MEDIA FUN-CULTURE AS A CREATIVE AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON




 

The article is dedicated to the research of the media-fan – cultural phenomenon almost not investigated in Russian science. Media-fun is understood as a phenomenon of modern culture that have emerged from the development of «new» media. A new generation of young fans is prized as more autonomous free media-individuals. The Internet has partially transformed fan-culture. If the fascination with pop-culture, the emphasis on the star system, and the tendency to constitute closely knit communities remain, it has now become impossible to ignore the fans' capacity to comment, analyze of their idols, and create original media-content with a stupendous degree of intelligence and imagination. Thanks to the development of new media, the youth has the possibility of access their creative potential using idol as a motivator for the development of the self.

Keywords: media, media-fan, fan-culture, popular culture, «the new» media

 

Статья поступила в редакцию 12.10. 2015

Статья принята к публикации 15.10.2015

 

УДК 612.821+37

 

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ

 

 

Абрамова О.А.

Россия, Санкт-Петербург,

ГОУ средняя общеобразовательная школа №13

npcpcn@gmail.com

 

В работе исследовалась мотивация подростков на занятиях по информатике. Обнаружено, что, несмотря на общую компьютерную грамостность в этой когорте, обучающиеся ходят на занятия с удовольствием. Выяснилось, что недополучены ими знания прикладных программ, таких как MS Power Point, MS Excel. При грамотно и профессионально построенном занятии со стороны подростков присутствует большая концентрация внимания, они сосредоточены на изучаемом предмете, дисциплинированны, отсутствует демонстративность в поведении, что так присуще им при общении со старшим поколением. Особо надо выделить понимание молодежью того, что полученные знания по предмету можно применять и при занятиях на других предметах, и в повседневной жизни.

Ключевые слова: мотивация, подростки, урок информатики.

 

В настоящее время, когда подростка окружают технические новинки, когда зачастую старшее поколение не осваивает (по причине не нужности применения или по причине отсутствия необходимых знаний) те технические новшества, которые предлагает рынок, формируется новое (покровительное и скептическое) отношение к предыдущему поколению, включая преподавателей образовательных организаций [2].

Поэтому учитель информатики должен решать задачи, во-первых, обучения компьютерным технологиям, во-вторых, демонстрации высокого уровня владения современной техникой взрослым человеком [1].

Изначально надо понимать, что подростка допускать к работе на компьютере необходимо при соблюдении некоторых правил, нарушение которых является показателем профессиональной непригодности педагога, обучающего подростка работе с техническим прибором.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

Вот некоторые из них: к работе в кабинете информатики допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и полный инструктаж; работать можно только на исправных компьютерах; знать правила эксплуатации используемого оборудования; необходимо знать порядок правильного включения и выключения оборудования; перед включением общего электропитания нужно проверить исходное положение всех выключателей и выключить их, если они включены; не допускать разборку аппаратуры, как во время работы, так и после нее; не включать компьютеры без разрешения учителя; после включения компьютера проверить стабильность и четкость изображения на экране монитора.

Длительность работы с компьютерами не должна превышать: для учащихся 1-х классов 10 минут; для учащихся 2-5-х классов 15 минут; для учащихся 6-7-х классов 20 минут; для учащихся 8-9-х классов 25 минут; для учащихся 10-11-х классов - при двух уроках информатики подряд, на первом - 30 мин., на втором - 20 мин., после чего на перемене выполнять специальные упражнения, снимающих зрительное утомление.

При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и других симптомах прекратить работу и сообщить об этом медицинскому работнику.

Общеизвестно, что современная молодежь считает себя высококлассными специалистами в применении компьютера, айфона, мобильного телефона, игровых мобильных программ. Поэтому было интересно изучить специфику поведения, коммуникации и обратной эмоциональной отдачи у подростков на занятиях по дисциплине «информатика», что и являлось целью исследования.

Материалы исследования.

Изучение данного вопроса проводилась на обучающихся колледжа в количестве 79 человек, первокурсников, средний возраст 15,3±0,6 лет, из них 35% были девушки, 65% − молодые люди.

Методом было выбрано невключенное наблюдение. Работа проводилось в течение учебного года (сентябрь 2014 − июнь 2015 годы).

Обсуждение результатов.

В результате исследования обнаружено, что обучающиеся ходят на предмет с удовольствием, объясняют это тем, что «занимаются любимым делом». Так как они являются пользователями технических средств, то выяснилось, что недополучены ими знания прикладных программ, таких как MS Power Point, MS Excel и другие. На что делается акцент преподавателем при подготовке к уроку.

Занятие по предмету «информатика» вести довольно легко. Необходимым является налаживание обратной связи, когда уделяется время возникающим со стороны обучающихся вопросам, которых может быть множество.

При грамотно и профессионально построенном занятии со стороны подростков всегда присутствует большая концентрация внимания, они сосредоточены на изучаемом предмете, а значит, послушны и дисциплинированны, отсутствует демонстративность в поведении, что так присуще им при общении со старшим поколением.

Особо надо выделить понимание молодежью того, что полученные знания по предмету можно применять и при занятиях на других предметах, и в повседневной жизни.

Заключение.

Таким образом, преподавателям любых дисциплин необходимо обращать внимание на повышении мотивации подростка. По данным сайта [3] вот какие правила существуют для повышения мотивации подростков во время учебного процесса:

«1. Предоставление частичной свободы выбора.

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения.

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра – дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие – взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Уважайте личность каждого ребенка».

Таким образом, что бы сохранилось уважение к взрослому человеку, важным становится не отставать информационно и обладать большими навыками в применении современных технологий. Только так предыдущим поколением можно будет сохранить авторитет, обеспечив преемственность поколений и оставшись их учителями.

Литература

1. Абрамова О.А. Компетентность педагога как фактор повышения внимания и интереса при занятиях по предмету «информатика» у подростков // Сборник научных трудов «Актуальные аспекты современной психофизиологии-VII». СПб.:НПЦПСН.2015. С. 64-65.

2. БулгаковаО.С. Психофизиологические основы и законы успешной социализации // Вестник психофизиологии. №3. 2012.С.50.

3. https://www.poznaysebia.com/2012/11/27/50-sovetov-po-povyisheniyu-motivatsii-shkolnikov-na-urokah/

 

ABOUT MOTIVATING TEENAGERS
IN THE CLASSROOM ON THE SUBJECT OF "INFORMATICS"

 

Found that students go to class in computer science with pleasure. It turned out that they have a shortfall of knowledge of application programs such as MS Power Point, MS Excel. When properly and professionally constructed lesson by teenagers, there is a high concentration, they focus on the subject studied and disciplined, there is no demonstrative in behavior that is so inherent when communicating with the older generation. We must especially highlight young people's awareness of the fact that the knowledge on the subject can be applied in the classroom in other subjects and in everyday life.

Keywords: motivation, Teens, lesson of computer science

 

Статья поступила в редакцию 11.09. 2015

Статья принята к публикации 16.09.2015

УДК 159.9

 

СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЯХ

С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Галкова К. М.

Россия, Санкт-Петербург,

РГПУ им. А.И. Герцена

npcpcn@gmail.com

 

Целью исследования было изучить специфику агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в семьях с различными типами детско-родительских

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

отношений. Были применены следующие методики: тест-опросник родительского отношения; опросник агрессивности Басса –Дарки; опросник Спилбергера-Ханина. Выборку исследования составили 31 младший школьник (19 мальчиков и 12 девочек) в возрасте 10- 12лет, учащиеся одной из школ Санкт-Петербурга. Самый высокий процент агрессивных детей был обнаружен в семьях с типом детско-родительских отношений авторитарная гиперсоциализация, тогда как высокий уровень враждебности был в семьях с низким уровнем кооперации. Тревожность достигала самых высоких значений у детей в этих двух типах семей. Высокие показатели недовольства своим местом в семье и общая неудовлетворенность атмосферой в семьях как полных, так и не полных, говорит о необходимости работы с детьми, нуждающимися в отслеживании и коррекции их проявлений параметров агрессивности и тревожности.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, агрессивность, враждебность, тревожность, дети 10-12 лет

 

Среда, в которой предстоит жить современным детям, становится все более разнообразной, а потому особое внимание уделяется проблеме агрессивности и враждебности как тем характеристикам, которые затрудняют общение и реализацию потенциала каждого человека [1].

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев [6,9].

Агрессивность человека – эволюционное приобретение, имеющее как позитивное, так и негативное последствия. Она может стать инструментом защиты себя и своих близких, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха [7,8]. Но она же может стать причиной конфликтов, враждебности и препятствием для саморазвития и реализации задач другими членами сообщества [12,13]. Будучи подавленной, она может выражаться в повышенной тревожности, также неблагоприятной для эффективного взаимодействия.

Проблема агрессивности и тревожности решается тем, что ребенок обучается снимать собственное неблагоприятное переживание состояние социально приемлемым способом: через активные спортивные занятия, искусство, творчество и т.д. [11].

Семья – это место первичной социализации ребенка, и именно детско-родительские отношения являются одним из важнейших аспектов развития социально-активного ребенка и его становления, как личности [10, 14].

Детско-родительские отношения в наше время так же претерпевают ряд изменений, поскольку родителям также необходимо адаптироваться к изменяющимся социальным обстоятельствам и адекватно реагировать на запросы и поведение быстрорастущих и быстроменяющихся детей. Детско-родительские отношения становятся для детей тем образцом, на который они ориентируются, когда включаются в те или иные социальные взаимодействия [2,3.17]. Можно предположить, что изменение детско-родительских отношений будет иметь следствием и снижение агрессивности общества и тревожности его членов.

В то же время при наличии огромного числа исследований разных аспектов эмоционального поведения нет однозначных представлений о связи детско-родительских отношений с агрессивностью и враждебностью детей. Особенно значимым представляется выявление связи между детско-родительскими отношениями и эмоциональными проявлениями младших школьников, поскольку психологическое воздействие в данном возрасте более эффективно, чем в более поздние возрастные периоды [16]. Все это и предопределило цель данного исследования.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Цель исследования: изучить специфику агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в семьях с различными типами детско-родительских отношений

Методики исследования:

1. Тест-опросник родительского отношения [2.3].

2. Опросник агрессивности Басса –Дарки [5].

3. Опросник Спилбергера [4].

Описание выборки. Выборку исследования составили 31 младший школьник (19 мальчиков и 12 девочек) в возрасте: 10лет- 1 ребенок; 11лет – 20 детей; 12лет - 10детей. Учащиеся 5-ых классов СОШ №19 Василеостровского района.

Результаты исследования

Сначала были оценены детско-родительские отношения в семьях. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение родителей по уровням выраженности типов отношений с детьми

 

По результатам опросника детско-родительских отношений можно сделать следующие выводы. «Принятие-отвержение» представлено в ответах родителей в равных долях на низком, среднем и высоком уровнях.

«Кооперация», в основном представлена средним и высоким уровнем, то есть родители полагают, что они сотрудничают со своими детьми.

«Гиперсоциализация» представлена, в основном высоким и средним уровнем (соответственно 15 и 13 родителей), что говорит о наличии гиперопеки в данных семьях.

«Маленький неудачник» у 13-ти детей данный показатель имеет критический высокий уровень, что говорит о наличии гипоопеки в данных семьях как ведущем типе детско-родительских отношений. Этих детей так же можно отнести к «группе риска».

Далее были проанализированы результаты использования опросника Басса-Дарки.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Рис. 2. Распределение детей по параметру «индекс агрессивности»

 

По результатам этой методики, большинство детей (77%) имеют низкий уровень индекса агрессивности, средний уровень обнаружен у 23% испытуемых, высокий уровень в данной выборке не встречается.

 

 

Рис. 3. Распределение младших подростков по уровням враждебности

 

В то же время высокий индекс враждебности обнаружен у 23 % детей, прошедших исследование, низкий уровень - у 3% детей и средний уровень обнаружен у 74% детей.

По изучению форм агрессивных и враждебных реакций получены данные результаты:

1. Физическая агрессия-в большинстве имеет низкий уровень, умеренный уровень составили 7 детей, высокий же уровень имеют по данному показателю 9 детей.

2. Косвенная агрессия-низкий уровень проявлен у 7детей, умеренный у большинства (19) детей, а высокий всего у 5ти детей.

3. Раздражение- низкий уровень составили 15детей, высокий всего у 3 испытуемых и умеренный уровень у 13 детей соответственно.

4. Негативизм - данный показатель представлен максимальным показателем (19) в умеренной степени, низкий уровень у 11 детей и 1ребенок имеет высокий показатель, этот же ребенок по результатам других методик имеет высокий уровень показателя тревожности и семейной тревоги, что говорит о наличии взаимосвязи между внутренним негативизмом ребенка и ситуацией в семье.

5. Обида - низкий уровень у 7детей, высокий всего у 3, 21ребенок имеет умеренный показатель по данной шкале.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

6. Подозрительность- низкий уровень у 6детей, в 9 случаях высокий уровень проявления показателя и умеренный уровень у 16 детей.

7. Вербальная агрессия- проявляется на низком уровне у большинства детей (15), на высоком уровне всего у 4 детей, находящихся в «группе риска» по результатам других исследований и проведенных методик, и 12детей имеет умеренный показатель выраженности вербальной агрессии.

8. Чувство вины - на низком и высоком уровне имеет одинаковое количество детей (по 5), у 21испытуемого данный показатель имеет умеренную степень выраженности. Дети, имеющие чувство вины в высокой степени проявления, находятся в группе риска по результатам методики изучения уровня семейной тревоги.

На следующем этапе были изучены результаты опросника Спилбергера [4].

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности.

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

 

Рис. 4. Распределение детей по уровням ситуативной и личностной тревожности

 

На рисунке 4 представлены результаты оценки уровней личностной и ситуативной тревожности.

Высокий уровень ситуативной тревожности обнаружен у 3-х человек, личностной – у одного.

Умеренный уровень ситуативной тревожности у 11человек, личностной - у 18 детей, низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 17детей, личной – у 16 детей.

Дети, показавшие высокий уровень ситуативной тревожности, имеют высокие уровни проявления семейной тревоги и находятся в группе риска по проявлению вербальной агрессии.

Согласно таблице 1, самый высокий процент агрессивных детей был обнаружен в семьях с авторитарной гиперсоциализацией, тогда как высокий уровень враждебности был в семьях с низким уровнем кооперации.

Тревожность достигала самых высоких значениях у детей в этих двух типах семей.

Так же, высокие показатели недовольства своим местом в семье и общая неудовлетворенность атмосферой в семьях как полных, так и не полных, говорит о необходимости работы с детьми, нуждающимися в отслеживании и коррекции их проявлений параметров агрессивности и тревожности.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Таблица 1

Число детей с высокими уровнями агрессивности, тревожности и враждебности в семьях с разным типом детско-родительских отношении (%)

 

Высокий уровень Типы детско-родительских отношений
Принятие-отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Маленький неудачник
агрессивность Н 25,8 25,8 12,9   25,8
С 6,4 12,9 6,4 16,1 16,1
враждебность 8,6 22,5 12,9 12,9 12,9
тревожность 3,2 6,4 3,2 16,1 8,6

 

Литература

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2014.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

4. Дерманова И.Б. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития.– СПб., 2002. С.124-126.

5. Ениколопов С., Кузнецова Ю., Чудова Н. Агрессия в обыденной жизни. М.: Российская политическая энциклопедия, 2014.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

7. Леутин В.П., Николаева Е.И. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве. 2008. Т.2. №3-4. С.12-22.

8. Леутин В.П., Николаева Е.И., Фомина Е.В. асимметрия мозга и адаптация человека. Асимметрия. 2007. Т. 1. № 1. С. 71-73.

9. Николаева Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. Т3.№2. С.118-125.

10. Николаева Е.И. Психология семьи. СПб: Питер, 2013.

11. Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. -Т.2, №14. - С.70-73.

12. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Мать и здоровый ребенок. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014.- 148 с.

13. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье // Вопросы психологии. 2015. Т.36. №3. С.52-59.

14. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. 2007. №.6. С. 37-43.

15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995

16. Райс Р., Долджин К. Психология юношеского и подросткового возраста. СПб: Питер, 2012.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

17. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3

 

THE SPECIFICITY OF AGGRESSIVENESS AND ANXIETY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN FAMILIES
WITH DIFFERENT TYPES OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

 

The purpose of the research was to investigate the peculiarity of aggressiveness and специфику anxiety of children of primarily school living in families with different kinds of child-parents relationship. The following methods were used: test of child- parents-relationship; inventory of aggressiveness by Басса –Дарки; inventory by Speilberger-Chanin. 31 students of primary school were participants (19 boys and 12 girls) of 10- 12 years old, students of one of school of Saint-Petersburg.

The highest percent of aggressive children was found out in families with type of child-parents relationship of authoritarian hyper socialization. The highest type of hostility was found in families with low level of cooperation. An anxiety was the highest in both of these families.

The high level of dissatisfaction of the place in family in children both for both for two and one parent families need the special work with children to low the levels of aggressiveness and anxiety.

Key words: child-parents relationship, aggressiveness, anxiety, hostility, children of 10-12 years

Статья поступила в редакцию 09.09. 2015

Статья принята к публикации 18.09.2015

УДК 612.821+316.24+37

 

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

 

Дурасова Г.П.

Россия, Санкт-Петербург,

СПб ГБОУ «Охтинский колледж»

npcpcn@mail.ru

 

При сравнении детей, обучающихся в колледже в период 2000х годов, когда резко уменьшилось количество учебных часов русского языка и литературы, с обучающимися в 80ые года прошлого столетия выяснилось резкое понижение успеваемости по данным предметам. Рассматривая успеваемость обучающихся колледжа в 2015 году, можно найти подтверждение вышесказанному – исследуемые параметры находятся на оптимальном уровне. Их показатели похожи на показатели подростков, обучающихся в 80х годы прошлого века. На сегодняшний день отмечается повышение интереса к обучению русскому языку и литературе, повышение грамотности, что является показателем правильной государственной политики и опосредовано повышением авторитета нашей страны на мировой арене.

Ключевые слова: русский язык, обучение в колледже, успеваемость

 

Актуальность. На сегодняшний день обучение русскому языку детей из русскоговорящих семей становится более легкой задачей, так как средства массовой информации постоянно распространяют важность знания языка и культуры своей страны.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Поэтому на уроках русского языка и литературы нет необходимости насильственно повышать мотивацию к обучению этих предметов.

Материалом данного исследования служили подростки, проходившие обучение в колледже в конце 80х годов прошлого века, в 2000 году, в 2015 году. Это были молодые люди, рабочих специальностей, 1 курса обучения, средний возраст 15 лет.

Методом изучения был выбран контент-анализ дневников, в которых хранились записи, отражающие те вопросы, которые были интересны исследователям.

Результаты и обсуждение. Проанализировав такие личностные характеристики как интерес к изучению русского языка, интерес к познанию русской литературы, способность легко и эмоционально говорить, способность анализа и синтеза литературных данных, грамотность учащихся в конце 80х годов прошлого века, в 2000 году и в 2015 году можно отметить следующее.

При сравнении детей, обучающихся в колледже в период 2000х годов, когда резко уменьшилось количество учебных часов русского языка и литературы, с обучающимися в 80ые года прошлого столетия выяснилось понижение успеваемости по данным предметам.

Это может быть фактором проблем с грамотностью у сегодняшних взрослых людей, что не может не отражаться на семейном воспитании современной молодежи (их сыновей и дочерей). Быть неграмотным родителем – значит не иметь авторитета у собственного ребенка, особенно в период технического прорыва. Как выход из этого: сделать своего ребенка тоже неграмотным, и здесь возникает серьезная социальная проблема.

Но XXI век характеризуется очень легкой информационной доступностью. Вероятно, именно это может помочь сегодняшним подросткам в изучении родной речи, письма и литературных текстов, и облегчить возможную семейную напряженность.

Рассматривая успеваемость обучающихся колледжа в 2015 году, можно найти подтверждение вышесказанному – исследуемые параметры находятся на оптимальном уровне. Их показатели похожи на показатели подростков, обучающихся в 80х годы прошлого века. Однако, так же большую роль здесь сыграло увеличение учебных часов по русскому языку и литературе и активность средств массовой информации.

 

 

Рис. 1. Ряд 1– интерес к изучению русского языка и литературы, ряд 2 – показатель легкости и эмоциональности при обсуждении изучаемых тем, ряд 3 – показатель успешности анализа информации, полученной на занятиях, ряд 4 – показатель грамотности по русскому языку, ряд 5 – показатель успеваемости по русскому языку и литературе.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Вероятно, 2000-ые годы были годы социальной переоценки молодого поколения, резко менялась окружающая реальность, были приоритетны другие знания и навыки для того, что бы выжить и преуспеть. Не может быть, что бы целое поколение так сразу перестало учить родной язык, для этого должны быть важные причины. Но они и были, как мы все помним.

 

 

Рис. 2. На уроке русского языка, 2015 год. Ведет урок Дурасова Галина Петровна.

 

 

Рис. 3. На уроке русского языка, 2015 год. Ведет урок Дурасова Галина Петровна.

 

На сегодняшний день ситуация изменилась. Можно привести пример Анны Сусловой, 17 лет. Она победитель в номинации «Лучшая презентация» в V международной студенческой научно-практической конференции «Мировое культурное наследие как источник познания и творчества», посвящённой году литературы в России. Секция №6

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

«Родной язык и его значение в сохранении национальной культуры». Тема её доклада «Рождение нашего письма» (исследование истоков родного языка). Конференция проходила в Российском колледже традиционной культуры.

Выводы.

Таким образом, на сегодняшний день отмечается повышение интереса к обучению русскому языку и литературе, повышение грамотности, что является показателем правильной государственной политики и опосредовано повышением авторитета нашей страны на мировой арене.

 

THE STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND RUSSIAN LITERATURE:
THE MODERN HISTORY OF RUSSIA

 

When comparing children enrolled in College in the 2000s period, when sharply decreased the number of academic hours of Russian language and literature, with students in the ' 80s of the last century showed a sharp decline in academic performance according to subjects. Considering the academic performance of students of College in 2015, you can find confirmation of the above studied parameters are at the optimum level. Their indicators are similar to indicators of adolescents in the 80s years of the last century. To date, there has been an increasing interest in learning Russian language and literature, improving literacy, which is an indicator of proper public policy and is mediated by increased prestige of our country on the world stage.

Keywords: Russian language, training in College academic, performance

 

Статья поступила в редакцию 11.09. 2015

Статья принята к публикации 19.09.2015

УДК 159.9+ 51

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

Ельникова О.Е.

Россия, г. Елец

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

eln-oksana@yandex.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования направленного на выявление психологических и психофизиологических особенностей людей с разным уровнем здоровья. В частности, проводилось исследование вариабельности сердечного ритма, эффективности анализа сенсорного потока и уровня интернальности у испытуемых с разным уровнем здоровья: здоровых людей (нет соответствующих записей в медицинских картах) и испытуемых с хроническими заболеваниями, наличие которых зафиксировано медицинскими работниками в медицинских картах. Были использованы методики: методика «Уровень субъективного контроля»; «Омега-М» (программно-аппаратный комплекс Центра биомедицинских исследований «Динамика»); рефлексометрические измерения проводились по методике РеБОС. По результатам методики «Уровень субъективного контроля» у испытуемых, имеющих хронические болезни, выявлены достаточно высокие показатели интернальности в сравнении со здоровыми испытуемыми. Вариабельность сердечного ритма фиксировалась в состоянии оперативного покоя и в состояние эмоциональной нагрузки. У испытуемых с хроническими заболеваниями было выявлено: высокий индекс напряжения регуляторных систем, снижение, как по сравнению со здоровыми испытуемыми, так и с показателями записи в состоянии оперативного покоя, показателя LF, и снижение показателя HF, что указывает на снижение активности механизмов саморегуляции.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

При этом у «здоровых» испытуемых показатель LF повысился. По методике РеБОС здоровые испытуемые показали хорошие результаты в обучающей серии исследования, но задание второй и третьей серий хуже выполнили по сравнению со своими результатами в обучающей серии. Испытуемые, страдающие хроническими заболеваниями, хуже работавшие в обучающей серии, хорошо справились со сложной дифференцировочной задачей. Таким образом, можно заключить: адаптация к хроническому заболеванию предполагает, повышение чувствительности к сенсорному потоку, активизации принятия на себя ответственность за свое состояние здоровье, но негативный опыт встречи с реальной системой здравоохранения ведет к повышению уровня эмоциональности.

Ключевые слова: интернальность, самооценка здоровья, хроническое заболевание, оценка структуры сенсорного потока, простая и сложная сенсомоторные реакции.

 

Неопровержимым фактом является положение о том, что здоровье - одно из необходимых и важнейших условий активной, творческой полноценной жизни человека. На современном этапе развития общества, здоровье все пристальнее рассматривается не только как благо, но как средство для достижения намеченных целей, как конкретный инструмент, являющийся немаловажным фактором достижения жизненного успеха для индивида и фактором обеспечения роста социальных, экономических показателей для государства. При этом следует особо отметить, что отношение к здоровью современного человека носит парадоксальный характер, а именно: потребность в здоровье носит некий «теоретический характер». То есть в лучшем случае указанная потребность актуализируется в случае потери здоровья или по мере утраты, а худшем не актуализируется совсем. Как правило, действуют механизмы психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения. Данное утверждение базируется на проведенных нами ранее исследованиях, в ходе которых мы обнаружили, что и у здоровых людей, и у людей, страдающих хроническими заболеваниями, диагностируется практически идентичный набор типов отношения к болезни. В обеих группах преобладает анозогнозический и эргопатический типы [3]. То есть люди, даже знающие о необходимости соблюдения определенных правил, которые позволят им не страдать от симптомов болезней, все же выбирают неконструктивную модель поведения: либо «активное отбрасывание мысли о болезни», либо «уход от болезни в работу». В связи с этим встает вопрос, насколько такое отношение является пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: