УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Предупреждение эмоционального
Выгорания педагога
Практические материалы
Витебск
2016
ББК 88.4, 74.204
Печатается по решению редакционно-издательского совета государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Составитель:
М.Г.Брауде, методист отдела планирования и мониторинга учебного процесса Витебского областного института развития образования
Рецензенты:
Н.А.Крутовцова, методист отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования Витебского областного института развития образования,
Ю.А.Епифанцева, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа №5 г.Витебска»
П 71 Предупреждение эмоционального выгорания педагога: практические материалы. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2016. – 21 с.
В данной публикации представлены диагностические материалы, которые помогут выявить наличие или отсутствие синдрома эмоционально выгорания у педагогов, а также приёмы и методы эффективной саморегуляции, направленные на осознание и снижение напряжения в ситуациях профессионального стресса.
Материалы адресуются слушателям повышения квалификации, педагогам-психологам, педагогам начального и общего среднего образования.
ББК 88.4, 74.204
Введение
Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является всестороннее развитие личности ребёнка. Важным фактором развития ребёнка, активно самореализующегося в дальнейшей жизни, является личность самого учителя, от эффективности деятельности которого во многом зависит будущее всего общества. Забота о физическом, психическом и духовном здоровье учителя, о развитии его индивидуальности напрямую связана с ростом его профессионального мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества.
Особенностью педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Повторение ситуаций профессиональных стрессов приводит к ослаблению нервной системы педагогов, эмоциональным срывам, нервно-психическим заболеваниям. Достаточно часто при накоплении педагогического стажа и опыта, находясь в условиях хронического стресса и напряжения, многие педагоги сталкиваются с состоянием, которое в психологии определяют как синдром эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания – это состояние, возникающее в результате хронического стресса, накопления отрицательных эмоций, ведущее к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Состояние эмоционального выгорания часто характеризуется личностной отстранённостью, эмоциональной сухостью педагога, частым игнорированием индивидуальных особенностей учеников, оказывает влияние на характер профессионального общения учителя с коллегами. Такая деформация личности во многом мешает полноценно управлять учебным процессом, выполнять свои профессиональные обязанности. Чётко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, «окаменелость» чувств и творчества, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны администрации школ и родителей к личности педагога, к его роли в образовательном процессе; повышается планка требований к профессионализму педагога – новаторство, творческий подход, проектная и исследовательская деятельность; увеличивается учебная нагрузка, и вместе с ней растёт нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх оказаться непрофессионалом, страх контроля, страх потерять работу, страх быть непонятым и не найти поддержки и др.
В связи с этим в своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями, с необходимостью управления своими эмоциональными состояниями, с проблемой поиска наиболее эффективных способов эмоциональной саморегуляции в напряженных ситуациях профессиональной деятельности. Безусловно, знание и использование педагогом в повседневной практике приёмов саморегуляции, умение подобрать упражнения и приёмы самопомощи во многом помогает противостоять каждодневному стрессу и избежать профессионального выгорания.
В данной брошюре представлены диагностические материалы, которые помогут выявить наличие или отсутствие синдрома эмоционально выгорания у педагогов, а также приёмы и методы эффективной саморегуляции, направленные на осознание и снижение напряжения в ситуациях профессионального стресса. Материалы по саморегуляции, предложенные в данной брошюре, можно условно разделить на три группы:
- способы саморегуляции, воздействующие на физическом уровне;
- способы саморегуляции, воздействующие на эмоциональном уровне;
- способы саморегуляции, воздействующие на ментальном уровне.
Данный материал может быть использован как в работе педагога-психолога с группой учителей, так и самими педагогами в рамках самодиагностики и самопомощи.
Понятие и симптомы эмоционального выгорания
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Эмоциональное выгорание является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми. Многие педагоги отмечают у себя такие психические состояния, как:
- ощущение тупика, безысходности и уныния;
- раздражительность, резкость в общении с коллегами и учениками;
- хроническая усталость, бессонница, тревожность;
- ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
- комплекс вины, снижение самооценки, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
- потеря аппетита или наоборот более частые приёмы пищи;
- апатия, разочарование, желание уволиться, уйти на другую работу.
Среди факторов, вызывающих состояние эмоционального выгорания, сами педагоги часто отмечают следующие:
- большое количество детей в классе;
- необходимость уделять б о льшее внимание документации, нежели самому учебному процессу;
- чувство несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований;
- маленькая зарплата;
- неумение снять эмоциональное напряжение, блокировать негативные эмоции;
- недостаточность профессиональной поддержки;
- большая ответственность за обучение и воспитание детей, при недостаточной помощи со стороны родителей.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание – приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с окружающими.
Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются следующие.
Эмоциональное, психическое истощение – чувство перенапряжения, подавленности и усталости, не проходящее после ночного сна. Человек чувствует себя предельно уставшим, истощившим свои энергетические ресурсы. Истощение является основным компонентом синдрома эмоционального выгорания.
Психическая дисфункция – потеря ясности мышления, трудность концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти, частые опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и близкие к ним ситуации.
Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают, они становятся формальными, часто безразличными в контактах.
Ощущение утраты эффективности (достижений) можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.
Эмоциональное выгорание – процесс коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто не осознаёт его симптомы. Не всегда человек может адекватно воспринимать себя и понять, что с ним происходит. Поэтому педагог, имеющий ту или иную степень выраженности эмоционального выгорания, нуждается в поддержке и внимании, а не в конфронтации и обвинении со стороны коллег и родителей учеников.
К.Маслач считает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением», и часто выгорание неизбежно. Поэтому важно предпринимать профилактические шаги, которые помогут предотвратить, ослабить или исключить возникновение симптомов эмоционального выгорания.