Организация обучающего диалога




Процесс обучения с помощью ППС имеет диалоговый характер. Предусмотренный сценарием диалог носит форму обмена сообщениями между компьютером и обучаемым. При его реализации должны быть созданы такие условия общения, которые вызывают у обучаемого чувство удовлетворения. Но диалог должен быть построен не только в удобной форме, но и направлен на стимулирование любознательности и развитие профессиональных навыков обучаемого. Для работы с ППС от него не должно требоваться специальных навыков. Обычного лингвистического и технического объема знаний и умений должно быть достаточно для ведения диалога с компьютером.

При проектировании диалогов выработался некоторый набор принципов, принимаемый за основу при разработке сценариев. Учет этих принципов скорее позволит избежать грубых ошибок, но не является гарантией разработки эффективного диалога. Только тщательное изучение подготовленности обучаемых, их требований, стиля размышления позволит определить действительно полезные конструкции.

Рассмотрим каждый из этих принципов:

В условиях компьютерного обучения решающая роль в определении того, когда следует прервать диалог, а когда продолжить, должна принадлежать учащемуся. Он должен иметь возможность в любой момент «выйти» из диалога и инициировать его, обратившись к системе с вопросом. Вместе с тем компьютер должен принять решение, когда прервать ход ошибочного рассуждения учащегося, выдать ему вспомогательные обучающие воздействия. При решении этого вопроса решающим является - то, насколько жестко детерминируется деятельность учащихся, какое «поле самостоятельности» учащихся предусмотрено разработчиками системы. На разных этапах решения учебной задачи размер «поля самостоятельности» должен быть разным. При этом нежелательна жесткая детерминация деятельности учащихся, особенно на начальных этапах решения, прежде всего при построении задачной структуры.

Не следует злоупотреблять диалогом, стремясь как можно чаще получать ответы учащихся. Многоступенчатый обмен информацией (в процессе которого учащийся вынужден давать многократно ответы типа «да—нет»), обусловленный тем, что система не может распознать ответ, отвлекает внимание учащегося от решения учебной задачи и резко снижает педагогическую ценность диалога.

Учет логики действий и корректировка ошибок обучаемого. При построении сценария принимается во внимание, что действия обучаемого делятся на группы, каждая из которых имеет свою внутреннюю логику.

В зависимости от степени педагогической проработки реакции компьютера на действия пользователя могут носить разный характер. Например, на ввод ответа обучаемым может выдаваться безадресная реплика.

"Неверно. Попробуйте еще раз".

Это наиболее простая форма коррекции ошибки, не очень удачная и ее можно использовать только при исправлении механических ошибок.

Более развитой формой реакций компьютера, на ответ обучаемого является предметное разъяснение ошибки. Например, на ответ обучаемого компьютер выдает сообщение:

"Подумайте еще. Ток в общей части цепи должен быть равен сумме токов в разветвлениях".

Следующей формой ответа является педагогически направленная реплика. В ней помимо указания на конкретную предметную ошибку приводятся разъяснения о последствиях введенного ответа, например:

"Амперметр в цепи включен неверно, измерительная система амперметра обладает малым сопротивлением, поэтому его следует включать последовательно. Изменение шкалы измерений осуществляется шунтом, подключаемым к амперметру параллельно. Методика расчета шунтов рассматривается в первой части"

Реакции компьютера должны видоизменяться в зависимости от логики рассуждения обучаемого при ответах на вопросы или выполнения заданий, а также от числа попыток дать правильный ответ.

Сценарием должна быть предусмотрена форма обращения к обучаемому на «Вы», не допускающая отрицательных оценок его способностей, категорических реплик.

Не исключена ситуация, когда обучаемый выдает ответ, не предусмотренный автором ППС. Здесь можно заготовить серию уточняющих вопросов или просто посоветовать обратиться к преподавателю.

Соответствие содержания диалога категории обучаемых. Соблюдение этого принципа должно приблизить диалог к привычному для данного круга обучаемых виду (по профессии, уровню образования, опыту) и предпочтительным, привычным для них формам представления учебного материала, принятым обозначениям.

Реализация обратной связи и эргономичность представления информации. Реализация гибкой обратной связи является главной компонентой в диалоге. Быстрый ответ на действия обучаемого, простые расчеты должны выполняться в пределах 300 мс.

Диалог должен способствовать тому, чтобы учащийся чувствовал психологическую полноценность собственной деятельности: мог осознать себя субъектом своих действий, осуществлять деятельность с привычным размахом ее упреждения, т. е. иметь возможность достаточно далеко планировать свои действия и доводить, если не до логического конца, то хотя бы до некоторого критического пункта свои замыслы, работать на привычном уровне самооценки.

Важно, чтобы обучаемый постоянно чувствовал реакции ППС на каждое свое действие. Отсутствие реакции, неясность или затруднительность получения ясного ответа будят беспокойство и порождают неудовлетворенность.

Учебная информация, меню возможных режимов работы с ППС и реакции-ответы компьютера должны быть максимально информативными.

Наиболее важная информация, требующая концентрации внимания, выделяется средствами компьютерной графики (подчеркивания, размещения в окнах, выделения цветом, мигания и т. п.).

Все текстовые сообщения должны быть достаточно лаконичными, термины и определения сформулированы из текстового окружения, с которым встречается обучаемый.

В меню режимов целесообразно пользоваться так называемыми пиктограммами — стилизованными маленькими рисунками, напоминающими требуемое действие или режим. Ответы, набираемые обучаемым на клавиатуре компьютера, должны дублироваться на экране монитора.

Диалог должен способствовать тому, чтобы обучаемый чувствовал полноценность собственной деятельности. Однако не следует злоупотреблять диалогом. В ППС должна выдерживаться разумная частота обращений к обучаемому, не вызывающая у него представления о непонятливости компьютера.

Оказание помощи в учении. Для продуктивности диалога у обучаемого должна быть возможность получить помощь. Об этом следует в самом начале сценария предупредить обучаемого. Нажатием определенной клавиши или через систему подсказок обучающий может получить ответ, предложенный разработчиком ППС, но за это ему снижают оценку или в протокол обучения заносят факт обращения за помощью. Кроме такого рода помощи обучаемый должен иметь возможность получить операционную помощь, связанную с объяснением тех режимов работы, которые ему предоставлены, с назначением специальных клавиш и т.п.

Любая помощь, оказываемая обучаемому, должна адекватно соответствовать его потребностям и осуществляться своевременно.

Рассмотренные здесь принципы проектирования диалога следует творчески применять при разработке конкретных ППС. Структура и содержание ППС во многом зависят от выбранного метода обучения, содержания учебного материала, педагогического опыта разработчика, знаний в области психологии обучения, возможностей компьютера и т.д.

Опыт разработки удачного диалога можно почерпнуть из перечня ППС, рекомендуемого преподавателем для изучения этого вопроса.

Обратная связь.

Основная функция обратной связи, идущей от учащегося к обучаемому, — раскрыть, как осуществляется учебная деятельность с тем, чтобы наметить систему обучающих воздействий, которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация, которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том, как учащийся решает предложенные ему учебные задачи, какие трудности испытывает, их причины, а также, какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач.

Необоснованным является мнение, будто, чем чаще осуществляется обратная связь от учащихся к обучающему, тем эффективнее обучение. Здесь нужно решить вопрос о соотношении явных и неявных задач, явных и неявных ответов учащихся, а также необходимо ли вводить в компьютер ответ после решения задачи в целом или же в процессе ее решения,

Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что:

1) не следует ограничиваться постановкой задач только в явном виде, следует давать задачи и в неявном виде;

2) не на все задания следует требовать явного ответа;

3) при решении сложных учебных задач целесообразно требовать от учащегося ответа не после решения задачи в целом, а при выполнении отдельных его этапов: например, построения модели (задачной структуры) задачи, составления плана решения, нахождения требуемых параметров каждого из объектов, которые входят в состав искомых и т. п.;

4) чем старше возраст и выше уровень сформированности учебной деятельности, тем шире можно применять неявные задачи и требовать неявные ответы.

В настоящее время многие специалисты считают, что, во-первых, механизму обратной связи в учебной деятельности принадлежит намного меньшая роль и, во-вторых, функция обратной связи отнюдь не подкрепление правильных ответов, а основные функции ее:

5) информирование учащегося о допущенной ошибке,

6) оказание помощи учащемуся для ее устранения,

7) повышение мотивации учащихся с помощью оценочных суждений о результатах его деятельности.

В зависимости от того, какие функции преобладают, выделяют два типа обратной связи:

информационная обратная связь

знание результата.

Основные требования к обратной связи:

1. После допущенной ошибки должна обязательно следовать обратная связь, сообщение после ошибки имеет большую педагогическую ценность, чем после правильного ответа.

2. Эффективность обратной связи в значительной мере определяется тем, насколько содержащаяся в ней информация помогает учащимся обнаружить и устранить ошибку. Поэтому, как правило, сообщение типа «Неправильно» или «В решении допущена ошибка» оказывается недостаточно эффективным. Необходимо стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, сообщения были достаточными (они должны объяснить, почему ответ неправильный) и в то же время не были чрезмерно «мощными».

3. Прежде чем выдать учащемуся дополнительную информацию о допущенной ошибке, целесообразно предложить ему самостоятельно ее устранить.

4. Дополнительную информацию следует давать только после того, как учащийся либо ввел новый ответ, либо запросил помощь.

5. Сообщения по каналу обратной связи должны соответствовать возрастным возможностям к индивидуальным особенностям учащихся.

6. На начальных этапах изучения нового материала обратная связь оказывает большее влияние на обучение, чем на более поздних этапах.

7. Злоупотребление обратной связью нередко приводит к отрицательным последствиям, поскольку неправомерно сужает «поле самостоятельности» учащихся, чрезмерно регламентирует их деятельность, уменьшает диапазон творческих поисков.

8. Учащиеся с заниженной самооценкой нуждаются в более частой обратной связи чем уверенные в себе.

9. Сообщения по каналу обратной связи должны даваться в течение нескольких секунд (если компьютеру понадобится больше времени, необходимо об этом сообщить учащемуся). Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что задержка сообщений на 30 секунд и больше может отрицательно сказаться на результативности обучения и на отношении учащихся к помощи компьютера,

10. Влияние немедленной и отсроченной обратной связи зависит от типа решаемых учебных задач и от этапа решения. В задачах на запоминание целесообразна немедленная обратная связь, на понимание — отсроченная. На этапе построения задачной структуры (модели) решаемой задачи целесообразна немедленная обратная связь, при планировании решения и контроля его правильности — отсроченная.

11. Сообщения, относящиеся к знанию результата, не должны злоупотреблять похвалой, особенно, если учебная задача была несложной или правильному ответу предшествовало большое число ошибочных. В последнем случае похвала по адресу учащегося нередко воспринимается как издевка.

12. Функция подкрепления правильных действий появляется только тогда, когда, во-первых, учащемуся давалась трудная задача к, во-вторых, решение ее осознается учащимся как успех. Поэтому положительные оценочные суждения должны даваться мотивированно с тем, чтобы учащиеся осознали свои успехи.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!