Общие требования к механическому оборудованию




5.5.2.1 Требования к главным силовым установкам

Мощность главных судовых силовых установок должна соответствовать расчетным категориям сложностей районов их эксплуатации.

Мощность Рmin, кВт, на гребных валах пожарных судов должна быть не менее:

- для судов ледокольного типа, рассчитанных на эпизодические плавания в районах с толщиной льда не более 0,2 м, определяется по формуле:

Р=К1 . К2 . К3 . W, (5.5.1)

где К1 = 1,0 для гребных винтов фиксированного шага;

К2 = 0.9 для гребных винтов регулируемого шага;

К3 = φ/200 + 0,675, но не более 1,1,

где φ – угол наклона форштевня к горизонту.

Произведение К1 К2 во всех случаях должно быть не менее 0.85;

К3 = 1.2 В/W1/3, но не менее 1;

W – водоизмещение судна по летнюю грузовую ватерлинию, т;

В – ширина судна, м.

- для судов, не рассчитанных на эксплуатацию в районах, покрытых льдом, мощность главной силовой установки определяется традиционным способом.

Механические установки судов должны работать на:

- передний ход судна;

- задний ход судна;

- при длительных кренах до 200 на переднем и заднем ходах;

- при длительных дифферентах до 100 (при строительных дифферентах, равных нулю).

Примечания

1. Длительные крен и дифферент должны учитываться одновременно. Бортовая и килевая качка должны учитываться одновременно.

2. Величины динамических дифферента и крена не должны превышать указанные значения для длительных кренов и дифферентов не более чем на 50.

Механические установки должны обеспечивать при установившемся свободном заднем ходу судна не менее 80 % расчетной частоты вращения механизмов переднего хода в течение 2 часов.

Мощность заднего хода должна быть достаточной для торможения судна, идущего полным переднем ходом, в пределах длины, равной удвоенной длине его корпуса по КВЛ, т.е. не более 2 Lквл.

Должна быть предусмотрена возможность запуска механизмов при нерабочем состоянии судна без помощи извне.

Мощность главных механизмов должна обеспечивать скорость судна в грузу на тихой воде не менее 15 узлов.

Механизмы, устанавливаемые на пожарных судах, оборудование и системы должны сохранять работоспособность в условиях, указанных в таблице 5.5.2.

Таблица 5.5.2 – Сохранность работоспособности

№ п\п Места расположения механизма Пределы рабочей температуры
  Закрытые помещения От 0 0 до +45 0С
  Места на механизмах, подверженные воздействию температуры выше +45 0С и ниже 0 0С В соответствии с местными условиями
  Открытые палубы От минус 30 0С до +45 0С

 

Температура забортной воды должна приниматься в зоне от 0 0 до 35 0С.

Средства управления механизмами и оборудованием должны быть независимыми и устроены так, чтобы отказ одного из них не влиял на работу других. Должна обеспечиваться возможность пуска и реверсирования каждого механизма одним человеком. Направления возможных перемещений рычагов управления механизмами должно указываться стрелками с соответствующими надписями.

Перемещение рычагов управления главными механизмами в направлении от себя и вправо или вращение штурвала по часовой стрелке на нактоузах и стойках постов управления ходового мостика судна должны соответствовать движению судна в направлении переднего хода.

Эти же направления перемещения органов управления судном или механизмами на постах управления с обзором в направлении кормы (обзор в корму) должны соответствовать движению судна в направлении заднего хода.

Конструкция органов управления должна исключать возможность самопроизвольного изменения ранее заданного им положения.

Устройства управления главными двигателями и другими механизмами должны блокироваться таким образом, чтобы исключалась возможность пуска двигателей или механизмов при включенных валоповоротных и тормозных устройствах.

Конструкция системы дистанционного управления главными двигателями при управлении с ходового мостика или из ходовой рубки должна предусматривать подачу аварийно-предупредительного сигнала в случае ее поломки или аварийного отказа. В этом аварийном случае, до перехода управляющего человека на местное управление (аварийный пост), должны сохраняться заданные ранее режимы движения судна (направление и угловая скорость вращения гребного вала). При потере электропитания или давления в гидросистеме управления двигателями не должна изменяться мощность главных двигателей или направление и скорость вращения движителей (гребных винтов). Длительность (время) реверсирования (от момента перекладки рычага (ручки) управления до начала работы движителя с противоположным по направлению упором) не должна превышать от 10 до 15 секунд.

Если, кроме механического привода включения какого-либо механизма, предусматривается ручной привод этого же механизма, ручной привод должен автоматически отключаться при включении механического привода и при этом иметь блокировку, исключающую его включение при работе механизма.

5.5.2.2. Требования к постам управления

Посты управления, где бы они не располагались (в ходовой рубке, в кокпите или в других местах пожарного судна) должны быть оборудованы следующими устройствами сигнализации и управления:

1) устройствами управления главными двигателями, рулевым приводом, якорным устройством и другими судовыми механизмами дистанционного управления. Для винтового комплекса типа ВРШ в постах управления допускается предусматривать устройство для управления только движителями;

2) указателями частоты и направления вращения гребных валов, если установлен гребной винт фиксированного шага, частоты вращения гребных валов и положения лопастей винтов, если на судне установлены винты регулируемого шага, а также указатели частот вращения главных двигателей при наличии разобщительных муфт;

3) сигнализацией о состоянии главных двигателей, их готовности к работе, а также готовности к работе системы управления двигателями;

4) если на судне предусматривается несколько постов управления, то каждом посту должна иметься сигнализация, указывающая, с какого поста ведется управление судном и главными двигателями;

5) средствами общесудовой связи;

6) приспособлением или устройством, обеспечивающим экстренную (аварийную) остановку главных двигателей, независимую от системы управления ими, а также сигнализацию о включении (использовании) этого приспособления;

7) если используется в качестве движителя гидроприводное ВРШ, то должна быть сигнализация о минимальном давлении в гидросистеме ВРШ, а также сигнализация о перегрузке двигателя, работающего на ВРШ.

При дистанционном управлении главными двигателями и судном должны быть предусмотрены местные посты управления механизмами. При дистанционном управлении двигателями с помощью механических связей по согласованию с классификационным органом местные посты управления двигателями могут не предусматриваться. Дистанционное управление главными механизмами из ходовой рубки должно осуществляться одним органом управления для каждого двигателя с автоматическим переключением всех возможных режимов работы двигателей. В установках с ВРШ может использоваться система с двумя элементами управления.

Все задаваемые режимы работы главных двигателей и ВРШ должны отражаться соответствующими приборами или указателями на пультах центрального поста управления судном.

Каждый местный пост управления главными двигателями должен быть оборудован средствами двусторонней связи с ходовым (центральным) постом управления.

Контрольно-измерительные приборы должны быть расположены в легкодоступных местах с хорошим освещением в дневное и ночное время.

На шкалах приборов, измеряющих давление и частоты вращений, должны быть нанесены предельно допустимые значения измеряемых параметров, а также нанесены ограничительные линии или иные знаки в виде ярко окрашенных (например, красных) линий или зон. Запретные зоны частот вращения также должны отмечаться на шкалах показывающих приборов.

5.5.2.3. Требования к машинным помещениям

Требования к расположению машинных отделений (МО)

Когда главная энергетическая установка пожарного судна выбрана, размеры МО уточняются с учетом конкретных размеров корпуса судна. Для расположения МО выбирается область внутреннего объема корпуса судна, обладающая наибольшей шириной или близкая к ней. Второй искомой величиной является длина МО. Зная длину главного двигателя, редуктора, длину упорного подшипника, если он выносится из редуктора, устанавливается длина МО с учетом необходимого расстояния между упорным подшипником и кормовой переборкой помещения МО, а также между носовой кромкой главного двигателя и носовой переборкой помещения МО. При этих вычислениях должны учитываться:

1) достаточность полноты обводов корпуса судна для нормального размещения механизмов и их оборудования, а также удобство прокладки валолинии с учетом ее необходимого (допустимого) уклона;

2) удобство размещения выхлопного трубопровода и его оборудования, а также удобство размещения вспомогательного двигателя;

3) возможность агрегатной замены главных и вспомогательных двигателей;

4) требование, связанное с влиянием размеров МО на непотопляемость судна.

Расположение механизмов, двигателей и арматуры должно быть таким, чтобы обеспечивался свободный доступ к ним для обслуживания и ремонта, с учетом необходимости выполнения требований к выходным путям из МО.

Воздушные компрессоры должны устанавливаться в таких местах, где всасываемый воздух минимально загрязняется парами технических жидкостей, топлива и другими горючим жидкостями.

Вспомогательные установки жидкого топлива с рабочим давлением выше 1,5 МПа, а также гидравлические установки должны размещаться в отдельных помещениях со стальными дверями или в выгородках, закрывающихся специальными стальными крышками, изолирующими эти помещения в случае самовоспламенения в них жидкого топлива. Ширина проходов между механизмами по всей длине должна быть не менее 600 мм, а высота – не менее 1900 мм. В обоснованных случаях локальная ширина прохода между механизмами может быть уменьшена до 500 мм на длине не более 1 м.

Требования по расположению топливных цистерн и баков

Топливные цистерны на металлических пожарных судах должны составлять часть корпусных конструкций судна и должны располагаться вне машинных помещений. Если топливные цистерны по необходимости располагаются рядом или внутри машинных помещений их поверхности в зоне МО должны быть минимальными и могут иметь общую границу с цистернами двойного дна.

Топливные и масляные цистерны не должны размещаться над трапами, двигателями внутреннего сгорания, газовыпускными трубами, механизмами и оборудованием с температурой поверхности под изоляцией более 200 0С, выходами, электрооборудованием и постами управления главными двигателями и должны быть максимально удалены от них.

Требования по установке сопутствующего оборудования

Механизмы и оборудование, входящие в состав главной механической установки (ССУ), должны устанавливаться и закрепляться на прочных и жестких фундаментах.

Двигатели, у которых из-за особенностей конструкции не обеспечивается доступ ко всем узлам для обслуживания, проверки и ремонта, разрешается устанавливать только при условии обеспечения возможности их комплектной замены на судне или при условиях, предусматриваемых документацией по проведению плановых регулярных ремонтов на судне.

Главные механизмы, их передачи, упорные подшипники валопроводов должны крепиться к фундаментам чистыми болтами или с помощью специальных упоров, если они крепятся к фундаменту без амортизаторов, если же используются амортизаторы, то они должны быть подобраны индивидуально под устанавливаемый механизм или одобрены классификационным органом.

Амортизирующие крепления механизмов и оборудования должны:

- сохранять виброизолирующие свойства для амортизированных механизмов и оборудования в условиях окружающей среды;

- быть стойкими к воздействиям агрессивных сред, температур и различных излучений;

- иметь мягкую заземляющую перемычку достаточной длины для предотвращения помех радиоприему и выполнения требований техники безопасности;

- исключать создание помех работе другого оборудования, устройств и систем.

Установка механизмов и другого оборудования на наружной обшивке, водонепроницаемых переборках, стенках туннелей валопроводов допускается при условии крепления этих механизмов к ребрам жесткости или использовании специальных кронштейнов, приваренных к листам переборочной или бортовой зашивок в районах ребер жесткости (шпангоутов, рам и других силовых конструкций). Прокладки, располагающиеся между фундаментами и опорными плитами, должны состоять не более, чем из двух частей.

Болты, крепящие главные и вспомогательные механизмы, подшипники валопровода к корпусным фундаментам, концевые гайки валов, а также болты, соединяющие части валопровода, должны быть застопорены для предотвращения самопроизвольного ослабления.

При установке механизмов на амортизаторы амплитуда колебаний этих механизмов не должна превышать:

0,4 мм при частоте колебаний f ≤ 17 Гц;

300/f при частоте колебаний f > 17 Гц.

Механизмы с горизонтальным расположением валов следует устанавливать так, чтобы оси валов были параллельны ДП судна. Установка таких механизмов в иной ориентации допустима, если техническими условиями этих механизмов предусматривается такая установка, т.е. конструкции этих механизмов допускают большие и длительные нагрузки вдоль осей горизонтальных валов.

Механизмы для приводов электрогенераторов должны быть предварительно собраны на единой общей платформе с генераторами, а затем устанавливаться на силовом наборе корпуса судна.

Примечания

1. При креплении достаточно громоздких и тяжелых механизмов на силовом наборе корпуса судна вместо использования призонных болтов могут применяться черные болты с последующей установкой на сварке специальных ограничительных упоров, исключающих смещение этих механизмов в двух взаимно перпендикулярных горизонтальных плоскостях.

2. Затягивание на болтах крепящих гаек должно осуществляться динамометрическими ключами.

Требования к трапам

Ступени трапов должны иметь глубину от 60 до 100 мм и ширину не менее 500 мм. Трапы должны быть изготовлены из нескользких материалов или решеток. Наклон рамных балок трапов относительно горизонта не должен превышать 600. На судах с Lквл < 15 м допускается использование вертикальных трапов в спусках или подъемах, которые могут использоваться только командой судна. Вертикальные трапы должны иметь ширину не менее 300 мм, расстояние между ступенями не более 300 мм, а сами ступени могут быть трубками диаметром от 25 до 30 мм. Наклонные трапы должны иметь перила высотою не менее 0,9 м.

Требования к палубным настилам

Листы палубного настила (слани) в машинных помещениях должны быть огнестойкими и изготовлены из:

для судов длиной более 16 м – листового рифленого железа;

для судов длиной менее 16 м:

- из листов рифленого железа;

- из любого достаточно прочного листового материала: дерева, пропитанного любой негорючей жидкостью.

Все пайолы (слани) должны быть съемными и иметь приспособления для фиксации на штатном месте расположения. Толщины листов такие, которые исключают их прогибание в условиях эксплуатации. Масса и размеры каждого пайола должны быть такими, чтобы обеспечивалась возможность поднятия каждого одним человеком (масса 1 пайола ≤ 20 кг). Узлы механизмов и арматура не должны нависать над листами пайолов. Каждый пайол должен иметь не менее двух устройств для его подъема одним человеком, расположенных таким образом на пайоле, чтобы ЦТ пайола находился на середине линии, соединяющей устройства для его подъема.

Все наружные части механизмов и приводы, представляющие опасность для обслуживающего персонала и пассажиров, должны иметь ограждения высотой не менее 1 м или быть накрыты индивидуальными кожухами.

Требования к дверям и крышкам люков различного назначения

Двери и крышки люков различного назначения, через которые возможен выход из машинных помещений, должны открываться наружу (из помещения) и закрываться, и открываться, как изнутри, так и снаружи.

Крышки сходных люков сверху должны иметь надпись, запрещающую укладывание на них любых предметов. Крышки световых люков, не предназначенных для выходов, должны иметь закрывающие их устройства снаружи.

Все крышки люков и двери, ведущие снаружи во внутренние помещения корпуса судна, должны быть водонепроницаемыми.

Стекла световых люков должны иметь снаружи решетки, защищающие их от механических повреждений и установленные таким образом, чтобы в случае пожара внутри корпуса судна исключалась бы возможность их выпадения.

Все двери, ведущие из машинных помещений в другие помещения внутри корпуса судна, должны иметь застекленные смотровые отверстия и быть также водонепроницаемыми, закрывающимися как снаружи, так и изнутри. Кроме того, на этих дверях снаружи (со стороны других помещений) должны быть надписи, указывающие, в какое помещение ведет дверь. Каждая такая дверь должна быть поднята над пайолом на высоту стандартного комингса высотой не менее 0,5 м.

Если машинные помещения судна располагаются в средней части корпуса судна, то весь комплекс машинных помещений должен иметь минимум две двери (одна - ведущая из него в носовые помещения корпуса судна, а вторая – в кормовые помещения).

Если машинные помещения судна располагаются в корме судна, то весь комплекс машинных помещений должен иметь также минимум две двери, по левому и правому бортам корпуса судна. Перед переборками, отделяющими машинные помещения от других помещений, внутри машинного помещения, должен быть обеспечен проход, обеспечивающий переход с одного борта на другой.

Требования к изоляции нагревающихся поверхностей

Поверхности оборудования и трубопроводов машинных помещений, нагревающиеся свыше 220 0С, должны быть специально изолированы. Кроме того, должны быть приняты меры после установки изоляции, обеспечивающие длительную сохранность изолирующих материалов, а также меры, предотвращающие разрушения изоляции от вибрации и механических повреждений. Конкретные меры зависят как от вида изоляции и способа ее нанесения на изолируемую поверхность, так и от действий экипажа судна во время эксплуатации судна в навигационный период. Поэтому, проектировщиком судна должен быть разработан комплекс технической документации по действиям членов судового экипажа в навигационные период.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: