Задача № 1
Рассчитайте необходимый объем вентиляции в помещении временного размещения людей при стихийном бедствии и при других чрезвычайных ситуациях на 200 человек. Какие химические соединения способствуют загрязнению воздуха помещений. Укажите косвенный показатель загрязненности воздуха помещений.
Задача № 2
В вентилируемом убежище площадью 70 м2 и высотой 2 м предполагается разместить 65 человек из районов стихийного бедствия. Рассчитайте кратность воздухообмена, обеспечивающего концентрацию СО 2 в убежище не выше 3 %0.
Задача № 3
Сколько человек можно разместить в помещении, выделенном для размещения людей, эвакуированных из района стихийного бедствия, площадью 60 м2 и высотой 3 м, при обеспечении трехкратного воздухообмена?
Задача № 4
Для людей, эвакуированных из района стихийного бедствия, выделены 4 класса начальной школы. Сколько человек можно разместить в школе, если площадь одного класса составляет 50 м2, а высота – 3 м., при трехкратном воздухообмене.
Задача № 5
Во время учений возникла необходимость организации полевого водоснабжения. В качестве источника водоснабжения обнаружен частично разрушенный колодец. Назовите пути решения проблемы временного водоснабжения в полевых условиях. Что предусматривает санитарно-эпидемический надзор и медицинский контроль за водоснабжением военнослужащих?
Задача № 6
В результате разрушений части города и канализационной системы, в реку используемую в качестве источника полевого водоснабжения стали попадать сточные воды. Назовите заболевания, передающиеся водным путем, и перечислите характерные признаки водных эпидемий. Что на ваш взгляд следует предпринять в этом случае?
|
Задача № 7
В результате жаркого лета, бурного таяния ледников и грозовых дождей паводковые воды горной реки подтопили населённый пункт, в котором проживает 1500 человек. Рассчитайте, какое количество воды в сутки необходимо для обеспечения населения в этой ситуации.
Задача № 8
Рассчитайте, какое количество сухой хлорной извести (в мг) необходимо взять для обеззараживания 150 л прозрачной родниковой воды при ЧС и в полевых условиях? Какое химическое соединение и, в каком количестве понадобится для её дехлорирования?
Задача № 9
Во время учений военнослужащие размещены в палаточном городке. Воду и продукты питания подвозят, однако потребность в воде гораздо больше, поэтому организовано получение воды на месте. С помощью войсковой установки пробурена скважина глубиной 10 м. Анализ воды не проводили. Укажите особенности водоснабжения в полевых условиях. Назовите табельные средства, очистки и обеззараживания воды в полевых условиях.
Задача № 10
При организации полевого водоснабжения было проведено гиперхлорирование мутной и заметно окрашенной воды из озера хлорной известью из расчета 60 мг/л с содержанием активного хлора 25%. Укажите какое вещество и в каком количестве необходимо использовать для проведения дехлорирования данной воды? Из каких этапов состоит процесс гиперхлорирования
Задача № 11
В воинской части сухопутных войск организовано питание личного состава в столовой, в соответствии с приказом МО РФ по норме №1-общевойсковой паек. Перечислите гигиенические, организационные и эпидемиологические мероприятия, входящие в общие принципы организации питания военнослужащих.
|
Задача № 12
На продовольственный пункт поступила партия пшеничных армейских сухарей. При проведении оценки качества сухарей установлены следующие показатели: цвет- темно-коричневый, наличие крупных сквозных трещин, наличие лома и горбушек в партии – около 50%, кислотность -220, влажность -15% Дайте обоснованное заключение о пригодности данного продукта в пищу. Приведите соответствующие нормы качества для данного продукта.
Задача № 13
Для организации питания военнослужащих на продовольственный пункт питания доставили партию мясных консервов с маркировкой 210910
А164
Дайте обоснованное заключение о пригодности или непригодности консервов в питание.
Задача № 14
Хлеб ржаной, формовой, доставлен в солдатскую столовую из местной хлебопекарни, выпекающей хлеб для войсковой части. Значительная часть партии хлеба имеют тонкую подгоревшую корку, мякиш плотный, малоэластичный, в середине непропеченный, пористость-42%, кислотность- 110, влажность -51%. Дайте обоснованное заключение о качестве данного хлеба. Приведите соответствующие нормы.
РАДИОЛОГИЯ (новые)
Задача 1
Для лечения онкологических заболеваний кожи применяются аппликационная лучевая терапия
1. Что используется в качестве источников излучения?
2. Какой величины может достигать активность бета- аппликаторов?
3. Какие меры защиты персонала требуются?
|
4. Из каких материалов изготавливаются защитные экраны?
Ответ:
1. В качестве источника излучения используется бета-излучатели фосфор- 32, прометий- 147, таллий- 204.
2. Активность бета- аппликаторов может достигать 3.7 ∙ 1010 Бк.
3. Использование защитных перчаток, комбинированных защитных экранов, дистанционных инструментов.
4. Защитные экраны изготавливаются из легких материалов – оргстекла, алюминия.
Задача 2
Вам необходимо организовать лечебно профилактическое питание для сотрудников радиологического отделения ЛПУ.
1. Что такое ЛПП, принципы его построения?
2. Основные виды ЛПП.
3. Какой из видов ЛПП необходимо использовать в данном случае и его краткая характеристика.
Ответ:
1.ЛПП это специально подобранные рационы питания, направленные на предупреждение повреждений в организме обусловленных воздействием вредных профессиональных факторов и основное
o Использование антидотных свойств пищи в зависимости от природы вредного фактора и его действия
o Ускорение или замедление метаболизма ядов в зависимости от токсичности исходных веществ или продуктов их биотрансформации.
o Влияние рационов на условия выведения ядов из организма или замедления процессов всасывания ядов в клетки.
o Повышение общей резистентности организма и функциональных возможностей наиболее пораженных органов.
o Компенсация повышенных затрат пищевых и биологически активных веществ, связанных с детоксикацией ядов и действием вредных факторов.
2.Рационы ЛПП их 5;
o Молоко и кисломолочные продукты
o Назначение витаминных препаратов
o Пектин и пектин – содержащие вещества.
3.Рацион №1 ЛПП – продукты богатые липотропными веществами (метионин, цистеин, фосфорин, витамины), стимулирующие жировой обмен и повышающие антиоксидантную функцию печени: молоко, молочные продукты, печень, яйца.
Задача 3
Рентгенологические методы обследования широко применяются во всех лечебно- профилактических учреждениях и назначаются в зависимости от характера облучаемых лиц.
1. На какие категории делятся пациенты при рентгенологических обследованиях?
2. Какие контрольные дозовые уровни для пациентов при рентгенологических обследованиях?
Ответ:
1.Категория АД- обследования назначается в связи с наличием онкологического заболевания или подозрения на него, а так же в ургентной практике по жизненным показаниям. Категория БД – обследование проводится по клиническим показаниям с целью уточнения или выбора тактики лечения, в связи с заболеваниями неонкологического характера (затяжные пневмонии, кровохарканье, хроническая язва желудка и 12- перстной кишки). Категория ВД- обследование проводится с целью профилактики заболеваний
2. Эффективная доза для категории АД – 300 м3в/год, БД – 30 м3в/год, ВД-3 м3в/год
Задача 4
Для лечения злокачественных образований в полостных органах (матка, мочевой пузырь, пищевод) используется внутриполостное облучение.
1. Что используется в качестве источника излучения?
2.Какие ручные манипуляции с препаратом проводятся?
3.Какая планировка отделения закрытых радионуклидов
Ответ:
1. В качестве закрытых источников гамма- излучения чаще всего используют препараты металлического кобальта-60, заключенные в оболочку из нержавеющей стали в виде игл, бусин, цилиндров
2. Выемка из контейнера, подготовка, обвязывание марлей, стерилизация, введение препарата в полость больного, его извлечение.
3. Хранилище – манипуляционная, процедурная, палата.
Задача 5
Для лечения опухолей мозга, губы, языка проводится внутритканевая лучевая терапия.
1. Что используется в качестве источника излучения?
2. Как вводится препарат?
3. Какая планировка отделения закрытых радионуклидов?
Ответ:
1.Кобальт-60, иттрий-90, золото-198
2.Иглой непосредственно в пораженную ткань.
3.Хранилище – манипуляционная – процедурная - палата.
Задача 6
При работе с открытыми радиоактивными источниками возможны загрязнения рабочей поверхностей, одежды и рук, попадание радиоактивных веществ в воздух, образование радиоактивных газов.
1.Сформулируйте основные принципы защиты при работе с открытыми источниками.
2.Какие планировочные мероприятия проводятся?
3.Какие средства защиты используются?
Ответ:1.а)При внешнем излучении используются все способы защиты – защита количеством, временем, расстоянием, экранами.
б).Работа с открытыми источниками должна исключать поступление в окружающую среду. Это достигается планировочными мероприятиями, санитарно-техническими устройствами.
2.Планирование мероприятий сводится к открытому разделению помещений на радиационно «грязные» и «чистые», к созданию поточности помещений (хранилище – манипуляционная – процедурная – операционная – палаты)
3.Использование камер, боксов которые обеспечивают герметизацию оборудования, вытяжные шкафы, передвижные экраны для защиты от излучения, средства индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, средства защиты органов дыхания, глаз и рук).
Задача 7
В населенных пунктах постоянно осуществляется радиационно-гигиенический мониторинг.
1.Какие исследования проводятся?
2.Что является основными дозообразуюущими факторами для населения, вклад каждого из них?
3.Какая мощность экспозиционной дозы внешнего излучения на территории Ставропольского края?
Ответ:
1.Измерение гамма- фона в помещениях и на местности, определение содержания радионуклидов в воде, продуктах питания, стройматериалах, почве.
2.Основные дозообразующие факторы:
o Природные источники ионизирующего излучения – 76.6%
o Медицинские рентгенодиагностические процедуры– 21.3%
o Деятельность предприятий – 1.7%
o Глобальные выпадения и радиоактивные загрязнения – 0.4%
3.0,10 – 0,26 м3в/час
Задача 8
В рамках радиационно-гигиенического мониторинга определяется содержание радиоактивных веществ в продуктах питания.
1.Какие приборы используются для таких исследований?
2.Какие методы для оценки удельной бета-активности продуктов существует?
3.Какие нормативы радиоактивности для продуктов питания животного и растительного происхождения установлены?
Ответ:
1.Радиомеры Б – 4 и ДП – 100, радиометры-дозиметры РКС – 107, РКСБ – 104.
2.Метод тонкого слоя по зольному остатку, метод толстого слоя по калиевому эталону.
3.Животного происхождения – 1∙10-7 Ки/кг. Растительного происхождения - 1∙10-9 Ки/кг.
Задача 9
Нормами радиационной безопасности (НРБ) для персонала установлены основные пределы доз, но для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с источниками ионизирующего излучения вводятся дополнительные ограничения
1.В чем суть этих ограничений?
2.Какие основные пределы доз установлены НРБ-99 для персонала
Ответ:
1.Эквивалентная доза на поверхности нижней части области живота не должна превышать
1м3в в месяц, а поступление радионуклидов в организм за год не должно быть более 1/20 предела годового поступления для персонала. В этих условиях эквивалентная доза облучения плода за 2 месяца не выявленной беременности не превышает 1м3в.
2.Эффективная доза для персонала 20м3в в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 м3в в год.
Задача 10
Студенты и учащиеся, проходящие профессиональное обучение с использованием источников ионизирующего излучения могут подвергаться облучению.
1.С какого возраста разрешается профессиональное обучение?
2.Как регламентируются годовые дозы обучения?
3.Основные пределы доз для персонала (группа А).
Ответ:
1.Старше 16 лет.
2.Годовые дозы не должны превышать значений, установленных для персонала у группы Б, т.е. не более ¼ значений, для персонала группы А.
3.Эффективная доза для персонала (группа А) 20м3в в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50м3в в год.
Задача 11
При ликвидации или предотвращения радиоактивной аварии устанавливается планируемое облучение персонала группы А выше установленных пределов доз.
1. Когда может быть разрешено планируемое повышенное облучение?
2. Кто допускается к работе по ликвидации аварии?
3. Когда повышенное облучение не допускается?
Ответ:
1. Может быть разрешено только в случае необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения.
2. Допускаются мужчины старше 30 лет лишь при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
3. Для работников, уже ранее облученных в течение года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной дозой 200м3в, а также для лиц, имеющих медицинские противопоказания для работы и источниками.
Задача 12
Работник, при ликвидации радиационной аварии подвергся облучению в эффективной дозе, превышающей 100м3в в течении года.
1.Как регламентируется доза при дальнейшей работе?
2.Как регламентируется эквивалентная доза за год в хрусталике, коже, кистях и стопах для персонала?
Ответ:
1.При дальнейшей работе не должен подвергаться облучению в дозе свыше 20м3в за год.
2.В хрусталике 150 мЗв, коже, кистях и стопах — 500 мЗв.
Задача 13
Работник, при ликвидации радиационной аварии подвергся облучению в эффективной дозе, превышающей 200м3в в течении года.
1.Как рассматривается эффективная доза превышающая 200 мЗв в год?
2.Что необходимо предпринять в отношении этого работника?
Ответ:
1.Облучение эффективной дозой свыше 200м3в в течении года должно рассматриваться как потенциально опасное.
2.Лица, подвергшиеся такому облучению, должны немедленно вывозиться из зоны облучения и направляться на медицинское обследование. Последующая работа с источниками излучения этим лицам может быть разрешена только в индивидуальном порядке, с учетом их согласия и по решению медицинской комиссии.
Задача 14
В рамках проведения радиационного-гигиенического мониторинга использовали индикатор гамма-излучения «Белла».
1.Что позволяет определить прибор?
2.Какие этапы проведения измерений?
Ответ:
1.Индикатор «Белла» позволяет оценить радиационную обстановку и определить радиоактивное загрязнение продуктов, строительных материалов.
2.1 этап – работа в режиме «поиск » служит для грубой оценки радиационной обстановки по частоте следования звуковых сигналов.
2 этап – работа в режиме определения мощности экспозиционной дозы (МЭД).
3 этап – определение радиоактивного загрязнения продуктов по их внешнему γ-излучению. Минимальный уровень радиоактивного загрязнения, требующий внимания, установлен в
кБк/кг. Если загрязнение контролируемого продукта достигает 4 кБк/кг, то показания индикатора увеличиваются на 0,15 мк3в/час на фоновым значением (в Ставрополе – МЭД – 0,10
мк3в/час). При обнаружении такого загрязнения следует отказаться от потребления продуктов или ограничить потребление в 2 раза, если излучение превысит МЭД до 0,3 мк3в/час над уровнем фона, потребление таких продуктов должно составлять не больше ¼ рациона, при 1мк3в/час – не более 1/10.
Задача 15
Для определения удельной β-активности продуктов питания используюется радиометр Б-4, который позволяет определить β- активность по зольному остатку и методу толстого слоя.
1.Из каких блоков состоит радиометр Б-4?
2.Какие блоки необходимы для определения β-активности по зольному остатку?
3.Какие этапы проведения исследования образцов продуктов?
Ответ:
1.Пересчетный прибор ПП-16, установка малого фона УМФ-1500, блок газовых счетчиков
БГС-4.
2.ПП-16, УМФ-1500
3.Сжигание исследованного продукта до состояния золы.
o Проверка работоспособности ПП-16, когда на него подаются колебания из электрической сети (50 гц).
o Проверка работоспособности УМФ-1500, когда под счетчик подноситься радиоактивный эталон и счет учащается.
o Счет естественного фона установки Рф имп/мин.
o Счет с образца продукта Р0 имп/мин
o Расчет β-активности измеряемой навески золы
q=6∙83 * 10-9 * P0 Ки/кг.
o Расчет удельной β-активности продукта в натуральном виде, Q = q * M
где Q – удельная активность исследуемого продукта Ки/кг, q – удельная активность 1 кг золы этого продукта, М – переходный коэффициент перехода от активности зольного остатка к удельной активности натурального продукта.
М = М1: М2, где М1 – масса золы в исследуемой пробе в г. М2 – масса навески продукта из которого получена навеска золы в г.
Задача 16
Необходимо определить удельную β-активность сыпучих продуктов на радиометре Б-4 методом толстого слоя по калиевому эталону.
1. Какие блоки радиометра необходимы для определения β- активности продуктов?
2. В чем суть метода толстого слоя по калиевому эталону?
3. Основные этапы проведения исследований.
Ответ:
1. Пересчетный прибор ПП-16 и блок газовых счетчиков БГС-4.
2. Калиевый эталон служит для определения возможностей прибора, т.е. определение процента точности счета.
3.
o Проверка работоспособности пересчетного прибора ПП-16, когда на него подается импульс из сети переменного тока (50 гц).
o Счет фона установки (Рф имп/мин)
o Определение калия в навеске.
o Расчет теоретического количества импульсов с эталона, зная что 1кг. калия даст 1900 имп/мин.
o Счет импульсов с навески хлористого калия (Рк имп/мин).
o Определение продукта точности счета, приняв теоретическое количество импульсов за 100%, а реальные за икс(х).
o Счет импульсов с исследуемого образца Ро (имп/мин).
o Расчет теоретически возможного количества импульсов с навески образца продукта.
o Передача по 1кг/исследуемого продукта
o Расчет удельной β-активности образца.