1. Трагедия Шекспира и ее воплощения в киноискусстве: на материале фильмов Ф.Дзеффирелли («Ромео и Джульетта», «Гамлет»), П.Брука («Король Лир»), Г.М.Козинцева («Гамлет», «Король Лир»).
К жанру трагедии Шекспир обратился после хроники и комедии. Первый его опыт в этом жанре — «Тит Андроник» (1594). Дальше «Ромео и Джульетта» (1595), «Юлий Цезарь» (1599), «Гамлет» (1601) «Отелло» (1604), «Король Лир» (1606), «Макбет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1608). Персонализация характеров, эпическое построение действия, сложная жанровая структура. Соединяются возвышенное и низменное, часто используются комические эпизоды. Пушкин называл такой стиль трагедии смешанным. Вершиной трагедийного творчества Шекспира явился «Гамлет». Источником сюжета послужила скандинавская летопись Саксона Грамматика, в которой изложена история мести ютландского принца Амледа за убийство отца. Хитрого и коварного мстителя, Шекспир превратил в трагического героя, размышляющего о смысле бытия. При жизни Шекспир снискал театральную славу, какую до него в Англии не знал ни один драматург, но она померкла. В середине ХVII века в европейском театре восторжествовал классицизм, утвердивший строгие правила и каноны драматургии. Шекспир не вписывался в эти каноны, и поэтому его пьесы ставят теперь исключительно в переделках, выполненных по правилам классицистической трагедии. Только в начале ХIХ века на сцену вернулся подлинный Шекспир. Ни один драматург не дал такого количества постановок и такого разнообразия сценических воплощений. По произведениям Шекспира сняты сотни фильмов. Самые значительные экранизации трагедий Шекспира: «Король Лир» Питера Брука (1964), «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968) и его же «Гамлет» (1990). Среди русских экранизаций выделяются фильмы Г.М.Козинцева «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским (1964) и «Король Лир» с Юри Ярветом (1970). Кинематографисты конца ХХ — начала ХХI века, снимая фильмы по трагедиям Шекспира, часто переносят действие в настоящее время и помещают его в современные интерьеры. «Король Лир» Брука именно такой, хотя режиссер (театральный), играя с текстом, сохранил неизменным сюжет и всех персонажей. Чего нельзя сказать о Дзефирелли, который меняет текст, удаляет важных персонажей (Фонтибрас), удаляет из сцен куски. Они не являются каноническими произведениями. У Козинцева наиболее приближенный к реальному «Гамлет», но он тоже позволял себе менять порядок и места действия в сценах.
|
2. Средства экранной выразительности для воплощения сущности явлений, событий, человеческих и социальных проблем в художественных образах: сюжет, пластика и динамика кадра, изобразительно-звуковой образ, структурообразующий монтаж.
Профессия режиссёра – создание экранного произведения при помощи взаимодействующих худ звуко-зрительных образов, при помощи худ выразительных средств. Окружающий нас мир отражается в человеческой психике в виде визуальных и звуковых образов. Наше индивидуальное отношение к этим образам может варьироваться от крайней степени волнения до полного безразличия и эти переживания часто скрыты от окружающих. Образы же экранного искусства открыты и обращены к широкой публике. Это означает, что эти образы искусства должны обладать особым качеством, которое притягивает зрителя, заставляя его переживать. Это качество называется художественностью. По словам Льва Толстого, смысл искусства в передаче переживаний автора другим людям. Зрителю необходимо увидеть реальность жизни глазами взволнованного этой реальностью режиссёра. Чтобы это произошло, режиссёр создаёт особую ХУДОЖЕСТВЕННУЮ реальность при помощи ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. Вот они: Драматургия – искусство рассказывать истории, превращенные драматургом в сюжет череды событий, случившихся в реальной жизни или рождённых в авторском воображении. Главная черта сюжета наличие начала, середины и финала. Создав структуру сюжета и его временные рамки, драматург даёт режиссеру создать уже экранное произведение при помощи следующих кинематографических средств ЭИ: Средства создания художественного изображения: во немом художественность только пластика кадра – все элементы кадра, отдельно от слов. С появлением звука словесное и пластическое вступают в худ взаимодействие, но имеют разную природу: это две сигнальные системы человека – первая (пластика) и вторая (речь, слово). Пластика кадра в кино характеризуется ещё одним качеством – движением. Благодаря ему содержание кадра приобретает способность изменяться, развиваться во времени и пространстве. Пластика и динамика кадра создаётся при помощи внутрикадрового содержания, движения и пространства, композиции, ракурса, цвета, света. Средства создания худ звука: использование видов речи, шумов, музыки во всём многообразии её синхронного взаимодействий с пластикой. Ещё вид худ звука – тишина. Важнейшей частью экранной выразительности является монтаж, как средство, образующее художественные структуры, как средство сопоставления всех элементов экранной выразительности для организации их худ взаимодействия.
|