Техническая классификация




 

Для определения единого подхода к техническим требованиям к нефти, производимой нефтегазодобывающими организациями при подготовке к транспортировке по магистральным нефтепроводам, наливным транспортом для поставки потребителям Российской Федерации и на экспорт, с 1 июля 2002 г. введен в действие новый ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия». Этот стандарт распространяется на нефти, подготовленные нефтегазодобывающими предприятиями к транспортировке и для поставки потребителям. В настоящем стандарте дается определение понятий сырой и товарной нефти.

Сырая нефть – жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого фракционного состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битума и кокса.

Товарная нефть – нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке.

В соответствии с ГОСТ Р 51858-2002 нефть подразделяют по физико-химическим свойствам, степени подготовки, содержанию сероводорода и легких меркаптанов на классы, типы, группы и виды. В зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на четыре класса (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2

Классы нефтей по ГОСТ Р 51858–2002

 

Класс нефти Наименование Содержание серы, мас. %
  Малосернистая До 0,60 включительно
  Сернистая От 0,61 до 1,80
  Высокосернистая От 1,81 до 3,50
  Особо высококсернистая Свыше 3,50

По плотности нефть подразделяют на пять типов: 0 – особо легкая
204 не более 0,8300); 1 – легкая (ρ204 от 0,8301 до 0,8500); 2 – средняя (ρ204 от 0,8501 до 0,8700); 3 – тяжелая (ρ204 от 0,8701 до 0,8950); 4 – битуминозная (ρ204 – свыше 0,8950). С 1 января 2004 г. обязательно определение плотности при 15 °С.

По степени подготовки нефть подразделяется на три группы (табл. 3.3).

 

Таблица 3.3

Группы нефтей по ГОСТ Р 51858–2002

 

Показатель Норма для группы
     
Содержание воды, мас. %, не более 0,5 0,5 1,0
Концентрация хлоридов (хлористых солей), мг/дм3, не более      
Содержание механических примесей, мас. %, не более 0,05 0,05 0,05
Давление насыщенных паров, кПа (мм рт. ст.), не более 66,7 (500) 66,7 (500) 66,7 (500)
Содержание хлорорганических соединений, млн–1 (ppm) Не нормируется Определение обязательно

 

По массовой доле сероводорода и легких меркаптанов нефти делятся на три вида (табл. 3.4).

 

Таблица 3.4

Виды нефтей по ГОСТ Р 51858-2002

 

Показатель Норма для вида
     
Содержание сероводорода, млн–1 (ppm), не более      
Суммарное содержание метил- и этилмеркаптанов, млн–1 (ppm), не более      

 

По технической классификации (ГОСТ Р 51858-2002) условное обозначение нефти состоит из четырех цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы и вида нефти. Например, нефть (при поставке потребителю в России) с содержанием серы 1,15 мас. % (класс 2), плотностью при 20 °С 860,0 кг/м3 (тип 2), концентрацией хлористых солей 120 мг/дм3, содержанием воды 0,40 мас. % (группа 2), с содержанием сероводорода менее 20 ppm (вид 1) обозначают 2.2.2.1.


Ассортимент товарных нефтепродуктов

 

В зависимости от области применения нефтепродуктов, их можно подразделить на следующие группы:

1) топлива;

2) растворители;

3) осветительные керосины;

4) нефтяные масла;

5) парафины, церезины, вазелины;

6) нефтяные битумы;

7) нефтяной кокс;

8) пластичные смазки;

9) другие нефтепродукты.

Наиболее многочисленной является группа топлив, которая в свою очередь подразделяется на:

а) топлива для карбюраторных двигателей;

б) топлива для реактивных двигателей;

в) топлива для дизельных двигателей;

г) газотурбинные топлива;

д) котельные топлива.

 

Топлива для карбюраторных двигателей

 

К карбюраторным топливам относятся авиационные и автомобильные бензины.

 

Авиационные бензины

Основой для выработки авиационных бензинов являются бензины прямой гонки, каткрекинга, катриформинга. В качестве высокооктановых компонентов используют алкилбензин, алкилбензолы, толуол, изопарафины (i-С5 и i-C8). Кроме того, в авиационные бензины могут быть введены присадки, в частности, тетраэтилсвинец (ТЭС) в количестве до 3,1 г/кг топлива для повышения октанового числа и 4-оксидифениламин или «Агидол–1» (до 0,005 об. %) – как антиокислительные.

Авиационные бензины выпускаются двух марок Б-91/115 и Б-92. Бензин последней марки более универсальный (без нормирования показателя сортности на богатой смеси).

Все бензины, содержащие ТЭС окрашивают в яркие цвета, предупреждающие что данный продукт крайне ядовит.

 

Автомобильные бензины

Автомобильные бензины готовят на основе бензинов прямой гонки, риформинга, каткрекинга с вовлечением бензиновых фракций вторичных процессов, а также высокооктановых компонентов – алкилбензина, толуола, изопарафинов (i-С5 и i-C8), метилтретбутилового эфира (МТБЭ) и др.
В состав автомобильных бензинов могут входить присадки, повышающие их детонационную стойкость, в частности, ТЭС в количестве до 0,15–0,17 г/л топлива.

Автомобильные бензины выпускаются 4 марок: А-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-91, АИ-93), АИ-95, АИ-98. Современные автомобильные бензины выпускаются 2 видов: зимние и летние (различаются по фракционному составу и давлению насыщенных паров).

Современные автобензины могут быть этилированные (содержащие ТЭС) и неэтилированные, иметь ограничения по содержанию бензола (экспортные).

 

3.2.1.3. Основные показатели качества карбюраторных топлив

К ним относятся детонационная стойкость, фракционный состав и испаряемость, давление насыщенных паров и химическая стабильность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: