LA DESCRIPTION D'UKRANIE




VI.

Описание Украины Боплана (1630-1648).

Среди мемуаристов первой половины ХVII ст., которые оставили записки, относящиеся к истории южной Руси, несомненно, наиболее выдающийся интерес представляет сочинение Гильома Боплана, озаглавленное им: «Описание Украины». Важность этого сочинения зависит как от личных качеств автора, так и от того положения, какое он занимал в продолжении довольно долгого времени в описываемом им крае. Благодаря обстановке, в которой Боплану довелось жить в Украине в течение 17-ти лет, он изъездил страну во всех направлениях и хорошо ознакомился с ее топографиею и этнографиею; обладая большою наблюдательностью и умением рельефно передавать виденные им черты, он в записках своих прекрасно отметил и осветил быт народа, среди которого прожил довольно долго. Главнейшее достоинство записок Боплана заключается в том, что он, как иностранец, не был лично заинтересован в казацко-шляхетской распре, разыгравшейся на его глазах, и потому передает ее мотивы совершенно объективно, без предвзятой мысли возвеличить или унизить ту или другую сторону; сверх того он обладал значительным уровнем цивилизации, заставлявшей его смотреть на описываемые факты с точки [290] зрения гуманитарной общечеловеческой справедливости, которой не могли достичь его современники польские мемуаристы.

Гильом Левассер де Боплан (Guillaume Levasseur de Beauplan) был француз, родом из Нормандии. Дворянская фамилия Левассер была очень многочисленна и делилась на многие ветви, носившие отдельные названия по именам своих поместий. По всему вероятию, отец нашего мемуариста приобрел в Нормандии поместье от дворян Винефэй (Vinefay), называемое Боплан (Beauplan) и положил основание новой линии «Levasseurs de Beauplan».— Гильом родился в исходе ХVІ столетия и в молодости поступил в военную службу во французском войске. В 1618 году он уже упоминается как «escuyer et lieutenant dans la place du Pont de l’Arche» в службе всесильного тогда временщика, маршала д’Анкр. Около 1630 года он был вызван польским королем Сигизмундом III в качестве опытного инженера в Польшу, где правительство поручило ему дело укрепления южных пределов Украины как от татарских набегов, так и от казацких восстаний. В течение 17 лет Боплан пребывал на Украине, занимаясь постройкою крепостей и их вооружением, а также основанием слобод, селившихся под прикрытием укреплений.

В год смерти Владислава IV Боплан оставил польскую службу и возвратился на родину; вероятно, зная хорошо край и его отношения, он предвидел наступавший конфликт с его последствиями и счел более благоразумным устраниться от участия в нем.

Возвратившись на родину, Боплан занялся приведением в порядок своих заметок и воспоминаний и составил описание края, в котором прожил столь долгое время. «Описание Украины» было уже готово и напечатано в Руане в 1650 году; с того времени издания этого сочинения повторялись несколько раз как на французском, так и в переводе на другие языки. Нам известны следующие издания этого интересного памятника:

1) Первое издание напечатано в Руане в типографии Якова Калью; оно вышло всего в количестве 100 экземпляров, [291] предназначенных автором для раздачи своим знакомым. Экземпляры этого издания сразу представляли библиографическую редкость, и мы не знаем, сохранился ли до нашего времени хотя один из них; о существовании этого 1-го издания мы знаем лишь из заметки издателя, Калью, помещенной при 2-м издании.

2) Первое издание труда Боплана возбудило в обществе значительный интерес и издатель, в виду многочисленных запросов публики, испросил у автора право на второе издание, которое вышло также в Руане в 1660 году. Мы приводим полное его заглавие: «Description d’Ukranie, qui sont plusieurs provinces du royaume de Pologne, contenues depuis les confins de la Moscovie jusqu’aux limites de la Transilvanie, ensemble leurs moeurs, facons de vivre et de faire la guerre. Par le sieur de Beauplan. A Rouen chez Jacques Cailloue, dans la cour du palais. 1660». Часть экземпляров и 2-го руанского издания была приобретена парижским типографом Лесур, который выпустил их в продажу, переменив лишь заглавный лист, под видом третьего издания с пометкою типографии: «chez Simond Le Sourd. Paris 1661». Предлагаемый нами перевод составлен по второму руанскому изданию.

3) Английский перевод сочинения Боплана был помещен в сборнике путешествий: «Collection of voyages and travels», изданном в Лондоне в 1704 году. В собрании этом сочинение Боплана издано в 1 томе, со стр. 573.

4) Латинский перевод «Описания Украины» издал Mitzler de Kolof во втором томе сборника «Historiarum Poloniae ас Lituaniae scriptorum collectio magna», вышедшего в Варшаве в 1769 году.

5) В сборнике Dubois, озаглавленному «Essai sur l’histoire litteraire de la Pologne. Berlin 1778» помещены объемистые отрывки из сочинения Боплана на французском языке с сохранением правописания XVII ст.

6) Немецкий перевод издан был Меллером под заглавием: «Beschreibung der Ukraine und deren Einwohner, aus dem Franzoesischen des Wilhelm le Vasseur sieur de Beauplan uebersetzt. Herausgegeben von Johann Wilhelm Moeller. Breslau bei W. G. Korn [292] 1780». Меллер, лично бывавший в Украине, приложил к переводу собственную статью, дополняющую сведения Боплана об Украине и о буджацких татарах.

7) Польский перевод сочинения Боплана помещен в сборнике, изданным Юлияном Немцевичем под заглавием: «Zbior pamitnikow historycznych о dawnej Polszeze».— Том III, стр. 336—406. Варшава 1822. Перевод сделан довольно небрежно, и извращения собственных имен, понятные у французского писателя, оставлены без исправления польским переводчиком.

8) Русский перевод «Описания Украины» издан был в Петербурге в 1832 году Устряловым; перевод этот, составленный весьма тщательно и снабженный весьма обстоятельными комментариями, давно вышел из продажи и составляет в настоящее время библиографическую редкость, почему мы и считаем не бесполезным предложить новый перевод.

9) Князь Августин Голицын напечатал в Париже в 1861 году новое издание французского текста Боплана; издание это в серии материалов для истории России, опубликованных под заглавием: «Bibliotheque russienne», составляет номер девятый; к тексту приложено предисловие, заключающее по преимуществу данные о генеалогии рода Левассёров.

Кроме «Описания Украины» Боплан, пребывая в этой стране, собрал весьма ценный материал для составления карты южнорусских областей: «Мои карты составлены, говорит он, не понаслышке и не по чужим заметкам, а по точным измерениям, которые я сам произвел во всех направлениях изображенной области». Карты свои Боплан поручил гравировать голландскому художнику Вильгельму Гондиусу, поселившемуся в Данциге около 1633 года. Гондиус исполнил три работы, порученные ему Бопланом:

1) Карту Украины на восьми листах меньшего размера, озаглавленную следующим образом: «Delineatio generalis camporum desertorum, vulgo Ukraina, cum adjacentibus provinciis bono publico erecta per Guilhelmum Le Vasseur de Beauplan, architectum [293] militarem et capitaneum. Cum privilegio S. R. M-tis Pol. Guilhelmus Hondius fecit Gedani 1648». Карта эта посвящена была королю Яну Казимиру, и к ней прибавлено объяснение на французском языке под заглавием: «Le graveur au lecteur». Карта, изданная в небольшом количестве экземпляров, составляла приложение к первому руанскому изданию «Описания Украины» 1650 года. Другое издание этой карты в уменьшенном масштабе было изготовлено в Руане и приложено ко второму изданию сочинения 1660 года. Второе издание карты носит следующее заглавие: «Carte d’Ukranie, contenant plusieurs provinces, comprises entre les confins de la Moscovie et les limites de la Transylvanie, dressee par G. L. V. de Beauplan, ingenieur et capitain d’artillerie du Serenissime Roi de Pologne, a Ronen, eher Jaques Cailloue dans la cour du palais». Судя по словам издателя, и для второго издания карта была заказана у Гондиуса, но последний умер в начале 1660 года, раньше выхода издания, а заготовленные им, награвированные уже доски были приобретены у его вдовы королем Яном Казимиром и таким образом издание их не состоялось.

2) В 1650 году Гондиус по заказу Боплана издал большой атлас Украины, который состоял из восьми карт, был украшен гербами и раскрашенными фигурами, представлявшими поляков, казаков и татар, а также изображениями главнейших произведений края. Отдельные листы представляли подробные карты воеводств: Киевского, Черниговского, Подольского, Блацлавского, Волынского и Покутья. Один лист представлял общую карту всех этих земель в уменьшенном масштабе. Атлас носил следующее заглавие: «Delineatio specialis et accurata Ukrainae cum suis palatinatibus et districtibus provinciisque adjacentibus bono publico erecta per Guilhelmum Le Vasseur de Beauplan, architectum militarem et capitaneum, aeri vero incisa opere et studio Wilhelmi Hondii, S. R. M-tis Poloniae et Sueciae Caleographi privilegiati. Gedani. Anno Domini M. D. CL.

3) Гондиусу была заказана Бопланом общая карта Польского королевства, носившая заглавие: «Nova totius Poloniae Magnique [294] Ducatus Prussiae et Lithuaniae cum suis palatinatibus et confiniis exacta delineatio per G. Le Vasseur de Beauplan, S. R. M-tis architectum militarem et capitaneum». — Смерть не дозволила Гондиусу окончить гравировку этой карты; впоследствии, как кажется, не оконченную им доску приобрел амстердамский гравер Данкер Данкертс и, дополнив ее, издал под своим именем 92.

* * *

Посвящение.

Светлейшему и могущественнейшему монарху Яну Казимиру, Божьею милостью королю польскому, великому князю литовскому, русскому, прусскому, мазовецкому, жмудскому, ливонскому и пр., наследственному королю шведскому, готскому и вандальскому.

Государь!

Как бы ни было значительно то огромное пространство земель, которое отделяет меня теперь от Ваших владений, оно не может воспрепятствовать мне сложить к стопам Вашего Величества произведения моего ума, равно как и годы, удалившие меня от Вас, нимало не могли уменьшить того усердия, с каким я всегда служил Вам и не препятствуют мне время от времени издавать сочинения, могущие доставлять удовлетворение для Вашего ума и полезное развлечение для глаз. Чтобы подтвердить это прочным делом, а не слабыми словами, я осмеливаюсь, с глубоким почтением и совершенною покорностью, предложить Вашему королевскому Величеству описание обширной пограничной Украины, пролегающей между Московиею и Трансильваниею, приобретенной Вашими предками пятьдесят лет тому назад, пространные степи которой сделались теперь столь же плодоносными, насколько прежде были пустынными.

Это новое владение еще в недавнее время значительно было расширено, благодаря мужеству и благоразумию великого и [295] несравненного Конецпольского, краковского кастеляна и великого гетмана Ваших войск, храбрость которого сопровождалась постоянно такою предусмотрительностью, что он всегда выходил победителем из самых опасных сражений.

Я могу об этом говорить с уверенностью как очевидец, так как в течение семнадцати лет имел честь состоять на действительной службе двух последних королей, покойных отца и брата Вашего Величества. За это время мною было основано более пятидесяти значительных слобод или колоний, которые в течение нескольких лет разрослись на столько, что в свою очередь образовали более тысячи деревень. Местное народонаселение, посвятившее все свои заботы на благо Вашего королевства, так далеко отодвинуло его границы и приложило столько усилий к обработке пустынных земель, встреченных им, что в настоящее время их необыкновенное плодородие составляет главный источник дохода для Вашего государства.

Эта вновь завоеванная страна представляет непреодолимую защиту против могущества турок и свирепости татар, крепкую преграду, способную остановить их частые, пагубные набеги, и враги эти немало бывают изумлены, встречая существенную причину своего позора и поражения в той провинции, которая всегда открывала им путь к победам.

В прилагаемой топографической карте Вы можете зараз окинуть взглядом все пункты обширной территории той Украины, обладание которою приносит Вам столько же славы, сколько и выгоды. Самое положение страны указывает на ее важное значение, а соображения политические и государственные более чем когда-либо могут побудить Вас продолжать важное дело расширения Ваших владений на Украине, дело, которое должно прибавить еще бесчисленное количество богатых лепестков к Вашей королевской короне.

Я мог бы еще многое сказать по этому поводу, если бы не находил, что лучше умолчать из опасения, как бы вместо полезного совета для Вас откровенность моя не послужила указанием, полезным для врагов, в ущерб Вам. Итак, я [296] оставляю этот предмет, чтобы сообщить Вашему Величеству, что великий государственный человек и воин, непобедимый Конецпольский, приняв во внимание труды, заботы и долгое время, посвященное мною на составление этой карты, соблаговолил в таком благоприятном смысле доложить о том покойному королю, что Его Величество имел намерение почтить меня значительною наградою; но смерть их обоих вместе с ними унесла в могилу и мои надежды.

Наконец Ваша слава как бы воскресила их; она гласит, что Вы не менее этих знаменитых покойников цените людей достойных и что Вашими щедротами всегда вознаграждаются все полезная услуги, оказанные Вам. Это подало мне смелость думать, что Ваше Величество, обладая не только польским королевством в прежних пределах, но вместе с ним и тою обширною провинциею Украиною, к приобретению которой в значительной степени способствовали мои усилия, осуществите на деле, по справедливости заслуженный мною, добрые намерения покойного короля, Вашего брата. Надеюсь, что Вы благосклонно примете это приношение от того, кто стремится только к чести служить Вашим приказаниям и к счастью оставаться навсегда, Государь, нижайшим, покорнейшим и вернейшим слугою Вашего Величества. Гильом Левассер де Боплан.

К читателям.

Господа! Предлагаемая вам карта составлена мною не по чуждым сведениям и не понаслышке; я составил ее сам на основании точных измерений, произведенных мною во всех местностях того края, который она изображает. Это должно служить гарантиею как ее правильности, так и правдивости моего изложения. Важные поручения, которые я исполнял во время войны в этих странах, оставляли мне мало досуга; поэтому я принужден был употребить не менее восьми лет, чтобы довести этот труд до возможного совершенства, имея возможность работать только случайно. [297]

Пользуйтесь же среди ваших досугов плодами моих трудов, созерцая в своих кабинетах эту прекрасную, редкую страну, большая часть которой была заселена при мне, а ее города и крепости построены по моим планам; полагаю, что вы будете мне благодарны за то удовольствие, которое я доставлю вашей похвальной любознательности.

Издатель к читателю.

Любезный читатель! Десять дет назад автор этой книги поручил мне отпечатать ее в сотне экземпляров, исключительно для раздачи своим друзьям. Но так как многие, видевшие ее, лица нашли ее не только недурною, но, напротив, отзывались о ней весьма одобрительно как о книге, заслуживающей второго, более полного издания, то я подумал, что, удовлетворяя их любознательности, я не причиню неприятности публике, повторив издание в более полном и исправленном виде. Поэтому я тотчас обратился к автору с просьбою сообщить мне все подробности, которые он мог бы припомнить, что он исполнил весьма охотно; он выразил большое сожаление о том, что не мог сдержать обещания, данного в предыдущем издании, приложить к нему генеральную карту Польши, а также изображения людей, диких животных, растений и других произведений и достопримечательностей этой страны. Смерть его гравера, Вильгельма Гондиуса, изготовлявшего доски к этой карте, лишила его возможности продолжать издание, ибо доски были приобретены у вдовы гравера польским королем, после чего автор потерял их след. Таким образом все эти драгоценные сведения погибли к большому ущербу для публики, которой они могли бы принести много пользы.

Описание Украины и реки Борисфена, в просторечии называемой Днепром, от Киева до впадения ее в море.

Киев, называемый некогда «Кизовия», есть один из древнейших городов Европы, на что указывают многочисленные [298] остатки древности, а именно: высота и ширина укреплений, глубина, рвов, развалины храмов и сохранившиеся в некоторых из них старинные гробницы князей. Из храмов сохранились в целости только два: св. Софии и св. Михаила, от всех прочих остались одни развалины, как например, от церкви св. Василия 93, от которой уцелели еще стены от пяти до шести футов в высоту, с греческими надписями на штукатурке, сделанными за 1400 лет назад и почти изглаженными от времени. Среди развалин храмов находят гробницы некоторых русских князей.

Храмы св. Софии и св. Михаила были восстановлены в первоначальном, древнем, их виде. Софийский имеет прекрасный фасад и вообще очень красив со всех сторон; стены его украшены изображениями фигур и событий, сделанными мозаикою, т. е. из очень мелких разноцветных камешков, блестящих как стекло и подобранных так тщательно, что нельзя отличить, живопись ли это или шитье; купол сделан из глиняных кувшинов, наполненных цементом, который покрывает их и снаружи со всех сторон. Этот храм содержись гробницы нескольких князей, при нем же находится резиденция архимандрита. Храм св. Михаила называется златоверхим, так как купола его покрыты вызолоченными пластинками. В нем находятся мощи св. Варвары, перенесенные, по преданию, во время какой-то войны из Никомидии.

Этот древний город расположен на плоской возвышенности, которая господствует с одной стороны над всею окрестною [299] равниною, с другой — над Днепром, протекающим у подножия этой возвышенности. В долине между рекою и основанием горы расположен новый Киев 94, в настоящее время довольно слабо заселенный, заключающий не более пяти или шести тысяч жителей; он занимает пространство около четырех тысяч шагов в длину по берегу Днепра и около трех тысяч шагов в ширину — от Днепра до подножия гор. Новый город занимает треугольную площадь, обнесенную плохим рвом, шириною в 25 фунтов 95 и деревянным палисадом с такими же башенками; замок 96 расположен на вершине одной из гор, господствующих над Подолом, но над нею в свою очередь господствует возвышенность старого Киева.

В городе находятся четыре католические церкви: кафедральный собор, доминиканский монастырь на рынке, бернардинский — под горою и существующий с недавнего времени иезуитский, который находится между бернардинами и рекою 97. Православное население [300] имеет около десяти храмов, которые они называют церквями; из них одна, при которой находится университет или академия, близь ратуши, называется Братскою церковью; другая, у подножия замковой горы, носит имя св. Николая 98, если память мне не изменяет; прочие расположены в разных частях города, но я плохо помню их.

В городе существуют только три красивые улицы, все остальные кривые и извилистые наподобие лабиринта. Город считается как бы разделенным на две части; одна называется епископским городом, и в ней находится кафедральный собор, другая называется — магистратским, в ней находятся остальные католические церкви и все православные. Киев довольно значительный торговый центр в крае; предметами торговли служат: зерновой хлеб, меха, воск, мед, сало, соленая рыба и т. п. Город имеет епископа, воеводу, кастеляна, старосту и грод; он подчинен четырем юрисдикциям: суду епископа, воеводы или старосты, что, впрочем, одно и тоже, суду войта и суду лавников и райцев.

Дома здесь построены наподобие московских, низкие и одноэтажные; освещаются они лучиною, которая так дешева, что за два денара 99 можно ее иметь больше, нежели нужно для освещения в самую долгую зимнюю ночь; печные трубы продаются на рынках, что нам может казаться смешным, также точно, как и местные способы приготовления мясных блюд, свадебные обряды и прочие обычаи, о которых скажем дальше. Тем не менее здесь [301] получили начало те благородные воины, которые носят теперь имя запорожских казаков; они рассеяны с давнего времени в различных местностях по берегам Днепра и в смежных областях. Число их простирается в настоящее время до 120,000 человек, привычных к войне и готовых по первому распоряжений в течение восьми дней собраться в поход на королевскую службу. Почти ежегодно они предпринимают опустошительные набеги по Черному морю на турецкие владения. Много раз грабили они Крым, населенный татарами, опустошали Анатолию, брали приступом Трапезунд, достигали даже устья Черного моря в трех милях от Константинополя, где все предавши огню и мечу, возвращались затем с богатою добычею и некоторым количеством невольников. Обыкновенно они берут в плен детей и подростков, которых оставляют у себя в услужении или дарят вельможам своей страны, но взрослых редко берут в плен, за исключением людей богатых, от которых надеются получить большой выкуп. Свои набеги они всегда предпринимают отрядами от шести до десяти тысяч человек не более, чудесным образом переправляются через море в плохих судах собственного изделия, которых форму и сооружение я опишу дальше.

Говоря об отваге казаков, не лишним будет сказать также об их нравах и занятиях. Известно, что между ними встречаются вообще люди опытные во всех ремеслах, необходимых в человеческой жизни, как то: плотники, умеющие строить как дома, так и судна, экипажные мастера, кузнецы, оружейники, кожевники, шорники, сапожники, бочары, портные и т. п. Они очень искусны в изготовлении селитры, которая в изобилии добывается в том крае, и из нее сами делают превосходный порох. Женщины у них занимаются пряжею льна и шерсти, из которых выделывают полотна и ткани для своего употребления; все они хорошо умеют возделывать землю, сеять, жать, печь хлеб, приготовлять различные сорта мяса, варить пиво, мед и брагу, курить водку и т. д. Местные жители все без исключения, без различия пола, возраста и состояния, стараются превзойти друг друга в пьянстве [302] и бражничестве, и нет другого христианского народа, который бы так мало заботился о завтрашнем дне.

Впрочем справедливо, что все они способны ко всякого рода занятиям, хотя иные бывают более искусны то в том, то в другом ремесле. Встречаются также люди с высшим уровнем умственного развития, чем вся масса, но и в общем все они довольно развиты, хотя вся их деятельность направлена исключительно к тому, что полезно и необходимо преимущественно в деревенской жизни.

Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в таком изобилии, что нередко они не знают, куда его девать, тем более что в этой стране нет судоходных рек, впадающих в море, кроме Днепра, который в пятидесяти милях ниже Киева преграждается тринадцатью порогами, занимающими пространство в восемь добрых миль от первого до последнего, что составляет целый день пути, как это видно на карте. Эта преграда препятствует им сплавлять хлеб в Константинополь; отсюда происходит их леность, вследствие которой они принимаются за работу только в силу крайней необходимости, когда не имеют средств для покупки того, в чем нуждаются; они предпочитают заимствовать, что нужно для их удобства, от турок, их добрых соседей, лишь бы не зарабатывать самим. Они довольствуются немногим, было бы только что есть да пить.

Казаки исповедуют греческую веру, которую называют русскою, они почитают все праздники и соблюдают посты, которые у них продолжаются в течение восьми или девяти месяцев в году; во время поста они совершенно воздерживаются от мяса и с чрезвычайным упорством соблюдают эту формальность, будучи уверены, что спасение души зависит от различия пищи. Зато, мне кажется, нет в мире народа, который равнялся бы им способностью пить, ибо не успеют они отрезвиться, как тотчас принимаются пить снова. Впрочем так бывает только в свободное и мирное время, но во время войны, или когда они подготовляют какой-нибудь поход, тогда трезвость между ними полнейшая и грубость можно заметить лишь в одежде. Казаки смышлены и проницательны, [303] находчивы и щедры, не стремятся к большим богатствам, но больше всего дорожат своею свободою, без которой жизнь для них не мыслима; это главная причина, побуждающая их к бунтам и восстаниям против местных вельмож, лишь только те начнут их притеснять, так что редко проходить более семи или восьми лет от одного восстания до другого. Впрочем это люди вероломные и коварные, которым ни в чем нельзя доверять. Они чрезвычайно крепкого телосложения, легко переносят холод и зной, голод и жажду, на войне отличаются неутомимостью, мужеством и дерзновенностью и вообще не дорожат жизнью. Больше всего обнаруживают они ловкости и стойкости, сражаясь в таборе, т. е. под прикрытием возов (ибо они очень метко стреляют из ружей, составляющих обычное их оружие), а также при обороне укреплений и на море, но верхом на лошадях они менее искусны. Мне случалось видеть, как 200 польских всадников обращали в бегство 2,000 лучших из их воинов; правда и то, что под прикрытием табора сотня казаков может отбиваться от тысячи поляков и еще большего количества татар, и, если бы они были также искусны в кавалерии как в пехоте, я думаю, они были бы непобедимы. Казаки все высокого роста, отличаются силою и здоровьем, они любят хорошую одежду, что легко заметить, когда им удается пограбить соседей; в другое время они одеваются довольно скромно. Они пользуются от природы хорошим здоровьем и даже почтя совсем не подвержены той эндемической болезни, распространенной в целой Польше, которую медики называют колтуном (plica) и которая состоит в том, что волосы больного страшно спутываются и сбиваются; туземцы называют ее «гостець». Казаки очень редко умирают от болезни, разве только в глубокой старости; большинство оканчивают жизнь на поле битвы.

Дворяне в крае очень немногочисленные во всем подражают польскому дворянству и по-видимому стыдятся исповедовать иную веру кроме латинской, которая все более и более распространяется между ними, несмотря на то, что все князья и более знатные люди происходят от православных предков. [304]

Крестьяне там чрезвычайно бедны, так как они принуждены работать в пользу владельца три дня в неделю со своими лошадьми и давать ему, сообразно количеству получаемой от него земли, много мер хлеба, множество каплунов, кур, гусей и цыплят к Пасхе, Троице и Рождеству; сверх того они должны возить дрова для владельца и отбывать множество других видов панщины, которых по настоящему не обязаны были бы выполнять; помимо того помещики требуют от них денежной повинности, а, также десятины от баранов, поросят, меда, всех плодов и третьего быка через каждые три года. Одним словом, они принуждены отдавать своему господину все, что тому вздумается потребовать; неудивительно поэтому, что эти несчастные, закрепощенные в таких тяжелых условиях, никогда но могут ничего скопить. Но это еще менее важно чем то, что их владельцы пользуются безграничною властью не только над имуществом, но и над жизнью своих подданных; вот как велики привилегии польского дворянства, которое живет словно в раю, между тем как крестьяне пребывают как бы в чистилище. Поэтому, если случится этим несчастным попасть в крепостную зависимость к злому господину, положение их бывает хуже каторжников на галерах. Такое рабство является главною причиною многочисленных побегов; более отважные из крестьян спасаются на Запорожье, составляющее убежище для казаков на Днепре; проведя там некоторое время и приняв участие в одном морском походе, они признаются членами запорожской общины. Подобные побеги постоянно увеличивают состав Запорожского войска, что весьма наглядно доказывается и настоящим восстанием, ибо после поражения поляков казаки поднялись в количестве 200,000 с лишком, выдержали целую кампанию и овладели краем на протяжении более 120 миль в длину и 60 в ширину. Мы забыли упомянуть, что обычное занятие казаков в мирное время составляют охота и рыбная ловля. Вот все, что мы хотели сказать вообще относительно нравов и занятий этого народа. [305]

Возвращаясь к нашему рассказу, утверждают, что в то время, когда древний Киев находился в периоде наибольшего своего величия, морской пролив, идущий мимо Константинополя, не был еще открыт. Есть предположение, осмелюсь даже сказать — точные доказательства тому, что равнина по левую сторону Днепра, простирающаяся до самой Московии, некогда вся была покрыта водою; подтверждением тому служат якоря, найденные несколько лет назад на реке Суле в окрестности Лохвицы и некоторые другие указания. Сверх того все города, находящиеся на этих равнинах, кажутся еще недавно возникшими и существуют всего несколько сот лет. Я поинтересовался ознакомиться с историей руссов, желая узнать что-нибудь о древности поселений в этой стране, но тщетно расспрашивал лучших их ученых; от них я узнал только, что постоянные войны, опустошавшие страну из конца в конец, не пощадили их библиотек, которые прежде всего предавались огню. Но, по старинному преданию, море покрывало некогда всю эту равнину, как мы говорили выше; это было примерно за 2,000 лет до настоящего времени. Около 900 лет назад древний Киев был совершенно разрушен за исключением двух храмов, о которых уже упоминалось выше. Наконец, в доказательство того, что море простиралось до Московии, приводят еще один весьма солидный довод, а именно, что все развалины старинных замков и древних городов, встречаемые в этой области, всегда расположены на возвышенных местах и на самых высоких горах и ни одного нельзя указать в долине. Это обстоятельство заставляет предположить, что в древности равнина была затоплена; прибавьте к тому, что в некоторых из этих развалин найдены погреба, наполненные медными монетами с таким изображением 100. [306]

Как бы там ни было, скажу только, что равнина, простирающаяся от Днепра до границ Московии и еще дальше, представляет страну очень низменную и песчаную, за исключением берегов реки Сулы на севере и берегов Ворсклы и Псла, как это можно лучше заметить на карте. Следует притом обратить внимание и на то, что сила течения этих рек почти не заметна, словно это стоячие воды; если же вы сопоставите эту особенность с быстрым и стремительным течением того пролива, который из Черного моря проходит мимо Константинополя и затем впадает в Белое 101 море, тогда вы легко убедитесь в том, что эта местность некогда была затоплена.

Продолжая описание Днепра, мы видим, что в расстоянии одной мили вверх от Киева с противоположной стороны впадает в него река Десна, которая берет начало недалеко от города Москвы и имеет больше ста миль протяжения.

В полумиле ниже Киева расположена деревня, называемая Пещеры, в которой находится большой монастырь, обычная резиденция митрополита.

В ближайшей к монастырю горе существует большое количество пещер, т. е. подземных ходов, наполненных множеством человеческих тел, которые сохраняются здесь более 1,500 лет 102, напоминая египетские мумии. По преданию, первые христианские отшельники устроили себе эти подземные убежища, чтобы тайно совершать богослужение, и спокойно проживали в пещерах во время гонений от язычников. Там показывают мощи св. Иоанна, по пояс погруженного в землю. Здешние монахи рассказывали мне, что этот святой, чувствуя близость кончины, сам приготовил для [307] себя могилу, но вырыл ее не в длину, как обыкновенно принято, а в глубину; когда пришло время смерти, к которой он давно приготовился, он простился с братиею и сам опустился в землю, но, по воле Божьей, погрузился в нее только до половины, хотя яма была достаточной глубины. Там можно также видеть св. Елену 103, весьма почитаемую в крае, и железную цепь, которою, по преданию, дьявол бичевал святого Антония и которая имеет силу изгонять злых духов из тех лиц, на которых она возлагается. Есть также три человеческие головы, лежащие на блюдах, из которых постоянно сочится масло, лучше всего помогающее в некоторых болезнях. Там же покоятся останки некоторых замечательных людей, между прочим двенадцати каменщиков, по преданию, строивших монастырскую церковь; все они сохраняются как драгоценная святыня и показываются посетителям. Когда мне пришлось жить в Киеве на зимних квартирах, я часто посещал мощи и имел возможность узнать приведенные подробности. Я не нахожу существенной разницы (как я уже сказал) между этими мощами и египетскими мумиями, разве только ту, что они несколько светлее и мягче, и думаю, что сохраняются они нетленными в течение столь продолжительного времени, благодаря природным свойствам пещер, которые высечены в песчанике и вследствие того зимою в них тепло и сухо, летом же сухо и прохладно и никогда не бывает малейшей сырости. В этом монастыре проживает много монахов, и митрополит всей Руси (как я уже сказал) имеет здесь резиденцию; он зависит только от константинопольского патриарха. Против этого монастыря находится другой, в котором живут монахини 104, числом около ста; они [308] занимаются шитьем и изготовляют прекрасные вышивки на дорогих материях, которые и продают лицам, посещающим монастырь. Они могут свободно выходить, когда угодно, и для прогулок обыкновенно отправляются в Киев, отстоящий в полумиле от их монастыря; все они носят черную одежду и ходят всегда попарно, подобно большинству католических монахинь; среди них мне случалось видеть такие красивые лица, какие едва ли можно отыскать в целой Польше.

Между Киевом и Печерском, на горе над Днепром стоит русский мужеский монастырь св. Николая, расположенный в прекрасной местности; монахи в нем употребляют в пищу только рыбу, но пользуются правом выходить, когда угодно, для прогулки и посещать знакомых.

Ниже Печерска в долине лежит селение, называемое Трипольем. Еще ниже, на вершине горы, находится старинный город Стайки; там существует паром для перевоза через Днепр. Далее следует Ржищев, также расположенный на горе; это важный пункт, который следовало бы укрепить, ибо в этом месте переправа через реку очень удобна. Дальше вниз по Днепру находится Трехтемиров 105, русский монастырь на возвышенности, окруженной оврагами и неприступными скалами. В этом монастыре казаки хранят все свои драгоценности; здесь также есть переправа и паром.

На противоположном берегу, в расстоянии одной мили отсюда расположен Переяслав, город, выстроенный на низменном месте [309] и потому, вероятно, менее древний 106; он имеет очень серьезное значение, благодаря своему местоположению, укрепленному самою природою. Здесь легко было бы выстроить очень важную цитадель, которая служила бы арсеналом против москвитян и казаков. В Переяславе есть до 6,000 дворов и отдельный казацкий полк. Ниже Переяслава на русском берегу стоит Канев, очень древний город с замком, в котором расположен казацкий полк, составляющий гарнизон; здесь также существует переправа и ходит паром. На левой стороне Днепра несколько ниже виднеется Бубновка, а за нею Домонтов; оба поселения незначительные.

Еще ниже, на русской стороне, расположены Черкасы, очень старый город, который легко укрепить благодаря его выгодному положению. Я видел этот город в периоде его величия, когда он служил центром для казаков и резиденциею их начальника; но мы сожгли его 18 декабря 1637 года, два дня спустя после одержанной над казаками победы 107, во время войны с ними. Здесь также есть казацкий полк, и существует паром.

Ниже находятся: Боровица, Бужин, Вороновка, а на другой стороне Чигирин-Дуброва в расстоянии около четверти мили от берега, равно как и Крылов, расположенный уже на русской стороне в одной миле от Днепра на реке Тасьмине. [310]

Несколько ниже, на московской стороне, виден Кременчуг; там существуют развалины древнего здания 108, на месте которого я заложил замов в 1635 году; местность прекрасная и удобная для поселения. Это последний город на Днепре, ибо далее к югу тянется пустынная степь.

В миле расстояния ниже устья Псла, реки очень рыбной, на русской стороне впадает в Днепр маленькая речка Омельник, изобилующая раками, а несколько дальше, по той же стороне, протекает другая такая же речка, называемая Другой Омельник 109, подобно первому переполненная раками. Прямо против нее впадает в Днепр довольно большая и чрезвычайно рыбная река Ворскло и еще дальше по той же стороне р. Орель, еще более обильная рыбою, чем все предыдущие. Я сам видел, как на устье этой реки, забросивши невод, в один раз вытащили более 2000 штук рыбы, из которой самые мелкие достигали около фута в длину.

На противоположной русской стороне находится несколько озер, п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: