Общие особенности поведенческих аддикций 2 глава




«Первый слом, поедание трупа, это обещание того, что заведомо выполнить нереально. Логика: если не будешь обещать с три короба, тебя не выберут. Выберут другого, хуже тебя, который обещает, что рот выговорит. Раз в любом случае общество будет обмануто, но в одном случае ты окажешься в числе дураков, а во втором случае в числе избранных, пусть будет второй вариант.

Аналог второго этапа слома нравственности, пожирание полуживого собрата, это торговля местами в своей партии. Логика тоже понятная, на выборы нужны деньги. Если строить из себя "гимназистку", деньги возьмут конкуренты. В итоге деньги все равно кто-то возьмет, и в любом случае будет выбран.Раз это неизбежно, то пусть лучше я возьму, чем кто-то.

Третий этап, пожирание живого и здорового собрата, — лоббирование законов, идущих во вред стране. Логика та же самая. Если ты откажешься участвовать в прямом грабеже общества, его ограбят другие. Людоедский закон все равно протолкнут, а раз так, какая разница, через кого это будет сделано? Лучше пусть через меня.

В результате сегодня политический публичный сектор представляет собой сборище "крыс" последней стадии. У них нет ничего святого, ничего личного, только бизнес. И этот процесс не может остановиться. Он будет совершенствоваться, подчиняясь рациональной логике.»

А на запрос поисковика «политики о народе» в глазах рябит от циничных откровений власть предержащих: от инфантильного «ну как можно было не обещать» до людоедского «народ – это быдло, которому надо стойло». Всё правильно. Всё закономерно. Корм невозможно любить, потому что тогда его не сможешь есть.

Проблем у каннибалов-крысоедов две, но обе глобальные и нерешаемые:

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Каннибал-крысоед постоянно боится. Ибо, закусывая своим ближним, он постоянно рискует сам угодить на обед в качестве главного блюда. Даже если у него крепкие зубы и звериное чутье, не дай бог – подставишь спину, не дай бог – ослабишь хватку... Где-то совсем рядом бродит другой каннибал с более мощным хватательно – жевательным аппаратом и очень внимательно смотрит на окружающих, выбирая поупитаннее...

Поэтому неудивительно, что у олигархов такие напряженные лица, лица приговоренных к прижизненному съедению.

Воспроизводство каннибалов надо постоянно поддерживать, ибо они сами не размножаются, зато прекрасно рекрутируются. Но поддерживая (и расширяя) это воспроизводство, они вопроизводят и поддерживают конкурентов за место под солнцем, которые... смотри пункт 1й.

Ну а тем, кто еще не готов ходить по головам и закусывать человечинкой? Им то что делать? Как выживать в условиях, когда количество каннибалов на один квадратный метр в мегаполисах превышает количество этих метров? В фильме «Чужой» инопланетная зверушка хотя бы внешне легко идентифицировалась, а эти то выглядят, ведут себя и даже пахнут, как настоящие и даже лучше. И вот тут главным, если даже не единственным, маркером выделяющим каннибала среди обычных людей, является болезненная страсть к манипулированию окружающими по делу и без. Имеющий глаза да увидит.

Крысы против крысоедов

«Когда у крысиного сообщества не оставалось сомнений, что среди них завелся волк в овечьей шкуре, крысы просто уходили из этого места. Причем, уходили в ста случаях из ста. Животные словно боялись отравиться флюидами трансформированной крысы. Они боялись стать такими же. Инстинктивно чувствовали: если их сознание впитает новые установки, возникнет общество без тормозов, общество предателей, общество потребителей. Атмосфера безнравственности разрушит механизм социальной защиты и погибнут все.»

Примерно то же самое, пока не осознанно, на уровне рефлексии, демонстрирует сегодня человеческий социум. Дауншифтинг, то есть сознательный переход из более обеспеченных слоев общества, где удельный вес каннибалов выше, в менее обеспеченные, где их не так удушающе много – это и есть инстинктивное, но абсолютно верное подражание природной мудрости крысиного сообщества. Тем более, что дауншифтинг – явление отнюдь не новое. Диоген, Диоклетиан, Лев Толстой – наиболее известные сознательные дауншифтеры.

Инстинктивные дауншифтеры сегодня – это огромная часть молодежи, которая отказывается от включения в «крысиные бега» за карьерой и деньгами. Ей скучно заниматься мелкими интригами в борьбе за кресло 4го помощника 5го менеджера. Она хочет свободы от крысоводов. Всё это пока – неосознанная рефлексия, но и сама рассматриваемая

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

сегодня проблема угрозы существования цивилизации со стороны манипуляторов-каннибалов – это абсолютно новый вызов, до конца еще не осознанный, и уж тем более – не изученный и не включенный в риперториум. Хотя идея – изолироваться от людоедов, не вступая с ними в контакт, мне нравится.

Вполне возможно, найдется на этих нелюдей и более эффективное лекарство. Должно найтись. Хотя бы потому, что эгоизм, вопреки уверениям мизантропов-гедонистов, отнюдь не поощряется природой: «Мы обнаружили, что эволюция накажет вас, если вы будете эгоистичным и жестоким», говорит ведущий автор исследования, профессор микробиологии и моле-

кулярной генетики Кристоф Адами. «В краткосрочной перспективе и против некоторых специфических оппонентов, некоторые эгоистичные организмы могут получить преимущество. Но эгоистичное поведение не поддерживается в масштабах эволюции».

«В ситуации эволюции с разными стратегиями популяций вам необходима дополнительная информация, чтобы точно различать друг друга», говорит Адами.

«Единственной надеждой на выживание для ZD-игрока будет понять, кто его оппонент», рассказывает Хинтц. «И даже если ZD-игроки будут выигрывать до тех пор, пока не останется никого кроме других ZD-игроков, в долгосрочной перспективе им придётся отойти от своих эгоистичных стратегий и стать более кооперативными. Таким образом, они уже не будут ZD-игроками»

Сотрудничество - неотъемлемый признак как человеческого общества так и животного мира. Муравьи живут колониями. Львы охотятся группами. Рабочие пчелы трудятся на собратьев и даже гибнут, защищая улей.

  Конфликт между индивидуальными интересами и общественной пользой озадачивал ученых многие десятилетия. Трио исследователей (помимо Флатта в него вошли математик Тимоти Киллингбэк и швейцарский программист и популяционный биолог Джонас Бьери (Jonas Bieri) разработало уникальную, не похожую на любую другую модель, которая теоретически способна объяснить пользу от сотрудничества. По их расчетам, альтруисты не просто выживают, но процветают и поддерживают свою численность в далекой перспективе.

Достоинство новой модели, по мнению ее же главного создателя Флатта, кроется, прежде всего, в необыкновенной простоте и одновременно универсальности подхода, который можно применять к сотрудничеству на всех биологических уровнях «от букашки до человека» (Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.)

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

В это же время американский антрополог Сэмюэль Боулс (Samuel Bowles), обобщив все доступные археологические и этнографические данные, пришел к выводу, что уровень межгрупповой агрессии у палеолитических охотников-собирателей был достаточно высок, чтобы обеспечить распространение в человеческой популяции генов, ответственных за внутригрупповой альтруизм. Несмотря на то что носители «генов альтруизма» чаще погибали и оставляли меньше потомства по сравнению со своими соплеменниками-эгоистами, «гены альтруизма» всё равно должны были распространяться — при условии, что присутствие в племени самоотверженных героев-альтруистов хотя бы немного повышало шансы на победу в войне с соседями.

Ну а если уж совсем деградируем, будем учиться у братьев наших меньших. Эксперименты с полуторагодовалыми детьми и молодыми шимпанзе показали, что и те и другие готовы бескорыстно помочь человеку, попавшему в затруднительную ситуацию, если только могут понять, в чем состоит трудность и как ее преодолеть. Бескорыстный альтруизм у шимпанзе впервые удалось зарегистрировать в строгом эксперименте. Прежние попытки такого рода оканчивались неудачей из-за того, что в ходе эксперимента, чтобы продемонстрировать альтруизм, шимпанзе должны были поделиться с кем-то пищей. Но на этот раз экспериментаторы не требовали от них столь ужасных жертв, и всё получилось.

(Felix Warneken, Michael Tomasello. Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees // Science. 2006. V. 311. P. 1301-1303.)

Надеюсь, и у нас получится.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

УДК 159.91+111.1+61

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМЫ

Атланов Д.Ю.

Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация»

npcpcn@gmail.com

 

Успешная терапия должна работать с начальными, самыми первыми уровнями развития, самыми начальными искажениями. Поэтому правильный путь любого личностного развития должен начинаться с работы с телом – той или иной телесной практики.

Ключевые слова: личность, развитие, телесные практики

 

Личностная индивидуальность как система не возникает одновременно, скажем с физическим рождением, к тому же она может быть описана как процесс саморазвертывания и самореализации некоторой изначальной программы – генома или Божьего замысла, не суть важно – разные традиции используют различные термины – протекающий во времени и пространстве. Думается, что не существует точных хронологических привязок для

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

выделения конкретных состояний личности или степени ее развития, обязательных для всех. Ведь даже развитие растения подчинено помимо «внутренней логики развития» еще и состоянию внешней среды. Можно говорить лишь о статистически устойчивых, эмпирически выделяемых примерных возрастных границах, в которых проходит актуализация соответственных уровней человека. Сами границы эти могут быть «искусственным» образом сдвинуты (в качестве примера – явление акселерации) под давлением внешних для единой системы обстоятельств.

Попытка изложить возрастные переходы внутри системы, может, на наш взгляд, дать отправные гипотезы для поиска определенных физиологических и психологических соответствий. Начальным моментом, исходя из ранее изложенного, мы считаем момент зачатия. Надо учитывать, что в данном случае мы не рассматриваем всю систему, а говорим о переходах, структурных уровнях, рассматривая частные моменты внутри общего. Для момента зачатия можно говорить о возникновении потенциальной системы человека в отличие от ранее употреблявшегося в литературе термина «предпосылки личности». Она может быть рассмотрена как система в рамках других наук, – например кибернетики, или биологии, но с точки зрения психологии мы можем говорить и исследовать только один из уровней потенциальной системы. На этом уровне можно, опираясь хотя бы на данные эмбриологии, говорить об актуализации потребностей, связанных с жизнеобеспечением организма, тела. При этом, уже на этом уровне, можно говорить о потенциальности следующих, исходя из того факта, что уже в период внутриутробного развития плод обладает памятью и реакцией на внешние раздражители, несущие в себе информацию о тех структурных уровнях среды, с которыми плод в непосредственном контакте не находится. Например, данные психоанализа и исследования возрастной регрессии, осуществляемой под воздействием гипноза, как и данные телесно-ориентированной психотерапии указывают на возникновение в эмбриональной фазе развития устойчивых связей, проявляемых на уровне поведения в более поздние периоды развития человека.

Прежде чем мы обратимся к опыту работы с детьми, надо несколько слов сказать о врожденных патологиях. Большое количество проблем с детьми возникает не только при химических, алкогольных, радиоактивных поражениях – все они очень часто затрагивают генетический аппарат, но в первую очередь при неправильной ориентации родителей, их неправильной мыслительной работе в период предшествующий зачатию и после него. В возрасте внутриутробного развития и младенчества закладывается «матрица», по которой формируется костно-мышечная система. В момент рождения ребенок, при существующей практике использования всевозможных стимуляторов, акушерских манипуляций, и неестественной позиции роженицы, получает множественные повреждения различной степени тяжести неврологического характера. При их сохранении дальнейшее развитие человека становится ограниченным и обусловленным. Наиболее характерные для человека напряжения и деформации закладываются именно в этот период. В этом же периоде формируются особенности индивидуальной настройки человека, которые впрямую скажутся на его характере. Можно использовать прием аналогии, для того, чтобы пояснить, что имеется в виду. Скелет человека играет роль антенн для восприятия информации из Космоса. Череп человека – естественный резонатор, усилитель, передающий колебания на поверхность мозга. Мышцы играют роль регуляторов настройки на те или иные частоты и длины волн, изменяя положение костей – элементов антенны – относительно друг друга и их ориентацию в пространстве. Фасции и сухожилия являются естественными медиаторами, при натяжении воздействуя на мышечную или костную ткань в плане изменения характера ее колебаний. Замечательно в этом плане устройство сухожильного шлема головы. Фактически весь свод черепа покрыт сухожилиями, натяжение которых изменяет резонаторные свойства черепа. Для сравнения можете на резонаторную пленку барабана наклеить кусок изоленты и послушать, как изменится звучание. То же происходит при

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

изменении натяжения сухожилий на поверхности черепа. Специалисты в области рефлексотерапии подтвердят, что рефлексогенные зоны, связанные с состоянием костно-мышечной системы проецируются именно на эту часть тела, хотя не только на нее, но и вообще на области надкостницы. Хронические мышечные напряжения становятся, таким образом, регуляторами, фиксирующими постоянный настрой человека на ту или иную волну. Следовательно, от того, как будет построена костно-мышечная система в раннем детстве, зависит, какой объем информации будет доступен человеку в его последующем развитии. Аналогия достаточно грубая, но, тем не менее, отражающая реальное положение дел.

Актуализация следующего уровня системы, уровня сексуальности, начинается примерно с возраста 3 – 3,5 года. Если идет речь о проявлении, актуализации того или иного уровня, его активности, то надо при этом понимать, что соответствующие механизмы уже сформированы. То есть они закладываются много раньше – в возрасте младенчества.

Индикатором этого момента может служить устойчивое различение ребенком половой принадлежности: не просто – я мальчик/девочка, но устойчивое реагирование на ситуации по женскому или мужскому типам, предпочтения в играх и интересах. Для детей этого возраста очень существенны вопросы взаимодействия с родителями и родителей друг с другом. Можно говорить о том, что сексуальные стереотипы и предпочтения, матрица, по которой они будут формироваться в дальнейшем, закладываются именно в этом возрасте. Семья здесь выступает не только как эталон сексуальности, но и как основание для социальных отношений в целом. Начиная именно с этого возраста, закладываются стереотипы поведения, которые ребенок будет отрабатывать в отношениях со сверстниками и в дальнейшей своей взрослой жизни. Те стандарты и стереотипы, которые будут сформированы в этом возрасте, окажут колоссальное воздействие не только на собственную семейную жизнь выросшего ребенка, но и на его поведение с другими людьми на работе и вообще в ходе повседневного общения и взаимодействия. Мы говорим о сексуальности в несколько более широком смысле, нежели тот, в котором ее обыкновенно понимают. По сути дела, любое общение человека с себе подобными имеет своим корнем сексуальность. В физике и не только, широко используется понятие комплементарности, дополнительности свойств. Скажем так: свет – это одновременно волна и частица. Для человека свойство дополнительности проявит себя как сексуальность. Человек одновременно и мужчина и женщина. Гормональный фон различается у представителей разных полов буквально в 5 – 10 %, это значит, что уже пятипроцентное изменение содержания в организме мужских или женских половых гормонов в ту или иную сторону приводит к соответствующим изменениям и в физическом облике и в тонких особенностях восприятия и поведения.

Мало этого, человек как вид и как живое существо существует только как совокупность мужчины и женщины. Он немыслим иначе. Наша трагедия в том, что мы воспринимаем мир только с полярных позиций, несмотря на то, что все учителя человечества, включая Христа, указывали на необходимость объединения в себе мужского и женского, вспомним легенду, рассказанную Платоном об Андрогинах – перволюдях, равных богам по могуществу.

Но и любое общение – это комплементарный процесс, дополняющий общающихся, возникновение некоторого нового качества, которое отсутствует у отдельного индивидуального человека. Значит, та модель дополнительности, которая формируется у ребенка в связи с сексуальностью, а надо помнить, что у маленьких детей восприятие, реагирование и удовольствие, являющиеся основой становления сексуального поведения, не отделены друг от друга, и являет собой основу общения. Только после формирования определенной модели сексуальности, можно говорить о человеческом поведении в обществе, о широко понимаемой социальности, общении, взаимо-действии. Опять напоминаем, что как только мы начинаем говорить о взаимодействии, коммуникации, связи, нам необходимо обращаться к символам. Сексуальность в своем физическом проявлении, выраженная в

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

анатомическом строении (первичные и вторичные половые признаки) является определенным набором символов. Современные исследования показывают, что, например, повышенное внимание людей к анатомическим особенностям представителей разных полов диктуется исключительно особенностями коммуникации, взаимодействия. Например, размер женской груди никак не связан с размером молочных желез и степенью лактации. Точно так же и размер мужского полового члена никак не связан с сексуальной активностью. Внимание же к размерам этих органов непропорционально велико. Таким образом, сами эти органы становятся символами, предназначенными в первую очередь для обеспечения коммуникации между представителями полов. Подробнее о символическом языке тела мы будем говорить ниже.

Сексуальность – это энергия, впрямую сопряженная с эмоцией как таковой, и то, какую часть спектра этой энергии способен воспринимать человек, определяет и его последующие уровни развития. Если ребенок растет в эмоционально обедненной атмосфере, то у него будут проблемы и в сексуальной жизни, и в социальной сфере. Не случайно семья строится изначально на фундаменте секса и социальности одновременно.

Говорить об общности процессов и соотнесенности секса, эмоций и энергии возможно в силу того обстоятельства, что в том, другом и третьем случае, речь идет об определенной разнице – гормональной, применительно к сексу; различием между ожиданиями и реализацией, применительно к эмоциям; разнице потенциалов, применительно к энергии. Наличие этой разницы предается в языке, в том числе в языке точных наук, через понятие напряжения. Следовательно, законы возникновения и развития процессов в столь разных областях носят аналогичный характер.

Актуализацию социального уровня личности можно отнести к моменту социального самоопределения человека, а именно к возрасту около 7 лет. Основывается это заключение на способности человека примерно с этого возраста формировать социальные отношения, принимать предлагаемые группой или обществом определенные роли. Под ролью понимаются здесь определенные в каждой группе, фиксированные стереотипы поведения или, что то же самое, ожидания группы. Можно утверждать, что само поведение человека, его слова и поступки достаточно жестко определяются его положением в группе – его ролью. Группа жестко реагирует на попытки изменения стереотипа роли, восстанавливая стандарт поведения с помощью имеющихся инструментов воздействия – от физического давления, до отвержения, исключения индивида из группы. Роли, исполняемые человеком, могут варьировать от группы к группе, но набор предлагаемых индивиду ролей в каждом конкретном обществе или группе ограничен. Естественно, все эти роли не имеют никакого отношения к внутреннему миру человека, являясь лишь внешними условиями, в которых этот внутренний мир проявляется. Это всего лишь определенная ограниченная совокупность функций, которые должен выполнять данный индивид в данном обществе для его (общества) самовоспроизведения. Отношение к человеку со стороны окружающих очень часто определяется не самим человеком, а лишь его ролью. Обратите внимание на обилие ролевых игр в этом возрасте – «дочки-матери», «в войну» и пр. Игры детского периода развития в традиционных обществах выполняют функцию универсального транслятора, передающего определенный для каждого общества и в каждый период развития пакет социальных ролей, предлагаемых на выбор индивиду. Сами игры содержат жесткую регламентацию поведения. В настоящее время функцию такого транслятора ролей начинают выполнять СМИ, в первую очередь ТV и видео. Трудно сказать, хорошо это или плохо, можно говорить лишь о большей унификации ролей, большей их приспособленности к требованиям сегодняшней действительности, большей гибкости. Ребята играют в героев мультсериалов или фильмов. Традиционные социальные роли утрачиваются и выхолащиваются. Кризис семьи и традиционных ценностей, переживаемый современной цивилизацией, каким-то образом связан и с потерей современным обществом определенных, жестко предписанных ролей,

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

сокращением их фонда. Очевидно, что здесь коренятся новые проблемы и сложности, осознание которых еще предстоит.

Рассмотренные возрастные категории находятся под жестким управлением внешних факторов – семьи, воспитателей и т.д. И, хотя формируемые в этом возрасте отношения больше подчинены законам, действующим в стаде животных, во всяком случае, имеют много общих черт, все же это непосредственная основа для возникновения следующего собственно человеческого уровня – самоотражения, саморефлексии, системной интеграции промежуточного цикла. Можно также утверждать, что достижения этого уровня, хотя и носят интроецированный характер, тем не менее, задают основу для личного, уникального, своеобразного проявления на последующих уровнях, определяя собой объем элементов, используемых личностью для личного уникального комбинирования и последующей перекомпоновки в процессе личного саморазвития, деятельности.

Чтобы завершить тему, с которой мы начали, немного раскроем содержание оставшихся уровней целостной системы личности. Вообще выделение момента актуализации мы склонны связывать с понятием деятельности в той формулировке, которая дается этому понятию А. Н. Леонтьевым в различных работах, например: «Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки – вот начало личности». Необходимо выделить – «деятельность, которая осуществляет связи с миром», то есть применительно к личности, пусть даже потенциальной, мы всегда говорим о действительности деятельности. Применительно, например, к грудному ребенку это явление – процесс актуализации – проявит себя через сложный комплекс психомоторных рефлекторных реакций, которые могут закрепиться через поощрение и осуждение со стороны родителей и, в итоге, привести к развитию патологии. Применительно к детству деятельность выступает как ролевая игра по преимуществу.

Следующий уровень актуализации, связанный с самоосознанием, саморефлексией хронологически связан с возрастным кризисом подросткового периода. Здесь приходится говорить не просто об актуализации соответствующего уровня, но уже о структурном преобразовании, своего рода удвоении действительности. Интересно здесь отметить, что именно с этого момента можно говорить о возникновении нового качества, а именно качества системности, со всеми присущими этому состоянию свойствами. Данный уровень будет, среди других, иметь такую характеристику, как актуализация определенного отношения или взаимодействия внутренних структурных уровней друг с другом и целостной системой как объективных. Здесь можно говорить о возникновении персонифицированой личности, что подтверждается введением с этого момента личной правовой ответственности индивида. И именно к этому возрасту архаические общества приурочивали обряды инициации – посвящения в полноправные члены рода.

Именно в этом возрасте вылезают на поверхность все деформации и напряжения, заложенные в ребенке предшествующим развитием. Идет структурная перестройка человека и с необходимостью человек формирует (самостоятельно) контрдеформации, позволяющие ему обходить ограничивающие его развитие дефекты. В любом случае и деформация и противостоящая ей контрдеформация на самом деле являются искажениями проявления прирожденной человеку сущности. На физическом плане именно в этом возрасте вдруг проявляются устойчивые хронические заболевания. Обостряются вялотекущие процессы. Особенно остро выявляются нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, что, в общем-то, объяснимо, если исходить из принятой нами гипотезы о роли костно-мышечной системы для реализации всех видов активности, в том числе и интеллектуальной. Кризис подросткового возраста делает зримыми проблемы, с которыми человек сталкивался в предшествующие периоды развития. Если не объяснить, не сделать доступными для обозрения проблемы самому человеку, то он, как правило, создаст себе механизмы неосознаваемой компенсации воспринятых деформаций, не осознавая их, вытесняя в

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

подсознание и поведение. Придаст им статус телесных метафор – смыслов тела. А значит, с личными проблемами индивида придется сталкиваться обществу в целом. Устранить их после этого возраста из единой структуры человека становится неизмеримо труднее.

Сложности данного периода развития связаны еще и самостоятельным выбором способа дальнейшего исполнения социальной роли, персонификацией роли. У первобытных народов инициация обязательно включала в себя еще и смену имени или появление тотема-покровителя, которого будущий член племени должен был обрести самостоятельно – во сне, в трансе, вызванном наркотическим опьянением, длительным постом или сверхнагрузками. Что это как не самоопределение, самоидентификация? Вспомните – уход в монастырь включал в себя и смену мирского имени, что тоже означало на самом деле разотождествление с прежними социальными ролями, правда при монастырском посвятительном обряде человек отказывается и от самости. Имя для него определяет посвятитель. В любом случае, та или иная работа с именем означает работу с персональностью (персона – маска). Те случаи, когда человеку по каким-то причинам не нравится его имя, следовательно, означают расхождения самого человека с его персоной. Для примера укажем на трансформации одного и того же имени у разных носителей: одного Александра будут звать в быту Саша, а другого – Шура, Дмитрия в быту могут назвать Митя или Димыч, а может Димуля, но при этом не так уж часты случаи одновременного употребления этих имен применительно к одному человеку в одной и той же группе. Обыкновенно трансформация имени указывает на обращение к той или иной маске. Кстати, именно в подростковом возрасте, периоде кризиса самоидентификации, оказываются востребованы клички и прозвища – дополнительные персоны.

Актуализация следующего уровня личности начинается с момента включения сознательных усилий по реализации творческих потенций. Собственно, это начало возраста зрелости – примерно с 20 лет. Развитие личности в следующий за этим моментом период посвящено самораскрытию и проявлению личных качеств в полноте взаимодействия с миром и его творческим преобразованием. Как раз здесь, строго говоря, в полной мере раскрывается возможность деятельности, о которой говорилось чуть выше. Человеческая активность связывается с реальным внешним миром, но источник этой активности по-прежнему находится в пределах человеческой индивидуальности. А значит, тесно связан с определенными состояниями индивида – состояниями его тела, его ролями, в пределах которых он функционирует в обществе, его персонами, которые являются ничем иным, как лишь инструментами адаптации, приспособления сущностной программы, ядра личности к конкретным условиям их реализации.

Самореализация или творчество человека безразлично к тому, в какой области она осуществляется, является попыткой проявления подлинного содержания сущности человека в реальности. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что все предшествующие этапы развития, посвященные адаптации человека к миру телесности и к социуму, на самом деле только ограничивают свободу и спонтанность самореализации. Для значительной части людей этап творческой самореализации так и не наступает, настолько жесткими оказываются установки, усвоенные индивидами на предшествующих уровнях развития. Но это не означает, что процесс развертывания сущностной программы, несомой индивидом, прекращается. Он смещается в иную плоскость, те силы, которые индивид мог бы приложить к преобразованию реальности, он расходует на процессы самопреобразования, пытаясь внутри усвоенных им жестко ограничивающих программ и стереотипов, рекомбинируя их, создать некую модель своего «я» = реальности. На самом деле это приводит лишь к началу формирования основы «кармических» болезней – включению процессов, разрушающих неэффективный агрегат, образованный организмом, ролями и персонами. Любая «кармическая» болезнь имеет направленность, цель – разрыв неэффективных рефлекторных цепочек, неэффективных стереотипов поведения, неэффективного образа мыслей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: