ISSN 2227-6157
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Psychophysiology News
Санкт-Петербург
Экспертный совет
Зимичев Анатолий Михайлович – профессор, доктор психологических наук, Россия
Ильин Евгений Павлович – профессор, доктор психологических наук, Россия,
Мартинсоне Кристина Эрнестовна – профессор, доктор психологических наук, Латвия
Николаева Елена Ивановна – профессор, доктор биологических наук, Россия
Рифтин Александр Давыдович – PhD, США
Чернышева Марина Павловна – профессор, доктор биологических наук, Россия
Шибкова Дарья Захаровна – профессор, доктор биологических наук, Россия
Главный редактор Булгакова Ольга Сергеевна
Заместители главного редактора
Атланов Дмитрий Юрьевич – кандидат философских наук, Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация»
Буркова Светлана Алексеевна – доцент, кандидат психологических наук, ученый секретарь Международного научного психофизиологического содружества
Ковпак Дмитрий Викторович – доцент, кандидат медицинских наук, Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Котова Светлана Аркадьевна – доцент, кандидат психологических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Редакционная коллегия
Раздел «Психологическая психофизиология»
Рычкова Лидия Сергеевна – профессор, доктор психологических наук, Южно-уральский государственный университет
Луценко Елена Львовна – доцент, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией Психодиагностики, Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
Раздел «Физиологическая психофизиология»
|
Кузнецова Тамара Георгиевна – профессор, доктор биологических наук, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
Чайванов Дмитрий Борисович – доцент, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией Нейростимуляции, НИЦ Курчатовский институт РАН
Раздел «Медицинская психофизиология»
Алейникова Татьяна Вениаминовна – профессор, доктор биологических наук, Южный федеральный университет
Бартош Татьяна Петровна – доцент, кандидат биологических наук, НИЦ «Арктика» Дальневосточного отделения РАН
Раздел «Педагогическая психофизиология»
Попова Татьяна Владимировна – профессор, доктор биологических наук, Южно-уральский государственный университет
Кузьмичева Ирина Валентиновна – доцент, кандидат биологических наук, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского
Раздел «Социальная психофизиология»
Артеменкова Татьяна Анатольевна – профессор, доктор педагогических наук, Международный университет бизнеса и технологий
Яшина Любовь Григорьевна – профессор, кандидат педагогических наук, Институт экономики, культуры и делового администрирования
Раздел «Философская психофизиология»
Бетильмерзаева Марет Мусламовна – доцент, доктор философских наук, Чеченский государственный университет
Леснов Александр Вадимович – доцент, кандидат философских наук, Северо-Восточный государственный университет
Раздел «Психофизиология творчества»
Чукуров Андрей Юрьевич – доцент, кандидат культурологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
|
Полномочные региональные представители:
Вергунов Евгений Геннадьевич – кандидат психологических наук, Новосибирск, Омск
Гульнева-Луговская Инна Ивановна – кандидат педагогических наук, Калининград и Калининградская область
Липов Владимир Николаевич – психолог, Вологодская область, Ярославская область
Слинькова Татьяна Владимировна – кандидат психологических наук, Уссурийск
Сюч Ольга – кандидат философских наук, Венгрия, Будапешт
Халфина Регина Робертовна – доктор биологических наук, республика Башкортостан
ISSN 2227-6157
Научный журнал «Вестник психофизиологии».
№3, 2015. – 158 c.
Выходит ежеквартально с апреля 2012 года. Периодичность выхода журнала 4 раза в год.
Учредитель: Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация».
Издатель: НПЦ «ПСН»
Журнал зарегистрирован в ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ПИ №ФС77-57720 от 18 апреля 2014 года
Журнал представлен в Реферативном журнале ВИНИТИ РАН и включен в фонд научно-технической литературы (НТЛ) ВИНИТИ РАН и включен в базу данных "Российский индекс научного цитирования" (РИНЦ).
©Авторы статей
©Научно-практический центр
«Психосоматическая нормализация»
СОДЕРЖАНИЕ
Колонка редактора | ||||
Зимичев А.М. Альтруисты против эгоистов | ||||
Теоретические работы | ||||
Атланов Д.Ю. | Философская психофизиология Формирование личности как системы | |||
Луценко Е.Л. | Психологическая психофизиология Сексуальная и любовная зависимость: феноменология, психофизиологическая основа, методы коррекции (обзор) | |||
Попова Т.В., Максутова Г.И. | Физиологическая психофизиология Современные представления психофизиологии о биоэлектрической активности мозга при различных психоэмоциональных состояниях у детей и взрослых | |||
Сандрина В.Е. | Социальная психофизиология Организационная культура как фактор эффективной профессиональной деятельности персонала в гостиничном и ресторанном бизнесе | |||
Тен В.В. | Философская психофизиология Психологические обстоятельства и археологическая ситуация первичного культурогенеза | |||
Чукуров А.Ю. | Психофизиология творчества Культура и механизмы самоадаптации: проблема взаимодействия (к постановке вопроса) | |||
Исследовательские статьи | ||||
Антонян К.Г. | Психофизиология творчества Медиафанство как культурно-психологический феномен | |||
Абрамова О.А. | Педагогическая психофизиология К вопросу о повышении мотивации подростков | |||
Галкова К.М. | Социальная психофизиология Специфика агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в семьях с разными детско-родительскими отношениями | |||
Дурасова Г.П. | Педагогическая психофизиология Изучение русского языка и русской литературы: новейшая история России | |||
Ельникова О.Е | Медицинская психофизиологии Психологические и психофизиологические характеристики людей с разным уровнем здоровья | |||
Криводуб А.А.. Дунаевская Э.Б. | Педагогическая психофизиология Специфика адаптации детей мигрантов к процессу обучения в школе | |||
Кузнецова Т.Г., Иванов В.В.. Кочетова В.И. | Физиологическая психофизиология Достижение цели и регуляция сердечного ритма у шимпанзе | |||
Лунев Р.С., Лунев Д.С. | Социальная психофизиология Психофизиология труда в жизни человека | |||
Меренкова В.С. | Физиологическая психофизиология Вариабельность кардиоритма младших школьников в контексте их способности ориентироваться в структуре сенсорного потока | |||
Хакимов Э.Р., Шаяхметова Э.Ш., Муфтахина Р.М., Матвеева Л.М., Огуречников Д.Г. | Психологическая психофизиология Психологические показатели в оценке уровня развития помехоустойчивости у высококвалифицированных боксеров | |||
Смирнова Н.А., Смирнова А.М., Красникова М.Г. | Психологическая психофизиология Узнавание эмоций детьми 5-6 лет с разными латеральными предпочтениями | |||
Соломин И.Л., Федорук О.В | Психологическая психофизиология Структура и факторы эмоционального интеллекта как профессионально важного качества личности | |||
Петрова Н.А., Дудченко З.Ф. | Педагогическая психофизиология К вопросу о функциональном состоянии преподавателей высшей школы | |||
Шагина А.А. | Медицинская психофизиология Значение выявления полиморфных вариантов генов BRCA1 и BRCA2 в развитии наследственной формы рака молочной железы | |||
Методические работы | ||||
Сандрина В.Е. | Социальная психофизиология Современные методы управления организационной культурой в гостиничном и ресторанном бизнесе | |||
Слуцкая Е.А. | Психофизиология творчества Искусство театрального режиссера как эмоционально-психологический аспект | |||
Романова Е.В. | Психологическая психофизиология О самоактуализации личности сегодня | |||
Краткие сообщения | ||||
Кондрашов П.Н. | Философская психофизиология Человек как диалектическое эдинство физического, психического и социального в философии Карла Маркса | |||
История психофизиологии147 | ||||
Булгаков А.Б. | Психофизиологические встречи в Санкт-Петербурге | |||
Международное научное психофизиологическое содружество | ||||
Объявления | ||||
1. Диссертационный совет Челябинского Государственного Педагогического университета 2. Психофизиологические встречи 3. Приглашение к сотрудничеству в НПЦ ПСН 4. Обучение в СПб Институте психологии и акмеологии 5.Санкт-Петербургский философский клуб | ||||
Новости России | 1. О психофизиологических встречах в Санкт-Петербурге декабрь 2015 г. Дом ученых РАН 2. Конкурс «Молодой психофизиолог» 3. Межвузовская студенческая интеллектуальная игра | |||
Научные конференции | ||||
К сведению авторов | ||||
Условия подписки журнала | ||||
|
CONTENTS
Editor | ||
Zimichev A. M. | Altruists versus egoists | |
Theoretical work | ||
Aslanov D. Y. | Philosophical psychophysiology The formation of personality as a system | |
Lutsenko E. L. | Psychological psychophysiology Sexual and love addiction: phenomenology, psycho-physiological bases, methods of correction (review) | |
Popova T. V., Maksutova G. I. | Physiological psychophysiology Modern notions of psychophysiology of bioelectrical aktivnostima in various emotional States in children and adults | |
Sandrina V. E. | Social psychophysiology Organizational culture as a factor of effective professional activity of the personnel in the hotel and restaurant business | |
Ten V. V. | Philosophical psychophysiology Psychological circumstances and archaeological situation of the primary Genesis | |
Shukurov A. Y. | Psychophysiology of creativity Culture and mechanisms of self-adaptation: the problem of interaction (to the question) | |
Research article | ||
Antonyan K. G. | Psychophysiology of creativity Mediafast as a cultural and psychological phenomenon | |
Abramova O. A. | Pedagogical psychophysiology To the question about motivating teenagers in the classroom on the subject of "Informatics" | |
Valkova K. M. | Social psychophysiology The specificity of aggressiveness and anxiety in children of primary school age in families with different child-parent relations | |
Durasova G. P. | Pedagogical psychophysiology The study of the Russian language and Russian literature: new history of Russia | |
Yellnikova O. E | Medical psychophysiology Psychological and psychophysiological characteristics of people with different levels of health | |
Krivodub A. A.., Dunaevskaya E. B. | Pedagogical psychophysiology Specificity of adaptation of migrant children to the learning process in school | |
Kuznetsova T. G., Ivanov V. V., Kochetova V.I. | Physiological psychophysiology The goal and regulation of cardiac rhythm in chimpanzees | |
Lunev R. S., Lunev D. S. | Social psychophysiology Psychophysiology of work in human life | |
Merenkova V. S. | Physiological psychophysiology Heart rate variability of primary school children in the context of their ability to navigate the structure of the touch stream | |
Khakimov E. R., Shayahmetova E.Sh. Muftahina R. M., Matveeva L. M., Ogurechnikov D. G. | Psychological psychophysiology Psychological indicators in the evaluation of the level of development of immunity in highly skilled boxers | |
Smirnova N. A., Smirnova A. M., Krasnikova M. G., | Psychological psychophysiology Recognition of emotions by children of 5-6 years with different lateral preferences | |
Solomin I. L., Fedoruk O. V. | Psychological psychophysiology Structure and factors of emotional intelligence as professionally important qualities of personality | |
Petrova N. A., Dudchenko Z. F. | Pedagogical psychophysiology To the question on the functional status of teachers in higher education | |
Shagina A. A. | Medical psychophysiology The importance of identifying polymorphic variants of the genes BRCA1 and BRCA2 in the development of hereditary forms of breast cancer | |
Methodical work | ||
Sandrina V. E. | Social psychophysiology Modern methods of managing organizational culture in the hotel and restaurant business | |
Slutskaya E. A. | Psychophysiology of creativity The art of the theatre Director as the emotional and psychological aspect | |
Romanova E. V. | Psychological psychophysiology About self-actualization today | |
Brief reports | ||
Kondrashov P. N. | Philosophical psychophysiology Man as a dialectical Edinstvo physical, mental and social philosophy Karl Marx | |
The History of Psychophysiology | ||
Bulgakov A.B. | Psychophysiological meeting in St. Petersburg | |
International scientific psycholphysiology commonwealth | ||
Annons | 1. The dissertation council of the Chelyabinsk State Pedagogical university | |
2. Psychophysiology meeting | ||
3. The invitation to cooperation in SPC PSN | ||
4. Education in Institute of psychology and akmeology | ||
5. St. Petersburg philosophical club | ||
Russia news | 1. Psychophysiological meetings in St. Petersburg 2015 | |
2. The contest "Young psychophysiology" | ||
3. Interuniversity intellectual game | ||
Scientific conferences | ||
To the item of information of the authors | ||
Conditions of a subscription of a magazine |
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Зимичев А.М.
АЛЬТРУИСТЫПРОТИВ ЭГОИСТОВ (КАННИБАЛОВ)
Статья с результатами этого исследования была опубликована в журнале «Nature Communications» https://msutoday.msu.edu/news/2013/evolution-will-punish-you-if-youre-selfish-and-mean/ и основана на теории игр, которая используется в биологии, экономике, политологии и многих других дисциплинах. Большая часть последних 30 лет исследований была сконцентрирована на происхождении кооперации, поскольку она обнаружена у многих форм жизни, от одноклеточных организмов до людей. Авторы этого исследования, Кристоф Адами и Аренд Хинтц имели сомнения, что следование стратегии нулевого детерминанта (ZD) фактически уничтожит кооперацию и породит мир, полный эгоистичных существ. Поэтому они использовали компьютерные вычисления, чтобы провести сотни тысяч экспериментальных игр, и обнаружили, что ZD-стратегии никак не могли быть порождены эволюцией. В то время как такие стратегии дают преимущество, когда применяются против оппонентов, которые их не используют, они плохо работают против других ZD-игроков.
Есть мысли, которые надо повторять постоянно. И, чтобы не забыть самому, и чтобы обозначить свою позицию для тех, кто рядом. Мысли, написанные ниже - как раз из таких. Одним словом - из моего личного катехезиса, написанного, в первую очередь, для самого себя:
«Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сие вещи не входят в круг наших понятий»
Козьма Прутков
"Целые цивилизации погружались в тяжелый кризис оттого, что господствующее меньшинство вдруг начинало верить в мифы, которые оно само внедряло в сознание масс, чтобы ими манипулировать"
Историк А.Тойнби
Манипуляция - инструмент управления человеком, в результате применения которого управляемое лицо совершает такие действия, которые без применения этого инструмента никогда бы не совершило или воздерживается от действий, которые обязано было совершить.
Ложь - естественный спутник и наиболее приметный маркер манипуляции, потому что попытки управлять человеком, группой людей, без согласования с ними целей и инструментов достижения этих целей, неизменно натыкаются на сопротивление. И в этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:
А) попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление);
Б) замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление).
Морально ли тайно управлять другим человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей управляющего. Если его цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Но так как манипулирование с добрыми намерениями – скорее исключение, чем правило, будем считатать, что манипулирование - это управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества. Инициатора, управляющего воздействием, будем называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой (манипуляции). Таким образом, манипулирование — это вид скрытого управления, определяемый эгоистическими целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический своей жертве.
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
Манипулирование невозможно без создание соответствующих условий, описание которых приводит в своей книге «Просвещенное сердце» Бруно Беттельгейм (Bruno Bettelheim), из которой мы можем выделить целый регламент по манипулированию, состоящий из следующих правил: Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой. Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны. Правило 3. Введи коллективную ответственность. |
Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
Манипулятор абсолютно неосознанно, но от этого не менее настойчиво всегда пытается вокруг себя создать атмосферу раздробленности, когда „homo homini lopus est” и нет понятия "свой". Чтобы достичь этого, нужно сломать нравственность. Показателем сломанной нравственности является поведение, когда свой предает и поедает своего. Наиболее яркий и полнокровный пример манипулирования, который вовсю сегодя практикуется на homo sapiens, применяется испокон веков людьми в борьбе со своими конкурентами за место под солнцем – с крысами:
«Эти животные в первую очередь известны своей невероятной выживаемостью. Основа такой живучести — в социальной сплоченности. Крысы невероятно социальные животные. Они вместе ходят "на дело", помогают друг другу, защищают, если есть возможность, забирают с собой раненых. Крысы ощущают себя единым организмом и ведут себя как единый организм. Они быстро обмениваются информацией, быстро предупреждают об опасности, передают навыки защиты. В таком поведении нет индивидуальной выгоды. Защитный механизм |
имеет нравственную природу.»
Эксперименты, проведенные американскими биологами, показали, что крысы целенаправленно помогают своим попавшим в беду товарищам и даже делятся сними лакомством, которое могли бы съесть в одиночку. Крысы выпускают друг друга из ловушки даже в том случае, если освобожденный оказывается после этого в отдельном помещении, так что наблюдаемое просоциальное поведение нельзя объяснить желанием скрасить свое одиночество. По-видимому, вид запертого сородича вызывает у крысы отрицательные эмоции, от которых можно избавиться, только придя ему на помощь.
Один из самых эффективных способов борьбы с крысами основан на разрушении защиты. Так как защита имеет основанием нравственность, способ в итоге основан на разрушении нравственности. Всем нельзя сломать нравственность. Можно сломать одиночке, да и то не сразу. Ломают постепенно. Для этого создают условия, когда рациональная логика приобретает решающее значение. Главное, заставить совершить первый шаг — действие, до этого находящееся под абсолютным табу.
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
Делается это следующим образом. Берут крупную и сильную крысу, долго морят ее голодом, а потом бросают к ней в клетку только что убитую крысу. После некоторых раздумий она пожирает своего мертвого собрата. Рациональная логика подсказывает: это уже не собрат, это пища. Ему все равно, а мне выжить нужно. Значит, кушать надо.
Второй раз планка безнравственности поднимается выше. В клетку бросают еле живое животное. Новая "пища" хоть и почти мертвая, но все же живая. И снова рациональная логика подсказывает решение. Он все равно умрет, а мне нужно жить. И крыса опять ест себе подобного, теперь уже практически живого.
Третий раз в клетку бросают вполне живую и здоровую "пищу", слабого крысенка. У сильной крысы снова включается алгоритм рациональной логики. Есть все равно нечего, говорит она себе. Что толку, если мы оба погибнем? Пусть выживет сильнейший. И сильнейший выживает.
У крысы на принятие решения с каждым разом уходило все меньше времени. При этом уровень безнравственности каждого нового пожирания был все больше. Через некоторое время крыса вообще не думала. Она относилась к своим соотечественникам как к пище. Едва ей подбрасывали в клетку новую крысу, она тут же накидывалась на нее и пожирала. С момента, когда она вообще не думала, жрать или не жрать, ее нравственность была сломлена. Далее ее выпускали назад в общество, откуда в свое время взяли. Это уже была не та крыса. Это уже было существо без признаков нравственности. В своих поступках оно руководствовалась только логикой эгоизма. Но окружающие не знали этого. Они принимали ее за свою и полностью доверяли.
Очень быстро существо, внешне похожее на крысу, приходило к мысли: зачем где-то искать пищу, если она кругом, теплая и свежая. Рациональная логика определяла характер действия. Крысоед выбирал ничего не подозревающую жертву и пожирал ее.»
Точно по такой же, детально скопированной с практики борьбы с крысами, происходит дрессировка потребителей. Логика проста и незамысловата. Потребительское общество требует потреблять. Любые ограничения потребления опасны и подлежат немедленной и безжалостной утилизации. Всё, что мешает потреблять – в топку. Живи сегодня! Бери от жизни всё! Полюби себя! Дети? Не сейчас, позже, потом... а лучше – никогда. Родители? Пережиток! В дом престарелых. Потребительское общество учит: своих в природе нет. Все - чужие, все — потенциальная пища. |
Самая оптимальная пища те, кто находится рядом и считает себя твоим близким. И не подозревает, что ты на самом деле воспринимаешь его, как корм. Он верит, а ты его жрешь.
Человеческая сущность естественно противится такому поведению. Приходится задействовать тяжелую артиллерию.
Сколько миллионов телезрителей прилипало к экранам, когда шла передача «Последний герой»! А ведь парадигма этой передачи абсолютно людоедская – попадая в экстремальные условия, там, где надо было бы сплотиться для выживания, люди должны были каждый день «съедать» одного из своих «братьев по несчастью». Технология выращивания каннибалов –крысоедов воспроизведена абсолютно скрупулезно. Весь удар сконцентрирован на разрушении нравственности.Всеми способами выжигается понятие свой.
Своих не может быть (не должно быть) даже в семье. Особенно – в семье! Вот где крысоводы оттягиваются со знанием дела:
Задайте поисковику вопрос «как стать стервой» и оцените заголовки:
ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015
«Хочу быть стервой! - Пособие для настоящих женщин»
«От половой тряпки к девушке его мечты»
«Уже давно позабыты те времена, когда слово «стерва» в адрес женщины звучало как оскорбление»
И тексты под этими заголовками:
«Вызывающая желание у мужчин и зависть, а порой даже ненависть, у женщин, она идет по жизни легко и непринужденно, ни на чем не заморачиваясь и ни о чем не жалея.»
«Если Вы готовы переступить и пойти дальше без угрызения совести и четким осознанием того, что Вас это не касается, Вам это не нужно – тогда вперед, смело шагаем к своей мечте».
Ну и как естественное продолжение обучения - конкурсы красоты, которые мне почему то хочется называть конкурсами крысоты, а равно - всевозможные и разные варианты реалити-шоу (от одного только «Званый ужин» аппетит пропадает на неделю – рекомендую всем, желающим похудеть), и уж совсем не к ночи упомянутый «Дом 1 и Дом 2», где главным достоинством считается умение своевременно выстрелить в спину ближнему своему и тем самым утвердиться на пьедестале из папье-маше. Эта же философия легко и незамысловато переносится на уровень экономики, где так необходимая кооперация и взаимовыручка заменяется людоедскими: |
«Ничего личного – только бизнес» и «Боливар не выдержит двоих». Ну и конечно в политику, где опять же тихой сапой, медленно но верно, как крысоводы воспитывают крысоедов, политтехнологи выращивают каннибалов: