Среднегрупповые показатели времени реакции испытуемых





тип реакции 1 часть серии 2 часть серии
простая сенсомоторная реакция не распознал 305,42±47,08 322,28±48,23*
распознал 299,99±60,48 317,62±70,14*
сложная сенсомоторная реакция не распознал 404,72±53,06 433,96±67,96**
распознал 397,56±59,72 414,29±65,99**

* различия между результатами в первой и второй части серии по критерию для двух связных выборок Вилкоксона (знач. 0,01); ** различия между результатами в первой и второй части серии по критерию для двух связных выборок Вилкоксона (знач. 0,0001).

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

Данные свидетельствуют о наличии значимых различий во времени реакции как простой, так и сложной сенсомоторной реакции в первой и во второй части серии во всех группах. Вероятно, во второй половине серии испытуемые ожидали стимула, что и объясняет увеличение временного интервала их реакции.

Далее нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь вариабельности кардиоритма младших школьников со способностью ориентироваться в структуре сенсорного потока. С этой целью был осуществлен корреляционный анализ, который позволил выявить значимую достоверную взаимосвязь между показателем «соотношение симпатических и парасимпатических влияний характеризуется с помощью отношения мощностей LF/HF» в процессе фоновой записи кардиоритма и «способностью распознавать/не распознавать структуру сенсорного потока» в процессе регистрации простой сенсомоторной реакции (k=,041 при p≤0,05). Это говорит о том, что чем выше соотношение активности симпатической и парасимпатической нервной системы, тем выше способность к распознаванию сенсомоторных стимулов. Кроме того, была выявлена значимая достоверная взаимосвязь между показателем «LF – низкие частоты» в процессе регистрации вариабельности кардиоритма совместно с припоминанием ситуаций, связанных с наказанием/поощрением детей родителями, и «способностью распознавать/не распознавать структуру сенсорного потока» в процессе обучающей серии (k=,019 при p≤0,05). Это свидетельствует о том, что чем выше активность симпатической нервной системы в процессе описания эмоциональной ситуации, тем выше способность к распознаванию сенсомоторных стимулов, то есть чем выраженнее способность ребенка к мобилизации в сложной ситуации, тем точнее ребенок предсказывает сенсорные стимулы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. У детей с доминированием симпатического влияния в процессе припоминания наказания и поощрения преобладает существенное напряжение регуляторных механизмов.

2. Дети со способностью к распознаванию структуры сенсорного потока с самого начала серии выполнения простой сенсомоторной реакции делали меньше пропусков, чем дети другой группы, и качество исполнения не менялось на протяжении всей серии.

3. Выявлены значимые различия во времени реакции как простой, так и сложной сенсомоторной реакции в первой и во второй части серии во всех группах.

4. Чем выше активность симпатической нервной системы в процессе описания эмоциональной ситуации, тем выше способность к распознаванию сенсомоторных стимулов, то есть чем выраженнее способность ребенка к мобилизации в сложной ситуации, тем точнее ребенок предсказывает сенсорные стимулы.

Литература

1. Айдаркин Е. К. Нейрофизиологические механизмы оценки перцептивного времени и их роль в сенсомоторной интеграции [Текст] / Е.К. Айдаркин, Д.Н. Щербина [Текст] // Валеология. - 2006. - N 3. - С. 72-82.

2. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга [Текст]/ А.С. Батуев. JL: Наука, 1981.

3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: Учебник для вузов / А.С. Батуев. СПб.: Питер, 2005.

4. Вергунов Е.Г. Скорость реакции на стимулы различной модальности школьников с различной успеваемостью [Текст] / Е.Г. Вергунов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб., 2009а. – № 98. – С. 255–258.

5. Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Оценка психофизиологической стоимости креативности в междисциплинарных исследованиях [Текст] / Е.Г. Вергунов и др. // Вестник психофизиологии. – 2014. – № 1. – С. 74-82.

6. Вощилова Н.В. Специфика селективного внимания слабослышащих младших школьников и их сверстников с нормальным слухом [Электронный ресурс]: Научная

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/spetsifika-selektivnogo-vnimaniya slaboslyshashchikh-mladshikh-shkolnikov-i-ikh-sverstnikov-#ixzz3ncmz2VOR

7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 382 с.

8. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст] / В.Г. Каменская. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014.– 288 с.

9. Каменская В.Г. Дифференциальная психодиагностика развития речи у детей и ее девиаций с опорой на специфику динамических процессов сенсомоторной интеграции [Текст] / В.Г. Каменская // Мат. Конгресса по детской психиатрии. — М., 2001, С. 316-317.

10. Каменская, В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития [Текст] / В.Г. Каменская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». - СПб.: САГА, 2005. – 120 с.

HEART RATE VARIABILITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF THEIR ABILITY TO NAVIGATE THE STRUCTURE

OF THE TOUCH STREAM

The article presents the results of an empirical study aimed to identify the relationship of heart rate variability of primary school children and ability to navigate the structure of the sensory stream. In particular, conducted a study of heart rate variability, the effectiveness of sensory analysis of flow in subjects. Were used techniques: a hardware-software complex “omega-M”, intended for the analysis of variability of heart rate in a wide frequency band using the assignment hand–the hand; reflectometric the measurements were carried out using the method of Rebos. The results of the study of heart rate variability has been shown that in children with predominance of sympathetic influences in the process of remembering of sentences and the promotion of predominant significant tension of regulatory mechanisms. The technique Rebus showed that children with the ability to recognize patterns of sensory flow from the beginning of a series of simple sensorimotor reaction did less absenteeism than children in the other group, and the quality of performance did not change throughout the series. Revealed significant differences in reaction time in both simple and complex sensorimotor reaction in the first and second part of the series in all groups. In addition, it is shown that the higher activity of the sympathetic nervous system in the process of describing the emotional situation, the higher the ability to recognize sensory stimuli, that is, the result is the child's ability to mobilize in difficult situations, the more accurately the child predicts sensory stimuli.

Key words: junior pupils, variations of heart rate, a prediction, a simple and complex sensorimotor reaction, encouragement, punishment.

 

Статья поступила в редакцию 10.08. 2015

Статья принята к публикации 14.08.2015

УДК 159.9:796

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

 

Хакимов Э.Р., Шаяхметова Э.Ш., Муфтахина Р.М., Матвеева Л.М., Огуречников Д.Г.

Россия, Уфа

Уфимский юридический институт МВД России,

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,

Башкирский государственный университет,

rmuftakhina@mail.ru

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

В данной статье изучался уровень проявления помехоустойчивости у боксеров высокой квалификации по показателям самочувствия, активности и настроения (САН), ситуативной и личностной тревожности. В условиях подготовительного периода были обследованы 104 спортсмена в возрасте 18-25 лет. Съем, запись и анализ данных показателей производились при помощи аппаратного комплекса «Психофизиолог» (ООО Медиком-МТД, г. Таганрог). Знание уровня проявления помехоустойчивости конкретного спортсмена можно снизить влияние помех на спортсмена, развивая психофизиологические качества, обеспечивающие противодействие влиянию помех. Для повышения уровня помехоустойчивости планируется использовать в тренировочном процессе боксеров высокой квалификации БОС-технологии.

Ключевые слова:помехоустойчивость,самочувствие, активность, настроение, личностная и реактивная тревожность, высококвалифицированные боксеры.

 

Актуальность. Анализ литературных источников и спортивной деятельности убедительно показывают, что преимущество в соревновательной борьбе имеют те спортсмены, у которых психологическая подготовленность находится на более высоком уровне, частью которой является развитая способность к противодействию помех внутреннего и внешнего плана.

Зная уровень проявления помехоустойчивости конкретного спортсмена можно снизить влияние помех на спортсмена, развивая психофизиологические качества, обеспечивающие противодействие влиянию помех. Данный подход, на наш взгляд, позволит оптимизировать тренировочный процесс, повысить уровень помехоустойчивости, тем самым, повлиять на улучшение соревновательной результативности боксеров.

Цель данного исследования – оценить уровень развития помехоустойчивости у высококвалифицированных боксеров по психологическим показателям.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, с использованием ресурсов лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии факультета психологии. В условиях подготовительного периода были обследованы 104 спортсмена в возрасте 18-25 лет, спортивных квалификаций: кандидаты в мастера спорта (КМС) – n=24 и мастера спорта (МС) – n=80.

Диагностика психодинамических характеристиквысококвалифицированных боксеров проведена при помощи шкалы тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера, оценивающей ситуационную (СТ) и личностную (ЛТ) тревожности. До 30 баллов – низкая, 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Самочувствие, активность и настроение (САН) определялись по общепринятой методике, разработанной сотрудниками Ленинградской Военно-Медицинской Академии с целью получения сведений о динамике изменений эмоциональных состояний высококвалифицированных боксеров. менее 30 баллов – низкая оценка, 30-50 баллов – средняя оценка; 50 баллов –высокая оценка.

Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета Attestat с использованием общепринятых методов вариационной статистики.

Результаты исследования. Бокс характеризуется сложным взаимодействием физических и психических факторов, ментальной и двигательной сложностью, высоким эмоциональным напряжением деятельности (Колесник И.С., 2006). Для данного вида спорта характерна экстремальность не только соревновательных, но и тренировочных ситуаций, особенно во время вольных боев и спаррингов (Прохоров Р.А., 2007), которая может влиять уровень проявления тревожности. Согласно интерпретации автора-разработчика шкалы, – Ч.Д. Спилбергера, показатель, равный 46,7+1,28 баллам, следует рассматривать как

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

проявление высокого уровня ситуационной тревожности. Известно, что состояние ситуационной тревожности возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия ситуации. Анализ ситуационной тревожности, представленный в таблице 1, свидетельствует о том, что в подготовительном периоде в исследуемой выборке наибольшее количество спортсменов имеют высокий уровень ситуационной тревожности: МС – 62,5%, КМС – 75%. Следовательно, тренировочные нагрузки подготовительного периода вызывали стрессовую ситуацию, боксеры были напряжены, присутствовала тревога, связанная с будущими соревнованиями.

Так же следует отметить, что наибольший процент боксеров высокой квалификации имеют высокий уровень личностной тревожности: МС – 81,3%, КМС – 83,3%. Боксеры, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Выявленный у испытуемых высокий показатель личностной тревожности (45,6+1,22 баллов), дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа, что может отразиться и на эффективности спортивной деятельности.

Таблица 1

Результаты исследования ситуативной и личностной тревожности (n=104),

% соотношение

Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ханина Кандидаты в мастера спорта, (n=24) Мастера спорта, (n=80)
Ситуативная тревожность
Низкий уровень - -
Оптимальный уровень 37,5
Высокий уровень 62,5
  Личностная тревожность
Низкий уровень - -
Оптимальный уровень 16,7 18,7
Высокий уровень 83,3 81,3

 

Анализ литературных источников и спортивной деятельности указывает на то, что боксеры с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны в учебно-тренировочных занятиях, постоянно совершенствуют, оттачивают свое мастерство, планируют поведение, стремятся предвидеть, и предупредить все неожиданности. В соревнованиях низкого ранга, которые спортсмены субъективно оценивают как менее ответственные, они способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных и напряженных соревнованиях выступают ниже возможностей, продемонстрированных на учебно-тренировочных занятиях (Минуллин А.З., 2013).

Исследование субъективных показателей самочувствия, активности и настроения боксеров в подготовительном периоде представляется нам актуальным, поскольку

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

своевременная коррекция психических состояний, следствием которых являются названные самооценки, может стать эффективным путем повышения результативности и спортивного совершенствования спортсменов.

Интерпретируя данные опросника САН, мы исходили из предположения того, что самооценки самочувствия, активности и настроения отражают объективные воздействия тренировочных нагрузок на спортсмена и могут влиять на уровень проявления помехоустойчивости, что согласуется с мнением А.З. Минуллина (2014).

Из данных, представленных в таблице 2, видно, что низкий уровень самооценки самочувствия, активности и настроения не был отмечен ни у мастеров спорта, ни у кандидатов в мастера спорта. Подавляющее большинство спортсменов высокой квалификации оценили свое самочувствие как оптимальное.

Следствием хорошего/плохого самочувствия является активность индивида. Поэтому совершенно очевидно, что практически все спортсмены оценили свою активность как оптимальную (87,5% КМС и МС). О том, что высококвалифицированные спортсмены с большим оптимизмом настроены на предстоящий тренировочно-соревновательный период свидетельствуют тот факт, что 25% КМС и 31,5% МС оценили свое настроение как очень хорошее.

Таблица 2

Результаты исследования самочувствия, активности и настроения (n=104),

% соотношение

Шкала САН Кандидаты в мастера спорта, (n=24) Мастера спорта, (n=80)
самочувствие
Низкий уровень - -
Средний уровень 93,75 87,5
Высокий уровень 6,25 12,5
  активность
Низкий уровень - -
Средний уровень 87,5 87,5
Высокий уровень 12,5 12,5
  настроение
Низкий уровень - -
Средний уровень 68,75
Высокий уровень 31,25

 

Таким образом, боксеры спортивных квалификаций КМС и МС в начале подготовительного периода находились в достаточно хорошей «психологической форме». Спортсмены расценивали самочувствие, активность и настроение как хорошие.

Выводы: 1) в подготовительном периоде у высококвалифицированных боксеров отмечался высокий уровень ситуационной и личностной тревожности; 2) у спортсменов обеих квалификационных групп в подготовительном периоде отмечался

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

оптимальный уровень самооценок самочувствия, активности и настроения; 3) в тренировочном процессе боксеров высокой квалификации следует использовать БОС-технологии, направленные на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления, совершенствования физиологических навыков и повышения уровня проявления помехоустойчивости.

Литература

1. Колесник, И.С. Совершенствование экстраполяции двигательных действий боксера [Текст] / И.С. Колесник //Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сб. научных трудов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. – С.117-120.

2. Минуллин, А.З. Психофизиологические особенности адаптации юных боксеров к соревновательному стрессу [Текст]: автореф. дисс. …канд. ,bjk. наук. 19.00.02. – Челябинск: ЧГПУ, 2013. – 143 с.

3. Минуллин А.З. Исследование психофизиологических особенностей адаптации боксеров 13-14 лет к соревновательному стрессу на фоне применения авторской программы / А.З. Минуллин, Д.З. Шибкова //Успехи современного естествознания. – 2014. – №1. – C. 23-26.

4. Прохоров, Р.А. Методические особенности формирования психофизической подготовленности в учебно-тренировочном процессе юных боксеров 11-12 лет [Текст]: автореф. дисс. …канд. пед. наук. 13.00.04. –Ярославль: ЯГПУ, 2007. – 21 с.

 

PSYCHOLOGICAL INDICATORS IN THE ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE NOISE STABILITY AT HIGHLY SKILLED BOXERS

 

In this article the level of manifestation of a noise stability at boxers of high qualification on indicators of health, activity and mood (SAN), situational and personal uneasiness was studied. In the conditions of the preparatory period 104 athletes at the age of 18-25 years were examined. I will eat, record and the analysis of these indicators were made by means of the hardware Psikhofiziolog complex (JSC Medikom-MTD, Taganrog). Knowledge of level of manifestation of a noise stability of the specific athlete it is possible to reduce influence of hindrances on the athlete, developing the psychophysiological qualities providing counteraction to influence of hindrances. For increase of level of a noise stability it is planned to use in training process of boxers of high qualification it is BAREFOOT - technologies.

Keywords:noise stability, health, activity, mood, personal and jet uneasiness, highly skilled boxers.

Статья поступила в редакцию 09.08. 2015

Статья принята к публикации 16.08.2015

 

УДК 159.91

УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ

С РАЗНЫМИ ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ

Смирнова Н.А., Смирнова А.М., Красникова М.Г.

Россия, Санкт-Петербург

ГБОУ СОШ № 19 Василеостровского района СПб,

ДС № 15 Петроградского района СПБ

nadezhda.smirnova.58@mail.ru, krasnikovamarina@mail.ru.

 

Дети с правым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии лучше узнают эмоции по сравнению с детьми, имеющими левый или смешанный профили, тогда как наиболее ярко выражено эмоциональное реагирование у детей с левым профилем.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Неумение детей вербализовать собственное эмоциональное состояние ведет к более интенсивному эмоциональному реагированию. Это предположение требует дальнейшего исследования. Полученные результаты предопределили разработку программы формирующего эксперимента.

Ключевые слова: дети, эмоции, латеральное предпочтение.

 

Эмоциональная сфера дошкольника является той базой, на которой формируется его социальные навыки и интеллектуальные способности [2]. Эмоциональная сфера представлена, с одной стороны, умением ребенка узнавать эмоции других людей, с другой – собственными реакциями в тех или иных ситуациях [4].

Неадекватное понимание эмоциональных проявлений окружающих и неверное эмоциональное реагирование ребенка может повлечь за собой ряд проблем: психологическую несовместимость воспитуемого и воспитателя, конфликты в коллективе сверстников, формирование неврозов на почве необоснованных страхов [4, 9, 10].

Многие факторы предопределяют особенность эмоционального реагирования ребенка. Среди них наиболее изученными являются влияние семьи и ближайшего окружения дошкольника [13]. Но и конституциональные особенности ребенка вносят свой вклад в эмоциональную сферу [14]. В последнее время появились данные о том, что определенную роль среди многих характеристик индивидуальности играют латеральные признаки [8, 12, 16, 18]. Однако данные литературы крайне противоречивы. Возможно, это связано с тем, что в разных работах рассматриваются разные аспекты эмоциональной сферы, а также используются разные методы определения латерального фенотипа [11]. Например, часто оценивают только один параметр латерального фенотипа – рукость, а не полный профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, Кроме того, обычно оценивают узнавание эмоций, а не эмоциональное реагирование ребенка, которое в значительной мере, но не полностью определяется узнаванием эмоций.

Именно поэтому крайне актуальным представляется исследование зависимости эмоционального реагирования и узнавания эмоций дошкольником от профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

Для реализации задач были подобраны следующие методы исследования: набор проб для оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии [10]; тест «Распознавание эмоций» В.Т. Чередниковой [14]; тест «Группы экспрессии» [3].

В исследовании участвовали 32 ребенка 5-6 лет, посещающих муниципальный детский сад.





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.03 с.