Общие особенности поведенческих аддикций 5 глава




38. Hashemian P. The Effectiveness of Neurofeedback Therapy in Craving of Methamphetamine Use / P. Hashemian // Open Journal of Psychiatry. – 2015. –N. 5. – P. 177-179.

39. Lorenc C. Dallas Neurofeedback Therapist – You’re your Brain. – Электронный ресурс. – URL: https://www.lifeworksrecovery.com/blog/dallas-neurofeedback

40. Maznichenko M.A. Adolescents’ Social Dependences as the Feature of Complex Educational Prevention / M.A. Maznichenko, I.N. Neskoromnykh // European Journal of Contemporary Education. – 2013. – V. 5, N. 3. – P. 148-161.

41. McKeague E. L. Differentiating the Female Sex Addict: A Literature Review Focused on Themes of Gender Difference Used to Inform Recommendations for Treating Women With Sex Addiction, Sexual Addiction and Compulsivity / E. L. McKeague // The Journal of Treatment & Prevention. – 2014. – V. 21, N. 3. – P. 203-224.

42. Peniston E.G. Alpha-theta brainwave training and beta-endorphin levels in alcoholics / E.G. Peniston, P.J. Kulkosky // Alcohol Clin. Exp. Res. – 1989. – V. 13, N. 2. – P. 271-279.

43. Rosenberg K. P. Evaluation and Treatment of Sex Addiction / K. P. Rosenberg, P. Carnes, S. O'Connor // Journal of Sex & Marital Therapy. – 2014. – V. 40, N. 2. – P. 77-91.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

44. Savulescu J. Neuroenhancement of love and marriage: The chemicals between us / J. Savulescu, A. Sandberg // Neuroethics. – 2008. – V. 1, N. 1. – P. 31-44.

45. Sokhadze T.M. EEG Biofeedback as a Treatment for Substance Use Disorders: Review, Rating of Efficacy, and Recommendations for Further Research / T.M. Sokhadze, R.L. Cannon, D.L. Trudeau // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. – 2008. – V. 33, N. 1. P. 1-28.

46. Sophia E.C. Pathological love: Impulsivity, personality, and romantic relationship / E.C. Sophia, H. Tavares, M.P. Berti, A.P. Pereira, A. Lorena, C. Mello, C. Gorenstein, M.L. Zilberman // CNS Spectrums. – 2009. – V. 14, N. 5. – P. 268-274.

47. Sussman S. Love Addiction: Definition, Etiology, Treatment / S. Sussman // Sexual Addiction & Compulsivity. – 2010. – V. 17, N. 1. – P. 31-45.

48. Tejeda V. Can Neurofeedback Keep You Clean? – Электронный ресурс. – URL: https://www.thefix.com/content/neurofeedback-addiction-biofeedback90560

49. Utley J. Addiction Treatments / in The Encyclopedia of Clinical Psychology by R. Cautin and S. Lilienfeld, Editors. – NY.: Wiley-Blackwell, 2015. – P. 1-10.

 

 

SEXUAL AND LOVE ADDICTION: PHENOMENOLOGY, PSYCHOPHYSIOLOGICAL BASES, METHODS of CORRECTION (review)

Article is the review of contemporary Russian and English sources about the problem of poor researched behavioral addictions – sex and love ones. These addictions have many common features because they are the relationship addictions or social addictions, but in the same time they have some peculiarities. Particularly exactly love addiction have more general features with drug addiction then with sex one. Both addictions are comorbid to each other and can be comorbid to Internet-addiction, alcohol and drug addictions, personal and neurotic disorders. It can be used different psychotherapeutic approaches, individual and group therapy and work with the couples, pharmacotherapy and biofeedback therapy for correction of them.

Key words: Sex addiction, love addiction, phenomenology, psychophysiological basis, correction

 

Статья поступила в редакцию 15.10. 2015

Статья принята к публикации 15.10.2015

УДК 612.821+159.91

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ О

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Попова Т.В., Максутова Г.И.

Россия. Челябинск.

Южно-Уральский государственный университет.

tv24@74.ru

Авторы представили подробный анализ современной научной литературы по характеру биоэлектрической активности мозга при различных психоэмоциональных состояниях. Приводятся данные обследований детей и взрослых лиц, свидетельствующие о возможности оценки психических состояний и свойств, в том числе состояний релаксации, медитации, творчества. Раскрываются проблемы в интерпретации ЭЭГ-данных при психоэмоциональных состояниях, например, отсутствие единого подхода ученых к

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

объяснении конкретных ритмов ЭЭГ. Требует дальнейших исследований как природа ритмов, так и их классификация, особенно по частотным характеристикам.

Ключевые слова: ритмы электроэнцефалограммы, синхронизация, психоэмоциональные состояния, релаксация, медитация.

Введение Участившиеся в последнее время повсеместно случаи неадекватных реакций лиц разного возраста на эмоциональные стрессы, сопровождающиеся стрельбой, нанесением тяжких телесных повреждений, самоубийством, свидетельствуют об отсутствии у населения навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Одной из причин недостаточного внедрения курсов саморегуляции в учебный процесс является неполнота психофизиологических знаний о природе различных эмоциональных состояний. Обзор литературы, посвященный исследованиям биоэлектрической активности мозга, показывает, что вопрос интерпретации основных ритмов ЭЭГ (альфа, бета, гамма, тета) и их изменений при различных функциональных состояниях остается дискуссионным. Однако имеющиеся в литературе сведения позволяют использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ) для диагностики и разработки программ оптимизации психофизиологического состояния контингента лиц различного возраста. Большие затруднения, ввиду недостаточного количества данных, вызывает интерпретация характера волновой биоэлектрической активности мозга при различных функциональных состояниях организма.

Цель работы состояла в анализе и обобщении научных данных современных электроэнцефалографических исследований по природе основных ритмов ЭЭГ при некоторых психофункциональных состояниях организма.

Результаты анализа научной литературы показали, что оценка альфа-ритма широко используется в диагностике нарушений развития детского возраста. Так, например, увеличение частоты альфа-ритма у первоклассников по сравнению с дошкольниками, выявляет возможность интерпретации этого изменения как стимулирующего эффекта обучения в школе [6, 10]. По данным некоторых авторов, увеличение пиковой частоты альфа-ритма - это показатель созревания головного мозга, связанный у детей со способностью к раннему чтению. Показатели возбудимости нервной системы и частоты альфа-ритма коррелируют положительно [19].

Различные мнения существуют в литературе по интерпретации изменений альфа-активности. Так, амплитуда альфа-ритма уплощается при панических атаках (плоская ЭЭГ), низкоамплитудная кривая обычно связана с десинхронизацией в состояниях активности, агрессивности из-за усиления влияния восходящих систем ретикулярной формации [17]. Десинхронизация альфа-ритма может быть и показателем ментальной активности [4].

Снижение индекса альфа-ритма может свидетельствовать о неврозах и положительно коррелирует с успеваемостью у школьников в то время, как повышение индекса отрицательно коррелирует с показателями успеваемости, что также согласуется с мнением некоторых авторов о значении индекса альфа/тета как показателя зрелости мозга у детей [15]. Повышение индекса альфа/бета по данным [4] отмечается при наличии синдрома навязчивых состояний.

Десинхронизация альфа-ритма может быть и показателем ментальной активности [4]. По мнению некоторых авторов, снижение амплитуды во время медитации свидетельствует о высоком уровне сознания и вызвано влиянием подкорковых структур, выделяющих серотонин, который в свою очередь оказывает активирующее влияние на кору головного мозга [23].

По мере развития медитативного процесса постепенно появляется альфа-ритм, увеличивающийся по амплитуде и уменьшающийся по частоте, несмотря на то, что глаза остаются открытыми [24]. Появление альфа1-волны авторы связывают с глубокой релаксацией, сопровождающейся ощущением мира и покоя, повышенным уровнем

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

самосознания [22]. В разных исследованиях альфа-ритму приписывается как характеристика полного покоя, так и участие альфа-ритма в объединении структур мозга для обеспечения их динамического взаимодействия в различных видах деятельности. Высокочастотному альфа-ритму приписывается важная роль в осуществлении процессов избирательного внимания при активной деятельности [24].

При выполнении психофизических упражнений на визуализацию возникает синхронизация и генерализация альфа-ритма по всем отведениям, что свидетельствует о быстром погружении в изменённое состояние сознания [14]. После прекращения визуализации альфа-активность снижалась при сохранении внутриполушарной и межполушарной синхронизации.

При мысленном представлении содержания эмоционально окрашенных видеороликов возникает учащение доминирования альфа-ритма, увеличение его мощности [4]. Появление ощущения «лёгкости» при концентрации внимания на участках тела сопровождается повышением альфа-активности во фронтальных отделах правого полушария [8]. Вообще, для ощущения «лёгкости» свойственна тенденция повышения активности ритмов альфа, тета и дельта в правой височной доле.

Выполнение творческого задания вызывало понижение мощности альфа 2 - ритма в левой лобной доле у высококреативных индивидов и в лобных и центральных долях обоих полушарий у низкокреативных [17].

По мнению ряда авторов выраженность и реактивность альфа-ритма отражает степень оптимального функционирования таламокортикальных, таламоретикулярных нервных путей и мозговых центров, отвечающих за нейровисцеральные связи в организме [13]. Ослабление представительства альфа -ритма может отражать ухудшение функционального состояния и ослабление адаптации нейронного ансамбля [1].

Альфа-подобный низкочастотный бета-ритм в клинической неврологии интерпретируется как признак поражения дна третьего желудочка [6]. Бета-ритм называют ритмом «интеллекта», так как он повышается при умственной нагрузке. В исследованиях некоторых авторов умственная деятельность с элементами новизны ведёт к повышению бета2-диапазона, а успешное выполнение вербальных заданий и тестов на зрительно-пространственные отношения сопровождается увеличением бета-активности в левом полушарии [14].

Спектральная мощность бета 1 – ритма повышается в правой задне-височной области при состоянии тревоги. Состояния тревожности вообще имеют тенденцию к доминированию высокочастотных составляющих в париетальных и темпоральных областях [3]. Спектральная мощность бета-ритмов может являться негативным предиктором эффективности терапии эндогенной депрессии, так как снижение функционального состояния лобной и префронтальной зон коры влечёт избыточную активацию стволовых структур при депрессии, что проявляется усилением бета-активности и затрудняет течение восстановительных процессов [5].

У высококреативных индивидов при выполнении творческого задания повышалась мощность бета-активности в бета1, бета2 диапазоне в височных отведениях преимущественно справа, а у низкокреативных в бета1 полосе мощность, напротив, понижалась а правом лобном отведении, а в бета2 полосе повышалась в лобных, височных и затылочных отведениях справа [17].

Гамма-ритм повышается в состоянии гнева, положительно коррелирует с уровнем интеллекта и отрицательно с оценками гиперактивности школьными педагогами [7]. Повышение гамма-активности фиксируется во время рассматривания фотографий при переходе с изображения печального лица на радостное и наоборот, особенно интенсивно (в затылочной и префронтальной области) - при увеличении лёгкости задания на идентификацию счастливого-печального лица [24]. Межполушарная когерентность гамма-

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

ритма выступает как коррелят когнитивных процессов таких, например, как опознание стимула. Согласно последним исследованиям, частота, соответствующая гамма-ритму, фиксируется по большей части в префронтальной области, что отличается от данных ЭЭГ при состоянии всепоглощающей глубокой медитации, когда понижается гамма-активность в фронтальных областях и повышается в затылочных [21].

При анализе показателей когерентности гама-ритм (в диапазоне 30-40 Гц) наиболее информативен в плане определения состояния глубины релаксации. При переходе от активной релаксации, сопровождающейся подключением волевых процессов, к пассивной, то есть более полному состоянию покоя, снижаются значения когерентности по связям центральных областей с затылочными в обоих полушариях и связи между затылочными областями правого и левого полушария с одной стороны, а с другой – усиление фокуса дистантных связей в лобной области правого полушария [2].

При этом усиление активности тета-ритма происходит наиболее выражено при негативном эмоциональном реагировании (тревожность) преимущественно в правом полушарии [15]. Индекс тета/альфа может являться индексом сложности задач, так как увеличение тета-диапазона в передних фронтальных, фронтальных и фронто-центральных отведениях отражает степень усилий при вовлечении мозга в новую деятельность. Можно уверенно говорить о том, что синхронизация тета-ритма является показателем эмоциональной вовлечённости. Синхронизация тета-ритма положительно коррелирует с высокими оценками эмоционального интеллекта, эмоциональной чувствительности и эмоциональной включённости [19].

В изучении роли подкорковых структур в жизнедеятельности человека большое значение приобретает анализ тета-ритма, который традиционно по данным литературы связывается с эмоциональным напряжением [6], «колебаниями и сомнениями», социопатией, гиперэмотивностью, процессами памяти и внимания, эмоциональным и умственным напряжением, агрессивностью, обдумыванием планов, решением житейских задач, «снами наяву» и т.д. [11]. Его называют иногда стресс-ритмом. Считается, что тета-ритм появляется при активации больших полушарий мозга со стороны лимбической системы [14]. Индекс тета/бета повышается при синдроме навязчивых состояний, а увеличение амплитуды тета-ритма в клинической неврологии свидетельствует о тяжёлых очаговых поражениях мозга у взрослых [6].

В школьном возрасте высокая успеваемость по данным литературы положительно коррелирует с увеличением индекса и уменьшением амплитуды тета-ритма [16]. По мнению ряда авторов, теменно-височный компонент тета-ритма связан с механизмом хранения следа в кратковременной памяти [12].

Ощущение «тяжести в теле» при выполнении ПФУ сопровождается снижением спектра тета-ритма во всех зонах коры больших полушарий. Появление тета-ритма и угнетение дельта-ритма на фоне генерализованного усиления альфа-активности отмечается на фоне физического покоя и хорошего самочувствия [8]. Повышение мощности дельта-ритма может отражать нарушение метаболических процессов в головном мозге при стрессе, эмоциональном возбуждении, утомлении [1].

Ощущения «тяжести в теле и конечностях», «сонливости» при выполнении ПФУ на концентрацию внимания на участках тела сопровождалось увеличением спектральной мощности дельта–ритма в правых фронтальных зонах при исходно низких значениях данного ритма во фронтальных и височных зонах правого полушария [8].

Особые состояния сознания проявляются на ЭЭГ динамическими изменениями в перераспределении ритмологической активности. Например, в состоянии релаксации возникает сложная картина изменений пространственных взаимодействий корковых областей [2]. Выявлены изменения в характере межполушарной асимметрии по представленности значимых когерентных связей от левосторонней к правосторонней при

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

углублении состоянии релаксации.

Заключение Таким образом, разнообразные ритмы нейрональных ансамблей представляют довольно сложный объект для исследования. Считается, что переход одной частотной волны на ЭЭГ в другую соответствует последовательно субстратам: лимбическая система (обонятельный мозг), эпифиз – подкорковые ядра – кора.

Анализ эмоциональной сферы человека затруднен в силу ряда причин: неадекватное субъективное отслеживание эмоциональных состояний, глубокое по локализации расположение эмоциогенных структур мозга, более древнее с эволюционной точки зрения развитие эмоционального мозга.

Четких положений, оговаривающих унифицированный методический подход при ЭЭГ-исследованиях для диагностики функциональных состояний до настоящего времени не разработано. Это, несомненно, снижает диагностическое значение электроэнцефалографии как метода исследования и является причиной иногда ничем не обоснованных ЭЭГ-заключений, например, в отношении гиперактивности детей. Можно согласиться с мнением авторов [4], что электроэнцефалограмма, характеризующаяся признаком постоянства, стабильностью рисунка электроэнцефалограммы, свидетельствует о наличии устойчивого функционального состояния мозга. Частая смена рисунка ЭЭГ - частый переход от хорошо выраженного альфа-ритма к спонтанно возникающей его десинхронизации, частое появление вспышек медленноволновой активности с подавлением доминирующего ритма, частый переход от одного доминирующего ритма к другому - все это свидетельствует о неустойчивости функционального состояния мозга.

Можно отметить недостаточность данных в современной литературе о характере электроэнцефалографических изменений при эмоциональных состояниях человека. Для разработки научно обоснованных рекомендаций по психофизической коррекции лиц разного возраста необходимы дальнейшие исследования биоэлектрической активности мозга при различных психоэмоциональных состояниях.

Литература

1. Бутова, О.А. Биоэлектрическая активность нейронов головного мозга подростков дагестанской и тюркской языковых групп Ставрополья/ Бутова О.А. – Медицинский вестник Северного Кавказа. – т.9, № 3. – 2014. – С.205-208.

2. Горев, А.С. Организация биоэлектрической активности коры головного мозга на различных этапах сеанса релаксации / Горев А.С. // Физиология человека. – т.38, № 5. – 2012.– С. 16-23.

3. Джос, Ю.С. Особенности биоэлектрической активности головного мозга у женщин пожилого возраста с высоким уровнем личностной тревожности. – Физиология. – 2014.- С. 21-31. – www.elibrary.ru.

4. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). – М.: МЕД пресс-информ, 2004. – 368 С.

5. Изнак, А.Ф. ЭЭГ-корреляты и возможные предикторы эффективности терапии эндогенной депрессии / Изнак А.Ф. // Физиология человека. – том 39, № 4. – 2013.- С.49-57.

6. Каминская Г.Т. Основы электроэнцефалографии. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 88 С.

7. Князев Т.Г., Слободская Е.Р. ЭЭГ-корреляты эмоциональных расстройств и отклонений в поведении у школьников // Физиология человека. – 2002. – т.28, № 3. – С. 16-22.

8. Классина, С.Я. Психологические воздействия как средство реабилитации функционального состояния человека при психоэмоциональном напряжении / Классина С.Я. // Вестник новых медицинских технологий. - № 1. – 2014. – С.1-7.

9. Корюкалов, Ю.И. Динамика биотоков мозга при концентрации внимания и визуализации во время релаксации / Корюкалов Ю.И. // Вестник Челябинского государственного университета. – Вып. 3, № 4 (333). – 2014. – С.49-56.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

10. Кудрякова Т.А. Динамика электроэнцефалографических показателей детей 6-летнего возраста под влиянием школьного обучения // Физиология человека. – 1991. – т.17. – С.172-175.

11. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Флинта, 2002. – 400 С.

12. Мачинская, Р.И. Сравнительное электрофизиологическое исследование регуляторных компонентов рабочей памяти у взрослых и детей 7-8 лет. Анализ когерентности ритмов ЭЭГ / Мачинская Р.И. // Физиология человека. – том 38, № 1. – 2012. – С. 5-19.

13. Поскотинова, Л.В. Варианты динамики спектральных показателей электроэнцефалограммы человека в ходе суточных вариаций геомагнитного поля/ Поскотинова Л.В.// Экология человека. - № 5. – 2014. – С.3-8.

14. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 447 С.

15. Русалова, М.Н. Асимметрия α-ритма при мысленном воспроизведении эмоциональных образов / Русалова М.Н. // Асимметрия. – т.8, № 2. – 2014. – С.5-20.

16. Соболева, И.В., Казазаева, Н.К. Исследование особенностей функционального состояния школьников в динамике образовательного процесса / И.В. Соболева // Валеология. – 2001. - № 3. – С.14-21.

17. Старченко, М.Г. ЭЭГ – корреляты творческой деятельности в группах высоко- и низкокреативных испытуемых / Старченко М.Г.// Вестник психофизиологии. - № 3. – 2014. – С.134-136.

18. Тутер Н. Нейрофизиологические и психологические аспекты церебральных механизмов невротических расстройств (на материале панических атак и социофобий) // Врач. - № 1. – 2005.- С.30-32.

19. Хало, П.В. ЭЭГ – корреляты активации резервных возможностей организма. – Известия ЮФУ. – С.24-33.

20. Цыганок, Т.В. Корреляционные отношения между показателями ЭЭГ и уровнем стресса у курсантов мореходного училища / Цыганок Т.В. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. – М.: Медицина – Здоровье, 2005. – т.1. – С.176.

21. Giuseppe Nolfe. EEG and meditation // Clinical Neurophysiology. – www. еlsevier.com/locate/clinph.

22. Huang H.Y. EEG dynamics of experienced Zen meditation practitioners probed by complexity index and spectral measure / Huang H.Y.// Journal of Medical Engineering and Technology. – Vol. 33, 4. – 2009. – P. 314-321.

23. Hauswald A. What it means to be Zen: Marked modulations of local and interareal synchronization during open monitoring meditation / Hauswald A // Neuroimage. - № 108. - 2015. - Р. 265-273.

24. Keil, A, Muller, M.M. Event-related potentials and gamma-band response in viewing rotating ambiguous pictures/ A.Keil//Psychophisiology. – 1998. – № 1. – Р. 45.

 

CURRENT SCIENTIFIC KNOWLEDGE about THE BRAIN BIOELECTRICAL ACTIVITY at VARIOUS PSYCHO-EMOTIONAL STATE of CHILDREN and ADULTSs

in MODERN LITERATURE

 

The authors presented a detailed analysis of the current scientific literature on the nature of the bioelectric activity of the brain in various psycho-emotional state. The data of surveys of children and adults, indicating the possibility of evaluating mental states and properties, including a state of relaxation, meditation, creativity. Reveals the problems in the interpretation of EEG data psycho-emotional state, for example, the lack of a unified approach to the scientific explanation of

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

specific EEG rhythms. It requires further investigation as the nature rhythms and their classification, especially in frequency characteristics.

Keywords: EEG rhythms, synchronization, psycho-emotional state, relaxation, meditation.

Статья поступила в редакцию 15.08. 20151

Статья принята к публикации 25.08.2015

УДК 612.821+316.24

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР

ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

В ГОСТИНИЧНОМ И РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ

 

Сандрина В.Е.

Россия, Санкт-Петербург,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

npcpcn@gmail.com

Систематическая работа по формированию и развитию организационной культурой в будущем дает достаточно высокую отдачу. Сегодня основную стоимость бизнеса создают люди, т.е. персонал компании. Многие руководители осознают необходимость построения оптимальных, взаимовыгодных и уважительных отношений со своим «главным ресурсом». Об этом свидетельствуют результаты деятельности многих предприятий, достигших всеобщего признания, чей брэнд известен всем.

Ключевые слова: организационная культура, персонал, людской ресурс

 

Продолжающиеся процессы формирования социально-экономических отношений в российском обществе требуют новой концепции хозяйственной практики, усиливающей конкурентоспособность отечественных предприятий сферы услуг. Это связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Наиболее острыми становятся вопросы модернизации и реформирования российских предприятий сферы услуг с целью достижения ими конкурентоспособности мирового уровня. Управленческий аспект модернизации и реформирования выражается в разработке и внедрении систем менеджмента качества, отвечающих международным стандартам. Это требует гибких и результативных подходов к управлению, поиска новых эффективных методов управления. Однако многие отечественные предприятия сферы услуг работают в условиях отсутствия четко сформированной философии, жестких требований к персоналу со стороны руководства и минимальной демократизации управления.

Организационная культура – один из возможных факторов эффективной деятельности предприятий сферы услуг в современных экономических условиях РФ. В сфере услуг организационная культура является дополнительным потенциалом развития предприятия, использование которого позволяет увеличить его экономическую и социальную эффективность. Это требует изменения организационной культуры в заданном направлении. В этой связи руководители предприятий сферы услуг все большее значение придают стратегии формирования организационной культуры.

Современные исследования показали, что между стратегией предприятия и его организационной культурой прослеживается устойчивое взаимовлияние, использование которого открывает новые подходы к управлению предприятием. Целенаправленное взаимодействие стратегии и организационной культуры дает синергетический эффект от комплексного управленческого воздействия. В настоящее время проблема стратегического

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

управления организационной культурой предприятия относится к числу мало исследованных, поэтому ее изучение имеет важное теоретическое и практическое значение.

Проблемы стратегического управления в экономической науке изучаются по ряду направлений, таких как стратегическое управление хозяйственными объектами и экономическими процессами на микро- и макроуровнях экономики. При этом особо выделяют такие предметы исследований, как стратегический анализ, стратегическое планирование и прогнозирование.

Среди отечественных экономистов, внесших наиболее существенный вклад в развитие вышеуказанных направлений, особо выделяют А.Г. Аганбегян, А.Р. Алавердов, О.С. Виханский, О.Д. Волкогонова, Д.М. Гвишиани, С.Ю. Глазьев, А.Г. Гранберг, Д.Г. Дроздов, Л.И. Войноровская, А.П. Егоршин, Фатхутдинов, Ю.В. Яковец и др.

Из зарубежных исследователей следует отметить следующих: И. Ансофф, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Б. Карлофф, Ж-Ж. Ламбен, А. Маршалл, Г. Минцберг и др. Вопросы организационной культуры изучаются не только экономической наукой. Широкое отражение они находят также в психологии, политологии и социологии, тесно переплетаясь с исследованиями в области управления экономическими объектами.

Основные направления изучения организационной культуры – это изучение её функций и содержания, диагностики, условий формирования и возможностей изменения в заданных параметрах. Из отечественных авторов наиболее широко эти темы отражают А.В. Кезин, Р.Л. Кричевский, В.Л. Михельсон-Ткач, Е.Г. Молл, А.И. Пригожин и др.

Вопросы стратегического управления организационной культурой предприятия только начинают подниматься экономической наукой и пока в достаточной мере не изучены. Отдельные научные исследования, посвященные этой теме, встречаются у таких авторов, как Р. Акофф, И.В. Грошев, С. Джонсон, С. Дэвис, Дж. Лорш, В.И. Маслов, Г. Шварц и др.

Несмотря на наличие большого числа работ отечественных и зарубежных ученых по стратегическому управлению и отдельно по организационной культуре, до сих пор не выявлены закономерности, связанные с их взаимным влиянием, не изучен механизм воздействия организационной культуры на реализацию стратегии предприятия и, наоборот, влияние стратегии на формирование и изменение организационной культуры, не раскрыты элементы такого механизма и их взаимосвязь, не установлена сама возможность его применения в управленческой практике, не определены сферы наиболее рационального использования.

Актуальность исследования организационной культуры связана с тем, что знание её особенностей позволяет оценить степень стабильности организации, её конкурентоспособность, предположить возможные направления управленческих решений, а также способность достигать запланированных результатов.

Каждое предприятие сферы услуг, являясь микроструктурой общества, характеризуется наличием собственной системы формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, которые поддерживаются субъектом организационной власти, в частности через стили руководства предприятием. Все это определяет особенности поведения персонала, показатели удовлетворенности сотрудников условиями труда, уровень их взаимного сотрудничества и совместимости между собой и организацией, перспективы совместного развития.

Понятие культуры организации является одним из базовых понятий в менеджменте. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным фактором, необходимым для эффективного управления персоналом предприятия. За прошедшее десятилетие понятие организационной культуры заняло прочное положение в сфере изучения эффективной деятельности предприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: