Введение
Чтобы дорожный знак выполнял предназна чающиеся для него функции, необходимо выполнить ряд условий:
- дорожный знак должен быть хорошо виден во дителям;
- дорожный знак должен легко читаться как в дневное время суток, так и в темное;
- дорожный знак должен так применяться, чтобы участники движения относились к нему внима тельно и выполняли его требования;
- дорожный знак должен быть правильно уста новлен, чтобы участники движения относились к нему с уважением;
- дорожные знаки и указатели должны быть по нятными водителям.
Для того, чтобы расстановка дорожных знаков и указателей отвечала перечисленным выше требова ниям, в Норвегии разработаны детальные инструк ции по расстановке и применению дорожных знаков. Установлены также требования по уходу за дорож ными знаками (Statens vegvesen, handbok 111, 1994).
Исследования показывают, однако, что указания этих инструкций не всегда соблюдаются на практике. В одном из исследований (Amundsen, 1986) было ус тановлено, что 32% из проверенных 6484 дорожных знаков имели повреждения. Повреждения имелись также в 19% опор и креплений знаков. Множество старых знаков утратило свои световозвращающие свойства и их было трудно воспринимать в темноте.
При проверке состояния 731 дорожного знака и указателя направлений движения на дорогах Норве гии (Ragnoy, Vaa og Nilsen, 1990) обнаружилось, что 60% из них имели недостатки, которые представляли следующие типы (доля данного типа в скобках):
1. Неправильно установленный знак: знак недоста точно хорошо виден, установлен на неправиль ной высоте или слишком близко к другим зна кам (30%).
2. Ошибка изготовления знака: расстояния между буквами не соответствуют требованиям стан дартов, неоднозначный текст или неправильные цвета (27%).
|
3. Ошибка повторения: знак поставлен на непра вильном расстоянии от перекрестка или другого знака, который должен последовательно повто риться (4%).
4. Несоответствие требований знака требованиям дорожной разметки на дороге: информация зна ка и разметки не соответствуют друг другу (2%).
5. Неправильное применение знака: какой-либо отдельный знак неправильно использован или комбинация знаков неправильная (9%).
6. Изобилие знаков: знак, согласно нормам, не требуется или повторение его не нужно (19%).
7. Недостаточное количество знаков: нормы пред писывают использование знака, но он не уста новлен (9%).
Около 8% всех ошибок были настолько серьез ными, что они требовали немедленного исправления. Соответствующие меры по контролю правильности расстановки и применения дорожных знаков, прове денные в других Северных странах (Vaa и другие, 1990), показали, что в Финляндии 45% знаков имеют ошибки или недостатки, в Дании - 15% и в Швеции - 14%.
На неправильно установленные знаки, а также знаки, не поддерживаемые в соответствующем со стоянии, водители могут не обращать внимания или неправильно их понимать. Это может, в зависимости от типа знака, привести к таким опасным действиям, как превышение скорости, невыполнение обязанно сти уступать дорогу, неправильная остановка и сто янка.
Исправление ошибок в расстановке дорожных знаков должно быть направлено на то, чтобы убе диться, что знаки установлены и обслуживаются в соответствии с основными правилами и действуют в соответствии с законом.
|
Описание принимаемых мероприятий
Норвежские нормы на дорожные знаки (Statens vegvesen, handbok 050, 1987) предъявляют требования к изготовлению, расстановке и применению наиболее часто используемых на дорогах знаков.
Например, для знака "Движение без остановки запрещено" дает ся рекомендация с учетом того, чтобы знак использо вался только на тех перекрестках, где в нем ощуща ется необходимость. В нормах указывается также, кто из должностных лиц дорожной службы имеет право установки знаков. Значение знаков зафиксиро вано в законе о дорожном движении, правилах до рожного движения и образцах знаков.
Требования, предъявляемые к уходу за дорож ными знаками, установлены в нормах ремонта со держания дорог Норвегии (Statens vegvesen, handbok 111, 1994). Формально эти нормы являются обяза тельными только для дорог общего пользования (го сударственных дорог) Норвегии, но они применяют ся также в отношении всех остальных дорог, в со держании которых участвует государственная до рожная служба (Statens vegvesen). Для дорог, нахо дящихся в ведении муниципалитетов, применяются другие нормативы содержания.
Ежегодно вдоль дорог общего пользования ус танавливаются тысячи дорожных знаков. Все они требуют ухода: знаки, находящиеся вдоль главных дорог, чистятся несколько раз в год. Ремонт и содер жание дорожных знаков является мероприятием та кой же важности, как и установка знаков.
Влияние на аварийность
Было обнаружено только одно исследование о влиянии на ДТП исправления ошибок при расстанов ке знаков. Это американское исследование (Lyles, Lighthizer, Drakopoulus og Woods, 1986) об расста новке знаков в городах/населенных пунктах так, что бы они находились в соответствии с "Manual on Uniform Traffic Control Devices" (MUTCD). Исследо вание показало, что исправление ошибок в расста новке знаков в соответствии с MUTCD привело к сокращению на 15% числа ДТП с травматизмом (нижняя граница 25%, верхняя граница 3%). ДТП с материальным ущербом сократились на 7% (нижняя граница 14%, верхняя граница 0,3%). Авторы иссле дования на основе недостаточного статистического анализа данных сделали вывод о том, что исправле ние ошибок в установке знака не снижает числа ДТП. Если вдруг будет обнаружено подобное исследова ние, следует осторожно толковать его, не будучи уверенным, насколько оно солидно. Исследование не дает никакой информации, ошибки какого типа со вершались при установке указателей, и насколько серьезны были эти ошибки.
|
Влияние на пропускную способность дорог
Не было обнаружено исследований, показы вающих, как исправление ошибок в установке знаков влияет на пропускную способность автомобильных дорог.
Влияние на окружающую среду
Не было обнаружено исследований, показы вающих, как исправление ошибок в установке знаков влияет на окружающую среду.
Затраты
Рассчитано, что инвестиционная цена всех до рожных знаков, имеющихся вдоль дорог Норвегии, доходит до 2 миллиардов крон (Amundsen, 1986). В 1993 году на установку знаков и разметку проезжей части дорог расходовались суммы (сведения Госу дарственной дорожной службы), приведенные в таб лице:
Тип работ | Расходы (млн. крон, в ценах 1993 года) | |
Дороги государственного значения | Дороги областного значения | |
Установка знаков | 42,2 | 2,5 |
Установка опор | 1,9 | 0,0 |
Разметка проезжей части | 150,0 | 18,6 |
Замена и содержание знаков | 60,3 | 13,2 |
Смена/замена опор знаков | 8,1 | 0,1 |
Чистка знаков | 2,6 | 0,3 |
Итого, все меры | 265,1 | 34,7 |
Средние затраты на замену одного знака в Нор вегии составляют около 1500 3000 крон. Очистка знаков и подобные меры по уходу за ними зависят от интенсивности движения на дорогах, а также от того, посыпается ли дорога солью или нет. Наибольшие расходы бывают на посыпаемых солью улицах с вы сокой интенсивностью движения.
Эффект от средств, вложенных на реализацию мероприятий
Не обнаружено ни одного анализа эффективно сти инвестиций, рассматривающих вопрос улучше ния расстановки дорожных знаков. На основании информации, приведенной выше, можно рассчитать пример, который иллюстрирует социально-экономический эффект мероприятия.
Предполагается, что исправление неправиль ных/недостаточных знаков обходится около 10000 крон на 1 км дороги. Имеется в виду дорога с суточ ной интенсивностью движения, равной 6000 авт/сут и риском попасть в ДТП, равным 0,40 случаев на 1 млн. авт-км пробега. Количество ДТП с травматиз мом снизится на 15% и количество ДТП с матери альным ущербом - на 7%. Влияние мероприятия бу- дет ощутимым в течение 5 лет.
Выгода от реализации мероприятия оценивается в 1,24 млн. крон на 1 км дороги, что превышает рас ходы на мероприятия почти в 100 раз. Улучшение расстановки дорожных знаков поэтому дает значи мый социально-экономический эффект, хотя влияние на аварийность может быть ниже и затраты выше, чем было предположено в приведенном выше приме ре.
2.9. Обеспечение безопасности движения в зоне производства дорожных работ
Введение
Постоянный рост интенсивности движения на автомобильных дорогах и связанный с этим износ дорожных сооружений вызывают необходимость постоянного проведения работ по ремонту и содер жанию дорог для поддержания их в состоянии, обес печивающем эффективное и безопасное движение.
Большинство дорожных работ на существующих дорогах выполняется при наличии интенсивного дви жения автомобилей, что создает большие неудобства для участников дорожного движения и может привести к повышению риска попасть в ДТП. Особая опасность создается для дорожных рабочих, которые находятся в непосредственной близости от движущихся автомоби лей. В Великобритании и США был проведен целый ряд исследований влияния дорожных работ на уровень риска возникновения ДТП (Graham, Paulsen og Glennon, 1978; Nemeth og Migletz, 1978; MacLean, 1979; Kemper, Lum og Tignor, 1984; Summersgill, 1985; Marlow og Coombe, 1989; Garber og Hugh Woo, 1991). Результа ты этих исследований не всегда совпадают. Наиболее достоверным результатом этих исследований является вывод о том, что дорожные работы приводят к повы шению риска возникновения ДТП с травмами прибли зительно на 10%. Риск ДТП с материальным ущербом увеличивается согласно указанным исследованиям на 7%. В 1993 году в Норвегии было зарегистрировано 230 несчастных случаев среди дорожных рабочих Государ ственной дорожной службы. Эти несчастные случая привели к 4344 суткам нетрудоспособности (Statens vegvesen, годовой отчет за 1993). Однако нет точных данных о том, сколько несчастных случаев произошло непосредственно в период проведения дорожных рабо тах.
Применение единообразного, продуманного и своевременного предупреждения водителей о прове дении дорожных работах может повысить безопас ность для дорожных рабочих и снизить риск оказать ся в ДТП для участников дорожного движения. Пре дупреждение и обеспечение безопасности выполне ния дорожных работ преследуют следующие цели:
- обеспечение безопасности и защиты дорожных рабочих и участников дорожного движения;
- направление транспортных потоков в обход места работ с наименьшими задержками и не удобствами для участников дорожного движе ния;
- обеспечение высокой производительности и рентабельности дорожных работ.
Описание мероприятий
Под предупреждением о проведении дорожных работах понимаются все виды мероприятий по пре дупреждению и обеспечению безопасности дорож ных работ на существующих дорогах. Мерами, кото рые направлены на предупреждение и обеспечение безопасности дорожных работ, являются следующие:
- заблаговременное предупреждение о дорожных работах с помощью дорожных знаков и ограж дение зоны проведения работ;
- временное направление транспортных потоков в объезд места проведения работ с помощью до рожных знаков, указателей направления движе ния, светофоров, разметки проезжей части доро ги или использование регулировщиков движе ния;
- временное закрытие дороги или ее участков для движения при проведении работ;
- устройство временных объездов;
- специальная маркировка и окраска дорожных машин;
- выполнение дорожными рабочими требований техники безопасности и использование спец одежды со световозвращающими элементами хорошо видными для водителей.
Обычно применяют комбинации из нескольких мероприятий. Вид применяемых мер зависит от кате гории дороги, скоростей движения, интенсивности движения транспортных потоков и вида проводимых дорожных работ.
Временное регулирование движения транспортных потоков
Временное ограничение скорости. При проведе нии дорожных работ обычный предел скорости дви жения чаще всего временно снижается в зоне дорож ных работ. Ограничение скорости указывается с по мощью обычного дорожного знака ограничения ско рости.
Применение светофорного регулирования дви жения. Сигналы светофора могут использоваться для регулирования движения в тех местах, где транс портные потоки могут двигаться только в одном на правлении. Периоды и продолжительность включе ния красного и зеленого сигналов светофора рассчи тываются таким образом, чтобы в максимальной сте пени снизить задержки движения в этих местах. Если протяженность ремонтируемого участка дороги не более 500 м, то светофоры обычно не применяются. Общие правила установки светофоров на перекрест ках и требования к их видимости применяются также в отношении светофоров в местах проведения до рожных работ.
Нанесение временной разметки проезжей части дороги. С помощью разметки проезжей части указы вается безопасная траектория движения автомобиля на участках изменения ширины проезжей части. Для этой же цели применяют установку специальных ко нусов или направляющих ограждений со световоз вращающей поверхностью. Такие мероприятия по зволяют водителям выбрать безопасную траекторию движения автомобиля, особенно в темное время су ток.
Регулирование движения с помощью сигналов регулировщика. Регулирование движения с помощью сигналов регулировщика выполняется в том случае, когда проезжая часть имеет недостаточную ширину для движения в оба направления. Пропуск автомоби лей в каждом направлении осуществляется попере менно в каждом направлении в режиме односторон него движения. Предупреждение с помощью сигнальных флаж ков. С помощью сигнальных флажков регулировщик предупреждает водителей о проведении дорожных работ. Применение флажков является достаточно эффективным средством предупреждения водителей.
Ограждение места работы. Поскольку место работы находится на проезжей части дороги, то чаще всего желательно отделить это место от остальной части дороги для защиты рабочих. Ограждения, ко торые используются в темное время суток и при не достаточной видимости, должны быть оборудованы световозвращающими материалами или проблеско выми огнями для улучшения видимости.
Закрытие участка дороги или полосы движе ния. Закрытие участка дороги или полосы движения при проведении дорожных работ связано с необхо димостью перевода транспортного потока на другую полосу движения.
Работы в темное время суток. Дорожные работы могут выполняться в ночное время суток с тем, чтобы снизить отрицательное влияние на транспортный поток в дневное время, когда имеет место высокая интенсив ность движения.