Сбалансированность местного бюджета




При расходовании бюджетных средств неизбежно возникает вопрос: а что, собственно, должно финансироваться за счет бюджета, чтобы средства расходовались эффективно и с пользой? Если посмотреть на отчет об исполнении бюджета, то можно сделать вывод, что финансировались такие статьи, как выплата заработной платы, приобретение материалов и оборудования, оплата коммунальных услуг, капитальный ремонт и т. п., и это действительно так. Однако очевидно, что деятельность органов местного самоуправления состоит не ввыплате зарплаты руководителю клуба либо закупке автобусов, а в предоставлении населению бюджетных услуг, в данном случае в сфере культуры и общественного транспорта. Оплата труда руководителя клуба и закупка автобусов - это просто средства для решения стоящих перед органами местного самоуправления задач.

Эта мысль нашла четкое отражение в методических рекомендациях Минфина России по регулированию межбюджетных отношений. В них подчеркивается, что органы местного самоуправления несут ответственность не за финансирование тех или иных муниципальных учреждений, а за весь комплекс мероприятий, имеющий конечной целью предоставление бюджетных услуг и результаты предоставления бюджетных услуг. Соответственно мерой эффективности деятельности органов местного самоуправления является качество предоставленных бюджетных услуг, а не своевременность и объемы бюджетного финансирования.

Как же связать финансирование с бюджетными услугами, их объемами и качеством? Здесь нетоднозначных ответов.

Если бюджет финансирует не деятельность школы, либо больницы вне за­висимости от того, какие услуги они оказывают, а выделяет средства в расчете на одного ученика, на одного пролеченного больного, здесь уже в определенной мере учитывается результат деятельности.

Если на муниципальном уровне не просто финансируются те или иные учреждения, а принимаются программы, направленные на решение конкретной проблемы, важной для местного сообщества;если в рамках этих программ четко сформулированы цели и показатели, по которым можно отследить полученные результаты – это бюджетирование, ориентированное на результат.

Приведем конкретный пример. Если в муниципальном образовании разрабатывается программа в области поддержки физической культуры и спорта, то в рамках этой программы не просто должны закупаться мячи, либо гимнастические снаряды. Нужно четко определить, какие важные для местного сообщества цели и задачи стоят перед программой, каковы пути их решения и как мы будем оценивать достижение этих целей.

Например, разработка программы привлечения подростков к занятию спортом возможна с целью роста спортивных достижений в данном муниципальном образований, а возможна – с целью снижения подросткового хулиганства и молодежной преступности. В любом случае в рамках данной программы должно быть найдено и, возможно, арендовано либо отремонтировано помещение, где можно проводить подобные занятия; нанят тренер по видам спорта, популярным у молодежи (например восточные единоборства); информация об открытии новой спортивной секции должна быть доведена до подростков и т. п. Однако критерии оценки деятельности в рамках программы в зависимости от ее целей будут различными. В первом случае оцениваться будет рост спортивных достижений, во втором – доля подростков, вовлеченных в спортивные занятия, в том числе из неблагополучных семей.

Могут приниматься и более комплексные программы. Например, снижение подросткового хулиганства может достигаться мерами по развитию не только физической культуры и спорта, но и культурно-досуговой деятельности, а также улучшением работы милиции общественной безопасности и привлечением общественности к патрулированию улиц в вечернее время. В этом случае в рамках одной программы будут объединены мероприятия, связанные с различными общественными услугами как финансируемыми из бюджета, так иосуществляемыми на общественных началах, но которые способствуют достижению единой цели. Однако при этом по каждому направлению в рамках программы должны быть разработаны конкретные меры и критерии оценки их результативности.

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, является принцип сбалансированности бюджетов (ст. 33). Согласно данному принципу объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. В случае превышения доходов бюджета над его расходами появляется профицит бюджета. Напротив, в случае превышения расходов над доходами возникает дефицит бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Регулирование дефицита местного бюджета, представленное в Бюджетном кодексе РФ, не дает ответа на вопрос: каким образом достигать сбалансированности в условиях, когда получаемых доходов не хватает на покрытие расходов? Чтобы определить подходы к решению данной стратегической задачи, необходимо вспомнить, что местный бюджет предполагает управление как доходами, так и расходами муниципальных образований. Исходя из этого можно обозначить следующие направления работы по достижению сбалансированности местного бюджета:

· наращивание налоговой базы,

· управление местными налогами;

· согласование муниципальной политики с региональными приоритетами;

· оптимизация расходов;

· привлечение населения к решению вопросов местного значения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: