Эргономические требования в отличии от психолого-гигиенических и психофизиологических характеристик, параметров, показателей и норм, обуславливающих сервисные и безопасные условия деятельности обучаемого в системе "пользователь - ЭВМ" и определяемых на основе современного уровня развития психолого-педагогических теорий обучения.
· учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
· обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с ППС (доброжелательная и тактичная форма обращения к ученику, возможность неоднократного обращения к программе в случае неудачной попытки, возможность вкрапления в программу игровых ситуаций);
· устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране ("оконное", табличное, в виде текста, заполняющего весь экран, и т. д.), к режимам работы с ППС.
Требования по расположению информации на экране, к тексту, к учебной и звуковой информациям, к изображению. Опыт использования педагогических программных средств в учебном процессе показал, что целесообразно стандартизировать расположение информации в кадре разрабатываемого ППС, выделяя информационные поля следующих типов:
· основное, в котором содержится основная, определяющая информация данного кадра; эта информация не должна быть не избыточной, ни недостаточной (средний человек не способен "охватить" сразу пять - семь понятий);
|
· справочное, включающее информацию, справочную для обучаемого, подсказывающую ему назначение функциональных клавиш, возможные переходы от данного кадра к последующему, предыдущему или "меню" и т.п.;
· поле реплик, содержащее ответы-реакции ЭВМ на действия пользователя;
· графическое, выделяемое представления обучаемому каких-либо графиков, рисунков, чаще всего "разворачиваемых" в динамике.
Информационное поле кадра можно выделить цветом или с помощью специальных приемов, если используется монохромный дисплей.
Расположение полей в кадре должно быть разумным. Построение большинства кадров разрабатываемого ППС по одной выбранной структуре информационных полей значительно облегчает учащемуся поиск и запоминание необходимой ему информации.
Чаще всего учебная информация в основном информационном поле представлена текстом, поэтому значительная часть эргономических требований именно к нему и относится. Текст должен соответствовать содержанию учебного материала, быть ясным, лаконичным, не требовать обращения к посторонним источникам или кадрам, быть разнообразным по структуре и форме предъявления на экране (использование больших и малых букв, букв разных форм и цвета, применение подчеркиваний, мельканий букв и слов и т.п.), что позволяет сконцентрировать внимание учащегося на самом главном и важном. Текст должен быть грамматически правильно написан на русском и национальном языке, отличаться по стилю и форме изложения, не копировать его. В нем не должно быть слов понятий, наделяющих ЭВМ человеческими характеристиками ("я", "думаю", "понимаю"...). В пределах данного программного средства необходимо использовать однозначные буквенные обозначения. Текст должен быть читабельным благодаря использованию выдержанных интервалов между строками и буквами.
|
Кроме того, текст кадра должен быть полным, т.е. содержать необходимые пояснения и справочную информацию. Если справочная информация обширна, возможен вызов ее по какой либо команде. Характер реплик должен быть нейтральным, т.е. уважительным по форме и не отвлекающим от сути дела.
Эргономические требования, связанные с предъявлением учебной информации, касаются способа ее кодирования, дозировки подачи и скорости предъявления.
Способ кодирования элементов учебной информации (цифрами, буквами, графикой и т.п.) должен соответствовать психофизическим возможностям их восприятия и переработки.
Подачу учащемуся учебной информации необходимо организовать небольшими дозами, обеспечивая информационный баланс, т.е. избегая дефицита информации, равно как и ее перегрузки. Кадры педагогического программного средства (т.е. дозы информации) должны быть законченными по смысловой нагрузке, а темп их предъявления ненавязчивым, с ориентацией на отдельного пользователя-учащегося. Нельзя, чтобы скорость предъявления информации учащемуся превышала его пропускную способность, и в тоже время она должна быть достаточной для поддержания его активности на высоком уровне. Переход к следующему кадру нецелесообразно осуществлять по команде учащегося.
|
Наибольшее воздействие на учащегося в процессе его взаимодействия с ЭВМ оказывает графическая форма представления учебной информации (изображения объектов, рисунки, графики, схемы, мультипликация и т.п.). Она должна отличаться стабильностью предъявления, четкостью и разборчивостью, равномерностью и плавностью изменения динамических изображений, допустимыми по физиологическим нормам значениями яркости на экране дисплея, соотношениями яркости в поле зрения учащегося, уровнем контрастности. А при использовании цвета следует помнить, что темные знаки и символы должны располагаться на светлом фоне и наоборот; сочетание цветов должно быть таким, чтобы на монохромном ученическом дисплее не произошло "исчезновения" текста или изображения. При этом необходимо подчеркнуть, что проявление остроты зрения человека приходится на желто-зеленую часть спектра. В том случае, если педагогическое программное средство имеет звуковое сопровождение, необходимо добиться соответствия параметров слуховой информации слуховым физиологическим возможностям человека.
Эстетические требования
Эстетические требования к ППС устанавливают:
· соответствие эстетического оформления функциональному назначению ППС;
· соответствие цветового колорита назначению ППС и эргономическим требованиям;
· упорядоченность и выразительность графических изобразительных элементов ППС.
Эстетические требования немногочисленны представляют собой совокупность норм и условий, определяющих целостность композиции цветового решения предъявляемой на экране дисплея информации, а также товарный вид программного изделия и соответствующих программных документов.
Среди эстетических требований можно выделить две основные подгруппы, характеризующие выразительность и целостность представления учебной информации.
Под выразительностью понимаются художественность и образность представления информации, ее оригинальность и привлекательность. Эстетически продуманным должно быть оформление текста, подписей, схем, таблиц, графиков в кадрах ППС: сокращения и условные обозначения должны даваться в соответствии с принятыми стандартами и нормами (по ГОСТу или близко к нему в пределах возможностей дисплея ПЭВМ или ВТ).
Организованность и гармоничность расположения отдельных элементов изображения в кадрах ППС, единое композиционное построение кадров при помощи его соответствии назначению ППС (т.е. наличие соподчиненности графических и изобразительных элементов, содержания и форм его представления), целесообразное цветовое решение (например, применение не более четырех цветов с определенным значением) - все это образует целостность представления ППС.
Начальные кадры любого педагогического программного средства должны иметь в некотором смысле унифицированное оформление. Как правило, в них приводится специальная информация (тип ВТ, язык программирования, имя файла вызова, фамилии разработчиков, наименования организаций заказчика, разработчика и соответствующих ведомств и министерств) и информация учебного характера (предмет, тема, раздел и подраздел, наименование профессии и т.п.).