1. «Бродячие сюжеты» и «вечные образы» мировой культуры в будущей творческой деятельности.
«Вечными образами» называют персонажей мировой культуры, которые существуют на протяжении длительного исторического времени — века и даже тысячелетия. Они воплощаются в произведениях разных форм и жанров: в литературе и театре, музыке и изобразительном искусстве. Обстоятельства, происходящие с этими персонажами, образуют «бродячие сюжеты». Переходя из одной эпохи в другую, «вечные образы» укореняются в культурах разных стран и народов, присваивают различные национальные традиции и находят новые обличья. Отсюда вариативность «вечных образов» и бесконечное разнообразие воплощений «бродячих сюжетов». При этом непременно сохраняется изначальная сюжетная матрица. «Бродячие сюжеты» и «вечные образы», как правило, имеют мифологические корни. Обширный комплекс сформировался на почве античных мифов и средневековых легенд. «Вечными образами» стали персонажи библейского предания. Из века в век Зевс похищает Европу, приняв облик быка, и овладевает Данаей, пролившись золотым дождем; Прометей, прикованный к скале Кавказа, терпит муки за то, что дал людям огонь; аргонавты плывут в Колхиду за золотым руном; Антигона наперекор запрету хоронит тело убитого брата; Авраам, испытуемый богом, заносит меч над сыном; Юдифь отсекает голову спящего Олоферна, чтобы спасти родной город от завоевателей; Блудный сын, претерпев лишения, возвращается. К «бродячим сюжетам» и «вечным образам» постоянно обращаются. Чернокнижник доктор Фауст, герой «народной книги», напечатанной в 1587 году, в дальнейшем стал главным лицом драмы Кристофера Марло, трагедии Гёте, сценической кантаты Берлиоза, опер Гуно, Бойто, кинофильмов Рене Клера, Александра Сокурова. Сохраняя основную схему «бродячего сюжета», художник наполняет его собственным содержанием. Поэтому «вечные образы» получают столь разные, а иногда диаметрально противоположные интерпретации. Все доны Жуаны убивали на поединке Командора и в финале погибали от рукопожатия статуи Командора, но характеры и мотивы их поступков явно различались. Дон Хуан, сочиненный Тирсо де Молиной, — сексопат и циник, называющий себя мастером издевки. Дон Жуан Мольера — холодный прагматик, способный верить только в то, что дважды два — четыре. Дон Гуан Пушкина — искатель идеала женской красоты и герой трагедии, а не комедии, как у Мольера и Тирсо. «Вечные образы» и «бродячие сюжеты» формируют глобальный интертекст мировой культуры. Их история наглядно показывает, как происходит смена культурных парадигм, эстетических представлений и художественных стилей.
|
2. Руководство творческим процессом реализации аудиовизуального проекта как методика постановки творческих задач съёмочной группе. Профессиональная этика.
В экранном творчестве и режиссёр, и драматург, и оператор работают совместно. Каждый использует выразительные средства своей профессии и основным камнем преткновения при этом является взаимопонимание. Общий язык, как профессиональная форма общения - понятие не только образное. При этом Режиссёр - главная фигура творческого процесса создания экранного произведения. Он обязан владеть специальной терминологией в совершенстве, уметь объясняться на профессиональном языке точно, исключая любую возможность неверного толкования смысла своих идей и планов. Главным документом и результатом подготовки режиссёра и всей творческой группы является «режиссёрский сценарий». Это тот документ, по которому можно понять, какими средствами будет достигнуто то, что задумал режиссер. По качеству и детальности проработки будущей съёмки уже продюсер решает свои задачи и может судить об уровне и профессионализме разработки. Он определит и выстроит график работы, распределит средства и найдёт тех возможности. "Раскадровка" - последовательность нарисованных кадров будущей картины с номерами, длительностью, методами съёмки. Должна соответствовать последовательности сцен (локаций) в будущих эпизодах с учётом расположения точек съёмки, траекторий движения снимаемых объектов и самой камеры. Именно раскадровки (съёмочный план в документальном производстве) представляют собой ключевую часть концепции в творческом плане. Они помогают сократить затраты. Экранное творчество в том числе и технологический процесс с финансовым обеспечением. Режиссёр и оператор должны уметь графически показать друг другу, что они хотят увидеть в кадре, в каком масштабе (крупности), в каком ракурсе. Этот способ удобен и для общения со всем составом творческой группы, включая звукооператоров и звукорежиссёров, художников по свету и художников оформителей, музыкальных редакторов и даже композиторов. При работе режиссёр обязан задавать себе вопрос - способствует ли то, что он придумал и собирается снимать или монтировать развитию сюжета, добавляет ли новый штрих к характеру персонажа или развитию и углублению в тему – работает ли на Идею. А нельзя ли добиться того же, но более оригинальным, экономным и эффективным способом, может художественный образ от этого станет ещё ярче? И в результате выиграют все, включая главного участника этого процесса – зрителя.
|