Ситуационные задачи (новые) ВОЕННАЯ ГИГИЕНА




Задача № 1

Рассчитайте необходимый объем вентиляции в помещении временного размещения людей при стихийном бедствии и при других чрезвычайных ситуациях на 200 человек. Какие химические соединения способствуют загрязнению воздуха помещений. Укажите косвенный показатель загрязненности воздуха помещений.

 

 

Задача № 2

В вентилируемом убежище площадью 70 м2 и высотой 2 м предполагается разместить 65 человек из районов стихийного бедствия. Рассчитайте кратность воздухообмена, обеспечивающего концентрацию СО 2 в убежище не выше 3 %0.

 

Задача № 3

Сколько человек можно разместить в помещении, выделенном для размещения людей, эвакуированных из района стихийного бедствия, площадью 60 м2 и высотой 3 м, при обеспечении трехкратного воздухообмена?

 

 

Задача № 4

Для людей, эвакуированных из района стихийного бедствия, выделены 4 класса начальной школы. Сколько человек можно разместить в школе, если площадь одного класса составляет 50 м2, а высота – 3 м., при трехкратном воздухообмене.

 

 

Задача № 5

Во время учений возникла необходимость организации полевого водоснабжения. В качестве источника водоснабжения обнаружен частично разрушенный колодец. Назовите пути решения проблемы временного водоснабжения в полевых условиях. Что предусматривает санитарно-эпидемический надзор и медицинский контроль за водоснабжением военнослужащих?

 

Задача № 6

В результате разрушений части города и канализационной системы, в реку используемую в качестве источника полевого водоснабжения стали попадать сточные воды. Назовите заболевания, передающиеся водным путем, и перечислите характерные признаки водных эпидемий. Что на ваш взгляд следует предпринять в этом случае?

Задача № 7

В результате жаркого лета, бурного таяния ледников и грозовых дождей паводковые воды горной реки подтопили населённый пункт, в котором проживает 1500 человек. Рассчитайте, какое количество воды в сутки необходимо для обеспечения населения в этой ситуации.

 

 

Задача № 8

Рассчитайте, какое количество сухой хлорной извести (в мг) необходимо взять для обеззараживания 150 л прозрачной родниковой воды при ЧС и в полевых условиях? Какое химическое соединение и, в каком количестве понадобится для её дехлорирования?

 

Задача № 9

Во время учений военнослужащие размещены в палаточном городке. Воду и продукты питания подвозят, однако потребность в воде гораздо больше, поэтому организовано получение воды на месте. С помощью войсковой установки пробурена скважина глубиной 10 м. Анализ воды не проводили. Укажите особенности водоснабжения в полевых условиях. Назовите табельные средства, очистки и обеззараживания воды в полевых условиях.

 

Задача № 10

При организации полевого водоснабжения было проведено гиперхлорирование мутной и заметно окрашенной воды из озера хлорной известью из расчета 60 мг/л с содержанием активного хлора 25%. Укажите какое вещество и в каком количестве необходимо использовать для проведения дехлорирования данной воды? Из каких этапов состоит процесс гиперхлорирования

 

 

Задача № 11

В воинской части сухопутных войск организовано питание личного состава в столовой, в соответствии с приказом МО РФ по норме №1-общевойсковой паек. Перечислите гигиенические, организационные и эпидемиологические мероприятия, входящие в общие принципы организации питания военнослужащих.

 

 

Задача № 12

На продовольственный пункт поступила партия пшеничных армейских сухарей. При проведении оценки качества сухарей установлены следующие показатели: цвет- темно-коричневый, наличие крупных сквозных трещин, наличие лома и горбушек в партии – около 50%, кислотность -220, влажность -15% Дайте обоснованное заключение о пригодности данного продукта в пищу. Приведите соответствующие нормы качества для данного продукта.

 

Задача № 13

Для организации питания военнослужащих на продовольственный пункт питания доставили партию мясных консервов с маркировкой 210910

А164

Дайте обоснованное заключение о пригодности или непригодности консервов в питание.

Задача № 14

Хлеб ржаной, формовой, доставлен в солдатскую столовую из местной хлебопекарни, выпекающей хлеб для войсковой части. Значительная часть партии хлеба имеют тонкую подгоревшую корку, мякиш плотный, малоэластичный, в середине непропеченный, пористость-42%, кислотность- 110, влажность -51%. Дайте обоснованное заключение о качестве данного хлеба. Приведите соответствующие нормы.

РАДИОЛОГИЯ (новые)

Задача 1

Для лечения онкологических заболеваний кожи применяются аппликационная лучевая терапия

1. Что используется в качестве источников излучения?

2. Какой величины может достигать активность бета- аппликаторов?

3. Какие меры защиты персонала требуются?

4. Из каких материалов изготавливаются защитные экраны?

Ответ:

1. В качестве источника излучения используется бета-излучатели фосфор- 32, прометий- 147, таллий- 204.

2. Активность бета- аппликаторов может достигать 3.7 ∙ 1010 Бк.

3. Использование защитных перчаток, комбинированных защитных экранов, дистанционных инструментов.

4. Защитные экраны изготавливаются из легких материалов – оргстекла, алюминия.

Задача 2

Вам необходимо организовать лечебно профилактическое питание для сотрудников радиологического отделения ЛПУ.

1. Что такое ЛПП, принципы его построения?

2. Основные виды ЛПП.

3. Какой из видов ЛПП необходимо использовать в данном случае и его краткая характеристика.

 

Ответ:

1.ЛПП это специально подобранные рационы питания, направленные на предупреждение повреждений в организме обусловленных воздействием вредных профессиональных факторов и основное

o Использование антидотных свойств пищи в зависимости от природы вредного фактора и его действия

o Ускорение или замедление метаболизма ядов в зависимости от токсичности исходных веществ или продуктов их биотрансформации.

o Влияние рационов на условия выведения ядов из организма или замедления процессов всасывания ядов в клетки.

o Повышение общей резистентности организма и функциональных возможностей наиболее пораженных органов.

o Компенсация повышенных затрат пищевых и биологически активных веществ, связанных с детоксикацией ядов и действием вредных факторов.

2.Рационы ЛПП их 5;

o Молоко и кисломолочные продукты

o Назначение витаминных препаратов

o Пектин и пектин – содержащие вещества.

3.Рацион №1 ЛПП – продукты богатые липотропными веществами (метионин, цистеин, фосфорин, витамины), стимулирующие жировой обмен и повышающие антиоксидантную функцию печени: молоко, молочные продукты, печень, яйца.

 

 

Задача 3

 

Рентгенологические методы обследования широко применяются во всех лечебно- профилактических учреждениях и назначаются в зависимости от характера облучаемых лиц.

1. На какие категории делятся пациенты при рентгенологических обследованиях?

2. Какие контрольные дозовые уровни для пациентов при рентгенологических обследованиях?

 

Ответ:

1.Категория АД- обследования назначается в связи с наличием онкологического заболевания или подозрения на него, а так же в ургентной практике по жизненным показаниям. Категория БД – обследование проводится по клиническим показаниям с целью уточнения или выбора тактики лечения, в связи с заболеваниями неонкологического характера (затяжные пневмонии, кровохарканье, хроническая язва желудка и 12- перстной кишки). Категория ВД- обследование проводится с целью профилактики заболеваний

2. Эффективная доза для категории АД – 300 м3в/год, БД – 30 м3в/год, ВД-3 м3в/год

Задача 4

 

Для лечения злокачественных образований в полостных органах (матка, мочевой пузырь, пищевод) используется внутриполостное облучение.

1. Что используется в качестве источника излучения?

2.Какие ручные манипуляции с препаратом проводятся?

3.Какая планировка отделения закрытых радионуклидов

 

Ответ:

1. В качестве закрытых источников гамма- излучения чаще всего используют препараты металлического кобальта-60, заключенные в оболочку из нержавеющей стали в виде игл, бусин, цилиндров

2. Выемка из контейнера, подготовка, обвязывание марлей, стерилизация, введение препарата в полость больного, его извлечение.

3. Хранилище – манипуляционная, процедурная, палата.

 

Задача 5

 

Для лечения опухолей мозга, губы, языка проводится внутритканевая лучевая терапия.

1. Что используется в качестве источника излучения?

2. Как вводится препарат?

3. Какая планировка отделения закрытых радионуклидов?

 

Ответ:

1.Кобальт-60, иттрий-90, золото-198

2.Иглой непосредственно в пораженную ткань.

3.Хранилище – манипуляционная – процедурная - палата.

 

Задача 6

 

 

При работе с открытыми радиоактивными источниками возможны загрязнения рабочей поверхностей, одежды и рук, попадание радиоактивных веществ в воздух, образование радиоактивных газов.

1.Сформулируйте основные принципы защиты при работе с открытыми источниками.

2.Какие планировочные мероприятия проводятся?

3.Какие средства защиты используются?

 

Ответ:1.а)При внешнем излучении используются все способы защиты – защита количеством, временем, расстоянием, экранами.

б).Работа с открытыми источниками должна исключать поступление в окружающую среду. Это достигается планировочными мероприятиями, санитарно-техническими устройствами.

2.Планирование мероприятий сводится к открытому разделению помещений на радиационно «грязные» и «чистые», к созданию поточности помещений (хранилище – манипуляционная – процедурная – операционная – палаты)

3.Использование камер, боксов которые обеспечивают герметизацию оборудования, вытяжные шкафы, передвижные экраны для защиты от излучения, средства индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, средства защиты органов дыхания, глаз и рук).

 

 

Задача 7

 

В населенных пунктах постоянно осуществляется радиационно-гигиенический мониторинг.

1.Какие исследования проводятся?

2.Что является основными дозообразуюущими факторами для населения, вклад каждого из них?

3.Какая мощность экспозиционной дозы внешнего излучения на территории Ставропольского края?

 

Ответ:

1.Измерение гамма- фона в помещениях и на местности, определение содержания радионуклидов в воде, продуктах питания, стройматериалах, почве.

2.Основные дозообразующие факторы:

o Природные источники ионизирующего излучения – 76.6%

o Медицинские рентгенодиагностические процедуры– 21.3%

o Деятельность предприятий – 1.7%

o Глобальные выпадения и радиоактивные загрязнения – 0.4%

3.0,10 – 0,26 м3в/час

 

 

Задача 8

 

В рамках радиационно-гигиенического мониторинга определяется содержание радиоактивных веществ в продуктах питания.

1.Какие приборы используются для таких исследований?

2.Какие методы для оценки удельной бета-активности продуктов существует?

3.Какие нормативы радиоактивности для продуктов питания животного и растительного происхождения установлены?

Ответ:

1.Радиомеры Б – 4 и ДП – 100, радиометры-дозиметры РКС – 107, РКСБ – 104.

2.Метод тонкого слоя по зольному остатку, метод толстого слоя по калиевому эталону.

3.Животного происхождения – 1∙10-7 Ки/кг. Растительного происхождения - 1∙10-9 Ки/кг.

 

 

Задача 9

 

 

Нормами радиационной безопасности (НРБ) для персонала установлены основные пределы доз, но для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с источниками ионизирующего излучения вводятся дополнительные ограничения

1.В чем суть этих ограничений?

2.Какие основные пределы доз установлены НРБ-99 для персонала

 

Ответ:

1.Эквивалентная доза на поверхности нижней части области живота не должна превышать

1м3в в месяц, а поступление радионуклидов в организм за год не должно быть более 1/20 предела годового поступления для персонала. В этих условиях эквивалентная доза облучения плода за 2 месяца не выявленной беременности не превышает 1м3в.

2.Эффективная доза для персонала 20м3в в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 м3в в год.

 

Задача 10

 

 

Студенты и учащиеся, проходящие профессиональное обучение с использованием источников ионизирующего излучения могут подвергаться облучению.

1.С какого возраста разрешается профессиональное обучение?

2.Как регламентируются годовые дозы обучения?

3.Основные пределы доз для персонала (группа А).

 

Ответ:

1.Старше 16 лет.

2.Годовые дозы не должны превышать значений, установленных для персонала у группы Б, т.е. не более ¼ значений, для персонала группы А.

3.Эффективная доза для персонала (группа А) 20м3в в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50м3в в год.

 

Задача 11

 

 

При ликвидации или предотвращения радиоактивной аварии устанавливается планируемое облучение персонала группы А выше установленных пределов доз.

1. Когда может быть разрешено планируемое повышенное облучение?

2. Кто допускается к работе по ликвидации аварии?

3. Когда повышенное облучение не допускается?

 

Ответ:

1. Может быть разрешено только в случае необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения.

2. Допускаются мужчины старше 30 лет лишь при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

3. Для работников, уже ранее облученных в течение года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной дозой 200м3в, а также для лиц, имеющих медицинские противопоказания для работы и источниками.

 

 

Задача 12

 

Работник, при ликвидации радиационной аварии подвергся облучению в эффективной дозе, превышающей 100м3в в течении года.

1.Как регламентируется доза при дальнейшей работе?

2.Как регламентируется эквивалентная доза за год в хрусталике, коже, кистях и стопах для персонала?

 

Ответ:

1.При дальнейшей работе не должен подвергаться облучению в дозе свыше 20м3в за год.

2.В хрусталике 150 мЗв, коже, кистях и стопах — 500 мЗв.

 

 

Задача 13

 

Работник, при ликвидации радиационной аварии подвергся облучению в эффективной дозе, превышающей 200м3в в течении года.

1.Как рассматривается эффективная доза превышающая 200 мЗв в год?

2.Что необходимо предпринять в отношении этого работника?

 

Ответ:

1.Облучение эффективной дозой свыше 200м3в в течении года должно рассматриваться как потенциально опасное.

2.Лица, подвергшиеся такому облучению, должны немедленно вывозиться из зоны облучения и направляться на медицинское обследование. Последующая работа с источниками излучения этим лицам может быть разрешена только в индивидуальном порядке, с учетом их согласия и по решению медицинской комиссии.

 

 

Задача 14

 

 

В рамках проведения радиационного-гигиенического мониторинга использовали индикатор гамма-излучения «Белла».

1.Что позволяет определить прибор?

2.Какие этапы проведения измерений?

 

Ответ:

1.Индикатор «Белла» позволяет оценить радиационную обстановку и определить радиоактивное загрязнение продуктов, строительных материалов.

2.1 этап – работа в режиме «поиск » служит для грубой оценки радиационной обстановки по частоте следования звуковых сигналов.

2 этап – работа в режиме определения мощности экспозиционной дозы (МЭД).

3 этап – определение радиоактивного загрязнения продуктов по их внешнему γ-излучению. Минимальный уровень радиоактивного загрязнения, требующий внимания, установлен в

кБк/кг. Если загрязнение контролируемого продукта достигает 4 кБк/кг, то показания индикатора увеличиваются на 0,15 мк3в/час на фоновым значением (в Ставрополе – МЭД – 0,10

мк3в/час). При обнаружении такого загрязнения следует отказаться от потребления продуктов или ограничить потребление в 2 раза, если излучение превысит МЭД до 0,3 мк3в/час над уровнем фона, потребление таких продуктов должно составлять не больше ¼ рациона, при 1мк3в/час – не более 1/10.

Задача 15

 

Для определения удельной β-активности продуктов питания используюется радиометр Б-4, который позволяет определить β- активность по зольному остатку и методу толстого слоя.

1.Из каких блоков состоит радиометр Б-4?

2.Какие блоки необходимы для определения β-активности по зольному остатку?

3.Какие этапы проведения исследования образцов продуктов?

 

Ответ:

1.Пересчетный прибор ПП-16, установка малого фона УМФ-1500, блок газовых счетчиков

БГС-4.

2.ПП-16, УМФ-1500

3.Сжигание исследованного продукта до состояния золы.

o Проверка работоспособности ПП-16, когда на него подаются колебания из электрической сети (50 гц).

o Проверка работоспособности УМФ-1500, когда под счетчик подноситься радиоактивный эталон и счет учащается.

o Счет естественного фона установки Рф имп/мин.

o Счет с образца продукта Р0 имп/мин

o Расчет β-активности измеряемой навески золы

q=6∙83 * 10-9 * P0 Ки/кг.

o Расчет удельной β-активности продукта в натуральном виде, Q = q * M

где Q – удельная активность исследуемого продукта Ки/кг, q – удельная активность 1 кг золы этого продукта, М – переходный коэффициент перехода от активности зольного остатка к удельной активности натурального продукта.

М = М1: М2, где М1 – масса золы в исследуемой пробе в г. М2 – масса навески продукта из которого получена навеска золы в г.

 

Задача 16

 

Необходимо определить удельную β-активность сыпучих продуктов на радиометре Б-4 методом толстого слоя по калиевому эталону.

1. Какие блоки радиометра необходимы для определения β- активности продуктов?

2. В чем суть метода толстого слоя по калиевому эталону?

3. Основные этапы проведения исследований.

 

Ответ:

1. Пересчетный прибор ПП-16 и блок газовых счетчиков БГС-4.

2. Калиевый эталон служит для определения возможностей прибора, т.е. определение процента точности счета.

3.

o Проверка работоспособности пересчетного прибора ПП-16, когда на него подается импульс из сети переменного тока (50 гц).

o Счет фона установки (Рф имп/мин)

o Определение калия в навеске.

o Расчет теоретического количества импульсов с эталона, зная что 1кг. калия даст 1900 имп/мин.

o Счет импульсов с навески хлористого калия (Рк имп/мин).

o Определение продукта точности счета, приняв теоретическое количество импульсов за 100%, а реальные за икс(х).

o Счет импульсов с исследуемого образца Ро (имп/мин).

o Расчет теоретически возможного количества импульсов с навески образца продукта.

o Передача по 1кг/исследуемого продукта

o Расчет удельной β-активности образца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: