Работа секретаря предполагает многочисленные контакты с людьми. Умение взаимодействовать с людьми различного социально-психологического уровня – важное качество профессионального секретаря.
Секретарь является первым человеком, с которым встречается посетитель. От того, какое впечатление у него сложится от беседы с секретарем, зависит его отношение к организации в целом, в частности, станет ли он корпоративным клиентом или нет. Поэтому профессиональный секретарь должен знать правила, приемы и секреты делового общения, должен уметь устанавливать контакты.
Чтобы иметь верное представление о человеке, нужно, во-первых, уметь наблюдать, во-вторых – по возможности исключать ошибки восприятия.
Опираясь на особенности восприятия человека человеком, секретарю необходимо:
1) развивать наблюдательность, обращать внимание на все особенности внешнего облика и психологического склада человека;
2) стремиться получить полную информацию о человеке, чтобы ничего не домысливать;
3) давать по возможности полную информацию о себе, пресекая этим все слухи;
4) говорить с партнером на его языке;
5) беседовать с сотрудниками и партнерами в удобном месте, в спокойной обстановке и в спокойном состоянии;
6) не поддаваться влиянию предварительной информации о партнере;
7) пояснять свои действия; говорить другим о своих ожиданиях, чтобы предотвратить разочарования и претензии;
8) не считать свое представление о нормах поведения единственно возможным;
9) делать для других не то, что Вы считаете нужным, а то, чего бы они хотели, чтобы Вы делали для них;
10) только тогда они будут воспринимать это положительно;
11) быть таким, каким хотите, чтобы Вас видели;
|
12) для того, чтобы оценка человека была объективной, старайтесь наблюдать, оценивать и делать выводы беспристрастно.
Действия секретаря в конфликтных ситуациях
В идеале секретарь - мастер компромиссных решений, сильный, эмоционально уравновешенный человек, способный вовремя разрядить обстановку, владеющий искусством бесконфликтного общения. Такой секретарь –
ü не употребляет конфликтогенов;
ü не отвечает конфликтогеном на конфликтоген;
ü проявляет эмпатию (сочувствие) к собеседнику;
ü проводит как можно больше благожелательных посылов;
ü свободен от стремления к превосходству (еще Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным»);
ü преодолевает свой эгоизм («самая почетная победа - та, которую одерживают над эгоизмом»);
ü сдерживает свою агрессию одним из трех способов -
· пассивным - может «поплакаться» кому-то, пожаловаться, выговориться;
· активным - с помощью двигательной активности, например занятий спортом;
· логическим - приемлемым преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному, для которых сама по себе аналитическая работа ведет к успокоению.
Тактика поведения в конфликте
Если избежать конфликта не удалось и он развивается, надо пустить в действие механизм поведения в конфликте.
Первый прием правильного поведения в конфликтной ситуации - демонстрация усиления собственных ресурсов. Ее цель - показать конфликтной стороне, что у Вас есть реальная возможность усилить свою позицию в такой степени, что у собеседника не останется аргументов в свою защиту. Это можно сделать, например, путем демонстрации инструкций, распоряжений, ссылкой на авторитеты.
|
Второй прием - тактика благосклонного выжидания. Отсутствие определенных действий с Вашей стороны (например, Вы медлите с окончательным ответом собеседнику). В результате создается ситуация неопределенности, которая вынуждает собеседника предпринять какие-либо действия для усиления собственной позиции. В состоянии повышенного напряжения собеседник делает неверные шаги, излишне раскрывается, что дает Вам возможность получить дополнительную информацию, которую в дальнейшем можно использовать как аргумент.
Если демонстрация собственных ресурсов и тактика благосклонного выжидания не дает нужного результата, можно пойти на незначительные уступки конфликтующей стороне, не уступая при этом в главном.
Очень эффективной является тактика ограничения собеседника во времени. Если Вы заставите собеседника подождать, его эмоциональный настрой или агрессивность могут понизиться.
Литература
ü Круглянская Л.Я. Настольная книга секретаря/ Л.Я. Круглянская.- СПб.: Издательский дом Герда, 2005.- 400с.