1. В контексте общего развития искусства проследить цепь исторических событий, способствовавших возникновению кинематографа.
Сначала открывается принцип персистенции, инерции зрительного восприятия. Это в 1826 делает бельгийский физик Жозеф Плато: он 25 секунд не отрываясь смотрит на солнечный диск, в конце концов ослепнув, на сетчатке отпечатывается круг света; он же в 1832 конструирует фенакистоскоп – первый прибор в процессе изобретения кино. Затем, в 1939 Луи Дагер публикует способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром, т.е. фотографию. Возможность превратить ее в движущиеся изображения, постепенно открывают многие, но в первую очередь английский фотограф Эдвард Майбридж, в 1872 создавший пофазную последовательность снимков движущегося объекта; французский фотограф Жюль Марэй, в 1882 сконструировавший «фотографическое ружье» (скоростную фотокамеру); и американский изобретатель Томас Элва Эдисон, в 1889 превративший скоростную фотокамеру в кинокамеру — кинетограф. Однако, чтобы посмотреть материал, отснятый на кинетограф, Эдисону приходится конструировать и просмотровый аппарат, кинетоскоп (первые фильмы — «Чихание», «Боксирующие кошки» и др.). Спустя несколько лет появляется и кинопроекция. В 1894, увидев в кинетоскопе фильмы Эдисона, французские изобретатели братья Люмьер конструируют синематогрàф (съемочную камеру + проектор). В 1895 с помощью синематогрàфа они проецируют на экран специально отснятые фильмы («Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Прибытие поезда на станцию Ле Сьотà», «Политый поливальщик» и др.). Люди, пришедшие 28.XII.1895 в парижское Гран-кафе, на Бульваре Капуцинок, на первый публичный (с продажей билетов) киносеанс, становятся первыми кинозрителями, а сам зал Гран-кафе — прообразом кинотеатра. Так возникает кинопрокат; первичными условиями для него оказываются: 1) проецирование движущихся изображений на специальный экран; 2) коллективное восприятие экранного зрелища.
|
2. Работа режиссёра над реализацией замысла аудиовизуального произведения в сотрудничестве с оператором. Выбор оптимальных выразительных средств и методов съёмки.
Режиссёр заразить оператора своей идеей, актуальностью темы, масштабом, возможностями реализации замыслов и наконец ещё и азартом собственного отношения. Вместе они должны составлять раскадровку, мезансценирование, крупности, движения камеру, световую атмосферу. Оператор участвует в отборе локаций и освоении, составляет свою экспликацию. Планировка декораций. Детально и со всех позиций обсудить и разработать планы предполагаемых снимаемых монтажных фраз, сцен и эпизодов. Оператор по итогам творческой работы над сценарием и на основе раскадровок или плана снимаемых сцен и эпизодов (в документальном) определяет места для расстановки камер и необходимость применения любых других технических средств. Разрабатывает световую и цветовую партитуру. Руководит установкой специального освещения, контролируя работу осветителей, качество эффектов, светового и цветового изображения. И, как следствие, оператор руководит операторской группой. Режиссёр при этом контролирует и утверждает процесс. Операторы обычно говорят: "мне нужно построить кадр", "мне нужно выстроить композицию кадра", "мне нужно осветить кадр". Правила композиционного построения кадра: сочетание основных и второстепенных элементов конструкции изображения; обеспечение условного равновесии объектов в кадре, симметричное и асимметричное расположение объекта; кадрирование – точный выбор, исключение или ограничение предметов, форм действия и объёмов пространства в рамках кадра; соотношение и влияние на восприятие соотношений светового и колористического решения; построение перспективы - светотональная, линейная, оптическая; умение точно воплотить замысел в съёмке с учётом будущего его применения в монтаже для любого режиссёра и оператора важнейшая составляющая профессионального мастерства. Кадр может быть безупречным, но совершенно не вписываться в общую последовательность и концепцию. От этого зависит главное - зрительское понимание хода развития действия сюжета, развития событий, зрительская трактовка судьбы экранного героя. Кадр снятый «красиво, но не в тему», даже если он получится самым эффектным, всё равно не должен попасть в монтаж… Там он будет «вставным зубом», лишним звеном. Требовательный и профессионально жёсткий режиссёр уже в процессе съёмки оберегает и от этого своих коллег.
|