Для определения единого подхода к техническим требованиям к нефти, производимой нефтегазодобывающими организациями при подготовке к транспортировке по магистральным нефтепроводам, наливным транспортом для поставки потребителям Российской Федерации и на экспорт, с 1 июля 2002 г. введен в действие новый ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия». Этот стандарт распространяется на нефти, подготовленные нефтегазодобывающими предприятиями к транспортировке и для поставки потребителям. В настоящем стандарте дается определение понятий сырой и товарной нефти.
Сырая нефть – жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого фракционного состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битума и кокса.
Товарная нефть – нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 51858-2002 нефть подразделяют по физико-химическим свойствам, степени подготовки, содержанию сероводорода и легких меркаптанов на классы, типы, группы и виды. В зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на четыре класса (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Классы нефтей по ГОСТ Р 51858–2002
Класс нефти | Наименование | Содержание серы, мас. % |
Малосернистая | До 0,60 включительно | |
Сернистая | От 0,61 до 1,80 | |
Высокосернистая | От 1,81 до 3,50 | |
Особо высококсернистая | Свыше 3,50 |
По плотности нефть подразделяют на пять типов: 0 – особо легкая
(ρ204 не более 0,8300); 1 – легкая (ρ204 от 0,8301 до 0,8500); 2 – средняя (ρ204 от 0,8501 до 0,8700); 3 – тяжелая (ρ204 от 0,8701 до 0,8950); 4 – битуминозная (ρ204 – свыше 0,8950). С 1 января 2004 г. обязательно определение плотности при 15 °С.
|
По степени подготовки нефть подразделяется на три группы (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Группы нефтей по ГОСТ Р 51858–2002
Показатель | Норма для группы | ||
Содержание воды, мас. %, не более | 0,5 | 0,5 | 1,0 |
Концентрация хлоридов (хлористых солей), мг/дм3, не более | |||
Содержание механических примесей, мас. %, не более | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Давление насыщенных паров, кПа (мм рт. ст.), не более | 66,7 (500) | 66,7 (500) | 66,7 (500) |
Содержание хлорорганических соединений, млн–1 (ppm) | Не нормируется Определение обязательно |
По массовой доле сероводорода и легких меркаптанов нефти делятся на три вида (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Виды нефтей по ГОСТ Р 51858-2002
Показатель | Норма для вида | ||
Содержание сероводорода, млн–1 (ppm), не более | |||
Суммарное содержание метил- и этилмеркаптанов, млн–1 (ppm), не более |
По технической классификации (ГОСТ Р 51858-2002) условное обозначение нефти состоит из четырех цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы и вида нефти. Например, нефть (при поставке потребителю в России) с содержанием серы 1,15 мас. % (класс 2), плотностью при 20 °С 860,0 кг/м3 (тип 2), концентрацией хлористых солей 120 мг/дм3, содержанием воды 0,40 мас. % (группа 2), с содержанием сероводорода менее 20 ppm (вид 1) обозначают 2.2.2.1.
Ассортимент товарных нефтепродуктов
|
В зависимости от области применения нефтепродуктов, их можно подразделить на следующие группы:
1) топлива;
2) растворители;
3) осветительные керосины;
4) нефтяные масла;
5) парафины, церезины, вазелины;
6) нефтяные битумы;
7) нефтяной кокс;
8) пластичные смазки;
9) другие нефтепродукты.
Наиболее многочисленной является группа топлив, которая в свою очередь подразделяется на:
а) топлива для карбюраторных двигателей;
б) топлива для реактивных двигателей;
в) топлива для дизельных двигателей;
г) газотурбинные топлива;
д) котельные топлива.
Топлива для карбюраторных двигателей
К карбюраторным топливам относятся авиационные и автомобильные бензины.
Авиационные бензины
Основой для выработки авиационных бензинов являются бензины прямой гонки, каткрекинга, катриформинга. В качестве высокооктановых компонентов используют алкилбензин, алкилбензолы, толуол, изопарафины (i-С5 и i-C8). Кроме того, в авиационные бензины могут быть введены присадки, в частности, тетраэтилсвинец (ТЭС) в количестве до 3,1 г/кг топлива для повышения октанового числа и 4-оксидифениламин или «Агидол–1» (до 0,005 об. %) – как антиокислительные.
Авиационные бензины выпускаются двух марок Б-91/115 и Б-92. Бензин последней марки более универсальный (без нормирования показателя сортности на богатой смеси).
Все бензины, содержащие ТЭС окрашивают в яркие цвета, предупреждающие что данный продукт крайне ядовит.
Автомобильные бензины
Автомобильные бензины готовят на основе бензинов прямой гонки, риформинга, каткрекинга с вовлечением бензиновых фракций вторичных процессов, а также высокооктановых компонентов – алкилбензина, толуола, изопарафинов (i-С5 и i-C8), метилтретбутилового эфира (МТБЭ) и др.
В состав автомобильных бензинов могут входить присадки, повышающие их детонационную стойкость, в частности, ТЭС в количестве до 0,15–0,17 г/л топлива.
|
Автомобильные бензины выпускаются 4 марок: А-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-91, АИ-93), АИ-95, АИ-98. Современные автомобильные бензины выпускаются 2 видов: зимние и летние (различаются по фракционному составу и давлению насыщенных паров).
Современные автобензины могут быть этилированные (содержащие ТЭС) и неэтилированные, иметь ограничения по содержанию бензола (экспортные).
3.2.1.3. Основные показатели качества карбюраторных топлив
К ним относятся детонационная стойкость, фракционный состав и испаряемость, давление насыщенных паров и химическая стабильность.