Эссе: «Разработка предложений по внедрению более рациональных стилей руководства»
Выполнили:
студентки II курса,
группы Э-223,
Бондарь Н.С.,
Жихарева Е.С.,
Зверева Н.П.
Научный руководитель:
д.э.н, профессор
Бабкина Л. Н.
Санкт-Петербург
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 14
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА.. 20
ПРИЛОЖЕНИЕ. 27
Приложение 1. Анкета. 27
«Уровень внедрения различных управленческих характеристик в ООО «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта». 27
Приложение 2. Таблица 1. SWOT-анализ уровня внедрения демократического стиля руководства в ООО «ПХСНП». 29
Приложение 3. Анализ SWOT-анализ. 32
Приложение 4. Рис. 1. Модель целевой ориентации системы управления ООО «ПХСНП»………………………………………………………………………...33
Приложение 5. Табл.2. Описание критериев МЦО системы управления ООО «ПХСНП». 35
Приложение 6.Рис.2. Организационная структура ООО «ПХСНП». 37
Приложение 7. Табл.3. План конкретных мероприятий ООО «ПХСНП» на 2013 год. 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в рамках формирующегося глобального экономического сообщества руководители предприятий и организаций различных уровней и масштабов все чаще сталкиваются со следующими вопросами: «Как правильно управлять персоналом, координировать действия подчинённых?», «Какой стиль руководства выбрать, а главное, как правильно внедрить его в свое предприятие?». Управление - сложный, многогранный процесс, а значит, каждый менеджер нуждается в четком плане, схеме руководства. От того, насколько будет правильным выбор стиля управления, зависит результативность работы всего предприятия. Руководство компанией – это искусство. От руководителя любого коллектива требуется профессионализм, ум и определенные навыки. Управляющий предприятия, даже самого маленького, состоящего из нескольких человек, должен понимать, что главной задачей для него является совмещение успешной личной работы с продуктивной деятельностью фирмы. Иными словами, управляемый коллектив должен стать коллективом творческих и исполнительных людей, которые слаженно, бесконфликтно и успешно выполняют поставленные перед ними задачи. От этого зависит не только карьерный рост управленца, но и авторитет его предприятия. Именно поэтому с уверенностью можно сказать, что вопрос, затронутый нами в данном эссе, является актуальным и нуждающимся в глубоком, кропотливом изучении.
|
Цель нашего эссе: сформировать предложения по корректировке имеющихся и внедрению более современных и рациональных стилей руководства.
Задачи нашего исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования и использования различных стилей руководства.
2. Провести анализ степени внедрения того или иного стиля в различных организациях и предприятиях всех уровней и масштабов.
3. Сформировать предложения по внедрению различных стилей руководства на предприятия.
Предметом исследования являются стили руководства, существующие на практике.
Объектом нашего исследования является общество с ограниченной ответственностью «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта». Компания осуществляет следующие виды деятельности на территории Сибирского федерального округа:
|
1. Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
2. Оптовая торговля топливом.
3. Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин.
Компания работает в следующих отраслях промышленности:
1. Связь
2. Сухопутный и трубопроводный транспорт
3. Железнодорожный транспорт
4. Наземный железнодорожный транспорт общего пользования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Честерфилд говорил, что «стиль - одежда мысли», а Бюффон утверждал: «Стиль - это сам человек». Справедливость этих афоризмов подтверждается и современным толкованием стиля управления, который оценивается как совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций и стоящих задач.
Менеджерами применяются определённые стили управления, такие, как технократический, авторитарный (диктаторский), либеральный, демократический. Все они представлены на рисунке 1. [1.Стр.236]
Стили руководства |
Либеральный |
Технократический |
Демократический |
Авторитарный |
Рис.1. Стили руководства
Как видно из рис.1, существует несколько разноплановых стилей руководства.
Сначала хотелось бы рассмотреть технократический стиль. Его руководитель называется технократом. Технократ - человек, который глубоко знает специфику производства, которым руководит. Основную часть в свое время занимается выполнением плана, получением высоких технико-экономических показателей трудового коллектива, но абсолютно не интересуется и не занимается его социальными проблемами.[2.Стр.288]
|
Вместе с тем, социологические исследования показывают, что большая часть рабочего время руководителя идет на решение социальных проблем, работу с кадрами. Игнорирование их отрицательно отражается на трудовом коллективе.
Однако, стоит отметить, что по данным статистики, данный стиль руководства менее всего используется в настоящее время. Следующие три стиля, которые мы рассмотрим, наиболее распространены. Рассмотрим их подробнее (в таблице 1). [3.Стр.167]
Как видно из табл. 1, существуют три основных стиля руководства. Воспроизведем характерные черты, соответствующие этим типам руководства (различающимся главным образом по признакам порядка распределения обязанностей, методов подготовки, принятия и организации выполнения решений, форм контактов с исполнителями и контроля их деятельности).
Директивный (автократический) стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.
Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к чужому мнению, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требует беспрекословного подчинения его указаниям — «делать, что велено». Если и проводятся совещания, то лишь для соблюдения формальности, ибо решения у руководителя, как правило, готовы. [4.Стр.382 ]
Ныне при возрастающей роли субъективного фактора и возросшем интеллекте работников жестко автократический стиль руководства становится неприемлемым. Не будет преувеличением замечание, что в наши дни автократизм — признак скорее слабости, нежели силы. [5.Стр.376]
Таблица 1. Стили руководства
Параметры взаимодействия менеджера с коллективом | Стили руководства | ||
Авторитарный | Либеральный | Демократический | |
1. Приемы принятия решений | Единолично решает вопросы | Ждёт указаний от руководства или решения совещания | Перед принятием советуется с подчиненными |
2. Способ доведения решений до исполнителя | Приказывает, командует, распоряжается | Просит, упрашивает | Предлагает, просит |
3. Отношение к инициативе | Полностью подавляется | Отдаёт инициативу подчинённым | Поощряет, используя в интересах дела |
4. Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на подчинённых | Снимает с себя всякую ответственность | Распределяет ответственность в соответствии с полномочиями |
5. Отношение к подбору кадров | Старается избавиться от квалифицированных работников | Подбором кадров не занимается | Подбирает деловых, грамотных работников |
6. Стили общения | Держит дистанцию | Боится общения, общается с подчинёнными по их инициативе | Дружески настроен, любит общение |
7. Отношение к недостаткам собственных знаний | Всё знает – всё умеет | Пополняет свои знания, поощряет это стремление у подчинённых | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
8. Характер отношений с подчинёнными | Диктуется настроением | Мягок, покладист | Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль |
Либеральный стиль отличается безынициативностью нежеланием принять на себя ответственность за решения и их последствия, если они неблагоприятны. Руководитель либерального стиля мало вмешивается в дела подчиненных, малоактивен, очень осторожен, непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение.[6. Стр.256]
Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Готов выслушать критику и соображения, но по большей части оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. Кроме того, руководитель-либерал недостаточно требователен к подчинённым. Не желая портить с ними отношения, он часто избегает решительных мер; случается, он что уговаривает их выполнять ту или иную работу.[7.Стр.15]
Руководитель либерального стиля не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует действия подчиненных.
Демократический стиль руководства в отличие от автократического предполагает: предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок, уважительное отношение к людям и забота об их потребностях.[8.Стр.36]
Руководитель демократического стиля во всей своей деятельности опирается на общественные организации. Лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он старается чаще советоваться с ними и прислушивается к мнению коллег, не подчеркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Он смело идет на оправданный риск.
Поощряя инициативу снизу и подчеркивая свое уважение к подчиненным, он дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб, не только прислушивается к их мнению, но и учитывает его. Контроль над деятельностью подчиненных осуществляет не единолично, а с привлечением членов самого коллектива.
Такой руководитель не привержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т. п. Хорошо зная достоинства и недостатки подчинённых, как и свои, он спокойно выслушивает возражения относительно собственной позиции по тем или иным вопросам, не считает разумным всегда настаивать на собственном решении, не отвергает компромиссных решений, если они не вредят принципиальным интересам системы. Конфликты он воспринимает как закономерное явление, старается из них извлечь пользу на будущее, вникая в их первопричину и суть.[9.Стр.54]
Руководитель демократического стиля считает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных перед ними задач.
Демократический стиль поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию атмосферы взаимного доверия.[10.Стр.34]
Итак, рассмотрев основные стили руководства, мы хотел бы подвести следующие итоги в виде таблицы 2.
Как видно из таблицы 2, различные стили управления применяются в дифференцируемых ситуациях. Например, авторитарный стиль управления лучше всего использовать в случае, если управляемая команда состоит из низкоквалифицированных работников, не способных к самостоятельному принятию решений и слаженной работе. Напротив, либеральный стиль руководства используется в ситуациях, когда руководитель полностью доверяет решению своих высококвалифицированных работников.[11.Стр.78]
Таблица 2. Сильные и слабые стороны стилей управления
Стиль управления | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля | Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху | Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях | Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Внимание срочности, порядку, предсказуемость результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива | Требует много времени на принятие решений | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Тот или иной стиль руководства обычно не встречается в чистом виде. В реальной жизни в поведении почти каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них.
Успешность выбора стиля в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиций коллектива, а также свои собственные возможности, обусловливаемые уровнем образования и стажем работы, психологическими качествами.[12.Стр.89]
Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но в немалой степени также oт подготовки и поведения подчиненных. На формировании стиля руководства сказываются также иерархия и конкретные ситуации. В тех случаях, когда коллектив слабо организован, мало в нем инициативных и сознательных работников, межличностные и межгрупповые отношения оставляют желать лучшего, социальные и воспитательные задачи не всегда успешно могут решаться руководителем, придерживающимся демократического стиля работы. Наоборот, в таком коллективе автократ, с присущей ему энергичностью и жесткой требовательностью, может оказаться более к месту. Поэтому автократический стиль в принципе не противопоказан и для нынешнего руководителя, особенно в экстремальных ситуациях, когда он берет на себя всю полноту ответственности и требует беспрекословного повиновения подчиненных. Приходится прибегать к этому стилю и в общении с теми, кто воспринимает демократичность руководителя как слабость.[13.Стр.42]
Сегодня у автократического стиля нет будущего: при достаточно высоком уровне интеллекта работников очевидна возрастающая роль специалистов, склонных к самостоятельным действиям. В наше время успехи в системе, руководимой в директивном стиле, особенно в длительной перспективе, зачастую скорее кажущиеся, нежели действительные. Обычно после некоторых достижений, обеспеченных «твердой рукой», неизбежно наступает упадок. И тогда нередко обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, не говоря уже об огромных потерях, сопряженных с подавлением инициативы подчиненных и унижением их человеческого достоинства. Сегодня не может рассчитывать на успех такой руководитель, который видит в подчинённых только исполнителей.
С либералом, как и с автократом, трудно работать. Действия либерала во многих отношениях неудовлетворительны, но он может быть привлекателен манерой общения с подчиненными. При прочих равных условиях наибольшие достоинства признаются за руководителем демократического стиля работы, который, кстати, в критической ситуации может поступать как автократ.[14.Стр.32-36]
Для сравнительной оценки отдельных стилей примечательны следующие результаты наблюдений. В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны безотносительно к тому, на службе руководитель или в командировке, отпуске и т. п. При автократическом же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В коллективе, возглавляемом либералом, в его присутствии работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива.[15.Стр.67]
Тем не менее, выдавать некие общие и детализированные рекомендации относительно стиля руководства — занятие рискованное.
Стиль руководства не является раз и навсегда заданным, застывшим: он может и должен меняться в зависимости от условий. В то же время «стиль» — категория достаточно устойчивая. Его обновление в большинстве случаев сопряжено с немалыми усилиями, с психологической перестройкой.
Важным условием, определяющим эффективность управления, является авторитет самой личности руководителя. Если авторитет высок, позволительны как демократические, так и авторитетные методы. Это объясняется тем, что слова любимого и уважаемого человека имеют большую внушающую силу, выслушиваются с полным доверием. Его требования выполняются охотно, в то время как те же самые требования могут вызвать негодование и протест, если они исходят от неприятного и неуважаемого человека. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что большой авторитет приносит не только пользу, но и вред. С одной стороны, он позволяет легко властвовать, подчинять себе руководимых, а с другой — способствует подавлению их самостоятельности и инициативы, творческого мышления. Коллектив имеет тенденцию добровольно отдавать бразды правления своему руководителю, если он пользуется непререкаемым авторитетом, воспринимается как носитель истины в последней инстанции. Сам того не замечая, руководитель может превратиться в диктатора, одним лишь своим присутствием сковывающего своих подчиненных. В таких условиях развитие самоуправления в коллективе и настоящая демократизация его жизнедеятельности едва ли возможны.
Если высокоавторитетный руководитель не желает стать автократом, у него есть лишь один выход: тактично останавливать постоянно обращающихся за советом членов коллектива и приучать их думать самостоятельно, не торопиться на совещаниях обнародовать свои мысли и всячески поощрять активность других. Нельзя позволять своему авторитету парализовывать самодеятельность коллектива.[16.Стр.42, 45-47]