ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ СИСТЕМ





В системном подходе к анализу сложных слабоструктурированных объектов основополагающую роль для их структурирования играет общее понятие системы. Система является одним из способов представления объектов.

Специалисты по логистике могут использовать несколько способов выделения систем. Рассмотрим основные способы выделения систем. Первый, наиболее распространенный, когда сложный логистический объект или процесс декомпозируется на множество составных элементов. Между ними выявляются системообразующие межэлементные связи и отношения, придающие этому множеству целостность.

Другой способ - это представление не всего исследуемого логистического объекта или процесса как системы, а только лишь его отдельных аспектов, считающихся существенными для исследуемой логистической проблемы. В этом случае каждая система в одном и том же объекте выражает лишь определенный аспект его сущности. Например, единый объект "логистика предприятия" имеет много различных аспектов, составляющие логистическую систему снабжения, производства и сбыта. Такое применение понятия системы позволяет цельно изучать различные аспекты единого логистического объекта. Эти системы взаимосвязаны между собой, а при необходимости целиком рассмотреть сложный логистический объект как общую систему, в котором уже выделены системы соответственно его различным аспектам, их можно представить как подсистемы общей логистической системы.

Таким образом, при структурировании сложного объекта в целях его анализа в нем можно выделить элементы или подсистемы как путем декомпозиции на части, так и путем выделения его различных аспектов.

В приведенном примере выделение отдельных логистических систем осуществляется по функциональному признаку: с каждой выделенной системой связываются свои функции. Можно выделить системы в сложном объекте без ее декомпозиции на части. Аспектами там служат существенные процессы, протекающие в сложном объекте.

Критерием для отнесения тех или иных объектов к системам многие авторы считают признак органичной целостности как системообразующего свойства. По этому критерию все объекты разбиваются на следующие три класса:

1. Органичные (настоящие) системы.

2. Неорганичные (плохие) системы.

3. Неорганизованные совокупности (не системы).

Во многих системных исследованиях наблюдается нечеткость и размытость в рассмотрении объектов как систем и размытость границ применения системного подхода. Это выражается в разделении объектов либо на системы и не системы (аддитивные совокупности), либо на целостные и не целостные системы. Аналогично этому многозначны и понятия целостности. Возможность изменения степени целостности создает некоторую неопределенность для строгого понятия системы. Известно, что в таких классах систем, как ценностно-ориентированные, присутствуют связи неинтегративного характера, нельзя выделить иерархию структурных уровней и, как правило, не действуют механизмы управления, вследствие чего возникает вопрос, можно ли для их исследования использовать системный подход.

В ряде системных исследований, использующих принцип системного подхода, понятие системы неправильно распространяют на абсолютно все объекты, в том числе на дезинтегрирующие и иррациональные типы связей и взаимодействий. Иногда в качестве системы рассматривают такую совокупность объектов, которая не обладает целостностью или не имеет единых субъектов управления, или содержит антагонистические и конфликтные взаимодействия.

Главная причина неопределенности понятий и принципов системного подхода заключается в неадекватном распространении понятия системы на абсолютно все существующие в действительности объекты сложной природы, в том числе с дезинтегрирующими и иррациональными типами связей и взаимодействий. Это приводит к рассмотрению в качестве систем совокупности объектов, заведомо не имеющих целостности либо не имеющих единых субъектов управления (например, в общественных образованиях), либо связанных антагонистическими, конфликтными взаимодействиями.

Однако соединение этих объектов приводит к возникновению нового качества с неаддитивными, но иррациональными свойствами (такими, как нестабильность, изменчивость, случайность, парадоксальность, непредсказуемость), которое отличается от целостности как устойчивого, рационального качества.

Что же нужно сделать, чтобы определить систему?:

1. Исходя из намеченных функций данной системы вычленяется (проводится граница) из внешней среды, установив и определив ограничения и связи ее с окружением. Следует обратить внимание на многовариантность и неоднозначность выбора.

2. Четко определяется функция системы и в соответствии с ней система проверяется на полноту элементов, целостность, единство с позиции ее функционирования, и, в конечном счете - достижения желаемой цели. Выясняется наличие лишних, дублирующих, несовместимых либо недостающих элементов и связей между ними.

3. Строится структура системы, при этом учитывается, что функция системы может реализоваться различными структурами.

4. Устанавливается внутренние законы, по которым логистическая система функционирует и развивается. При этом система должна рассматривается диалектически, т.е. в развитии и движении. Должна быть установлена связь законов функционирования логистической системы с законами функционирования системного окружения (среды и надсистемы).

Для того чтобы представить объект как систему, необходимо декомпозировать объект, выявить, например, его пространственно ограниченные части или найти другие формы расчленения объекта, а затем констатировать существование отношений этих частей в целостной картине объекта. Представляя объект как систему, специалисты по логистике дают предварительную картину составных частей объекта в их взаимных отношениях. Система часто определяется как некоторая совокупность отношений частей или элементов, и такое определение способствует более определенному формулированию задачи исследования, с тем, чтобы в дальнейшем перейти к структурному анализу системы. Однако, изображая объект как систему, специалисты по логистике лишь получают возможность подойти к структуре объекта, но еще не знают действительной картины его структурных отношений. Дальнейший, более глубокий шаг в познании заключается в поисках закономерностей системных отношений целостного объекта.

Для выделения логистической системы в сложном объекте выбираются такие отношения, которые существенны в данной задаче. Так, например, если в качестве системы представим часы, а в качестве отношений возьмем отношение между размерами или весами элементов, то, очевидно, такое отношение не является системообразующим, так как ничего не дает для понимания функционирования часового механизма, а, следовательно, не позволит представить часы как целостную систему. В качестве признаков, характеризующих именно целостность систем, объединяют ее, используют такие, как единство цели, функциональное назначение, определенные функции, наличие среды, с которой система взаимодействует как целое.

Конструктивный подход помогает специалисту по логистике построить систему путем ее выделения из среды и основан на рассмотрении структуры системы, определяемой ее функцией. С этой точки зрения любую открытую систему принято схематически представлять в виде "черного ящика" (рис. 2).

Входы, или ресурсы системы представляют собой компоненты, передаваемые системе из среды. При помощи входов осуществляется влияние среды на систему.

Выходы, или конечный продукт системы, - это компоненты, передаваемые системой окружающей среде. Посредством выходов система может оказывать влияние на среду.

 

 

Рис. 2. Открытая система в виде «черного ящика»

 

Описание системы через входы и выходы иногда называют внешним, поскольку оно дает понимание связей системы со средой, оставляя без внимания то, что происходит внутри системы. Этот пробел восполняет внутреннее, локальное описание системы, рассматривающее механизм преобразования входов в выходы, т.е. процессор.

Процессор включает в себя правила преобразования входов в выходы; средства этого преобразования; его исполнителей; катализатор, способствующий ускорению преобразования, и время. Как видно, то, что подлежит преобразованию (в логистических системах это материальный поток), не рассматривается как часть процессора, оно считается частью входов системы. В принципе любой компонент системы, или "материал" для его построения, должен сначала быть поданным на входы и лишь потом превращается в неотъемлемую составную часть системы. Еще один аргумент в пользу включения объекта преобразования в саму систему, в ее процессор, добавляет то, что и средства преобразования, и его исполнители, рассматриваемые как части процессора, тоже проходят через входы системы. Да и правила преобразования (например, технология) часто задаются системе извне. И, наконец, объект преобразования вполне удовлетворяет критерию, согласно которому множество элементов образует систему, если для каждого элемента справедливо хотя бы одно из двух:

а) элемент имеет отношение хотя бы с одним другим элементом;

б) по крайней мере, один элемент имеет с ним отношения (причем для входных элементов справедливо только а), а для выходных - б).

Этот критерий нуждается в следующей поправке: во-первых, речь должна идти не только об элементах системы, но и о компонентах; во-вторых, должно рассматриваться не любое отношение компонентов, а лишь отношение, обусловленное участием компонентов в реализации функции системы в целом. Все это позволяет включить объект преобразования в состав процессора системы и поставить вопрос о необходимости подхода к входам и выходам не только со стороны состава (т.е. того, что они включают), но и с точки зрения выбора или исключения элементов (т.е. входных-выходных процессов).

Для того чтобы проверить, является ли рассматриваемый объект системой необходимо проверить ее свойства согласно определению данного понятия. Пользуясь методом контрольных вопросов, ставятся следующие вопросы:

1. Является ли набор элементов системы полным (целостным), т.е. достаточным для функционирования системы? Нет ли лишних или недостающих элементов?

2. Каковы связи между элементами? Достаточно ли их, нет ли лишних? Обеспечивают ли связи функционирование системы?

3. Обладает ли система функциональными свойствами, не присущими ни одному из ее элементов в отдельности?

4. Обеспечена ли взаимосвязь данной системы с внешней средой? Учтены ли все существенные внешние связи? Ограничения?

5. Что дает анализ данной системы с позиции надсистемы, т.е. "сверху"? Не нарушаются ли присущие надсистеме законы развития?

6. Что дает анализ данной системы с позиций возможных исходов (конечных результатов), т. е. взгляд "снизу"?

7. Обладает ли данная система всеми присущими ей свойствами?

8. Сохранены ли, не нарушены ли в системе законы материалистической диалектики? Рассматривается ли система в развитии и может ли она развиваться? Каковы движущие силы развития?

Иерархическое строение системы связано с потенциальной делимостью элементов системы и наличием для каждой системы многообразия связей и отношений. Иерархическое строение присуще также отношениям или связям системы, так как связи и отношения любой системы тоже могут быть разложены на элементарные и на их основе сформирована система более низкого уровня. В результате система выступает как сложное иерархическое образование, в котором выделяются различные уровни, разные типы взаимосвязей между различными уровнями. В результате иерархического строения появляется возможность последовательного включения систем более низкого уровня в системы более высокого уровня. Такие иерархические системы называются структурированными. Бывают и неструктурированные строения, так называемые сетчатые системы, в которых каждый элемент или подсистема связаны со многими другими элементами системы сложными обратными связями и так сильно влияют друг на друга, что систему невозможно однозначно структурировать или выделить в ней какую-то иерархию. Такие многосвязанные слабоструктурированные системы, как, например, сеть распределения продукции или нейронная сеть мозга человека, плохо расчленяются, а иногда не расчленяются вовсе на отдельные элементы (подсистемы), из которых, как из кирпичиков, затем можно синтезировать целую систему. Поэтому изучение неструктурированных или слабоструктурированных логистических систем "снизу", от элементов, с дальнейшим их объединением (композицией), не дает реальную целостную картину. Это связано с тем, что, с одной стороны, целостная система больше, чем сумма элементов и, с другой стороны, слабоструктурированная система не разбивается на отдельные, независимо изучаемые элементы, из которых затем складывается целостный образ системы.

Функционирование системы в среде опирается на определенную упорядоченность элементов, отношений и связей. Структурно и функционально различные аспекты упорядоченности образуют основу иерархического строения системы, разбиение ее на подсистемы.

Развитием понятия упорядоченности являются понятия структуры и организации, где понятие организации наряду с количественной характеристикой упорядоченности выражает также направленность этой упорядоченности.

Как упорядоченное целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, система в своем взаимодействии со средой демонстрирует определенное поведение, которое может быть активным и реактивным.

 

 





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.