1 Положительные внешние эффекты и эффективный выпуск чистых общественных благ.
2 Перегружаемые и исключаемые общественные блага.
3 Предложение общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема безбилетников.
Литература
1 Вэриан, Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов по экон. спец. / Пер. с англ. Под ред. Н. Л. Фроловой. М.: ЮНИТИ, 1997. С.662-677.
2 Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономикаю. В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004. Электронная версия.: https://microeconomica.economicus.ru/index1.php?file=17_3
3 Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПб. гоС. ун-та экон. и фин., 1998. - 447С.
4 Кац, М.Микроэкономика/М.Кац, Х.Роузен; Пер.с англ. И.Пустовалова и др.. – Мн.: 2004. – С.750-788.
5 Менкью, Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд./Пер.с англ. – СПб.: Питер, 2007. – С.268-283.
6 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под. ред. Н. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. 4-е изд., исправл. и доп.М.: КНОРУС. 2004. 592 С.
7 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2009. - С.430-435.
8 Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В.Тарануха; Под общ.ред.проф.А.В.Сидоровича. – М.: 2006. – С.597-599.
9 Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: Пер. с англ.: В 2 Т. М.: Финансы и статистика, 1992. – Т.2. – С.298-308.
10 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2005. – С.640-661.
Ключевые понятия и термины
Конкурентность (соперничество), исключаемость, чистое частное благо, чистое общественное благо, общее благо, исключаемое благо, кривая спроса на чистое общественное благо, проблема «безбилетника», социальное количество общественного блага, оптимальный объем общественного блага, перегружаемое общественное благо, величина перегрузки, клубные блага.
|
Вопросы для повторения
1 Каковы характерные особенности чистого частного блага? Чистого общественного блага?
2 Чем различаются кривые спроса на чистое общественное благо и на чистое частное благо?
3 В чем заключается проблема «безбилетника»?
4 При каких условиях производится эффективный объем выпуска общественного блага?
5 Почему в рыночной экономике объем выпуска общественного блага может быть меньше эффективного?
6 Производство каких общественных благ – перегружаемых или исключаемых – более вероятно отдельными фирмами?
7 Почему государство обеспечивает предложение некоторых благ, например, образования, которые не являются общественными?
Тесты и задачи
1 Какие из нижеперечисленных благ являются общественными:
а) общественное телевидение;
б) коммерческое телевидение;
в) бассейн, принадлежащий жилищному кооперативу;
г) честность;
д) НИОКР в области лечения и защиты от СПИДа?
2 Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что:
а) страны, полагающие только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества;
б) снижается образованность общества;
в) не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными;
|
г) все перечисленное верно.
3 Общественное благо G востребовано двумя группами потребителей. Готовность первой группы платить за это благо описывается функцией вида Р=5- G, а готовность второй – функцией вида Р=10-0,5 G, где Р – готовность платить за благо G, тыС.ден.ед., G – его количество, тыС.ед. Предельные издержки производства блага G заданы функцией МС=2,5 G. Каковы общественно эффективный объем предоставления блага G и готовность каждой из групп потребителей платить за него?
4 Ограниченные возможности рынка в предоставлении общественных благ обусловлены:
а) неспособностью частных производителей выявить такие блага;
б) высокой конкуренцией на рынке общественных благ;
в) способностью потребителей уклоняться от уплаты потребляемых благ;
г) государственным регулированием цен на такие блага.
5 Эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором:
а) ни один потребитель не ограничен в его потреблении;
б) общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления;
в) частные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления;
г) благо производится с наименьшими издержками.
6 Частные фирмы не способны осуществлять финансирование оптимального объема фундаментальных научных исследований потому, что эти исследования:
а) не дают прибыли;
б) приносят выгоды, которые не могут быть измерены в деньгах;
в) приносят выгоду обществу в целом, включая и неплательщиков;
|
г) все вышесказанное неверно, так как нерегулируемый рынок всегда поставляет оптимальный объем фундаментальных исследований.
7 Какие внешние эффекты проявляются при производстве чисто общественных благ:
а) положительные;
б) отрицательные;
в) положительные и отрицательные;
г) никаких.
8 Разница между кривыми спроса на чистое общественное и чистое частное благо заключается:
а) в большей эластичности кривой спроса на чистое частное благо;
б) потребители чистого общественного блага могут контролировать объем спроса;
в) кривая спроса на чистое частное благо формируется путем вертикального суммирования, а кривая спроса на чистое общественное благо – горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса;
г) совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса.
9 Чистое общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.(Да/Нет)
10 Для частного блага есть возможность ограничить его потребление размерами платы. (Да/Нет)
Литература
[10, С.430-447; 11, С.278-290; 14, С.587-601; 15, С.311-335; 16, С.354-368; 19, С.662-687; 27, С.780-788; 52, т.2, С.298-320]
Тема 14 ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА – 2 часа
1 Методология анализа общественного выбора. Концепция «Экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
2 Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя.
3 Общественный выбор в условиях предоставительной демократии: Лоббизм, Логроллинг, парадокс голосования.
4 Модели бюрократии. Поиск политической ренты.