Психолого-педагогические требования к ППС - это совокупность психолого-педагогических, дидактических и методических норм условий, обеспечивающих:
· оптимальный порядок структурирования учебной информации и ее предъявления с помощью ЭВМ,
· рациональную организацию управления самостоятельной познавательно-практической деятельности учащихся в режиме диалога согласно поставленным целям и задачам обучения на основе дидактических принципов (научности, наглядности, доступности обучения, учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитывающего характера обучения и т. п.).
Психолого-педагогические требования к педагогическому программному средству определяются, прежде всего, целевым назначением. ППС, предназначенные для системы профтехобразования, должны отвечать особенностям и специфике профессионального (теоретического и производственного) обучения, а так же установленным требованиям социального заказа на подготовку рабочих и отличаться четкой профессиональной направленностью. Необходимо, чтобы была основана не только поставленная и реализуемая данным педагогическим программным средством цель обучения, но и выбранная тема по конкретному предмету для определения профессии, а также установлен ППС, его функции в учебно-воспитательном процессе, способ передач содержания учебной информации и моделирования учебной деятельности учащихся.
Тематика и содержание педагогического программного средства определяются учебным планом и программой и должны соответствовать:
· конкретному предмету и последовательности его изложения в учебной программе;
· системности в изложении учебной информации;
· современному уровню развития научных знаний, т. е. современному состоянию научных знаний в данной предметной области;
· современному уровню развития педагогических знаний;
· возрастным психофизиологическим особенностям учащихся и уровню их подготовленности.
Причем между дидактическими целями, содержанием и методами обучения должна быть взаимосвязь, а само педагогическое программное средство должно обладать образовательной ценностью.
Изложенное выше определяет только часть психолого-педагогических требований к ППС, связанного с его целевым назначением. Значительную подгруппу психолого-педагогических требований составляют требования, определяемые характером, условиями, применением или использованием ППС.
В любом случае (при контроле знаний, объяснении нового материала, выполнении заданий, упражнений, лабораторных и практически работ и т. п.) ППС должны применяться в единстве с другими дидактическими средствами обучения.
Наиболее интересны в педагогическом плане такие ППС, которые способствуют применению новых методических приемов и организационных форм обучения. В данном случае большое значение имеют использование разнообразных форм представления учебной информации и реализация различной интерактивности, т. е. возможности управления познавательно-практической деятельностью учащегося самим учащимся, преподавателем или педагогическим программным средством алгоритмически.
Реализация различной степени интерактивности предполагает учет индивидуальных особенностей учащегося. Для этого в ППС должны быть предусмотрены различные по сложности уровни изложения содержания учебного материала, выбор которых может осуществляться самими учащимися, преподавателем либо алгоритмически в зависимости от уровня усвоения знаний учащимися. Содержание учебной информации должно представлять собой совокупность законченных в смысловом плане фрагментов (например, как "меню" ППС), выбор которых может происходить в том же порядке. И, наконец, должна быть предусмотрена возможность изменения скорости работы с ППС самим учащимся, преподавателем (например, путем введения ограничения на время обдумывания контрольных вопросов) или алгоритмически по скоростным показателям работы обучаемого.
ППС ВТ, как и другие дидактические средства, должны содействовать развитию сотрудничества, взаимопомощи между учащимися и соответствовать по целям обучения, содержанию, стилю и форме изложения задачам нравственного воспитания учащихся.
Будучи средством обучения в руках преподавателя, ППС различных видов должны способствовать повышению эффективности его труда, а именно:
· высвобождать время для проведения индивидуальной работы с обучаемыми за счет передачи ряда функций ЭВМ;
· осуществлять регистрацию параметров процесса обучения и их статистическую обработку;
· выдавать сведения о результатах работы каждого обучаемого.
При необходимости педагогические программные средства должны дорабатываться в целях повышения эффективности их использования.