Педагогические программные средства





(курс лекций для студентов МИПФ)

 

 

Калуга, 2002


 

1. Программные средства учебного назначения................................... 3

2. Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса............................. 4

3. Классификация ППС...................................................................................................... 6

3.1. По функциональному назначению..................................................................... 7

3.2. По методическому назначению........................................................................... 9

3.3. По педагогическому назначению..................................................................... 10

3.4. По степени самостоятельности учащихся................................................... 12

3.5. Смешанная типология............................................................................................ 13

4. Требования к педагогическим программным средствам..... 20

4.1 Психолого-педагогические требования.......................................................... 22

Дидактические требования к ППС.......................................................................... 24

Методические требования к ППС........................................................................... 26

4.2. Эргономические требования................................................................................ 26

4.3. Эстетические требования...................................................................................... 28

4.4. Программно-технические требования............................................................. 29

4.5. Требования к оформлению документации на разработку и использование ППС 32

5. Деятельность по оценке ППС............................................................................ 32

Оценочная система 1 (ФРГ)....................................................................................... 33

Оценочная система 2................................................................................................... 37

6. Проектирование и разработка ППС............................................................... 42

Перспективные подходы к созданию ППС........................................................... 42

Критерии разработки ППС.............................................................................................. 44

Этапы проектирования ППС......................................................................................... 45

Сценарий............................................................................................................................... 50

Разработка и представление сценариев ППС..................................................... 51

Организация обучающего диалога........................................................................... 53

7. Критерии отбора мультимедийных СО.................................................... 69


1. Программные средства учебного назначения.

Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) а связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и прим нения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.

Проблемы разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на ряд теоретических положений представляющих:

• педагогическую целесообразность применения ПС учебного назначения;

• функциональное назначение отдельных типов ПС, используемых в целях обучения;

• типологию ПС по методическому назначению;

•требования к ПС, используемым в учебно-воспитательном процессе.

Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:

· решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения - проблемно-ориентированные ПС;

· осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) - объектно-ориентированные ПС;

· осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале - со встроенными элементами технологии обучения) предметно-ориентированные ПС.

С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.

Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

В состав ППС входят:

1. Программа (совокупность программ) для ЭВМ, направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине;

2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;

3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.);

(Набор вспомогательных средств может отсутствовать.)

Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д.

Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др.

Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе.





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.