ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




Как указано во введении, объектом нашего исследования является ООО «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта», которое занимается оптовой торговлей различными видами топлива. Очевидно, что у любого предприятия, будь то маленькая фирма или крупный концерн, имеются проблемы различного характера. Касательно нашего исследования мы подвергнем анализу сферу стилей управления данным предприятием для того, чтобы выяснить, насколько хорошо внедрены те или иные управленческие функции, необходимые для качественной работы фирмы.

Чтобы выяснить, насколько работники удовлетворены руководством в компании, с помощью составленной нами анкеты мы опросили десятерых человек (руководителя планово-экономического отдела и трёх его подчинённых, начальника научно-исследовательской лаборатории, заведующего административно-хозяйственной частью и двух его подчинённых, а также двух работников, отвечающих за сбыт и распространение продукции).

Конечно, прежде всего, мы выяснили, к представителям какого стиля руководства (директивного, демократического или либерального) вышеуказанные работники причисляют управляющих своей компанией. Все опрошенные сошлись во мнении, что в ООО «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта» используется демократический стиль, что не может не радовать. Ведь, как известно, такой стиль предполагает предоставление подчинен­ным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок, уважительное отношение к людям и забота об их потребностях.

Руководитель демократического стиля старается советоваться с работниками и прислушивается к мнению коллег, не подчеркивает сво­его превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей.

Кроме того, такой руководитель считает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных перед ними задач.

Следующим этапом нашего анализа стало проведение анкетирования, краткие результаты которого представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, в целом данные достаточно хорошие, больше половины опрошенных считают, что различные управленческие характеристики в ООО «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта» находятся на высоком уровне, однако, имеются и некоторые проблемные стороны. Проанализируем полученные данные.

Первым пунктом в анкете значится: «Способность быстро принимать решения». 7 опрошенных из 10 отметили, что эта характеристика управления в данной фирме находится на высоком уровне, а 3 человека посчитали, что на среднем. К счастью, низкий уровень способности быстрого принятия важных решений не отметил никто из респондентов. Однако, как показывает анализ опы­та хозяйствования ряда российских предприятий, их руководите­ли и менеджеры не вполне умеют своевременно принимать правильные решения. Как мы понимаем, это может привести к печальным последствиям: потере прибыли, клиентов, банкротству и т. п.

Следующий вопрос относился к умению менеджеров делегировать полномочия. В силу русского менталитета руководитель компании часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.

 

 

Таблица 1. Уровень внедрения различных управленческих характеристик в ООО «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта»

Характеристика стиля управления Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
(количество ответивших. Всего опрошено 10 человек)
  1. Способность быстро принимать решения     -
2. Умение менеджеров делегировать полномочия      
3. Уровень профессионализма     -
4. Внимание к корпоративной культуре      
5. Применение современных методов и приёмов менеджмента     -
6. Навыки реализации продукции   - -
7. Управление финансовыми ресурсами компании   -  
8. Наличие экологических проблем (устаревшего оборудования и технологий) -    
9. Умение формировать команду, подбирать кадры      
ИТОГО (из 90 возможных)      

 

В подтверждение данной мысли высказались и респонденты – только двое отметили высокий уровень использования данной функции, 5 человек посчитали, что уровень средний, и трое отметили низкий уровень.

Касаясь вопроса профессионализма, опрашиваемые в своем большинстве (8 человек) заметили, что он находится на высоком уровне; 2 человека высказались за средний. Таким образом, можно утверждать, что в исследуемой нами фирме - достаточное число профессионалов-менеджеров и профессионалов-специалистов.

Отдельный вопрос в анкете был посвящён вниманию к корпоративной культуре. Здесь мнение оказалось практически диаметрально противоположным. Двое из десяти считают, что уделяется большое внимание к корпоративной культуре, и по 4 человека проголосовали за средний и низкий уровень. Так, мы видим, что данная проблема требует вмешательства руководства фирмы для принятия оптимального решения.

Мы также узнали и про применение современных методов и приёмов менеджмента. 9 опрошенных посчитали, что этот пункт находится на высоком уровне, о чем свидетельствуют применение брейнсторминга (метода мозгового штурма, используемого при вы­работке управленческих решений), модерации (подхода предпола­гающего свободу мнения, используемого для эффективной подго­товки, проведения и анализа рабочего совещания, семинара, де­ловой встречи), ролевых игр, презентаций и др. И только один человек посчитал, что применение модернизированных приемов менеджмента находится на среднем уровне.

По поводу навыков реализации продукции мнение было единогласным – все члены коллектива ООО «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта» посчитали, что данные навыки высоки, т. е. руководители предприятия отлично вла­деют современными инструментами маркетинга.

Следующий пункт в анкете назывался: «Управление финансовыми ресурсами компании». Появление и внедрение системы финансового менеджмента на рос­сийских предприятиях вызвано рыночными преобразованиями и формированием рынка ценных бумаг. Все больше предприятий приходят к необходимости создания специальных финансовых служб или найма финансового менеджера для управления финан­совыми средствами с помощью специального инструментария.

В настоящее время трудно стимулировать работника Доской почета или записью благодарности в трудовую книжку. Формы мотивации изменились — теперь это денежные премии, поез­дки за рубеж или по стране, оплаченные предприятием, свобод­ный график работы и т.п.

Семь опрошенных из десяти считают, что управление финансовыми активами в компании находится на высоком уровне, однако трое с ними не согласны, и имеют противоположное мнение.

Предпоследний пункт в анкете – «Наличие экологических проблем (устаревшего оборудования и технологий)». Для менеджеров российских предприятий экологические пробле­мы являются одними из наиболее актуальных. До сих пор суще­ствуют предприятия с оборудованием XIX или начала XX вв. Эко­логически безопасные технологии стоят недешево, поэтому при­рода систематически загрязняется отходами производства.

Те руководители, которые осознают экологическую опасность, пытаются создать на своих предприятиях систему экологического менеджмента. К сожалению, никто из респондентов не указал, что данный фактор решается на высоком уровне; мнения разделились почти пополам: 6 – за средний уровень и 4 – за низкий.

И, наконец, голоса за пункт «Умение формировать команду, подбирать кадры» распределились следующим образом: пятеро полагают, что здесь все находится на высшем уровне, четверо – что на среднем и один – на низшем. Это свидетельствует о том, что, поскольку далеко не все удовлетворены способностью менеджеров грамотно подбирать персонал, назревает необходимость перемен.

Психологические науки, такие как социальная психология, упра­вленческая психология и другие уже долгое время считались у нас «порождением капитализма». За это мы сейчас расплачиваемся. Не только менеджеры российских предприятий, но и руководители страны часто не умеют формировать команду. Отсюда бесконечные увольнения, конфликты интересов и т.д.

Менеджер должен владеть методикой определения характеров людей, их темперамента. Он должен уметь подбирать и обучать ра­ботников, расставить их по соответствующим местам, а при необ­ходимости — увольнять.

Итак, подвергнув тщательному анализу влияющие на качество управления компанией факторы, мы пришли к выводу о том, что на исследуемом нами объекте ООО «Прием, хранение, сбыт нефтепродукта» не все находится на самом высоком уровне. Это означает, что для топ-менеджеров и руководителей компании открывается широкое поле деятельности.

Как видно из проанализированного материала, мы выявили несколько недочётов, требующих исправления. Поэтому в следующей главе мы дадим несколько предложений по внедрению определённых направлений для решения перечисленных выше проблем.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: