1. Неореализм и психологическая драма в европейском кинематографе 1945-1960 годов.
В послевоенное десятилетие Италия стремится преодолеть экономическую разруху и тяжелую социальную ситуацию как последствия мировой войны плюс шла активная политическая борьба христианских демократов и просталинских коммунистов. Если первые намерены ориентировать страну на Европу, то коммунисты — на сталинскую Москву. Эти обстоятельства порождают целое направление в литературе и кино — неореализм. Термин возник еще в 1942 по поводу первого фильма Л.Висконти "Одержимость", но направление складывается уже после войны. Сначала появляются фильмы о войне — "Рим — открытый город" (1945) и "Пайзà" (1946) Р.Росселлини, "Солнце еще восходит" (1946) А.Вергано, "Опасно, бандиты!" (1951) К.Лидзани и др. В частности, оба фильма Росселлини опираются на документальную съемочную манеру, на фактуру окружающего мира. Затем атмосфера в стране заставляет других режиссеров заинтересоваться переживаниями обычных людей и обратиться к массовой безработице ("Похитители велосипедов", 1948, В.Де Сики, "Рим, 11 часов", 1952, Дж.Де Сантиса), к острой ситуации с бывшими солдатами ("Бандит", 1946, А.Латтуады, "Горький рис", 1950, Дж.Де Сантиса), к многочисленным детям-беспризорникам ("Шушà", 1946, В.Де Сики), к организованной преступности ("Во имя закона", 1949, П.Джерми), к трагическому положению пенсионеров ("Умберто Д.", 1951, В.Де Сики) и т.д. Эти-то фильмы и оказываются неореалистическими. Они снимались в подчеркнуто документальной манере, вне павильонов, в реальных местах действия (потому они дешевы в производстве), по сюжетам из прессы; роли в них нередко исполняли неактеры. К середине 1950-х уровень жизни в Италии начал расти, и неореалистические драмы уступили место драмам иного типа — фильмам Ф.Феллини «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), Л.Висконти «Чувство» (1954), «Белые ночи» (1957), М.Антониони «Крик» (1957), где драматизм возникал не из жизненных условий, а из мировоззренческого и психологического выпадения человека из мира.
|
2. Работа режиссера с продюсером. Выбор оптимальных выразительных и технических средств, мест съёмки для формирования бюджета аудиовизуального произведения. Продвижение проекта.
Взаимодействие режиссера с продюсером начинается на самом начальном этапе. Обычно работа над проектом начинается с оценки потенциала идеи проекта продюсером. И, если продюсер считает, что проект имеет право на существование, он ищет под его реализацию инвестиции и собирает творческую группу из ключевых игроков: режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик и композитор. На этапе предподготовительного периода режиссер вместе с продюсером и автором сценария анализируют литературный сценарий, переписывая некоторые сцены на основе видения режиссера. Режиссер уже на этом этапе, работая над сценарием, обычно подразумевает, кого он хотел бы видеть на ключевых ролях, и при переписывании сценария это учитывается. Продюсер тоже имеет свое мнение по ключевым актерам и персонажам. Тут возникает некоторое противоречие, которое, часто является проверкой умения искать компромисс. По окончании предподготовительного периода концепция фильма утверждена, а в распоряжении продюсера находится литературный сценарий. В подготовительный период начинается формирование съемочной группы. Съемочную группу набирает административная группа по рекомендациям режиссера и оператора. Состав: режиссер-постановщик, второй режиссер, оператор-постановщик, осветители, художник-постановщик, звукорежиссер, реквизит, костюм, постановщики, ассистенты режиссера, оператора, рабочие на площадке. Очень важным членом съемочной группы является второй режиссер - планировщик. Его задача скомпоновать съемки материала таким образом, чтобы минимизировать потери времени на непроизводительные операции (перестановки плейбека, переезды). Учитывает занятость актеров, локаций и т.д. В результате документ, который он составляет, превращается в КПП на основе режиссерского сценария. Также в этот период проводятся: создание режиссерского сценария, кастинги актеров, кинопробы, проводится поиск и отбор локаций, рисуются раскадровки наиболее сложных сцен, продумываются визуальные эффекты (если они запланированы). В съемочный период основными документами являются режиссерский сценарий и КПП. Режиссер снимает фильм, а продюсер выполняет контрольно-обеспечивающие функции. Также продюсер следит за качеством съемочного процесса и финального съемочного материала. В монтажно-тонировочном периоде монтажер монтирует фильм, основываясь на творческих идеях режиссера. Одновременно проводится переозвучание, если не велось чистой записи звука на площадке, сведение звука, музыки. Продвижение фильма начинается одновременно с работой по его созданию. Уже на ранних этапах продюсер и режиссер определяют какие рекламные материалы и промо будут создаваться для продвижения фильма. Также часто вся работа по созданию фильма снимается второй съемочной группой и выкладывается в ютубе и социальных сетях в виде дневника съемок.
|