ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24. В начале 70-х годов советское телевидение подарило телезрителям несколько блестящих




1. Развитие и стагнация советского телевидения в период «застоя». 1970 – 1985.

В начале 70-х годов советское телевидение подарило телезрителям несколько блестящих эстрадных циклов, ставших подлинным украшением тогдашней телевизионной «жизни». Основным из таких проектов является «Песня года». Впервые эта программа появилась на экранах телезрителей 1 января 1972 года и стала своего рода главной выставкой страны, где композиторы, поэты и исполнители отчитывались перед народом о своей работе на песенной ниве. В семидесятые годы довольно широко были распространены многосерийные фильмы. Большинство из них были сняты на основе романов исторической тематики. Это часто показываемые на экранах ТВ даже в настоящее время «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», «Даурия», «Угрюм-река», «Строговы» и т.д. Особенностью всех названных и им подобных сериалов являлось то, что практически все они строились по одному и тому же шаблону, с небольшими вариациями. Во-первых, практически всегда действие происходило в сибирской или дальневосточной глуши в дореволюционное время. Во-вторых, как правило, в каждом сериале присутствовала так называемая «семейная драма», а чаще всего еще круче – «семейно-сословная»: он богатый, а она простолюдинка. В марте 1971 года была запущена программа «Восток». Эта программа позволила жителям Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Казахстана, Урала и Западной Сибири смотреть передачи в удобное для них время. С 1 января 1976 года Центральное телевидение перешло на круглосуточное вещание. Теперь из Останкинского телецентра стали передавать так называемые «поясные» программы (со сдвигом по времени) по системе космического телевещания «Орбита». Тем самым телезрители Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока получили возможность смотреть передачи из Москвы в удобное для них время. В 1976 году была введена в эксплуатацию новая спутниковая система «Экран», которая позволила принимать передачи Центрального телевидения на индивидуальные приемники на территории Сибири и Дальнего Востока. «Экран» стал первым шагом к созданию современных систем телевизионного вещания. Во второй половине 70-х годов образована группировка советских спутников серий «Молния», «Радуга», «Экран» и «Горизонт», существенно увеличившая возможность космической телевизионной трансляции. Была создана система «Интерспутник», охватывающая не только СССР и страны Восточной Европы, но и Кубу, Вьетнам, Монголию, а также ряд развивающихся стран. С 7 ноября 1977 года программы Центрального телевидения стали передаваться в цвете. 1980-е годы не могут похвастаться таким количеством технических достижений, как 70-е. Это время характеризуется скорее количественными изменениями, а не качественными. К концу десятилетия в СССР ежегодно производилось около 11 миллионов телевизоров и 6,5 миллионов цветных кинескопов. Что касается самих программ, то их затронула перепланировка. 1 января 1982 года с легкой руки Центрального телевидения вечерняя Четвертая программа стала Второй, Московская — Третьей, а учебно-образовательная — Четвертой. Также в эти годы появилось множество новых телепередач, а также организовывались телемосты между СССР и другими странами, которые произвели настоящий фурор в обществе. Кроме этого, в эфире появилась реклама. До 1985 года она шла в виде отдельных передач (например, «Больше хороших товаров»), но в том году ее начали транслировать в виде вставок. В 1975 году телевидение могли смотреть 195 миллионов человек, а к 1980 году – 230 миллионов зрителей.

2. Особенности создания документальных телевизионных фильмов. Анализ документального вещания ведущих телеканалов.

С того момента, как появился тв прошло больше половины столетия, его аудитория растёт, поскольку большинство современных семей уже не может представить свою жизнь без этого изобретения. Наиболее социально значимыми программами по рейтингам за последние несколько лет являются: информационные и информационно-аналитические программы; публицистические программы; познавательно-развлекательные программы; культурно-просветительные программы; детские программы. Документальный телефильм участвует сразу в нескольких видах из этого ряда и не захватывает разве, что вещание для детей, здесь документалисты совсем редко появляются на экране. На центральных каналах «РОССИЯ 1», «ПЕРВЫЙ» в основном преобладают фильмы информационного и информационно-аналитического содержания. А это означает, что высокая художественная составляющая почти отсутствует. Всё основывается на потоке информации передаваемой вербальным способом, а изобразительный ряд и музыкально-шумовые компоненты выполняют роль «подкладки». Сегодня документальное кино буквально напичкано закадровым текстом - лишь бы в тему и чтобы кадр не мешал слышать автора. А режиссёры даже на центральных каналах вещания редко ставят цель - создать художественный образ темы и тем более героя. Всё держится на передаче фактов – задача сообщить и убедить в его объективности. До сих пор не вполне изучена способность телеэкрана «стирать» различие между правдой и ложью, между реальностью и выдуманным миром. И хотя сегодня в эфире есть значительная доля документальных программ, но фильмами их называть не хочется. Потому, что там не встретишь понятия сюжет. Всё решается простым набором фактов. Особенно этим бравируют познавательно-развлекательные формы. Их авторы не стесняются называть свои работы фильмами, а сами при этом просто транслируют сведения методом перечисления околонаучных данных. Единственное, что надо признать, данные эти бывают иногда занимательны в целом за счёт этого и выезжают. И всё-таки есть в эфире категория, которая вполне может претендовать на звание «фильм». По жанру они близки к портретному очерку, но проблема в том, что чаще всего это портреты «звёздного» масштабы – музыканты, актёры, танцоры, эстрадные композиторы и тд. Перекос жанра в том, что по канонам портретного очерка должен родиться «художественный образ» героя - человека, который в процессе решения своих частных коллизий должен невольно, с помощью обобщения авторов фильма, подсказать зрителю, как ему то быть в похожих обстоятельствах. Художественность образа способна заставить переживать зрителя, почувствовать это на собственной коже, чтобы открыть себе горизонты жизни. Налицо явная гламуризация тем и даже жанров, особенно очерка, как жанра, а как следствие, целого вида творчества – документальный фильм. Явный рост в технике и технологии съёмочного процесса. Кадр стал качественным, нерадивость оператора уже редкость, при чём не только с технической стороны, но и по эстетическим свойствам. Стали снимать с хорошим светом, стройной композицией. Малогабаритные камеры, лёгкие устройства стабилизации, высокие оптические свойства позволяют фиксировать разнопланово, изобретательно по ракурсам. Это повышает изобразительную культуру документального фильма, но к сожалению, никак не заменит эксклюзивности факта и контраста в драматургии, атмосферы происходящего и откровения персонажа. У документального кино на Центральных каналах ТВ сейчас не лучшие времена. Центральные государственные каналы не должны опираться в политике вещания на гонку за рекламной прибылью и поддакиванию «массовому зрителю». И государство, если берётся за культурную политику, в том числе в сфере телевещания, должно опираться на формирования целевых образов жизни и поведения, на основе вечных ценностей и людей, которые участвуют в формировании будущей культурной основы общества. Стоит повернуть объектив в сторону простого «живого человека» и всё изменится, всё встанет с головы на ноги – появится и широкая география, благо страна не маленькая, и колорит мест и народов, и характеры, и типажи и ситуаций на всех хватит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: