Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.




2.1. При разработке и использовании программного средства в учебных целях возникает необходимость в создании учебно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих процесс его применения.

Следовательно, возникает необходимость в формировании так называемого программно-методического обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного процесса, которое представляет собой комплекс, включающий:

· программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения;

· инструкцию для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения;

· описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

При этом возможна разработка методических рекомендаций отдельно для преподавателя и для обучаемого.

ПС учебного назначения с сопровождающей учебно-методической документацией рассматривается в монографии как качественно новое средство обучения, уникальные возможности которого принципиально отличают его от всех известных ранее педагогике среде обучения.

Однако само по себе использование этих уникальных возможностей вряд ли может быть самоцелью в вопросе целесообразное применения ПС, так как далеко не всегда педагогически оправданно использование компьютерной программы на уроке, замена ею друг средств обучения.

2.2. Педагогическая целесообразность использования ПМО в учебном процессе фундируется целями развития личности индивида и, кроме того, основывается на определенном методическом назначении ПС. Последнее определяется методическими целями, реализация которых возможна только с помощью ПС либо обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения, переводом его качественно более высокий уровень. Это создает основания для применения ПМО в обучении, что констатируется педагогическим экспериментом или обосновывается оценкой качества ПМО, ПС, например, по специальным оценочным листам качества ПС учебного назначения.

2.3. Перечислим наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием ПС:

· индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели линиям различной степени сложности);

· осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности,

· осуществление самоконтроля и самокоррекции;

· осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;

· высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной числовым анализом;

· компьютерная визуализация учебной информации: во-первых, изучаемого объекта (наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости - во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей); во-вторых, изучаемого процесса (наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости - в развитии, во временном и пространственном движет представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

· моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;

· проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;

· создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к се информации;

· усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

· вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала,

· развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

· формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;

· формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов).

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в основном целесообразность применения СНИТ, в частности ПС, определяет их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном миг инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.

Перейдем к рассмотрению типологии ПС, используемых в учебных целях, в частности по функциональному и методического назначению.

Классификация ППС.

Учебные пакеты можно проанализировать с различных точек зрения. Так, в многоязыковых системах возможны инструментальные принципы организации фонда пакетов - по языковым средствам реализации. Для системного программиста может оказаться интересным подразделение множества пакетов по используемым механизмам программирования. Организациям, тиражирующим и распространяющим учебное программное обеспечение, и в частности учебные ППП, удобно концентрировать пакеты по типам ЭВМ, типам информационных носителей или типам используемых периферийных устройств. Школьному учителю-предметнику важна привязка того или иного пакета к темам или урокам предмета.

В данном разделе будут рассмотрены типологии ППс по различным признакам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: