I.Верно или нет высказывание:
| Да | Нет | |
| Основным механизмом развития научного знания является научное исследование | ||
| Теории формулируются в рамках определенных законов и представляют собой открытые, устойчивые связи между явлениями. | ||
| Методология психологии позволяет описать и оценить исследовательскую деятельность ученого с точки зрения ее внутренней организации | ||
| Сущность научного подхода выражается в методологических принципах | ||
| Отечественная и зарубежная психология явила собой самостоятельную область знаний благодаря внедрению метода интраспекции. | ||
| Методологические принципы- это правила и стандарты ведения исследовательской работы. | ||
| Эмпирическое исследование- это «мысленный эксперимент», в котором образ ставится в различные условия и возможные варианты его поведения анализируются путем понятий и логических рассуждений. | ||
| Аналитические исследования направлены на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. | ||
| Респондент- это лицо, которое является организатором исследования | ||
| Переменная-это внешние и внутренние условия, которые могут изменяться в экспериментальной ситуации |
II.Выберите правильный ответ (возможны несколько вариантов ответа)
| Сторона реальности, на изучение которой направлена наука, является: | а) объектом исследования б) проблемой исследования в) предметом исследования |
| Огромная работа по систематизации методов психологического исследования была проведена: | а) Рубинштейном С.Л. б) Ярошевским М.Г. в) Ананьевым Б.Г. г) Дружининым В.Н. |
| Экспериментальное исследование- это: | а) процесс непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации б) эмпирическое исследование, с помощью которого путем планомерного управления условиями проверяются гипотезы о причинных связях явлений в) длительное, системное фиксирование тех или иных сторон психики |
| Основными категориями развития научного знания являются: | а) законы; б) парадигма; в) методология; г) теория; д) гипотеза |
| Исследования, целью которых является опровержение существующей теории, гипотезы, закономерности, получили название | а) поисковых б) уточняющих в) критических г) воспроизводящих |
| По объекту оценивания можно выделить следующие виды тестов: | а) тесты интеллекта б) процессуальные тесты в) тесты состояний и свойств г) личностные д) тесты достижений |
| Интерпретативные методики предполагают: | а) создание из оформленных деталей осмысленного целого б) выбор предпочтения одних стимулов другим в) толкование, объяснение каких-либо событий и ситуаций |
| Научные проблемы должны отвечать следующим критериям: | а) актуальность б) доступность в) новизна г) теоретическая значимость д) практическая значимость е) конкретность |
| Метод анализа продуктов деятельности рассматривается как: | а) способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности б) метод опосредованного эмпирического исследования человека через распредмечивание, анализ материальных и идеальных продуктов его деятельности |
| Достоинствами проективных методик являются | а) «открытость» множества потенциальных ответов б) неопределенность материала или инструкции к заданию в) применение не ограничено возрастом испытуемых г) атмосфера доброжелательности при проведении |
III.Укажите неправильный вариант ответа (может быть несколько вариантов ответа)
| Основными методологическими принципами психологии являются: | а) принцип детерминизма б) принцип единства сознания и самосознания; в) принцип объективности; г) принцип причинной обусловленности |
| Научное психологическое исследование может осуществляться на нескольких уровнях: | а) теоретическом; б) эмпирическом; в) методическом; философско-методологическом |
| Коммунике- это: | а) обстановка, в которой происходит опрос б) информация, получаемая в ходе опроса |
| «Ядерную триаду» категорий психологии образуют: | а) образ б) отражение; в) мотив; г) действие; д) потребность |
| К числу признаков научного наблюдения относятся: | а) избирательность; б) систематичность; в) логичность; г) полнота; д) направленность |
| В настоящее время в психологии провозглашены парадигмы: | а) гуманитарная; б) личностно- ориентированная; в) естественно-научная |
| Задачи исследования- это: | а) промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в ходе исследования б) содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования; в) вопросы, на которые требуется найти ответы в ходе исследования |
| В классификации методов психологии Дружинина В.Н. выделяются следующие группы методов: | а) теоретические методы; б) эмпирические методы; в) методы психологической практики; г) интерпретационные методы; |
| «Экспериментальный» фактор- это: | а) внешние условия, в которых протекает эксперимент; б) система условий, которыми управляет экспериментатор |
| Валидность теста- это понятие: | а) указывающее на то качество, свойство, состояние, которое измеряется с помощью теста, и степень успешности этих измерений; б) отражающее точность диагностических измерений и устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов |
Ключ к тесту
| Номер вопроса | Ответ | баллы | Номер вопроса | Ответ | баллы |
| Да | В | ||||
| Нет | Б,в,д | 0,5 | |||
| Да | В | ||||
| Да | А,в,г,д | 0,5 | |||
| Нет | А | ||||
| Нет | В | ||||
| Нет | Б,д | ||||
| Да | В | ||||
| Нет | Б | ||||
| да | А,в | ||||
| А | В | ||||
| В | А | ||||
| Б | Б | ||||
| А,Д,Е | 0,5 |