1. Фильмы Алексея Германа-старшего: пример авторского кино советского и пост-советского периодов: «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах» - «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом».
«Проверка на дорогах» (1971) – дебют Алексея Германа. Снят по повести Юрия Германа «Операция „С Новым годом!“» о полицае, который присоединился к советским партизанам, желая искупить свою вину. Фильм положили «на полку», как дегероизирующий сопротивление врагу во время ВОВ, и выпустили на экран в 1985 году как «Проверка на дорогах». «Мой друг Иван Лапшин» (1984) по повести Юрия Германа «Лапшин». События 1930-х годов даны как воспоминания взрослого человека, в ту пору 9-летнего мальчика. Угрозыск ловит банду. Его начальник — Лапшин, бывший участник гражданской войны, живёт в коммуналке. Он влюблен в актрису местного театра, а она – в приезжего журналиста Ханина. Режиссёра упрекали в очернении действительности и дегероизации эпохи 30-х годов. Здесь из микросюжетов соткан образ провинциального города и целой эпохи. «Хрусталёв, машину!» (1998) — снят о последних днях сталинской эпохи усложнённым киноязыком. Название — фраза Берии. Генерал-врач, почувствовав скорый арест, бежит из Москвы, его по доносу арестовывают, подосланные зэки его насилуют, затем его освобождают и отправляют спасать умирающего Сталина. Безжалостный водоворот истории уносит прочь её лучших людей, искренне верящих в идеалы и мифы своего времени, — сквозная тема всех фильмов Германа. «Трудно быть богом» (2013) снят по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких; последний фильм Германа. Работа над картиной продолжалась около 14 лет и завершилась уже после кончины режиссёра. На планете, погружённой в Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются не нарушать логическое развитие истории, но это им не удается. Центральная мысль фильма — низменность и скотство человеческой природы. Картина эпатажна, лишена стройного сюжета и явно непригодна для массового зрителя. При этом обилие грязи и насилия по контрасту может заставить позитивно взглянуть на окружающий нас мир.
|
2. Принципы преподавания основ мастерства режиссёра кино и телевидения и смежных с ним дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Учёные говорят о новом качестве образования. Это должна быть не передача учащимся определенного объема знаний, а приобщение обучающихся к накопленному человечеством опыту. Не сумма знаний требуется, а лично приобретённое понимание профессии через личный опыт. Такой подход стимулирует личное творчество, делает понятным чужой опыт. Великий театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд считал, что режиссуре нельзя научить, но помочь научиться можно. Эта профессия сложна своей многослойностью. Экранное произведение это взаимодействующие во времени художественные звукозрительные образы. Превращение объективной реальности в субъективную реальность экранного произведения роднит режиссёра с живописцами, графиками, скульптурами. Но режиссёр имеет дело ещё и со временем. Экранное произведение это развивающийся на экране процесс, который, как правило, имеет вид начавшейся, развивающейся и заканчивающейся истории. Значит режиссёр должен уметь рассказывать истории, а этим занимается литература. Но литература обращена к воображению читателя, а режиссёр должен предложить зрителю образы своего воображения. ЭИ это синтез искусств и работают в нём драматурги, операторы, художники, актёр, звукооператоры, звукорежиссёры, продюсеры. Режиссёр должен быть высоким специалистом во всех профессиях. Учить этим знаниям обычным способом невозможно. Единственный выход – непрерывная практика под руководством педагога-режиссёра, который является не истиной в последней инстанции, а старшим товарищем, вместе с которым обучающийся решает творческие задачи. Это принцип метода «Проблемного обучения». Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Выделяют 3 этапа «проблемного обучения»: Первый этап. Совместно с педагогом. Возникшая перед будущим режиссёром творческая проблема должна быть трудной, но посильной. Она должна быть осознана им и принята необходимость её решения. Второй этап. Без педагога. Будущий режиссёр анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу. Если их недостаточно, то он самостоятельно ищет недостающие знания. Третий этап. Совместно с педагогом. На этом этапе суммируются полученные самостоятельно и имеющиеся у педагога знания. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему. В каких формах осуществляется проблемное обучение: Лекции, когда педагог ставит перед собой проблему и на глазах учеников её решает. Семинары, когда решение проблемы находится в диалоге. Самостоятельная работа, когда ученик самостоятельно ставит проблему и решает её. К преимуществам проблемного обучения относятся: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
|