечений “Эврика” С.П. Изотов сумел создать атмосферу творчества во всем районе, заразить своей увлеченностью много библиотек-филиалов. В 2004 году реализовывалась программа “Книга. Библиотека. Интеллект”. Ее центральное событие - интеллектуальный марафон “Кумекалка”. В нем приняли участие не только юные читатели библиотек-филиалов Приволжского района, но и юные эрудиты других районов, в том числе и города Кинеля.

Подростки 13-14 лет входят в среднюю группу. Темы интеллектуальных игр самые разнообразные. Это и краеведческая тематика, историческая, патриотическая, юбилеи писателей.

Обязательным элементом должна быть наглядность, яркость, красочность в оформлении всех форм летнего отдыха подростков.

Надо идти в ногу со временем, считаться с реалиями сегодняшнего дня. Традиционный обзор можно преподнести как «рекламу книг». Чтобы возродить такие формы, как читательские конференции, обсуждения книг и диспуты, можно использовать диалоговые формы работы, ролевые игры. Заседание круглого стола о проблемах свободного времени подростков ведут ребята, выступающие в ролях социолога, юриста, библиотекаря, музыковеда, корреспондента. Дискуссионные качели, час размышлений над книгой, традиционный диспут может пройти как ток – шоу. Часто используемые в массовой работе литературные викторины, библиотекари могут устраивать в форме аукционов и т.д.

Форма вечера (литературно-музыкальной композиции и т.д.) позволяют использовать воздействие на душу человека различных видов искусств. Элементы режиссуры (мизансцены участников, освещение и т.д.) помогают создать особую художественную атмосферу, способную затронуть эмоции присутствующих.

В сценарий вечера (праздника, литературного салона и т.д.) могут войти (помимо текста ведущего, фрагментов документальных и художественных произведений, музыки) целесообразно включить игры и другие формы, способствующие подключению к действию аудитории.

При подготовке вечера (праздника, салона, бала, и т.д.) решаются организационные вопросы, пишется сценарий, подбирается оформление и музыкальное сопровождение. Поскольку вечер (праздник и т.д.) воспринимался как целостное мероприятие, необходимы репетиции со всем принимающими в нем участниками – ведущим, чтецами, ответственными за музыкальное сопровождение и демонстрацию слайдов и т.д..

Литературные салоны, балы, ассамблеи вновь возрождаются в библиотеках. Чаще всего это театрализованная форма, используются музыкальные фрагменты, показывается определенная эпоха.

Конкурсы на лучшую поделку, рисунок, икебану развивают у детей фантазию, подталкивают к самостоятельному творческому поиску.

Организация досуга подростков – одна из основных целей деятельности большинства библиотек, достижению которой способствуют многочисленные клубы по интересам для подростков. Клубная работа даст возможность и библиотекарям и участникам клуба наиболее полно реализовать свои творческие возможности.

Клубы и объединения по интересам, кружки относятся к комплексным формам работы.

Психологи отмечают характерную для молодежной среды потребность в культурных контактах, которые развиваются в форме малогруппового, так называемого “камерного”, общения в кругу сверстников, близких по интересам, по увлечениям, способу проведения досуга.

“Клубные занятия, - пише



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: