Основными элементами, управляющими формированием системы умственных действий и способствующими достижению целей обучения, являются обучающие воздействия. Как отмечалось ранее, к ним относятся порции нового учебного материала, контрольные вопросы и задачи, анализ изучаемого объекта или процесса, эвристическая беседа, машинный "эксперимент. Эти воздействия в сочетании образуют крупные функциональные блоки педагогического сценария. Каждый такой блок разворачивается в некоторую совокупность учебных кадров. Несмотря на то что деление на кадры учебного материала, включаемого в сценарий, является весьма условным, оно позволяет формализовано представить описание сценария для последующего программирования.
По характеру представления информации кадры можно разделить на статические и динамические. Статический кадр с информацией появляется перед обучаемым в своем законченном виде, а динамический перестраивается в процессе демонстрации.
При размещении учебной информации в кадре желательно однотипную информацию размещать в заранее определенных местах экрана – информационных полях. Такую разбивку на поля проводит автор педагогического сценария, ориентируясь на методическую целесообразность и эргономические критерии: минимальность числа полей, размещение наиболее важной информации в середине или в верхней левой части экрана, приоритет в размерах полей, небольшое количество используемых цветов и т. п.
В зависимости от содержательной стороны информации в кадре их подразделяют на информационные, контролирующие, инструктивные, кадры-реплики. Информационные и контролирующие кадры несут основную нагрузку соответственно в изложении содержания учебного материала и при проверке качества его усвоения. Инструктивные кадры предназначены для информирования обучаемого о процедурах работы с ППС и выдаче рекомендаций о дальнейшем ходе обучения. Кадры-реплики обеспечивают оперативную обратную связь на ответы обучаемого в виде поощрительных или направляющих подсказок.
|
В сценарии ППС кадры могут перекрывать друг друга. Например, на информационном или контролирующем кадре может появиться реплика или инструкция о дальнейшей работе и пр. В начале работы с ППС сценарием предусматриваются вводные кадры, объясняющие назначение, структуру и состав ППС, а также имеющие мотивационный характер. Далее следуют информационные, в зависимости от назначения ППС, или сразу контролирующие кадры. После работы с рядом логически завершенных информационных кадров целесообразно включать контролирующие кадры. Вопросы и задания в них должны относиться к только что изученному материалу.
Контролирующие кадры имеют разнообразную структуру. В наиболее простом случае вслед за вопросом вызывается меню возможных ответов, в том числе правильных. Обучаемый должен набрать номер правильного ответа из меню. Этот метод контроля часто используется в ППС, хотя и обладает рядом недостатков.
На поставленный вопрос обучаемый может ответить и числовым результатом или словом из представленного множества. Это ответы более сложного характера, близкого по форме к естественному. Однако и зафиксированная, и произвольная последовательность ключевых слов для ответа усложняет программную реализацию, хотя значительно повышает адекватность ответов и естественность диалога.
|
После правильного ответа на контрольный вопрос целесообразно давать поощрительные реплики и по возможности необходимый комментарий. Неправильные ответы также сопровождаются соответствующей репликой, и приводится направляющая подсказка.
В заключение сценария ППС обычно указывается форма протокола, фиксирующего ход и результат обучения, а также приемы сбора необходимой для этого информации.
Сценарий ППС представляется в формализованном виде, обычно с помощью таблицы. В ней помимо описания содержания учебного материала содержится логическая структура управления переходами между информационными кадрами в зависимости от ответов обучаемого или выбранной тактики обучения.
Если содержание учебного кадра носит сложный композиционный характер, то он может вычерчиваться отдельно и служить приложением к таблице. При сложной логике переходов между кадрами можно дополнительно к табличному представлению сценария составить по кадровую блок-схему педагогического сценария.
В качестве примера рассмотрим сценарий обучающей программы по физике на тему: «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». Целью создания программы является изучение основных закономерностей движения тела, брошенного под углом к горизонту, и моделирование траектории полета. Обучающая программа состоит из двух частей: информационной, направленной на усвоение закономерностей движения тела, брошенного под углом к горизонту, и моделирующей, связанной с моделированием траектории необходимой конфигурации. Будем считать, что обучаемый усвоил изученные закономерности, если он сумел получить необходимую траекторию полета за определенное количество попыток.