Программы летнего чтения как средство активизации досугового чтения подростков.




 

Уже стала традиционной для всех региональных детских библиотек работа с книгой во время летних каникул по Программам летних чтений. Летние чтения воспитывают у ребят интерес к книге, приобщают к культуре чтения, развивают детскую фантазию и творческие способности. Кроме того, Летние чтения в какой-то мере решают проблемы занятости детей и подростков в каникулы.

В Самарской ОДБ программа Летних чтений называлась «По книжным тропинкам лета». «Книжные тропинки» – это буклеты, разные цвета которых обозначали различные задания, которые нужно было выполнить в течение лета: синяя тропинка – краеведческая, оранжевая – библиотечная, сиреневая – сказочная, красная – историческая. Ребята выбирали для путешествия в мир книг одну из пяти «книжных тропинок», по которым они «странствовали» летом. Подростки 10 – 14 лет вели дневники прочитанных произведений, рисовали иллюстрации к своим любимым книгам, писали рецензии и отзывы. Все участники летних чтений посещали различные мероприятия: беседы, конкурсы, викторины и т.д. Победители программы получили призы: посетили литературный дом-музей А.Н. Толстого, областной историко-краеведческий музей ми. П. Алабина, спектакли Самарского театра кукол. Подобные интеллектуально и эстетически насыщенные призы помогают поддержать интерес к библиотеке и чтению[22].

В Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина уже десять лет организуется Программа летнего чтения «Встречаемся в библиотеке» под разными девизами: «Читай и ты улетишь», «У книг не бывает каникул», «Не дня без книжки» и др. Открывает Программу летних чтений праздник «Здравствуй, книжное лето!». Ребятам было предложено отправиться в увлекательное путешествие в Книжное царство в поисках самых интересных книг, принять участие в викторинах, конкурсах, литературных турнирах. Итоги Программы были подведены в сентябре на литературном празднике «Его Величество – Читатель». К празднику была приурочена выставка творческих работ читателей – активных участников Программы летнего чтения; отзывы о прочитанных книгах, рефераты, поэтические объяснения в любви к книгам, литературным героям, библиотеке и даже журналам; оригинально оформленные кроссворды. Трем абсолютным победителям в номинациях «Самый творческий читатель», «Самый активный читатель» и «За верность теме» получили приз «Читаник» (фигурка читающего мальчика) и энциклопедии «Аванта». Еще 10 читателей получили поощрительные призы – наборы книг. Спонсором праздника выступила книготорговая сеть «Читающий Саратов», директор которой был самым почетным гостем на этом празднике.

Тюменская ОДБ летом организовала цикл литературно-творческих занятий для школьных лагерей «Лето, книга, фантазия», включающий в себя экологическую викторину, литературную игру-фантазию, познавательную программу «Каникулы без скуки», литературно-творческую экспедицию по произведениям А.С. Пушкина. Для подростков проводился читательский конкурс «Книжная галактика», посвященный фантастике[23].

Хочется подчеркнуть, что Программы чтения, в рамках которых ведется работа по приобщению к чтению подростков, охватывают все направления деятельности библиотеки: патриотическое, краеведческое, нравственное, духовное, экологическое, эстетическое и адресованы различным категориям подростков: от «трудных» до одаренных. Программы предусматривают комплексное информирование о литературе широкой тематики и активную работу с этой литературой. Таким образом, реализация Программ чтения, по которым работают детские библиотеки России, способствует тому, чтобы чтение было привлекательным, интересным и полезным для подростка, позволяет более продуманно строить систему работы с юными читателями с активным привлечением заинтересованных лиц, учреждений. Программы позволяют совершенствовать формы и методы обслуживания читателей, и к тому же определяют «лицо библиотеки», ее привлекательный имидж[24].

«Отдыхай, книжку не бросай» - таков девиз читателей Государственной краевой детской библиотеки, где вот уже на протяжении более десяти лет действует программа литературных каникул «Лето не для скуки». Библиотека предлагает своим юным читателям разнообразие мероприятий – и театрализованные представления, и игры-обзоры, и экспедиции в «затерянные» миры, и книжные выставки, и литературные круизы, и географические информжурналы, и искусствоведческие расследования, и музыкальные вечера. Словом, не только чтением ограничивается досуг юных пользователей в этой библиотеке. Часть мальчишек и девчонок стремится блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады, отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках[25].

Все эти весьма популярные у подростков разнообразные формы библиотечной работы используются в сотрудничестве с пришкольными летними лагерями. Отдыхающих там ребят библиотека приглашает в стены «книжного царства», где юные пользователи знакомятся с новинками литературы, имеют возможность проявить смекалку и просто поиграть в интересные и обязательно познавательные игры.

Работа строится на основе интересов подростков. Привлекательны и интригующи сами названия мероприятий. Кому не захочется посмотреть, а то и поучаствовать в театрализованном представлении «Путешествие по нечитанным страницам», литературной экспедиции «О динозаврах всерьез и с юмором», Пиратском празднике, «Журнальном коктейле», испытаниях «Робинзонады». Библиотека предлагает подросткам не только книги, но и настольные игры, видеопросмотры (видеосалон «Волшебный экран»)[26].

С 1 января 2000 года отдел индивидуального абонемента в одной из библиотек г. Ставрополя преобразован в отдел досугового чтения и библиотечного маркетинга. Это обусловлено необходимостью оптимального сочетания новых элементов и принципов работы библиотеки с традиционными - полюбившимися многим нашим читателям - направлениями и формами работы. Главная цель деятельности отдела - способствовать реализации прав человека на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, помогать в образовательной и профессиональной деятельности. Особое направление деятельности отдела - реабилитация личности человека с врожденной или приобретенной инвалидностью. Концепция развития отдела на 2000-2001 годы представлена рядом программ: "SOS! Человек" - программа содействия выживанию пожилых в экcтремальных условиях современной жизни. "Визит" - программа организации библиотечного обслуживания на дому жителей города Ставрополя, лишенных мобильности. "Мир реализованных возможностей" - программа работы с детьми-инвалидами. "35+10" - программа совместных действий отделов обслуживания по активизации работы с инвалидами средних лет. "Шаги" - программа внедрения элементов маркетинга в практику работы библиотеки.

 


[1] Ефремова М.П. Есть ли перспектива?: досуговая деятельность современной библиотеки/ М.П. Ефремова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С. 10.

[2] Невский ВЛ. Культурная работа в рабочей библи­отеке / В.А. Невский. — М.: Труд, 1925. — 118 с. – С. 53.

 

[3] Ловкова

[4] Ловкова

[5] Фирсов В.Р. Библиотека в социокультурной ситу­ации / В.Р. Фирсов // Советское библиотеко'веде-ние. — 1989. — №4. — С. 14—17.

[6] Ловкова С.

[7] Ловкова

[8] Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: научно-практическое пособ / Е.В. Домаренко – М., 2006. – С. 23.

[9] Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Слов.-справ. / В.Е. Новаторов / Алтай, гос. ин-т культуры. — Омск, 1992. — 182 с.

[10] Ефремова М.П. Есть ли перспектива?: досуговая деятельность современной библиотеки/ М.П. Ефремова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С. 10.

[11] Ефремова М.П. Есть ли перспектива?: досуговая деятельность современной библиотеки/ М.П. Ефремова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С. 11.

[12] Ефремова М.П. Есть ли перспектива?: досуговая деятельность современной библиотеки/ М.П. Ефремова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С. 10 – 11.

[13] Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: научно-практическое пособ / Е.В. Домаренко – М., 2006. – С. 48 Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: научно-практическое пособ / Е.В. Домаренко – М., 2006. – С. 50 – 52.

[14] Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: научно-практическое пособ / Е.В. Домаренко – М., 2006. – С. 48 Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: научно-практическое пособ / Е.В. Домаренко – М., 2006. – С. 52 – 53.

[15] Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: научно-практическое пособ / Е.В. Домаренко – М., 2006. – С. 48 Домаренко Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотек: научно-практическое пособ / Е.В. Домаренко – М., 2006. – С. 53.

[16] Игнатова Л.Ф. Дай волю фантазии / Л.Ф. Игнатова // Библиотека. – 2005. - № 6. – С. 67.

[17] Тамбовская библ

[18] Вяльцева Г. Салон общения ждет новых друзей / Г. Вяльцева // Библиотека. – 2005. - № 7. – С. 23.

[19] Воро0бьева Н.Н. Праздник удовольствий/ Н.Н. Воробьева // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 58 – 59.

[20] Ефремова Н.П. Есть ли перспектива?: досуговая деятельность современной б-ки/ Н.П. Ефремова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С. 10

[21] Гребенникова.- С.57.

[22] Деятельность центральных региональных детских библиотек в поддержку чтения: Информационный обзор. - М., 2003. – С. 20 – 21.

[23] Деятельность центральных региональных детских библиотек в поддержку чтения: Информационный обзор. - М., 2003. – С. 21 – 22.

[24] Деятельность центральных региональных детских библиотек в поддержку чтения: Информационный обзор. - М., 2003. – С. 22.

[25] Белуза Л.М. «Отдыхай, книжку не бросай!»// Библиотека. – 2005. - № 6. – С. 47.

[26] Белуза Л.М. «Отдыхай, книжку не бросай!»// Библиотека. – 2005. - № 6. – С. 48.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: