(курс лекций для студентов МИПФ)
Калуга, 2002
1. Программные средства учебного назначения................................... 3
2. Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса............................. 4
3. Классификация ППС...................................................................................................... 6
3.1. По функциональному назначению..................................................................... 7
3.2. По методическому назначению........................................................................... 9
3.3. По педагогическому назначению..................................................................... 10
3.4. По степени самостоятельности учащихся................................................... 12
3.5. Смешанная типология............................................................................................ 13
4. Требования к педагогическим программным средствам..... 20
4.1 Психолого-педагогические требования.......................................................... 22
Дидактические требования к ППС.......................................................................... 24
Методические требования к ППС........................................................................... 26
4.2. Эргономические требования................................................................................ 26
4.3. Эстетические требования...................................................................................... 28
4.4. Программно-технические требования............................................................. 29
4.5. Требования к оформлению документации на разработку и использование ППС 32
5. Деятельность по оценке ППС............................................................................ 32
Оценочная система 1 (ФРГ)....................................................................................... 33
Оценочная система 2................................................................................................... 37
6. Проектирование и разработка ППС............................................................... 42
Перспективные подходы к созданию ППС........................................................... 42
|
Критерии разработки ППС.............................................................................................. 44
Этапы проектирования ППС......................................................................................... 45
Сценарий............................................................................................................................... 50
Разработка и представление сценариев ППС..................................................... 51
Организация обучающего диалога........................................................................... 53
7. Критерии отбора мультимедийных СО.................................................... 69
1. Программные средства учебного назначения.
Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) а связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и прим нения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.
Проблемы разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на ряд теоретических положений представляющих:
• педагогическую целесообразность применения ПС учебного назначения;
• функциональное назначение отдельных типов ПС, используемых в целях обучения;
• типологию ПС по методическому назначению;
•требования к ПС, используемым в учебно-воспитательном процессе.
Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
|
Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:
· решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения - проблемно-ориентированные ПС;
· осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) - объектно-ориентированные ПС;
· осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале - со встроенными элементами технологии обучения) предметно-ориентированные ПС.
С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.
Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.
|
В состав ППС входят:
1. Программа (совокупность программ) для ЭВМ, направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине;
2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;
3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.);
(Набор вспомогательных средств может отсутствовать.)
Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д.
Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др.
Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе.