ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9. 1. Драматургия А.Н.Островского и кинематограф: фильмы «Бесприданница» Я.А.Протазанова




1. Драматургия А.Н.Островского и кинематограф: фильмы «Бесприданница» Я.А.Протазанова, «Без вины виноватые» В.М.Петрова, «Женитьба Бальзаминова» К.Н.Воинова, «Жестокий романс» Э.А.Рязанова.

 

Островский приобрел лит известность после публичных чтений комедий «Картина семейного счастья» (1847) и «Банкрут» (1849). Первое его сочинение пост в театре — «Бедная невеста» (1853). С этого времени в течение последующих 30 лет каждый сезон Островский ставит новую пьесу (иногда две и даже три). В общей сложности написал 47 оригинальных пьес и еще семь в соавторстве. Переводил Шекспира, Маккиавелли, Сервантеса, Гольдони. В ранних пьесах Островский, по словам А.И.Герцена, раскрыл «глубочайшие тайники неевропеизированной русской жизни». В пьесах «Доходное место» (1857), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1877) Островский делает объектом изображения Россию эпохи «либеральных реформ» с ее новыми социальными типами. Н.А.Добролюбов характеризовал произведения Островского как «пьесы жизни». В них «нет никаких особенных махинаций, нет искусственного развития действия в ущерб действительной простоте и жизненности характеров»; тут «на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». Термин «пьесы жизни» поддержал сам Островский. «Драматическое произведение, есть не что иное, как драматизированная жизнь». Пьеса «Бесприданница» (1878) явилась предтечей «новой драмы» Чехова с ее поэтикой полутонов и сложной психологической мотивацией поступков. Островский имеет богатейшую историю на отечественной сцене. Лучшие экранизации драматургии Островского: фильмы «Бесприданница» Я.А.Протазанова (1936) – критики писали, что экранизация слащавая, а образ Паратова слишком пошлый, нет глубины характера, Рязанов заметил, что фильм сделан в стилистике немого кино (пластика); «Без вины виноватые» В.М.Петрова (1945) – фильм-спектакль, «Женитьба Бальзаминова»К.Н.Воинова(1964)–по мотивамтрилогии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдёшь, то и найдёшь)», «Жестокий романс» Э.А.Рязанова (1984) - По мнению критиков, история Ларисы Огудаловой была трактована Рязановым в духе «Мадам Бовари»; неслыханной дерзостью по отношению к материалу Островского представлялось то, что весьма идеализированная в пьесе Лариса по сценарию проводит ночь с «обаятельным русским плейбоем» Паратовым, после чего ей стреляет в спину истеричный Карандышев.

 

2. Основы теории экранного искусства: эпизод как структурный элемент драматургии. Композиция и взаимодействие эпизодов. Эпизод как драматургический узел.

Эпизод - часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение. Происходит от греческого "episodion"- буквально "вставка". Имеет значение "случай, происшествие". Таким образом, членение на "эписодии" было свойственно ещё древнегреческой драматургии. Классическая драматургия Х1Х века делит акты на "явления", что подчёркивает значение появления на сцене каждого нового персонажа. "Новая драма" (Чехов, Горький) избегает деления акта на эпизоды, утверждая тем самым идею непрерывности потока жизни. Вопрос деления произведения на эпизоды становится прерогативой режиссуры. Режиссёр не может обойтись без анализа сюжета по принципу выявления событийного ряда и вычленения основных смысловых узлов, отделения их от проходных и второстепенных. Основным принципом, позволяющим режиссёру разделить сюжет на эпизоды, является обнаружение событий (значительный эпизод) и конфликтных фактов (проходной эпизод). Выстраивается композиция сюжета: от исходного события - к центральному (кульминационному), а от кульминации - к главному (развязке). В кино деление сценария на эпизоды подчинено смене локаций, монтажу отрезков времени и т.д.. Режиссёр должен различать эпизоды смысловые, событийные и проходные, информационные. Выстраивая композицию сюжета, режиссёр должен объединить несколько эпизодов сценария в единый блок, подчинённый одному событию. Здесь точно так же композиция сюжета строится по принципу: от исходного - к кульминации, а от неё - к развязке. Документалистика и различные телевизионные форматы используют деление сценария на эпизоды. Без такого поэпизодного плана режиссёр запутается выстраивая повествование, а зритель, потеряв нить сюжета, не различая важное от второстепенного, утратит интерес к программе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: