КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему: «Стимулирование труда: системы, ожидаемые результаты»
Выполнил(а) студент(ка)__3__ курса
Направление: «Менеджмент»
Профиль: Управление человеческими ресурсами
Дмитриева Ольга Леонидовна
Дата сдачи работы: «25 » мая 2015 года
Оценка курсовой работы: _________________
Курск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА.. 4
1.1. Сущность и значение стимулирования труда. 5
1.2. Формы и методы системы стимулирования труда. 12
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫСТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ООО «ОЛИМП». 20
2.1. Общая характеристика деятельности организации. 20
2.2.Методы стимулирования, применяемые в организации. 25
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (ОПТИМИЗАЦИЯ) ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫСТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ООО «ОЛИМП». 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что формирование эффективной мотивации и грамотного стимулирования труда персонала остается актуальным в современной экономической среде, поскольку является одним из условий успешного функционирования организации в долгосрочной перспективе. Проблема поиска эффективных инструментов стимулирования приобретает особую актуальность применительно к персоналу российских банков, инструменты мотивации и методы стимулирования на которых потеряли свою актуальность и зачастую слабо связаны с результатами деятельности, характером труда и не могут гибко трансформироваться в соответствии с внешними конъюнктурными изменениями.
Сегодня руководителю невозможно добиться мастерства в стимулировании подчиненных без знания современных общетеоретических подходов, концепций и практических способов и механизмов мотивации людей, а также изучения проблем ее реализации в своей организации. Как следствие в России заметно возрос интерес к компенсационной функции оплаты труда персонала, которая помогает руководству любого предприятия заинтересовать исполнителей работать наиболее эффективно в направлении достижения поставленных стратегических, тактических и оперативных целей.
|
Соединение материальных интересов работников с целями организации позволяют последней привлекать и удерживать квалифицированный персонал, контролировать и управлять затратами на рабочую силу, выдерживая оптимальное количество работников. Всем этим целям и служат внутрифирменные системы оплаты труда, стимулирования и мотивации персонала, которые должны разрабатываться в организации.
Проблема формирования системы мотивации и стимулирования труда не только очень актуальна, но и очень сложна в теоретико-методологическом плане. Изучению данной проблемы уже в течение многих десятков лет посвящаются работы как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Цель исследования – изучить системы и ожидаемые результаты стимулирования труда
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и значение стимулирования труда;
- обозначить формы и методы системы стимулирования труда;
- проанализировать деятельность компании ООО «Олимп» и провести исследование методов системы стимулирования труда;
|
- выявить основные недостатки существующей системы стимулирования и определить основные направления повышения эффективности системы стимулирования работников ООО «Олимп».
Объектом исследования является ООО «Олимп».
Предмет исследования – стимулирование труда на предприятии ООО «Олимп».
Теоретическую основу исследования составляют законодательство Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных ученых в области оплаты труда и управления персоналом, основные научные положения экономики труда, теории организации оплаты труда, учебные пособия и результаты собственных исследований.
Методологическая основа исследования состоит в использовании комплексного, системного подхода к анализу проблем стимулирования деятельности персонала на предприятии.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫСТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
Сущность и значение стимулирования труда
Стимулирование и в особенности понятие «стимул» исследовались в экономических науках, и частично в социологии, философии и психологии.
Современные подходы к стимулированию труда зародились в теории Ф.Тейлора, где внимание акцентировалось исключительно на материальных аспектах. Теория человеческих отношений Э. Мэйо сформировала дополнительные аспекты в стимулировании, дополнив их психологическими и социальными аспектами труда. Школа «социальных систем» Ч. Борнарда и Г.Саймона делает вывод об ограниченной действенности материального вознаграждения и необходимости сочетания его с нематериальным.
|
Представители бихевиоризма рассматривали особенности воздействия на личность на основе манипулирования внешними по отношению к нему факторами через связь актов поведения человека с его результатами. Так, В.Врум связывает мотивацию личности с восприятием индивида своего желания, вероятности и возможности получения стимула.
Отдельного внимания заслуживает теория «собственного интереса», «эгоизма» Дж. Стюарта и Т. Гоббса, трактовка стимулов А. Смита и Д. Рикардо (стимул — не только вознаграждение, но и приятность, легкость, постоянство, престижность), а также концепция утилитаризма.
В работах Т.Веблена рассматриваются гедонистические начала в стимулах экономической активности. В рамках концепции институционализма рассматривается стимулирующая роль привычек, институционализированных обычаев. Д. МакКлелланд рассматривает стимул экономической активности как мотив достижения, стремление к достижению наивысшего результата в деятельности и делает вывод о том, что высший уровень мотивации надстраивается над низшим, над «нуждой». В советской России стимулирование выражалось в единении двух методов: убеждения и побуждения. В 20-е годы центром управления становится трудовой коллектив. В 60-е годы на первый план выходят методы принуждения. С 80-х годов в России начинает развиваться подход, в основе которого лежат управленческие воздействия. В современной отечественной науке проблема стимулов экономической активности рассматривается в работах Д.Валового, П. Бунича, Г. X. Попова, Н. И. Шмелева и других.
Мотивация и стимулирование - это процессы, имеющие тесную взаимосвязь. В.Н. Некрасов и В.Д. Баева рассматривают трудовую мотивацию как внутренний процесс формирования мотива к труду, а стимулирование труда как внешний процесс, направленный на воздействие на работника с целью достижения определенных целей[1].
Для более полного рассмотрения указанных понятий целесообразно рассмотреть процессы, происходящие во внутриличностной системе работника, что требует формировать специфичные методы исследования поведения человека и особенностей мотивации и стимулирования труда.
Исходя из теории Г. Клейнера, наиболее важным предполагается рассмотрение следующих внутриличностных характеристик работника (Рисунок 1)[2].
Рисунок 1. Внутриличностные характеристики работника
Под характеристиками сознания обычно понимаются те особенности, которые определяют процессы возникновения потребностей, мотивов и восприятие стимулов. К ним можно отнести непосредственно потребности, интересы, ценности, цели и ожидания[3].
Потребность формируется внутри человеческого сознания. С научной точки зрения потребность индивида - осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию. По мнению О.В. Шатаевой и С.А.Шапиро, потребность применительно к трудовой деятельности, представляет собой «состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования»[4]. Существует множество классификаций потребностей по различным критериям.
Наиболее общая классификация потребностей на первичные и вторичные позволяет разграничить генетически заложенные потребности от приобретенных. В науке более детально изучением и природой потребностей занимались А. Маслоу, структурно выстроивший иерархию потребностей, Д. МакКлелланд, описавший приобретенные потребности, и многие другие ученые - экономисты, психологи, социологи и философы. Многообразие трактовок объясняется тем, что потребности невозможно измерить и явно наблюдать, об их существовании можно судить лишь по особенностям поведения человека. Потребности можно обнаружить в мотивах побуждающих человека к деятельности, то есть потребности превращаются в мотивы. Человек руководствуется определенным типом поведения, продиктованным ему внутренними потребностями и мотивами, а также влиянием внешней среды, выполняет действия, которые приводят к какому-либо результату. Результат может представлять собой полное, частичное удовлетворение или неудовлетворение потребностей[5].
Потребности классифицируются по форме на материальные и идеальные, по субъекту на общечеловеческие, групповые и личные, по объекту на естественные, социальные и духовные, по роли в обществе на общие и частные[6].
Под интересом понимается проявление познавательных потребностей человека. Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. В зависимости от формы и источника формирования: личные, групповые; от тематического признака: в сфере труда, творческие, духовные.
Под ценностями понимается личностно значимое субъективное отображение всего внутреннего и внешнего мира человека, в том числе его потребностей. Содержание ценностей - то, что имеет для человека значимость, связано с его желанием и эмоциями[7]. Ценности лежат в основе установок человека. Ценности определяют личностную значимость различных потребностей, их иерархию, а также формы реализации. В зависимости от сформированной у человека системы ценностей, одна и та же потребность может быть реализована различными, зачастую противоположными путями. Поэтому процесс формирования ценностей и их исследование занимает центральное место в механизме мотивации. Ценности различаются по форме: личные, групповые, организационные.
Цель - желаемые достижимые результаты, к которым стремится человек. По нашему мнению, ожидания - это наиболее вероятный результат деятельности, который ожидает человек. Цели классифицируются по различным признакам
На основании взаимодействия потребностей и стимулов в процессе деятельности формируются мотивы, определяющие поведение человека.
Личностные черты накладывают отпечаток на форму и способы удовлетворения потребностей, а также определяют особенности поисковой
Рассмотрим следующий элемент личностных характеристик индивида -деятельность. Деятельность по содержанию и характеру труда можно классифицировать по следующим основным направлениям, представленным в Таблице 1.
Деятельность по социально-экономическим условиям можно классифицировать:
- по стадиям жизненного цикла: деятельность в зарождающихся, растущих, зрелых и стагнирующих организациях;
- по специфике вида деятельности: деятельность в промышленных, торговых, добывающих предприятиях.
Таблица 1