Классификацией называется распределение некоторой совокупности объектов на классы по наиболее существенным признакам. Признак или их совокупность, по которым объекты объединяются в классы, являются основанием классификации.
Класс – это совокупность объектов, обладающих некоторыми признаками общности. Анализ существующих классификаций с учетом логических правил деления всего объема понятий, связанных с системами, позволяет сформулировать следующие требования к построению классификации:
- в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;
- объем элементов классифицируемой совокупности должен равняться объему элементов всех образованных классов;
- члены классификации (образованные классы) должны взаимно исключать друг друга, т.е. должны быть непересекающимися;
- подразделение на классы (для многоступенчатых классификаций) должно быть непрерывным, т.е. при переходах с одного уровня иерархии на другой следующим классом для исследования необходимо брать ближайший по иерархической структуре системы.
Порядок определяется как классификационная категория, служащая для того, чтобы отличать результаты различного рода.
В классификации систем целесообразно исходить из двух критериев. Первым критерием можно считать степень сложности системы. Вторым существенным критерием является различие между детерминированными и вероятностными системами.
Наименее сложные системы называются простыми динамическими системами. Системы, не являющиеся простыми и отличающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием внутренних связей, называются сложными системами, которые можно описать. Сложной является система, обладающая определенным набором "свойств", включающих:
|
1. Неоднородность и большое число элементов.
2. Эмерджентность - не сводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом.
3. Иерархия - наличие нескольких уровней и способов достижения целей соответствующих уровней. Это может породить внутри уровневые и междууровневые конфликты в системе.
4. Агрегирование - объединение нескольких параметров системы в параметры более высокого уровня.
5. Многофункциональность - это способность сложной системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации и живучести.
6. Гибкость - это свойство системы изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем.
7. Адаптация - это изменение целей функционирования при изменении условий функционирования; адаптивная система - такая, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации.
8. Надежность - это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества.
9. Безопасность - это способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании.
10. Стойкость - это свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров среды за определенные ограничения или допуски.
11. Уязвимость - способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних факторов.
12. Живучесть - это способность изменять цели функционирования при отказе и (или) повреждении элементов системы.
|
Сложные системы характеризуются большим числом элементов и связей между ними, причем как число элементов и сила межэлементных связей, так и их локализация могут неконтролируемо изменяться, что делает поведение таких систем не предсказуемым.
Сложные системы разделяются на омникаузальные, поведение которых хорошо предсказуемо, и партикаузальные, поведение которых плохо предсказуемо. Сложная система, структура которой определяется ее целостными свойствами, имеет описание, не сводимое к совокупности описания элементов, а целостное описание, дающее полную информацию о системе и, тем самым, позволяет предсказывать ее поведение. Такая система называется омникаузальной. Но имеются системы с такой структурой, которая из-за отсутствия достаточной информации определяется только их элементами и отношениями. На уровне целого такую систему нельзя описать из-за того, что отсутствует достаточная информация, поэтому ее поведение плохо предсказуемо. Такие системы называют партикаузальными системами.
Системы могут иметь экстракаузальные структуры, которые задаются внешними причинами, и интеркаузальные структуры, определяемые их внутренними свойствами.
Большинство логистических систем относится к сложным омникаузальным системам с интеркаузальной структурой. Вследствие этого они являются непараметрическими системами и не могут быть описаны полностью набором параметров. Для их изучения требуется системный подход.
|
Наличие большого количества разнообразных внутренних связей между большим числом своих элементов, а также многообразие связей системы с другими системами или внешней средой позволяет определять систему как сложную многоуровневую.
Сложные логистические системы не обладают свойством аддитивности, то есть свойства объекта не являются суммой свойств его частей, его элементов (подсистем). В силу этого развитие сложной системы имеет одну важную особенность, а именно, элементы системы приобретают все более специализированные функции, но вместе с тем возрастает целостность и устойчивость системы. Структура при этом является выражением внутренней формы логистического объекта, представленного в виде системы.
Детерминированной считается система, в которой составные части взаимодействуют точно прогнозируемым образом. При исследовании детерминированной системы не возникает неопределенности. Если задано предыдущее состояние системы и известна программа переработки информации, то, определив динамическую структуру системы, можно предсказать ее последующее состояние. Напротив, для вероятностной системы нельзя сделать точного детального предсказания. Такую систему можно тщательно исследовать и установить с большой степенью вероятности, как она будет вести себя в любых заданных условиях. Однако система все-таки остается неопределенной, и любой прогноз относительно ее поведения никогда не выйдет из логических рамок вероятностных категорий.
Приняв два критерия классификации, в соответствии с которыми разделены все системы: сначала по первому критерию на три класса (простые, сложные и очень сложные), а затем по второму - на два (детерминированные и вероятностные), в итоге получается система классификации, состоящая из шести категорий.
Простой детерминированной системой является система из небольшого числа элементов, имеющая небольшое число внутренних связей, которая характеризуется вполне определенным динамическим поведением. Любой логистический процесс при условии, что он соответствующим образом определен, может принадлежать к системам этого класса до той поры, пока не начнется реальный процесс. Эта система становится вероятностной, как только начинается реальный процесс. Решения, принимаемые логистическим персоналом, и конкретные условия могут внести не поддающиеся учету факторы, что система становится вероятностной.
К классу простых детерминированных систем можно отнести систему размещения складов на территории распределения, которую можно оценить исходя из требования обеспечения перемещения продукции по определенным маршрутам. В рамках такой постановки задачи минимизируются расстояния, которые должна проходить продукция в процессе хранения и доставки. Однако если необходимо исследовать реальные процессы, протекающие при перемещении продукции, то система сразу же становится вероятностной.
Аналогично можно рассматривать уровни сложности для случаев, когда системы, определяемые этими уровнями, не детерминированы. Рассмотрим пример сложных вероятностных систем. Пусть имеется запас определенных видов продукции. Запас может представлять собой товар на полках розничного торгового предприятия или на складе, продукцию в виде буферного запаса между двумя производственными процессами или, наконец, резерв, хранимый на случай форс-мажорных обстоятельств. Содержание такой системы достаточно сложно, ибо как процесс поступления продукции на хранение, так и процесс извлечения их из запасов (или процесс обслуживания потребителей) описываются при помощи аппарата математической статистики. Другими словами, эти процессы являются случайными по своей природе. Даже в случае, когда динамика системы значительно усложнена, т.е. система имеет очень много входов (запасы пополняются из многих источников) и много выходов (запасы потребляют большое число потребителей), ее следует отнести к рассматриваемому классу.
Все существующие совокупности объектов (а всякая система представляет собой такую совокупность, хотя не всякая совокупность есть система) можно разбить на три больших класса: неорганизованные совокупности, неорганичные системы, органичные системы.
Неорганизованная совокупность лишена каких-либо существенных черт внутренней организации. Связи между ее составляющими носят внешний, случайный, несущественный характер. Входя в состав такого объединения или покидая его, составляющие не претерпевают каких-либо изменений, что говорит об отсутствии у подобной совокупности целостных, интегративных свойств. Свойства совокупности в целом по существу совпадают с суммой свойств частей (составляющих), взятых изолированно. Следовательно, такая совокупность лишена системного характера.
Два других класса совокупностей – неорганичные и органичные системы – характеризует наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура – таковы отличительные признаки любой системы.
Довольно трудно провести строгое разделение органичных и неорганичных систем по структурному принципу (т.е. по их составу). В основе различия органичных и неорганичных систем лежат особенности присущих им процессов развития. Структура же системы является результатом этих процессов и объясняется ими. Органичная система есть саморазвивающееся целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации. Этим объясняются следующие специфические особенности органичных систем, отличающие их от систем неорганичных:
1. Органичная система имеет не только структурные, но и генетические связи.
2. Органичная система имеет не только связи координации (взаимодействия элементов), но и связи субординации, обусловленные происхождением одних элементов из других, возникновением новых связей.
3. Органичная система имеет особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на характер функционирования и развития частей (биологические корреляции, центральная нервная система, система норм в обществе, органы управления).
4. В неорганичном целом в силу менее тесной зависимости между системой и ее составляющими основные свойства частей определяются их внутренней структурой, а не структурой целого. Связи внутри целого не вызывают коренных качественных преобразований частей. С этим связана способность частей неорганичного целого к самостоятельному существованию. В органичном же целом основные свойства частей определяются закономерностями, структурой целого. Зависимость между системой и ее компонентами столь тесна, что элементы системы лишены способности к самостоятельному существованию.
5. Если в неорганичных системах элемент зачастую активней целого (например, ион химически активнее атома), то с усложнением организации активность все в большей мере передается от частей к целому.
6. Органичное целое образуется не из тех частей, какие функционируют в развитом целом. В ходе развития органичной системы происходит качественное преобразование частей вместе с целым. Первичные компоненты внутри системы претерпевают трансформации, которыми определяется их современная форма.
7. Устойчивость неорганичных систем обусловлена стабильностью элементов; напротив, необходимым условием устойчивости органичных систем является постоянное обновление их элементов.
8. Внутри органичного целого существуют своеобразные блоки (подсистемы). Их гибкая приспосабливаемость к выполнению команд управляющей системы основана на том, что элементы подсистем функционируют вероятностным образом и имеют определенное число степеней свободы. Следовательно, жесткая детерминированность связи подсистем между собой и с целым реализуется через отсутствие однозначной детерминации в поведении элементов подсистем.
Если изменение в каждой отдельной части системы вызывает изменение всех других частей и в целой системе, то в этом случае система является целостной. Если изменение каждой части системы не вызывает изменение других частей, то система называется суммативной системой.
Искусственные системы подразделяются на материальные и нематериальные системы. Материальные системы в соответствии с субстанциями материи включают производственные системы, энергетические и информационные. В силу основного свойства материи - движения - под этот признак подпадают и транспортные системы, обеспечивающие перемещение составляющих материи.
Системы могут классифицироваться:
- По взаимодействию со средой или с другими системами на открытые и закрытые (замкнутые, изолированные) системы. Система называется закрытой, если она по веществу и информации не взаимодействует и не обменивается с другими системами. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды. Примером закрытой системы могут служить часы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник энергии, их система независима от среды. Открытые системы постоянно взаимодействуют со средой или с другими системами, и при этом происходит обмен веществом, энергией или информацией. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена со средой через границы системы. Такая система зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям в среде для того, чтобы продолжить свое функционирование. Среда состоит из систем с различными степенями открытости, находящимися в диапазоне от нулевой до максимальной открытости. Степень открытости системы определяется интенсивностью ее связи со средой. Открытость системы (ОС) - в общем случае это такой важнейший параметр системы, который обобщает в себе величину всех изменений, происходящих в системе в процессе взаимодействия ее со средой путем восприятия информации, энергии или вещества.
- По однородности или разнообразию структурных элементов системы бывают гомогенные, или однородные, и гетерогенные, или разнородные, а также смешанного типа. В гомогенных системах структурные элементы системы однородны и поэтому взаимозаменяемы. Гетерогенные же системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.
- По степени определенности функционирования: а) детерминированные, когда поведение систем в любой момент времени предсказуемо; б) вероятностные, когда поведение системы в любой момент времени точно нельзя определить.
- По степени сложности: а) простые; б) сложные, но поддающиеся описанию и в) очень сложные (слабо формализованные, слабоструктурированные), не поддающиеся описанию. Причем слабоструктурированные и трудно формализуемые задачи несут в себе неопределенность, неоднозначность и имеют качественный характер. Поэтому создание для них традиционных формальных количественных моделей невозможно или возможно, если использовать субъективные нечеткие оценки. С точки зрения уровней совершенства различаются простые логистические системы, в которых поддержание эффективности осуществляется за счет регулирования процессов, и сложные, в которых эффективность поддерживается за счет регулирования параметров. Сложные логистические системы характеризуются разнообразием, значительным количеством обратных связей детерминированного характера.
- По управлению: а) простые системы; б) сложные; в) сверхсложные в управлении. Сложные и сверхсложные системы также называют большими системами. Чем неопределеннее управление, чем меньше оно поддается алгоритмизации или формализации, тем сложнее система и тем важнее роль специалиста по логистике по принятию управленческих решений. Сложность системы определяется количеством и разнообразием типов элементов, внутренних связей между элементами и связей системы со средой. Степень сложности системы больше зависит от разнообразия связей и элементов, чем от их количества.
- По стабильности цели и целенаправленности системы: а) когда цели системы определены, установлены и не меняются в процессе функционирования системы. б) когда цели формируются и изменяются в зависимости от изменения условий функционирования системы.
Различают два класса систем: целеориентированные (целенаправленные) и ценностно-ориентированные системы.
Целенаправленные системы - это относительно простые системы, характеризуемые наличием совокупности четко определенных целей, связанных с ясной иерархией уровней управления.
Факторы целесообразности и целеполагания являются основой формирования целенаправленных (целеориентированных) систем.
Ценностно-ориентированные системы - это более сложные системы, поведение которых основано на общих ценностях. Функционирование таких систем не подчиняется четкой цели и отсутствует иерархия уровней управления. Для ценностно-ориентированных систем важен процесс функционирования, оцениваемый по некоторым критериям ценностей.
Системы также делятся на рефлексивные и нерефлексивные системы. Рефлексивные системы однозначно реагируют (рефлектируют) на действия среды и на собственное состояние, эффективны при функционировании системы в стандартных ситуациях, на которые система заранее планируется. Достоинством рефлексивной структуры является ее простота: система реагирует заданным образом на все рутинные (планомерные) воздействия. Когда ситуация становится более сложной, нетривиальной, тогда требуется подключение особых процедур принятия решений, что соответствует нерефлексивности.
Нерефлексивные системы характеризуются отсутствием однозначности действий, допускается многозначность. При этом возникает свобода принятия решений. Поэтому система содержит в себе лицо, принимающее решение. Нерефлексивные системы используются для решения неоднозначно формализуемых или слабо формализуемых задач или когда цели и соответствующие решения не формализуемы вообще.
Особо можно отметить некоторые классификации, основанные на выделении наиболее существенных свойств систем.
В указанных позициях разных исследователей, прежде всего, следует отметить неопределенность, размытость в рассмотрении объекта. Это выражается в разделении объектов либо на аддитивные совокупности (не системы) и системы, либо на системы двух классов - аддитивные (не целостные) и целостные. В последнем случае возникает вопрос о допустимости исследования обоих классов систем с помощью одних и тех же принципов системного подхода. Этот же вопрос остается и для таких классов систем, как стохастические, хаотические, ценностно-ориентированные, так как в них нельзя выделить иерархию структурных уровней, присутствуют связи неинтегративного характера, не действуют механизмы управления. Многозначность понятия целостности, возможность изменения степени целостности являются фактором существенной неопределенности и в этом ключевом для определения системы понятии.
СРЕДА СИСТЕМЫ
Понятие "система" возникает там и тогда, где и когда проводится замкнутая граница между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, попадающие внутрь, образуют систему.
Элементы, остающиеся за пределами границы, образуют множество, называемое "системным окружением" ("окружением") или "внешней средой".
Окружение системы есть множество предметов вне системы, изменение признаков которых влияет на систему, и признаки которых изменяются вследствие поведения системы.
Без связи системы со средой будет нарушена реальная картина целостного мира, искажены условия функционирования системы. Часто это условие адаптации, приспособление системы к среде.
Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.
В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами предлагается расположить функции систем по возрастающему рангу следующим образом:
1. Пассивное существование.
2. Материал для других систем.
3. Обслуживание систем более высокого порядка.
4. Противостояние другим системам (выживание).
5. Преобразование других систем и сред (активная роль).
Современный руководитель все больше осознает тот факт, что руководимое им предприятие не является изолированной, независимой организацией. Оно представляет собой лишь часть большой системы, оказывающей на предприятие многоплановое влияние.
Среда, окружающая любое предприятие, многообразна и представляет собой сложную систему, в которой огромную роль играют политические и экономические факторы, и действующее законодательство, и правительство, и факторы научно-технической природы, и поставщики, конкуренты и потребители. Современное предприятие является открытой системой, которая тысячами нитей связана с внешней средой. Теперь же, когда "законодателем" на рынке стал покупатель, предприятие вынуждено стать подлинно открытой системой, стать органической частью общества; в противном случае оно не сможет выжить и победить в конкурентной борьбе.
Среда предприятия диктует свои условия для его построения. Это особенно заметно при сравнении внутренней структуры предприятий, функционирующих в разных условиях, на разных рынках. Например, существует различие в организационной структуре американских и японских компаний. Существенно различаются структуры предприятий, функционирующих в динамичной или относительно стабильной среде.
Для понимания взаимосвязи внешней и внутренней среды предприятия предлагается использовать понятие "полисистемность". Смысл его заключается в том, что любой предмет окружающего мира принадлежит одновременно многим системам. Например, работник предприятия принадлежит одному из ее подразделений, предприятию в целом, профсоюзной организации, политической партии, семье, спортивному клубу, городу, стране. Важно подчеркнуть, что между всеми системами, которым принадлежит общий элемент, существуют противоречия: каждая из этих систем стремится к своей, особой цели, используя любой свой элемент в качестве средства.
Ясно, что это порождает противоречивость поведения самого субъекта, входящего в разные системы. Так и предприятие в целом принадлежит одновременно многим системам, которые пытаются господствовать над ним, навязывать ему свои интересы. Различны требования, предъявляемые к предприятию, например, его потребителями, правительством, профсоюзами или акционерами.
Понятно, что структура предприятия должна быть построена таким образом, чтобы в определенной степени удовлетворить интересы всех систем, в которые входит предприятие, гармонизировать их противоречивые цели.
Существует и иной, более глубокий уровень полисистемности. Он включается в принадлежности отдельных элементов системы другим системам.
Принадлежность каждого работника предприятия многим системам, с предприятием непосредственно не связанным, порождает особые черты работника. Таким образом, буквально каждый элемент предприятия обладает двойственностью - он одновременно принадлежит и самому предприятию, и его внешней среде. Поэтому, в любом случае, каждое предприятие является открытой системой. Данный факт следует не только осознать, но и целенаправленно использовать, сознательно формируя и поддерживая необходимые связи предприятия со средой.
При формировании системы необходимо обеспечить ее замкнутость. Отсутствие границы не гарантирует наличие хороших связей со средой, но размывает систему и делает ее плохо управляемой. Кроме того, в этом случае могут появиться неконтролируемые информационные каналы, способствующие утечке деловой конфиденциальной информации.
Взаимоотношение системы и среды означает, что для каждой системы наряду с множеством присущих ей внутренних отношений (связей), объединяющих между собой элементы системы, имеется набор ее внешних отношений и связей.
Системы функционируют в конкретной среде и обуславливаются ею. Первое условие среды есть граница, относительно которой говорят, что система функционирует внутри нее. Окружающая среда определяется как набор заключенных внутри конкретных пределов объектов, которые влияют на функционирование системы.
Специалист по логистике не может осуществлять неограниченные исследования, необходимые для того, чтобы выяснить все условия, влияющие на функционирование системы. Понятие границы указывает предел, внутри которого объекты, свойства и их связи можно адекватно объяснить и обеспечить управление ими.
Особенностью формирования логистической системы является необходимость вписать ее в ту среду, с которой она будет взаимодействовать. Например, если система доставки продукции будет функционировать в условиях тропического климата, то необходимо предусмотреть ее работоспособность при высокой температуре и влажности. В зависимости от типа системы надо предусмотреть транспортные средства с рефрижераторными установками. С другой стороны, если имеется возможность, то желательно трансформировать среду в интересах удобства функционирования системы.
Структуризацией среды называется целенаправленная подготовка среды к наилучшему восприятию логистической системы. Среда должна быть адекватна основным свойствам системы.
Для формирования логистических систем необходимо принять специальные меры по трансформации среды, гарантирующие их функционирование или повышающие благоприятные условия функционирования.
Структуризация среды осуществляется путем внесения в нее порядка. Под порядком понимается устойчивость определенным образом ориентированных элементов среды. В термин "порядок" вкладывается широкий смысл - систематичности, последовательности, правильности расположения, значения строя, режима и управления.
Таким образом, внесение в среду порядка позволяет ее организовать, упорядочить первоначальный хаос или видоизменить в интересах эффективности функционирования формируемой логистической системы, в частности ее устойчивости. Разумеется, и сам порядок должен быть устойчивым, для чего следует предпринять определенные действия.
Порядок можно устанавливать в ограниченном, замкнутом пространстве среды, допускающем самостоятельность в выборе порядка.
Если систему создается в неорганизованной, неподготовленной для ее функционирования среде, то имеются два пути. Во-первых, можно преобразовать среду, превратив ее в организованную, способную воспринять новую систему. Во-вторых, можно сеять "зубы дракона", которые, прорастая, послужат Вам элементами будущей системы. Требуется лишь внимательно следить за их ростом, корректируя его в нужном направлении, как умелый садовник формирует крону дерева. Постепенно устанавливая связи между элементами и наполняя их материальными сигналами, можно обрести желаемое. Первый путь сопряжен с большими затратами на реорганизацию среды, а второй требует больших затрат времени.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие методологии анализа логистических систем является системой принципов, методов и средств организации и построения теоретической и практической деятельности, направленных на исследование и улучшение функционирования логистических систем. Данное исследование, в общем случае, может включать в себя следующие этапы:
1. Исследование и анализ ситуации на рынке обслуживания потребителей и тенденций его развития.
2. Исследование принципов формирования логистических систем.
3. Выявление наиболее значимых факторов внешней среды, оказывающих воздействие на логистическую систему и являющихся основой функционирования и развития данной системы.
4. Определение основных задач логистической системы и способов их решения.
5. Систематизацию результатов исследования.
6. Определение особенностей логистической системы и границ ее функционирования.
7. Анализ логистических процессов выполнения заказов, взаимодействия элементов и выявление закономерностей.
Современное состояние системного анализа характеризуется тем, что он:
- применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными формальными методами;
- использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов различных областей знаний;
- объединяет разные методы с помощью единой методики.
Методология системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у специалистов по логистике на начальном этапе отсутствуют достаточные сведения о проблемной ситуации, позволяющие выбрать метод ее формализованного представления, составить математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием различных методов моделирования.
Для того чтобы организовать такой процесс, необходимо определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения данных этапов. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой методику системного анализа.
Методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображать рассматриваемый логистический процесс или объект.
Одной из особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Первоначально методики формирования и исследования структур целей основывались на сборе и обобщении опыта специалистов. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.
Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания. Экспертное знание помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и, таким образом, непрерывно улучшать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить.
Основными особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:
- наличие средств для организации процессов целеобразования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рассматривает объекты как системы с активными элементами, стремящиеся к целеобразованию, а затем уже и к достижению сформированных целей);
- разработка и использование методики, в которой определены этапы системного анализа и методы их выполнения, причем в методике могут сочетаться как формальные методы и модели, так и методы, основанные на интуиции специалистов, помогающие использовать их знания, что обусловливает привлекательность системного анализа для решения проблем.
Особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует специалиста по логистике на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адекватность на каждом шаге формирования:
- при выборе элементной базы;
- при формулировании целей и выборе критериев;
- при выборе методов моделирования;
- при получении вариантов решения, из которых выбирают лучший.
В методике системного анализа главное - процесс постановки задачи, а после получения модели часто методика системного анализа становится ненужной.
С учетом вышесказанного системный анализ:
- применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены при помощи математических методов, т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа, интуицию и опыт лиц, принимающих решения;
- объединяет разные методы с помощью единой методики;
- опирается на научное мировоззрение;
- объединяет знания, суждения и интуицию экспертов в различных областях и обязывает их к определенной дисциплине мышления;
- уделяет основное внимание целям и целеобразованию.
Помимо того, что системный анализ может являться средством доказательства адекватности любых сложных моделей, есть задачи, которые в принципе не могут быть формализованы без использования методов системного анализа. Такие задачи обычно решаются на основе интуиции и опыта специалистов по логистике, являющиеся хранителями основных знаний о предметной области.
Системный анализ не может быть полностью формализован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения. Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:
1. Постановка проблемы - отправной момент исследования. В исследовании сложной логистической системы ему предшествует работа по структурированию проблемы.
2. Расширение проблемы до проблематики, т.е. нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.
3. Выявление целей: цели указывают направление, в котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить проблему.
4. Формирование критериев. Критерий - это количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Критерий - это правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернатив. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является одним из способов повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев, например, путем агрегирования.
5. Агрегирование критериев. Выявленные критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.
6. Генерирование альтернатив и выбор с использованием критериев наилучшей из них. Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа.
7. Исследование ресурсных возможностей, включая информационные ресурсы.
8. Выбор формализации (моделей и ограничений) для решения проблемы.
9. Построение системы.
10. Использование результатов проведенного системного исследования.
Схема алгоритма решения задач системного исследования проблемы представлена на рис. 1.