Результаты и обсуждение.




Определяющими копинг-стратегиями педагоги выбрали самоконтроль и положительную переоценку, что демонстрируется в таблице 1. Это показатель состояния напряжения, постоянного самонаблюдения, что может привести к дезадапционным сдвигам гомеостазиса [8, 10].

Таблица 1.

Результаты опросника «Копинг-стратегии» у 9 преподавателей ВУЗа (баллы)

 

№ показатель                   С/п
Конфронтация                   7,9
Дистанцирование                   7,9
Самоконтроль                   14,9
Социальная поддержка                   11,7
Ответственность                   5,2
Бегство-избегание                   11,0
Планирование                   12,1
Положительная переоценка                   12,7

Примечание: 1-9 – количество женщин, принявших участие в тестировании; С/п – средний показатель определяемого параметра

 

Цифры теста на исследование профессионального выгорания показывают: средний уровень эмоционального истощения и деперсонализации, высокий уровень редукции личностных достижений.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Это опять показывает состояние функционального напряжения и требует дальнейшего изучения и коррекции [9,10].

Таблица 2.

Результаты методик для оценки синдрома «выгорания»

в профессиях «человек-человек» (Водопьянова Н.Е.) (баллы)

 

Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личностных достижений
       
       
       
       
       
       
       
       
       
С/п 18,8 10,0 33,0

Примечания: те же.

 

Основными личностными характеристиками (по тесту «Оценка оптимизма и активности личности») можно назвать «Активный оптимист» - энтузиаст. Таблица 3.

Результаты методики «Оценка оптимизма и активности личности»

у 9 преподавателей ВУЗа (баллы)

 

шкала                   С/п
активность                   19,5
оптимизм                   19,8

Примечания: те же.

Активный оптимист верит в свои силы и успех, позитивно настроен на будущее, предпринимает активные действия для того, что бы добиться желаемых целей. Он бодр, жизнерадостен, не подвержен унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражает удары судьбы, как бы тяжелы они не были. В трудных ситуациях использует проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса.

Что касается межсистемного взаимодействия, то у всей выборки было отмечено отсутствие дыхательной аритмии. При вдохе не было выражено увеличение числа сердцебиений, пульс становился более слабого наполнения, при выдохе было запаздывание до 3 секунд замедления частоты сердечных сокращений.

Наряду с этим средняя частота сердечных сокращений при вдохе и выдохе была в пределах возрастной нормы добровольцев.

Как выводы из всего вышесказанного можно предложить следующее.

У педагогов высшей школы наблюдается состояние напряжения, существуют элементы, демонстрирующие начало дезаптационных процессов: выбор приоритетных копинг-стратегий, энтузиазм – как определяющее свойство деятельной личности, рассогласование межсистемных взаимодействий в организме.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Активность ┌├├├Активный ├ Активный пессимист ├ оптимист (АП) █ (АО) ███┌────█────┐│ █ ││ P █ P ││ █ │└▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀┼▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀─┴─┴─┘>Пессимизм │ █ │ Оптимизм│ P █ P ││ █ │└────█────┘███Пассивный █ Пассивныйпессимист █ оптимист(ПП) █ (ПО)██└Пассивность Рис. График методики «Оценка оптимизма и активности личности»; цветным шрифтом выделен показатель выборки (9 преподавателей ВУЗа).

 

Литература

1. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестик СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.С. 17-22.

2. Березовская Р. А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью // Психо­логия здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

3. Булгакова О.С., Буркова С.А. Влияние сформированного «гомеостазиса нездоровья» на социализацию личности» // Международный журнал экспериментального образования. 2012. №1-4.С. 74-75.

4. Булгакова О.С. Феномен «расщепленной тревожности» при прохождении коррекционных процедур у пациентов с постстрессорными расстройствами // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. С. 438.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.:Питер. 2009. 336с.

6. Гусева Н.Л., Меницкий Д.Н., Булгакова О.С., Суворов Н.Б.Адаптивное управление в психофизиологической подготовке операторов // Сибирский научный медицинский журнал. 2004. Т.24. №3. С.18-24

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

7. Журавлева И. В., Шилова Л. С, Антонова А. И. и др. Отношение чело­века к здоровью и продолжительность жизни. М., 1989.

8. Кузнецова Т.Г., Горбачева М.В., Буркова С.А., Булгакова О.С. Взаимосвязь изменений разных уровней организации личности при остром стрессе // Фундаментальные исследования. 2014. №12-1. С. 192-196.

9. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960

10. Николаев В.И., Булгакова О.С., Власкина К.О., Гора Д.А. Психологический и социальный стрессы и канцерогенез: к постановке проблемы // Вестник психофизиологии. 2014. №4. С.82-85.

11. https://lifesocio.com/psihologiya-zdorovya-issledovanie/zanyatie-otsenka-optimizma-aktivnosti-29504.html

12. https://sites.google.com/site/test300m/aos

 

TO THE QUESTION ABOUT THE FUNCTIONAL STATE
HIGH SCHOOL TEACHERS

 

The high school teachers there is a state of tension, there are elements that demonstrate the beginning of disadaptive changes using processes: selection of priority coping strategies, enthusiasm – as a defining feature of active personality, the misalignment of intersystem interactions in an organism.

Key words: the teacher of the University, the functional status coping strategies, burnout, optimism, activity, interconnection.

Статья поступила в редакцию 13.09. 2015

Статья принята к публикации 13.10.2015

УДК 612.821+61

 

ЗНАЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИя ПОЛИМОРФНЫХ ВАРИАНТОВ ГЕНОВ BRCA1 И BRCA2 в РАЗВИТИи НАСЛЕДСТВЕННОЙ ФОРМЫРАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

 

Шагина А.А.

Россия Санкт-Петербург,

Северо-Западный Государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

npcpcn@gmail.com

При исследовании определяли частоту встречаемости мутаций генов BRCA1 и 2 у пациенток с подтвержденным диагнозом РМЖ (25%) и среди общей популяции женщин Уральского региона (0%). Среди здоровой популяции женщин Уральского региона, мутации гена BRCA1 и 2 отсутствовали, группы риска сформировать не удалось. Анализ отделенных результатов лечения РМЖ среди пациенток Ia подгруппы показал низкую общую и безрецидивную выживаемость. А также высокий уровень летальности на первом году от момента постановки диагноза и развития метастатического процесса.

Ключевые слова: рак молочной железы, гены BRCA1 и 2

Актуальность: Рак молочной железы (РМЖ) является основной локализацией онкопатологии среди женского населения развитых стран [1,3,5,7,10]. Прирост заболеваемости РМЖ на территории Российской Федерации составляет 19%. Значительный вклад в развитие заболевания оказывают эндогенные и экзогенные факторы стресса [2,4,6,9,11]. В Свердловской области, сохраняется стабильный рост заболеваемости с практически прежним удельным весом первых и вторых стадий. И то, и другое остается

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

проблемой, т.к. ранняя диагностика оказывается возможной лишь у 8–13% вновь выявленных пациенток. По-прежнему в России 30–40% случаев, вновьдиагностированных РМЖ выявляется в виде местно-распространенных или метастатических форм [8,12,13]. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии РМЖ, применение комплексных методов лечения, увеличить выживаемость пациенток моложе 50 лет удалось лишь на 20%, а старше 50 лет – только на 25%. Поэтому поиск новых методов диагностики и лечения РМЖ является крайне актуальным направлением в оказании помощи многочисленному контингенту женщин, страдающему данным метастатическим и отечно-инфильтративным раком молочной железы

Цель: изучить частоту мутации гена BRCA-1 и 2 при подтвержденном диагнозе рак молочной железы у пациенток в сравнении со здоровой популяцией женщин Уральского региона методом полимеразной цепной реакции.

Материалы и методы: Обследовано 60 женщин в возрасте 24 – 52 года. Исследуемая группа 20 женщин с подтвержденным диагнозом РМЖ и положительной реакций BRCA. Группу сравнения составили 40 женщин с отрицательной реакцией BRCA и условно не имеющие отяжеленного онкологического анамнеза относительно РМЖ. Материал для исследования, образцы ДНК получали из клеток буккального эпителия и периферической крови, выделенное сорбентным методом. Далее на полученных образцах проводили полимеразную цепную реакцию в режиме «реального времени» с использованием комплектов реагентов и протоколов фирмы НПО «ДНК-Технология». Детекция и анализ результатов ПЦР осуществлялись на приборе ДТ-96 этой же фирмы. Всем женщинам было проведено молекулярно-генетическое типирование генов: BRCA1 185 delAG, BRCA1 4153 delA, BRCA1 5382 insC, BRCA1 delGTAAA, BRCA1 delGTCT, BRCA1 300 T>G, BRCA1 2080 delA, BRCA2 6174 delТ. Нами были сформированы группы: I группа (основная, n=20). Пациентки, имеющие мутацию гена BRCA-1 или 2 вошли в Iа подгруппу (n=5) и не имеющие мутации в Ib подгруппу (n=15). Группу сравнения (II) составили здоровые женщины, паритетные по возрасту. Для статистического анализа результатов использовали пакет прикладных программ «Windows 5.0», «Microsoft Excel».

Результаты и обсуждения: У пациенток I группы с подтвержденным диагнозом рак молочной железы pT1-4dN0-3M0-1 изменение генов BRCA1 и 2 было следующим. Из 20 обследованных женщин у 5 была выявлена мутация гена BRCA1 в точке 185(BRCA1: 185 del AG). При этом 1 пациентка являлась первично метастатической (метастазы в ткани передней брюшной стенки и легкие). У четырех заболевание являлась локализованным. Всем женщинам было проведено стандартное комплексное лечение, включающее хирургический компонент, неоадьювантную и адьювантную полихимиотерапию, и дистанционную лучевую терапию в суммарной очаговой дозе 44 – 60Гр, а также адьювантная кастрация (хирургическим или лекарственным методом). За период наблюдения за Ia подгруппой нами было отмечено развитие метастатического процесса у 1 пациентки (метастазы в яичники и канцероматоз брюшины) и один случай летального исхода на первом году от момента постановки диагноза. Остальные три пациентки находятся в состоянии полной ремиссии без признаков местного рецидива и развития метастатического процесса. Таким образом в Ia подгруппе были достигнуты следующие результаты:

- 3-х безрецидивная выживаемость составила 60%,

- 3-х общая выживаемость составила 80%,

- метастатический процесс развился в 40%,

- летальность на первом году от момента постановки диагноза отмечена в 20% случаев.

Среди пациенток Ib подгруппы (n=15) показатели имели следующие значения:

- 3-х летняя общая выживаемость отмечена на уровне 100%,

- 3-х летняя безрецидивная выживаемость – 93,33%,

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

- метастатический процесс развился в 6,67% случаев,

- летальность на первом году от момента постановки диагноза отмечена на уровне 0%.

При сравнении результатов лечения рака молочной железы у пациенток Ia и Ib подгрупп мы видим снижение показателей общей и безрецидивной выживаемости у женщин, имеющих мутации генов BRCA 1 и 2, а также рост годичной летальности и увеличение рисков развития метастатического процесса.

При анализе результатов ПЦР диагностики у здорового контингента женщин с целью определения мутаций генов BRCA 1 и 2 нами не было отмечено положительных реакций (у 40 обследованных женщин мутации не обнаружены).

Таким образом, сравнивая основную группу и группу сравнения мы пришли к следующему результату. В основной группе удельный вес мутаций генов BRCA1 и 2 составил 25%, что значительно выше чем в общей популяции женского населения не имеющего диагноз рак молочной железы (5%).

Выводы:

1. При исследовании мы определили частоту встречаемости мутаций генов BRCA1 и 2 у пациенток с подтвержденным диагнозом РМЖ (25%) и среди общей популяции женщин Уральского региона (0%).

2. Среди здоровой популяции женщин Уральского региона, мутации гена BRCA1 и 2 отсутствовали, поэтому группы риска сформировать не удалось.

3. Анализ отделенных результатов лечения РМЖ среди пациенток Ia подгруппы показал низкую общую и безрецидивную выживаемость. А также высокий уровень летальности на первом году от момента постановки диагноза и развития метастатического процесса.

Литература.

1. Баранов В.С. Генетический паспорт – основа индивидуальной и предективной медицины [Текст]/В.С. Баранов// Санкт-Петербург, 2009. – 470с.

2. Выбор оптимальной методики исследования гена BRCA1 и BRCA2 [Текст] /А.А. Дмитриева, Е.С. Каретникова, О.С. Тихомирова, П.К. Яблонский//«Белые ночи Санкт-Петербурга» V международная ежегодная конференция «Проблемы диагностики и лечения рака молочной железы», Санкт-Петербург, 2008. – С.43

3. Иванов В.И. Геномика-медицине ИКЦ [Текст]/В.И.Иванов, Л.Л. Киселева// «Академкнига», Москва, 2005. – 380с.

4. Геном человека и гены «предрасположенности»: Введение в предиктивную медицину [Текст]/В.С. Баранов, Е.В. Баранова, Т.Э. Иващенко, М.В. Асеев // «Интермедика», СПб, 2000. – 280с.

5. Клаг У. Мир биологии и медицины [Текст]/У.Клаг, М. Каммингс// «Техносфера», Москва, 2007. – 700с.

6. Кишкун А.А. Гормональные и генетические исследования в клинической практике [Текст]/А.А. Кишкун// «Лабора», Москва, 2007. – С.363-370

7. Клинические и морфологические характеристики больных BRCA-положительным и BRCA-отрицательным раком молочной железы [Текст]/D.P. Atchley, C.T. Albarracin, A. Lopez, V. Valero, C.I. Amos, A.M. Gonzzalez-Angulo, G.N. Hortobagyi, B.K. Arun// Journal of Clinical Oncology, 2008. - Т 2. - № 4. - С.312 (36)

8. Клинические и морфологические характеристики больных BRCA-положительным и BRCA-отрицательным раком молочной железы [Текст] /Deann P.Atchley, C.T. Albarracin, A. Lopez at all// Journal of Clinical Oncology. 2008. -Том 2. - №4. - С.312-318

9. Основы медицинской и клинической генетики [Текст]/А.Ю. Савченко, А.С. Рождественский, Е.Ф. Литвинович, Н.С. Захарова, А.А. Шестерикова// «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008. – 350с.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

10. Николаев В.И., Булгакова О.С., Власкина К.О., Гора Д.А. Психологический и социальный стрессы и канцерогенез: к постановке проблемы // Вестник психофизиологии. 2014. №4. С.82-85.

11. Ребикова Д.В. ПЦР «в реальном времени» [Текст]/Д.В. Ребикова// «БИНОМ. Лаборатория знаний», Москва, 2009. – 120с.

12. Мерабишвили В.М. Рак молочной железы в России и Санкт-Петербурге. Состояние ранней диагностики. Заболеваемость. Выживаемость [Текст] /В.М. Мерабишвили//«Белые ночи Санкт-Петербурга» V международная ежегодная конференция «Проблемы диагностики и лечения рака молочной железы», Санкт-Петербург, 2008. – С.28

13. Шевченко В.А. Генетика человека [Текст]/В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская// «Владос», Москва, 2002. – 250с.

 

THE IMPORTANCE OF IDENTIFYING POLYMORPHIC VARIANTS OF THE GENES BRCA1 AND BRCA2

IN THE DEVELOPMENT OF HEREDITARY FORMS OF BREAST CANCER

 

The study determined the frequency of mutations in BRCA1 and 2 patients with a confirmed diagnosis of breast cancer (25%) and among the General population of women of the Ural region (0%). Among healthy populations of women of the Ural region, mutations of BRCA1 and 2 was absent, the risk group to form failed. The analysis separated the results of treatment of breast cancer among patients of subgroup Ia showed lower overall and disease-free survival. As well as the high mortality in the first year from diagnosis and development of metastatic process.

Keywords: breast cancer, BRCA1 and 2 genes

Статья поступила в редакцию 08.07. 2015

Статья принята к публикации 14.07.2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

УДК 316.24

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ

В ГОСТИНИЧНОМ И РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ

 

Сандрина В.Е.

Россия, Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

npcpcn@gmail.com

 

В наши дни страна вновь переживает кризис. Вновь идет изменение способов хозяйствования, меняется внутренняя и внешняя политика страны. Эти перемены сопровождаются изменениями в национальном характере, а также внедрением новых ценностей. Поэтому именно организационная культура является той основой, которая позволяет объединить усилия руководства и линейного персонала для достижения стратегических задач и целей организации.

Ключевые слова: национальный характер, личность, организационная культура

 

В условиях конкурентной борьбы руководители предприятий должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

стратегию управления, которая позволяла бы предприятиям успевать за изменениями, происходящими в РФ.

Предприятие не может успешно функционировать в конкурентной среде, если оно не имеет четко определенных ориентиров и направлений. Целевое начало в деятельности возникает потому, что предприятие – это объединение людей, преследующих определенные личные цели.

Для эффективной работы предприятия следует активизировать каждого сотрудника. Этого можно достичь, управляя интересами и через интересы сотрудника. Осуществлению этого способствуют методы управления.

Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления предприятием.

В настоящее время в научной литературе выделяют три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства. Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира. Эти методы управления, воздействуя на персонал предприятия, влияют на организационную культуру, обеспечивая условия для функционирования предприятия в современных условиях. Рассмотрим методы управления подробно.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и известны в истории как «метод кнута». С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников.

Административные методы могут осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.

Например, в соответствии с организационной культурой сотрудники придерживаются правил и норм поведения. Свод правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений между работниками, а также между ними и управленцами или руководством коллективов, подразделений корпорации, находит выражение в официальных документах, кодексах чести, кодексах корпоративного поведения и т.д.

Корпоративный кодекс содержит, как правило, три группы правил: правила запрещающие (обозначающие, что в данной организации делать ни в коем случае нельзя, например, запрет на нарушение коммерческой тайны, запрет на наушничество), правила предписывающие (говорящие о том, что в данной организации делать необходимо, например, строго следовать соглашениям, соблюдать процедуры управления) и рекомендующие (например, рекомендуется проявлять творческую инициативу, быть приверженным организации). В случае принятия на ментальном и реализации на деятельном уровнях организационной культуры, корпоративный кодекс начинает выступать в качестве безличного механизма регулирования отношений и действий сотрудников предприятия, что существенно облегчает работу руководителей и повышает эффективность работы персонала в целом.

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Социологические методы управления организационной культурой играют важную роль в управлении персоналом, позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Например, одним из важных мероприятий по поддержанию организационной культуры, сложившейся в организации, является оценка профессиональной пригодности персонала. Это особенно важно при наборе новых сотрудников. Поддержанию и развитию организационной культуры должна способствовать система профессионального обучения, в процессе которой сотрудники обучаются не только профессиональным навыкам, но и правилам общения с другими членами организации, партнерами по бизнесу и клиентами.

Также, играют важную роль в работе с персоналом и психологические методы управления, так как они направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Цель психологических методов – создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии.

Особенностью метода является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации. Психологические методы базируются на использовании совокупности взаимосвязанных элементов: темпераментов, типов личности, интеллектуальных способностей, способы психологического воздействия, поведения, чувств и эмоции, стрессов, отраслей психологии, психологического планирования.

На современном этапе развития организации используются все имеющиеся методы управления. Они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Все методы взаимосвязаны между собой, и изменение в одном могут вызвать изменения в другом. Все методы культуры непрерывно изменяются с развитием общества. Какие-то методы меняются медленней, другие быстрей.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Они могут изменяться в результате прямого воздействия (например, технологические), другие могут меняться только естественным образом.

Управление людьми имеет огромное значение для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Несомненно, что управление персоналом (трудовыми ресурсами) является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Следует отметить, что управление и организационная культура находятся в тесной взаимной связи: не только управление влияет на культуру, но и культура оказывает сильное воздействие на управление.

Характерной чертой развития современного управления является признание возрастающей роли человека в производственной системе. В условиях ускорения технологический нововведений, обострения конкуренции, глобализации экономики именно знания, квалификация, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.

Одной из ведущих тенденций в современном менеджменте является усиление социальной направленности управления, его ориентации на человека. Исследователи все чаще обращаются к таким важным аспектам организационной жизни, как философия компании, ораганизационная культура, социальная ответственность, этика бизнеса.

Социально-экономические и социально-психологические методы управления должны преобладать над административными. Руководство направляется на осуществление сотрудничества персонала и администрации в целях достижения поставленных перед предприятием целей. Все чаще применяется принцип коллегиальности управления, когда менеджеры работают в тесном контакте друг с другом, связаны отношениями сотрудничества, взаимозависимости и взаимопомощи. Главным становится побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Менеджер должен ориентировать их на стоящие перед предприятием проблемы, ранжируя эти проблемы по значимости, направлять усилия персонала, помогать раскрытию способностей людей, концентрировать их внимание на самом главном, формировать вокруг себя группы единомышленников.

В завершение следует отметить, что исследователи (Зайцев Н.А., Соколова М.И., 2006) выделяют 10 основных характеристик организационной культуры, которые имеются в любой организации, независимо от принятых в ней ценностей и традиций:

- осознание себя и своего места в - организации;

- коммуникационная система и язык общения;

- внешний вид, одежда и представление себя на работе;

- что и как едят люди;

- осознание времени;

- взаимоотношения между людьми;

- ценности и нормы;

- вера, расположение к чему-либо;

- процесс развития работника, его обучение;

- трудовая этика и мотивирование.

Можно утверждать, что руководитель, учитывающий все эти характеристики, повышает тем самым мотивацию сотрудников, и соответственно, получает большую отдачу со стороны сотрудников. Поиск факторов и характеристик, которые могли бы объединять сотрудников не является чем-то новым для руководителей предприятий, поскольку в той или иной форме эти характеристики присутствовали всегда. У представителей среднего и старшего поколения атрибутами организационной культуры служили субботники, политические собрания, майские демонстрации и походы на овощную базу.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Сотрудники современных организаций устраивают пикники и корпоративные вечеринки. Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

1. Важным фактором, влияющим на культуру организации, являются национальные традиции. Учитывать особенности национальных традиций стало необходимо вследствие того, что развитие экономики потребовало от российских фирм расширения партнерских связей и поиска партнеров за рубежом. Часто недостаточное знание традиций и обычаев противоположной стороны не только не способствовало налаживанию отношений, но и приводило к противостоянию сторон.

Известно, что знаменитые японские кружки качества не получили развития в Европе и США. Кружки качества, как элемент организационной культуры, действительно показали в Японии свою высокую эффективность и способствовали повышению удовлетворенности работников японских фирм. Однако при попытках перенести этот опыт на американские и западноевропейские предприятия не получилось того, что имело место в Японии. Это говорит о том, что приобретенное в рамках национальной культуры ею и поддерживается, и развивается, а при перенесении на другую почву может потерять эту поддержку и в конечном итоге не состояться. Национальная культура в данном контексте определяет то, как люди выполняют различные роли в жизни данного общества.

2. Организационная культура рассматривается на трех уровнях взаимодействия: 1. Национальная культура – всемирная культура; 2. Культура одной группы – культура другой группы; 3. Культура индивида национальная культура. Под влиянием новых направлений мирового развития, исторических обстоятельств, социальных процессов и культурных достижений произошли изменения в национальном характере русских и в системе их ценностей. В настоящее время, основными детерминантами изменений являются фундаментальные преобразования в экономике, политике. В наши дни страна вновь переживает кризис. Вновь идет изменение способов хозяйствования, меняется внутренняя и внешняя политика страны. Эти перемены сопровождаются изменениями в национальном характере, а также внедрением новых ценностей. Поэтому именно организационная культура является той основой, которая позволяет объединить усилия руководства и линейного персонала для достижения стратегических задач и целей организации.

Литература

1. Бердяев, Н.А. Судьба России// Н.А. Бердяев. – АСТ, 2005. – 276 с.

2. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов// А.О. Блинов, О.В.Василевская.– М.: ГЕЛАН, 2001. – 154 с.

3. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории// В.О. Ключевский. – М.: Айри пресс, 2007. – 154 с.

4. Корпоративная культура: учебное пособие // В.А. Спивак. – СПб: Питер, 2001. – 468с.

5. Мейтланд, Ян Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе//Ян Мейтланд. – Москва, 2002. – 75 с.

6. Менеджмент: Учебник для вузов// О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Экономист, 2006. – 528 с.

7. Управление персоналом: Учебник для вузов// А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 550 с.

8. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов// Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: ИНРА-М, 2000. - 403-406 с.

9. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство// Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2008. – 300 с.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

MODERN METHODS OF MANAGING ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE HOTEL AND RESTAURANT BUSINESS

 

In our days the country is again facing a crisis. Again there is a change in ways of managing, changing internal and external policy of the country. These changes are accompanied by changes in the national character, as well as the introduction of new values. Therefore, the organizational culture is the Foundation that allows you to combine the efforts of the leadership and line staff to achieve strategic objectives and goals of the organization.

Keywords: national character, personality, organizational culture

 

Статья поступила в редакцию 09.09. 2015

Статья принята к публикации 14.09.2015

УДК 612.821+7.01

ИССКУСТВО ТЕАТРАЛЬНОГО РЕЖИССЕРА

КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

(несколько советов молодым режиссёрам)

Слуцкая Е. А.

Россия, Санкт-Петербург,

РГ ПУ им. А. И. Герцена

Slutskaya60@mail.ru

Данная статья посвящена анализу творческого процесса театрального режиссера в рамках эмоционально-психологического аспекта. Предпринята попытка рассмотреть искусство режиссера как совокупность нескольких профессий: инженера, врача, писателя, наставника.

Ключевые слова: режиссер, творческий процесс, искусство режиссера.

 

На вопрос «что же такое режиссёр?» выдающийся театральный деятель советского периода Анатолий Эфрос в своей «Книге четвертой» отвечал: «Это очень тяжелая профессия»[11, 430]. Эпитет «тяжелая», «тяжелый» применим к 3-м профессионально-трудовым категориям: 1. труд физический; 2. труд умственный; 3. труд эмоционально-психологический. Искусство театрального режиссера охватывает все вышеназванные три вида трудовой деятельности. А именно:

- труд физический.

Физический труд, согласно марксистской идеологии, направлен на производство материальных благ, на создание определённого материального продукта. Результатом режиссерского труда, как известно, является художественный продукт – спектакль, или любой другой вид художественно-творческого проекта (кинофильм, концерт, литературно-музыкальная композиция, музейно-интерактивный спектакль и т.д.). В процессе физического труда происходит затрата человеческой энергии, напряжение телесных мышц. Во время репетиционного процесса режиссеру нередко приходится вскакивать со своего «режиссерского» стула, показывать сложные мизансцены, то есть затрачивать телесно-мышечную энергию, а также нередко, выстраивая сценическую композицию, переставлять мебель или другие предметы бутафорско-реквизиторского цеха. О гениальных репетиционных показах Всеволода Эмильевича Мейерхольда ещё при его жизни ходили легенды. «И снова он энергично и неутомимо работает: делает замечания из глубины зала или от режиссерского столика, смотрит из разных точек и все чаще и чаще по мере того, как репетиция разгорается, вбегает на сцену и показывает»[2, 113]. Советский драматург, автор

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

легендарной «Гусарской баллады» Александр Гладков, будучи заведующим литературной частью последних пяти лет Гостима, не скрывая удивления, вспоминал: «Мне это самому кажется невероятным, хотя я был этому свидетелем: однажды, во время обыкновенной дневной репетиции(8 апреля 1937 года), Мейерхольд 61 раз поднимался на сцену для того, чтобы показать исполнителям. Краткие замечания он делал из зала, 18 раз он поднялся на сцену до перерыва и 43 раза после десятиминутного отдыха. За все это время он ни разу не присел». Мейерхольду было 63 года, когда он ставил «Крестный ход» по пьесе Л. Сейфулиной «Наташа». Во время одной из репетиций массовых сцен «он поднимался на сцену не для того, чтобы что-то сказать. Каждый раз он показывал, то есть играл целый кусок за одного из тридцати участников массовки»[2, 113]. Следовательно, одним из компонентов работы режиссера является физический труд.

- труд умственный.

Такой вид труда предполагает аналитическую деятельность. Первым этапом режиссерско-постановочного процесса является углубленный анализ литературно-драм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: