«Первый слом, поедание трупа, это обещание того, что заведомо выполнить нереально. Логика: если не будешь обещать с три короба, тебя не выберут. Выберут другого, хуже тебя, который обещает, что рот выговорит. Раз в любом случае общество будет обмануто, но в одном случае ты окажешься в числе дураков, а во втором случае в числе избранных, пусть будет второй вариант.
Аналог второго этапа слома нравственности, пожирание полуживого собрата, это торговля местами в своей партии. Логика тоже понятная, на выборы нужны деньги. Если строить из себя "гимназистку", деньги возьмут конкуренты. В итоге деньги все равно кто-то возьмет, и в любом случае будет выбран.Раз это неизбежно, то пусть лучше я возьму, чем кто-то.
Третий этап, пожирание живого и здорового собрата, — лоббирование законов, идущих во вред стране. Логика та же самая. Если ты откажешься участвовать в прямом грабеже общества, его ограбят другие. Людоедский закон все равно протолкнут, а раз так, какая разница, через кого это будет сделано? Лучше пусть через меня.
В результате сегодня политический публичный сектор представляет собой сборище "крыс" последней стадии. У них нет ничего святого, ничего личного, только бизнес. И этот процесс не может остановиться. Он будет совершенствоваться, подчиняясь рациональной логике.»
А на запрос поисковика «политики о народе» в глазах рябит от циничных откровений власть предержащих: от инфантильного «ну как можно было не обещать» до людоедского «народ – это быдло, которому надо стойло». Всё правильно. Всё закономерно. Корм невозможно любить, потому что тогда его не сможешь есть.
Проблем у каннибалов-крысоедов две, но обе глобальные и нерешаемые:
|
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
Каннибал-крысоед постоянно боится. Ибо, закусывая своим ближним, он постоянно рискует сам угодить на обед в качестве главного блюда. Даже если у него крепкие зубы и звериное чутье, не дай бог – подставишь спину, не дай бог – ослабишь хватку... Где-то совсем рядом бродит другой каннибал с более мощным хватательно – жевательным аппаратом и очень внимательно смотрит на окружающих, выбирая поупитаннее... |
Поэтому неудивительно, что у олигархов такие напряженные лица, лица приговоренных к прижизненному съедению.
Воспроизводство каннибалов надо постоянно поддерживать, ибо они сами не размножаются, зато прекрасно рекрутируются. Но поддерживая (и расширяя) это воспроизводство, они вопроизводят и поддерживают конкурентов за место под солнцем, которые... смотри пункт 1й.
Ну а тем, кто еще не готов ходить по головам и закусывать человечинкой? Им то что делать? Как выживать в условиях, когда количество каннибалов на один квадратный метр в мегаполисах превышает количество этих метров? В фильме «Чужой» инопланетная зверушка хотя бы внешне легко идентифицировалась, а эти то выглядят, ведут себя и даже пахнут, как настоящие и даже лучше. И вот тут главным, если даже не единственным, маркером выделяющим каннибала среди обычных людей, является болезненная страсть к манипулированию окружающими по делу и без. Имеющий глаза да увидит.
Крысы против крысоедов
«Когда у крысиного сообщества не оставалось сомнений, что среди них завелся волк в овечьей шкуре, крысы просто уходили из этого места. Причем, уходили в ста случаях из ста. Животные словно боялись отравиться флюидами трансформированной крысы. Они боялись стать такими же. Инстинктивно чувствовали: если их сознание впитает новые установки, возникнет общество без тормозов, общество предателей, общество потребителей. Атмосфера безнравственности разрушит механизм социальной защиты и погибнут все.»
|
Примерно то же самое, пока не осознанно, на уровне рефлексии, демонстрирует сегодня человеческий социум. Дауншифтинг, то есть сознательный переход из более обеспеченных слоев общества, где удельный вес каннибалов выше, в менее обеспеченные, где их не так удушающе много – это и есть инстинктивное, но абсолютно верное подражание природной мудрости крысиного сообщества. Тем более, что дауншифтинг – явление отнюдь не новое. Диоген, Диоклетиан, Лев Толстой – наиболее известные сознательные дауншифтеры.
Инстинктивные дауншифтеры сегодня – это огромная часть молодежи, которая отказывается от включения в «крысиные бега» за карьерой и деньгами. Ей скучно заниматься мелкими интригами в борьбе за кресло 4го помощника 5го менеджера. Она хочет свободы от крысоводов. Всё это пока – неосознанная рефлексия, но и сама рассматриваемая
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
сегодня проблема угрозы существования цивилизации со стороны манипуляторов-каннибалов – это абсолютно новый вызов, до конца еще не осознанный, и уж тем более – не изученный и не включенный в риперториум. Хотя идея – изолироваться от людоедов, не вступая с ними в контакт, мне нравится.
Вполне возможно, найдется на этих нелюдей и более эффективное лекарство. Должно найтись. Хотя бы потому, что эгоизм, вопреки уверениям мизантропов-гедонистов, отнюдь не поощряется природой: «Мы обнаружили, что эволюция накажет вас, если вы будете эгоистичным и жестоким», говорит ведущий автор исследования, профессор микробиологии и моле- |
кулярной генетики Кристоф Адами. «В краткосрочной перспективе и против некоторых специфических оппонентов, некоторые эгоистичные организмы могут получить преимущество. Но эгоистичное поведение не поддерживается в масштабах эволюции».
|
«В ситуации эволюции с разными стратегиями популяций вам необходима дополнительная информация, чтобы точно различать друг друга», говорит Адами.
«Единственной надеждой на выживание для ZD-игрока будет понять, кто его оппонент», рассказывает Хинтц. «И даже если ZD-игроки будут выигрывать до тех пор, пока не останется никого кроме других ZD-игроков, в долгосрочной перспективе им придётся отойти от своих эгоистичных стратегий и стать более кооперативными. Таким образом, они уже не будут ZD-игроками»
Сотрудничество - неотъемлемый признак как человеческого общества так и животного мира. Муравьи живут колониями. Львы охотятся группами. Рабочие пчелы трудятся на собратьев и даже гибнут, защищая улей.
Конфликт между индивидуальными интересами и общественной пользой озадачивал ученых многие десятилетия. Трио исследователей (помимо Флатта в него вошли математик Тимоти Киллингбэк и швейцарский программист и популяционный биолог Джонас Бьери (Jonas Bieri) разработало уникальную, не похожую на любую другую модель, которая теоретически способна объяснить пользу от сотрудничества. По их расчетам, альтруисты не просто выживают, но процветают и поддерживают свою численность в далекой перспективе. |
Достоинство новой модели, по мнению ее же главного создателя Флатта, кроется, прежде всего, в необыкновенной простоте и одновременно универсальности подхода, который можно применять к сотрудничеству на всех биологических уровнях «от букашки до человека» (Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.)
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
В это же время американский антрополог Сэмюэль Боулс (Samuel Bowles), обобщив все доступные археологические и этнографические данные, пришел к выводу, что уровень межгрупповой агрессии у палеолитических охотников-собирателей был достаточно высок, чтобы обеспечить распространение в человеческой популяции генов, ответственных за внутригрупповой альтруизм. Несмотря на то что носители «генов альтруизма» чаще погибали и оставляли меньше потомства по сравнению со своими соплеменниками-эгоистами, «гены альтруизма» всё равно должны были распространяться — при условии, что присутствие в племени самоотверженных героев-альтруистов хотя бы немного повышало шансы на победу в войне с соседями.
Ну а если уж совсем деградируем, будем учиться у братьев наших меньших. Эксперименты с полуторагодовалыми детьми и молодыми шимпанзе показали, что и те и другие готовы бескорыстно помочь человеку, попавшему в затруднительную ситуацию, если только могут понять, в чем состоит трудность и как ее преодолеть. Бескорыстный альтруизм у шимпанзе впервые удалось зарегистрировать в строгом эксперименте. Прежние попытки такого рода оканчивались неудачей из-за того, что в ходе эксперимента, чтобы продемонстрировать альтруизм, шимпанзе должны были поделиться с кем-то пищей. Но на этот раз экспериментаторы не требовали от них столь ужасных жертв, и всё получилось. |
(Felix Warneken, Michael Tomasello. Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees // Science. 2006. V. 311. P. 1301-1303.)
Надеюсь, и у нас получится.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
УДК 159.91+111.1+61
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМЫ
Атланов Д.Ю.
Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация»
npcpcn@gmail.com
Успешная терапия должна работать с начальными, самыми первыми уровнями развития, самыми начальными искажениями. Поэтому правильный путь любого личностного развития должен начинаться с работы с телом – той или иной телесной практики.
Ключевые слова: личность, развитие, телесные практики
Личностная индивидуальность как система не возникает одновременно, скажем с физическим рождением, к тому же она может быть описана как процесс саморазвертывания и самореализации некоторой изначальной программы – генома или Божьего замысла, не суть важно – разные традиции используют различные термины – протекающий во времени и пространстве. Думается, что не существует точных хронологических привязок для
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
выделения конкретных состояний личности или степени ее развития, обязательных для всех. Ведь даже развитие растения подчинено помимо «внутренней логики развития» еще и состоянию внешней среды. Можно говорить лишь о статистически устойчивых, эмпирически выделяемых примерных возрастных границах, в которых проходит актуализация соответственных уровней человека. Сами границы эти могут быть «искусственным» образом сдвинуты (в качестве примера – явление акселерации) под давлением внешних для единой системы обстоятельств.
Попытка изложить возрастные переходы внутри системы, может, на наш взгляд, дать отправные гипотезы для поиска определенных физиологических и психологических соответствий. Начальным моментом, исходя из ранее изложенного, мы считаем момент зачатия. Надо учитывать, что в данном случае мы не рассматриваем всю систему, а говорим о переходах, структурных уровнях, рассматривая частные моменты внутри общего. Для момента зачатия можно говорить о возникновении потенциальной системы человека в отличие от ранее употреблявшегося в литературе термина «предпосылки личности». Она может быть рассмотрена как система в рамках других наук, – например кибернетики, или биологии, но с точки зрения психологии мы можем говорить и исследовать только один из уровней потенциальной системы. На этом уровне можно, опираясь хотя бы на данные эмбриологии, говорить об актуализации потребностей, связанных с жизнеобеспечением организма, тела. При этом, уже на этом уровне, можно говорить о потенциальности следующих, исходя из того факта, что уже в период внутриутробного развития плод обладает памятью и реакцией на внешние раздражители, несущие в себе информацию о тех структурных уровнях среды, с которыми плод в непосредственном контакте не находится. Например, данные психоанализа и исследования возрастной регрессии, осуществляемой под воздействием гипноза, как и данные телесно-ориентированной психотерапии указывают на возникновение в эмбриональной фазе развития устойчивых связей, проявляемых на уровне поведения в более поздние периоды развития человека.
Прежде чем мы обратимся к опыту работы с детьми, надо несколько слов сказать о врожденных патологиях. Большое количество проблем с детьми возникает не только при химических, алкогольных, радиоактивных поражениях – все они очень часто затрагивают генетический аппарат, но в первую очередь при неправильной ориентации родителей, их неправильной мыслительной работе в период предшествующий зачатию и после него. В возрасте внутриутробного развития и младенчества закладывается «матрица», по которой формируется костно-мышечная система. В момент рождения ребенок, при существующей практике использования всевозможных стимуляторов, акушерских манипуляций, и неестественной позиции роженицы, получает множественные повреждения различной степени тяжести неврологического характера. При их сохранении дальнейшее развитие человека становится ограниченным и обусловленным. Наиболее характерные для человека напряжения и деформации закладываются именно в этот период. В этом же периоде формируются особенности индивидуальной настройки человека, которые впрямую скажутся на его характере. Можно использовать прием аналогии, для того, чтобы пояснить, что имеется в виду. Скелет человека играет роль антенн для восприятия информации из Космоса. Череп человека – естественный резонатор, усилитель, передающий колебания на поверхность мозга. Мышцы играют роль регуляторов настройки на те или иные частоты и длины волн, изменяя положение костей – элементов антенны – относительно друг друга и их ориентацию в пространстве. Фасции и сухожилия являются естественными медиаторами, при натяжении воздействуя на мышечную или костную ткань в плане изменения характера ее колебаний. Замечательно в этом плане устройство сухожильного шлема головы. Фактически весь свод черепа покрыт сухожилиями, натяжение которых изменяет резонаторные свойства черепа. Для сравнения можете на резонаторную пленку барабана наклеить кусок изоленты и послушать, как изменится звучание. То же происходит при
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
изменении натяжения сухожилий на поверхности черепа. Специалисты в области рефлексотерапии подтвердят, что рефлексогенные зоны, связанные с состоянием костно-мышечной системы проецируются именно на эту часть тела, хотя не только на нее, но и вообще на области надкостницы. Хронические мышечные напряжения становятся, таким образом, регуляторами, фиксирующими постоянный настрой человека на ту или иную волну. Следовательно, от того, как будет построена костно-мышечная система в раннем детстве, зависит, какой объем информации будет доступен человеку в его последующем развитии. Аналогия достаточно грубая, но, тем не менее, отражающая реальное положение дел.
Актуализация следующего уровня системы, уровня сексуальности, начинается примерно с возраста 3 – 3,5 года. Если идет речь о проявлении, актуализации того или иного уровня, его активности, то надо при этом понимать, что соответствующие механизмы уже сформированы. То есть они закладываются много раньше – в возрасте младенчества.
Индикатором этого момента может служить устойчивое различение ребенком половой принадлежности: не просто – я мальчик/девочка, но устойчивое реагирование на ситуации по женскому или мужскому типам, предпочтения в играх и интересах. Для детей этого возраста очень существенны вопросы взаимодействия с родителями и родителей друг с другом. Можно говорить о том, что сексуальные стереотипы и предпочтения, матрица, по которой они будут формироваться в дальнейшем, закладываются именно в этом возрасте. Семья здесь выступает не только как эталон сексуальности, но и как основание для социальных отношений в целом. Начиная именно с этого возраста, закладываются стереотипы поведения, которые ребенок будет отрабатывать в отношениях со сверстниками и в дальнейшей своей взрослой жизни. Те стандарты и стереотипы, которые будут сформированы в этом возрасте, окажут колоссальное воздействие не только на собственную семейную жизнь выросшего ребенка, но и на его поведение с другими людьми на работе и вообще в ходе повседневного общения и взаимодействия. Мы говорим о сексуальности в несколько более широком смысле, нежели тот, в котором ее обыкновенно понимают. По сути дела, любое общение человека с себе подобными имеет своим корнем сексуальность. В физике и не только, широко используется понятие комплементарности, дополнительности свойств. Скажем так: свет – это одновременно волна и частица. Для человека свойство дополнительности проявит себя как сексуальность. Человек одновременно и мужчина и женщина. Гормональный фон различается у представителей разных полов буквально в 5 – 10 %, это значит, что уже пятипроцентное изменение содержания в организме мужских или женских половых гормонов в ту или иную сторону приводит к соответствующим изменениям и в физическом облике и в тонких особенностях восприятия и поведения.
Мало этого, человек как вид и как живое существо существует только как совокупность мужчины и женщины. Он немыслим иначе. Наша трагедия в том, что мы воспринимаем мир только с полярных позиций, несмотря на то, что все учителя человечества, включая Христа, указывали на необходимость объединения в себе мужского и женского, вспомним легенду, рассказанную Платоном об Андрогинах – перволюдях, равных богам по могуществу.
Но и любое общение – это комплементарный процесс, дополняющий общающихся, возникновение некоторого нового качества, которое отсутствует у отдельного индивидуального человека. Значит, та модель дополнительности, которая формируется у ребенка в связи с сексуальностью, а надо помнить, что у маленьких детей восприятие, реагирование и удовольствие, являющиеся основой становления сексуального поведения, не отделены друг от друга, и являет собой основу общения. Только после формирования определенной модели сексуальности, можно говорить о человеческом поведении в обществе, о широко понимаемой социальности, общении, взаимо-действии. Опять напоминаем, что как только мы начинаем говорить о взаимодействии, коммуникации, связи, нам необходимо обращаться к символам. Сексуальность в своем физическом проявлении, выраженная в
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
анатомическом строении (первичные и вторичные половые признаки) является определенным набором символов. Современные исследования показывают, что, например, повышенное внимание людей к анатомическим особенностям представителей разных полов диктуется исключительно особенностями коммуникации, взаимодействия. Например, размер женской груди никак не связан с размером молочных желез и степенью лактации. Точно так же и размер мужского полового члена никак не связан с сексуальной активностью. Внимание же к размерам этих органов непропорционально велико. Таким образом, сами эти органы становятся символами, предназначенными в первую очередь для обеспечения коммуникации между представителями полов. Подробнее о символическом языке тела мы будем говорить ниже.
Сексуальность – это энергия, впрямую сопряженная с эмоцией как таковой, и то, какую часть спектра этой энергии способен воспринимать человек, определяет и его последующие уровни развития. Если ребенок растет в эмоционально обедненной атмосфере, то у него будут проблемы и в сексуальной жизни, и в социальной сфере. Не случайно семья строится изначально на фундаменте секса и социальности одновременно.
Говорить об общности процессов и соотнесенности секса, эмоций и энергии возможно в силу того обстоятельства, что в том, другом и третьем случае, речь идет об определенной разнице – гормональной, применительно к сексу; различием между ожиданиями и реализацией, применительно к эмоциям; разнице потенциалов, применительно к энергии. Наличие этой разницы предается в языке, в том числе в языке точных наук, через понятие напряжения. Следовательно, законы возникновения и развития процессов в столь разных областях носят аналогичный характер.
Актуализацию социального уровня личности можно отнести к моменту социального самоопределения человека, а именно к возрасту около 7 лет. Основывается это заключение на способности человека примерно с этого возраста формировать социальные отношения, принимать предлагаемые группой или обществом определенные роли. Под ролью понимаются здесь определенные в каждой группе, фиксированные стереотипы поведения или, что то же самое, ожидания группы. Можно утверждать, что само поведение человека, его слова и поступки достаточно жестко определяются его положением в группе – его ролью. Группа жестко реагирует на попытки изменения стереотипа роли, восстанавливая стандарт поведения с помощью имеющихся инструментов воздействия – от физического давления, до отвержения, исключения индивида из группы. Роли, исполняемые человеком, могут варьировать от группы к группе, но набор предлагаемых индивиду ролей в каждом конкретном обществе или группе ограничен. Естественно, все эти роли не имеют никакого отношения к внутреннему миру человека, являясь лишь внешними условиями, в которых этот внутренний мир проявляется. Это всего лишь определенная ограниченная совокупность функций, которые должен выполнять данный индивид в данном обществе для его (общества) самовоспроизведения. Отношение к человеку со стороны окружающих очень часто определяется не самим человеком, а лишь его ролью. Обратите внимание на обилие ролевых игр в этом возрасте – «дочки-матери», «в войну» и пр. Игры детского периода развития в традиционных обществах выполняют функцию универсального транслятора, передающего определенный для каждого общества и в каждый период развития пакет социальных ролей, предлагаемых на выбор индивиду. Сами игры содержат жесткую регламентацию поведения. В настоящее время функцию такого транслятора ролей начинают выполнять СМИ, в первую очередь ТV и видео. Трудно сказать, хорошо это или плохо, можно говорить лишь о большей унификации ролей, большей их приспособленности к требованиям сегодняшней действительности, большей гибкости. Ребята играют в героев мультсериалов или фильмов. Традиционные социальные роли утрачиваются и выхолащиваются. Кризис семьи и традиционных ценностей, переживаемый современной цивилизацией, каким-то образом связан и с потерей современным обществом определенных, жестко предписанных ролей,
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
сокращением их фонда. Очевидно, что здесь коренятся новые проблемы и сложности, осознание которых еще предстоит.
Рассмотренные возрастные категории находятся под жестким управлением внешних факторов – семьи, воспитателей и т.д. И, хотя формируемые в этом возрасте отношения больше подчинены законам, действующим в стаде животных, во всяком случае, имеют много общих черт, все же это непосредственная основа для возникновения следующего собственно человеческого уровня – самоотражения, саморефлексии, системной интеграции промежуточного цикла. Можно также утверждать, что достижения этого уровня, хотя и носят интроецированный характер, тем не менее, задают основу для личного, уникального, своеобразного проявления на последующих уровнях, определяя собой объем элементов, используемых личностью для личного уникального комбинирования и последующей перекомпоновки в процессе личного саморазвития, деятельности.
Чтобы завершить тему, с которой мы начали, немного раскроем содержание оставшихся уровней целостной системы личности. Вообще выделение момента актуализации мы склонны связывать с понятием деятельности в той формулировке, которая дается этому понятию А. Н. Леонтьевым в различных работах, например: «Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки – вот начало личности». Необходимо выделить – «деятельность, которая осуществляет связи с миром», то есть применительно к личности, пусть даже потенциальной, мы всегда говорим о действительности деятельности. Применительно, например, к грудному ребенку это явление – процесс актуализации – проявит себя через сложный комплекс психомоторных рефлекторных реакций, которые могут закрепиться через поощрение и осуждение со стороны родителей и, в итоге, привести к развитию патологии. Применительно к детству деятельность выступает как ролевая игра по преимуществу.
Следующий уровень актуализации, связанный с самоосознанием, саморефлексией хронологически связан с возрастным кризисом подросткового периода. Здесь приходится говорить не просто об актуализации соответствующего уровня, но уже о структурном преобразовании, своего рода удвоении действительности. Интересно здесь отметить, что именно с этого момента можно говорить о возникновении нового качества, а именно качества системности, со всеми присущими этому состоянию свойствами. Данный уровень будет, среди других, иметь такую характеристику, как актуализация определенного отношения или взаимодействия внутренних структурных уровней друг с другом и целостной системой как объективных. Здесь можно говорить о возникновении персонифицированой личности, что подтверждается введением с этого момента личной правовой ответственности индивида. И именно к этому возрасту архаические общества приурочивали обряды инициации – посвящения в полноправные члены рода.
Именно в этом возрасте вылезают на поверхность все деформации и напряжения, заложенные в ребенке предшествующим развитием. Идет структурная перестройка человека и с необходимостью человек формирует (самостоятельно) контрдеформации, позволяющие ему обходить ограничивающие его развитие дефекты. В любом случае и деформация и противостоящая ей контрдеформация на самом деле являются искажениями проявления прирожденной человеку сущности. На физическом плане именно в этом возрасте вдруг проявляются устойчивые хронические заболевания. Обостряются вялотекущие процессы. Особенно остро выявляются нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, что, в общем-то, объяснимо, если исходить из принятой нами гипотезы о роли костно-мышечной системы для реализации всех видов активности, в том числе и интеллектуальной. Кризис подросткового возраста делает зримыми проблемы, с которыми человек сталкивался в предшествующие периоды развития. Если не объяснить, не сделать доступными для обозрения проблемы самому человеку, то он, как правило, создаст себе механизмы неосознаваемой компенсации воспринятых деформаций, не осознавая их, вытесняя в
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
подсознание и поведение. Придаст им статус телесных метафор – смыслов тела. А значит, с личными проблемами индивида придется сталкиваться обществу в целом. Устранить их после этого возраста из единой структуры человека становится неизмеримо труднее.
Сложности данного периода развития связаны еще и самостоятельным выбором способа дальнейшего исполнения социальной роли, персонификацией роли. У первобытных народов инициация обязательно включала в себя еще и смену имени или появление тотема-покровителя, которого будущий член племени должен был обрести самостоятельно – во сне, в трансе, вызванном наркотическим опьянением, длительным постом или сверхнагрузками. Что это как не самоопределение, самоидентификация? Вспомните – уход в монастырь включал в себя и смену мирского имени, что тоже означало на самом деле разотождествление с прежними социальными ролями, правда при монастырском посвятительном обряде человек отказывается и от самости. Имя для него определяет посвятитель. В любом случае, та или иная работа с именем означает работу с персональностью (персона – маска). Те случаи, когда человеку по каким-то причинам не нравится его имя, следовательно, означают расхождения самого человека с его персоной. Для примера укажем на трансформации одного и того же имени у разных носителей: одного Александра будут звать в быту Саша, а другого – Шура, Дмитрия в быту могут назвать Митя или Димыч, а может Димуля, но при этом не так уж часты случаи одновременного употребления этих имен применительно к одному человеку в одной и той же группе. Обыкновенно трансформация имени указывает на обращение к той или иной маске. Кстати, именно в подростковом возрасте, периоде кризиса самоидентификации, оказываются востребованы клички и прозвища – дополнительные персоны.
Актуализация следующего уровня личности начинается с момента включения сознательных усилий по реализации творческих потенций. Собственно, это начало возраста зрелости – примерно с 20 лет. Развитие личности в следующий за этим моментом период посвящено самораскрытию и проявлению личных качеств в полноте взаимодействия с миром и его творческим преобразованием. Как раз здесь, строго говоря, в полной мере раскрывается возможность деятельности, о которой говорилось чуть выше. Человеческая активность связывается с реальным внешним миром, но источник этой активности по-прежнему находится в пределах человеческой индивидуальности. А значит, тесно связан с определенными состояниями индивида – состояниями его тела, его ролями, в пределах которых он функционирует в обществе, его персонами, которые являются ничем иным, как лишь инструментами адаптации, приспособления сущностной программы, ядра личности к конкретным условиям их реализации.
Самореализация или творчество человека безразлично к тому, в какой области она осуществляется, является попыткой проявления подлинного содержания сущности человека в реальности. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что все предшествующие этапы развития, посвященные адаптации человека к миру телесности и к социуму, на самом деле только ограничивают свободу и спонтанность самореализации. Для значительной части людей этап творческой самореализации так и не наступает, настолько жесткими оказываются установки, усвоенные индивидами на предшествующих уровнях развития. Но это не означает, что процесс развертывания сущностной программы, несомой индивидом, прекращается. Он смещается в иную плоскость, те силы, которые индивид мог бы приложить к преобразованию реальности, он расходует на процессы самопреобразования, пытаясь внутри усвоенных им жестко ограничивающих программ и стереотипов, рекомбинируя их, создать некую модель своего «я» = реальности. На самом деле это приводит лишь к началу формирования основы «кармических» болезней – включению процессов, разрушающих неэффективный агрегат, образованный организмом, ролями и персонами. Любая «кармическая» болезнь имеет направленность, цель – разрыв неэффективных рефлекторных цепочек, неэффективных стереотипов поведения, неэффективного образа мыслей.