УДК 316.723
МЕДИАФАНАТСТВО КАК КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Антонян К.Г.
Россия, Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Tursa@list.ru
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
Статья посвящена практически не исследованному в отечественной науке феномену медиафанатства. Медиафанатство понимается как явление современной культуры, возникшее на базе развития «новых» медиа. Новое поколение фанатов признается как более автономные свободные медиа-лица. Интернет частично изменяет фан-культуру. Если увлечение поп-культурой, с акцентом на звездной системе и тенденцией образовывать сплоченные общины остаются, в настоящее время стало невозможно игнорировать возможности фанатов комментировать, анализировать своих кумиров, а также создавать оригинальный медиа-контент с громадной степенью интеллекта и воображения. Благодаря развитию «новых» медиа молодёжь имеет возможности выхода своего творческого потенциала, используя кумира в качестве мотиватора для развития собственной личности.
Ключевые слова: медиа, медиафанатство, фан-культура, популярная культура, «новые медиа»
Специальная научная литература на тему поп-фанатства, прежде всего, в области музыки, вписывается в широкий круг исследований, посвящённых фанатизму как социально-культурному и психологическому явлению. Как правило, феномен фанатизма изучают на материале религиозной и спортивной культуры, а также подростковой субкультурной активности. Данные темы – самые распространённые в научной специальной литературе.
Популярная культура, реализуемая новыми средствами массовой визуальной информации, породила совершенно новый феномен – медиафанатство. В данном случае под медиафанатством понимается феномен, который образовался на основе парадигмы Web2.0 и осуществляется посредством сети Интернет. Этот феномен часто связан с популярной музыкой, но также с индустрией кино и сериалов, а также шоу-программ.
|
Масс-медиа играют существенную роль в конструировании образа мира [4]. Ещё М. Маклюэн говорил о том, что в условиях развития медиа человек для того, чтобы узнать какая сегодня погода не выходит на улицу, а включает телевизор или радио. Именно новые медиа (в каждую культурную эпоху свои доминирующие медиа) играют существенную роль посредников в выстраивании отношений человека с миром.
В эпоху, когда буквально вся реальность обретает своего медийно-образного двойника, повседневность, сознательно или бессознательно, подчиняется установкам и стереотипам, транслируемым медиа. Рутина повседневности из игровой реальности, где на сцене жизни играет сам человек (здесь можно вспомнить исследования школы символического интеракционизма), превращается в рутину образов, где игра разворачивается в пространстве символического. И где уже не человек меняет маски и играет роли, а скорее образы популярной массовой культуры влекут за собой «подгонку» реципиента под них, где нивелируется сам «оригинал», подлинник. Не человек управляет образами, а образы человеком, подчиняют его себе, формируют его эмоции, поведение и строй мыслей. Современная эпоха медиальности приводит к утрате оригинала, к способности копии существовать самостоятельно и независимо от своего первоначального прообраза, к трансформации оригинала под воздействием медиа-двойника. Чего стоят виртуальные кладбища или продолжающие существовать и поддерживаться в актуальном состоянии страницы умерших людей в социальных сетях, «культы» Элвиса Пресли или Майкла Джексона и т.д. [5] Однако технология Web 2.0 позволяет самостоятельно выбирать и даже формировать интересующий контент. Таким образом, пользователь перестаёт быть пассивным потребителем и активно выстраивает свою культурно-информационную среду. В медиа-среде никому неизвестный «обычный человек» может стать вдруг знаменитым, обрести «звёздную» популярность. Но также и «звёзды» иногда намеренно, иногда нет, используют медиа-игры для создания или поддержания своего «звёздного» имиджа и статуса. В этой новой парадигме Web2.0 значительно вырастает важность и значимость
|
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
фаната, его активность. «Звезда» и её фанат если не полностью меняются местами по важности, то, по крайней мере, их роли становятся всё более обоюдозначимыми.
Медиафанатство – это культурный феномен современного времени, но также ещё и обновлённый психологический феномен. Как правило, принято отрицательно оценивать воздействие СМИ на психологическое становление человеческой личности. Подчинение стереотипам, утрата свободы мышления, ориентация на западные образцы нечеловечески красивых (а после пластических операций и фотошопа «звёзды» действительно становятся нечеловечески идеальны) и успешных персон – всё это следствие глобального распространения востребованных и популярных медиа-образов в мировом масштабе. Однако парадигма Web2.0 создаёт преимущества в этом вопросе – пользователи становятся более свободными, в том числе в суждениях (комментарии и интернет-обсуждения), выборе потребляемого контента и т.д. «Казалось бы, фанат – это наиболее явное воплощение образа человека, ставшего объектом манипуляций со стороны массмедиа и массовой культуры. Однако облик медиа-фанатов значительно изменился под влиянием “новых” медиа, которые поставили под вопрос представление о пассивных формах потребления, ассоциирующихся с массовым обществом» [3, с. 115]. Участвуя в создании контента, современные подростки становятся зачастую частью фандома – большой всемирной виртуальной семьи, объединённой по интересам. Чувство одиночества, непонимания со стороны взрослого мира, переживание своих проблем – все привычные проблемы подросткового периода – находят выход в виртуальном континууме. В этом новом мире фанаты сообща переводят интересующие их фильмы, сериалы, шоу-программы, даже видеоклипы. На просторах Сети фанаты обмениваются мнениями по интересующим их вопросам, творят фан-арты, пишут фанфики. Фандом – это средство поддержки не только самой «звезды», но и каждого отдельного участника фандома.
|
В повседневной жизни человек в малой степени способен распознать и отрефлексировать внушаемую посредством масс-медиа информацию, которая впоследствии воспринимается как результат своего собственного умозаключения. Суггестивные явления играют огромную роль в современной цивилизации. Сохраняя традиционные техники манипулирования, происходит и их модификация. Причём если манипуляция сознанием потребителя расценивается, как правило, однозначно отрицательно, то модифицированные формы уже сложно оценить так однозначно. «Медиа-индустрия активно использует фанатов для расширения маркетингового влияния: многие тексты популярной культуры сознательно создаются как предназначенные для провоцирования активности и творчества фанатов; активность и сплочённость фанатов используются для поддержания чувства преданности бренду; в целях скрытой рекламы создаются продукты, тщательно закамуфлированные под фан-арт, и т.д.» [3, с. 118]. Таким образом, профессиональные имиджмейкеры, продюсеры и т.д. специалисты участвуют в создании «как бы фанатской» продукции, чтобы популяризировать публичную персону или бренд. Рейтинг как показатель успеха стал одной из наиболее показательных форм актуальности явления или темы у аудитории. Благодаря развитию «новых» медиа, фанаты, которые не за деньги, а, что называется, «по любви» работают на поддержание статуса поп-звезды или бренда (так, Apple на сегодняшний день уже не просто раскрученный бренд, а своеобразная «религия» со своими фанатами), целенаправленно используются агентствами для увеличения популярности и прибылей.
Опасность игры с фанатами заключается в психологическом феномене, когда поп-фанат как бы присваивает артиста себе, психологически встраивает его в свою жизнь. Известны случаи преследования кумира, проникновения в дом «звезды», угрозы жизни со стороны фанатов. Вынуждая фанатов к активному участию в жизни «звезды», включения в соответствующий фандом, участию в создании контента (фан-арт, фан-фикшн, фан-видео и т.д.) «новые» медиа несут совсем иную угрозу, нежели превращение потребителей в пассивную внушаемую бессловесную массу. По словам С. Жижека: «угроза новых медиа
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
заключается в том, что они лишают нас нашей пассивности, нашего аутентичного пассивного опыта, и тем самым подталкивают нас к бессмысленной маниакальной активности» [1, с. 43]. Отсюда два типа медиа-фанатов: один тип своё увлечение «звездой» использует для реализации собственного творческого потенциала, для саморазвития, второй тип ставит себя в зависимость от своего кумира, подчиняет свою жизнь и свои эмоции этому увлечению.
Поскольку фанатство в популярной культуре, прежде всего, музыке, напоминает некоторыми моментами религиозный экстаз, такая аналогия уже стала привычной и для самих фанатов, и для академической среды. Исследователь феномена фан-культуры M. Duffett пишет, что бытующее мнение, будто фанатство – это аналог религии, поскольку они похожи, очень слаба и служит в большей степени для «нормализации» «не-фанатского» общества («a non-fan audience») [ 5 ]. Фанат, в отличие от поклонника, не пассивный зритель, восторженно внимающий снизу вверх своему кумиру, а значимая единица в становлении и функционировании этого самого кумира или поп-идола.
Медиа-фанат зачастую как бы прячется за свою виртуальную личность. Виртуальное «я» и реальное «я» существуют как бы параллельно. Однако можно ли утверждать, что это однозначно отрицательное явление, или что это вариант «побега» из неугодной реальности? Так как личность разнопланова, то виртуальное «я» – такая же часть личности человека, открытая им в себе благодаря Web2.0. Личность – категория, которая в современной психологии радикально переосмысливается. Т. Метцингер пишет как раз о том, что «Я», моя личность – это по большому счету некая фикция, точка отсчета, которая необходима для упорядочивания окружающего мира [2]. Любой человек цитатен, в его личности можно обнаружить всех тех, с кем он когда-либо имел дело, и кто произвёл наибольшее впечатление. Люди заимствуют модели поведения, мимику, манеру разговора и даже тезаурус наиболее авторитетных персонажей, встреченных на жизненном пути или воспринятых из медиа-среды. Медиа, а особенно «новые» медиа, значительно расширяют круг этих заимствований. На уровне пассивных медиа (таких как телевидение) у подростка выбор кумиров действительно ограничен. Повышая рейтинг, телевидение использует элементы низовой культуры, востребованные у молодёжи, тем самым лишая подростка выбора потребляемого контента. Но с появлением Web2.0 сама личность претерпевает изменения. Обретая предоставленную свободу, подросток, в какой-то мере уставший от бесконечности повторяющихся низовых образов, в состоянии найти самостоятельно (или полусамостоятельно) путь в формирование собственного мира предпочтений. Требуются новые подходы для работы с такой личностью, что решается внутри такой области психологии, как медиапсихология, виртуальная психология. Медиафанатство в этих условиях обретает позитивный заряд, позволяя человеку реализовать свои интересы и творческий потенциал.
Литература