Понятие и симптомы эмоционального выгорания




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Предупреждение эмоционального

Выгорания педагога

Практические материалы

Витебск

2016

ББК 88.4, 74.204

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

 

Составитель:

М.Г.Брауде, методист отдела планирования и мониторинга учебного процесса Витебского областного института развития образования

 

 

Рецензенты:

Н.А.Крутовцова, методист отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования Витебского областного института развития образования,

Ю.А.Епифанцева, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГУО «Средняя школа №5 г.Витебска»

 

 

П 71 Предупреждение эмоционального выгорания педагога: практические материалы. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2016. – 21 с.

 

 

В данной публикации представлены диагностические материалы, которые помогут выявить наличие или отсутствие синдрома эмоционально выгорания у педагогов, а также приёмы и методы эффективной саморегуляции, направленные на осознание и снижение напряжения в ситуациях профессионального стресса.

Материалы адресуются слушателям повышения квалификации, педагогам-психологам, педагогам начального и общего среднего образования.

ББК 88.4, 74.204


Введение

 

Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является всестороннее развитие личности ребёнка. Важным фактором развития ребёнка, активно самореализующегося в дальнейшей жизни, является личность самого учителя, от эффективности деятельности которого во многом зависит будущее всего общества. Забота о физическом, психическом и духовном здоровье учителя, о развитии его индивидуальности напрямую связана с ростом его профессионального мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества.

Особенностью педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Повторение ситуаций профессиональных стрессов приводит к ослаблению нервной системы педагогов, эмоциональным срывам, нервно-психическим заболеваниям. Достаточно часто при накоплении педагогического стажа и опыта, находясь в условиях хронического стресса и напряжения, многие педагоги сталкиваются с состоянием, которое в психологии определяют как синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания – это состояние, возникающее в результате хронического стресса, накопления отрицательных эмоций, ведущее к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Состояние эмоционального выгорания часто характеризуется личностной отстранённостью, эмоциональной сухостью педагога, частым игнорированием индивидуальных особенностей учеников, оказывает влияние на характер профессионального общения учителя с коллегами. Такая деформация личности во многом мешает полноценно управлять учебным процессом, выполнять свои профессиональные обязанности. Чётко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, «окаменелость» чувств и творчества, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны администрации школ и родителей к личности педагога, к его роли в образовательном процессе; повышается планка требований к профессионализму педагога – новаторство, творческий подход, проектная и исследовательская деятельность; увеличивается учебная нагрузка, и вместе с ней растёт нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх оказаться непрофессионалом, страх контроля, страх потерять работу, страх быть непонятым и не найти поддержки и др.

В связи с этим в своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями, с необходимостью управления своими эмоциональными состояниями, с проблемой поиска наиболее эффективных способов эмоциональной саморегуляции в напряженных ситуациях профессиональной деятельности. Безусловно, знание и использование педагогом в повседневной практике приёмов саморегуляции, умение подобрать упражнения и приёмы самопомощи во многом помогает противостоять каждодневному стрессу и избежать профессионального выгорания.

В данной брошюре представлены диагностические материалы, которые помогут выявить наличие или отсутствие синдрома эмоционально выгорания у педагогов, а также приёмы и методы эффективной саморегуляции, направленные на осознание и снижение напряжения в ситуациях профессионального стресса. Материалы по саморегуляции, предложенные в данной брошюре, можно условно разделить на три группы:

- способы саморегуляции, воздействующие на физическом уровне;

- способы саморегуляции, воздействующие на эмоциональном уровне;

- способы саморегуляции, воздействующие на ментальном уровне.

Данный материал может быть использован как в работе педагога-психолога с группой учителей, так и самими педагогами в рамках самодиагностики и самопомощи.

Понятие и симптомы эмоционального выгорания

 

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Эмоциональное выгорание является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми. Многие педагоги отмечают у себя такие психические состояния, как:

- ощущение тупика, безысходности и уныния;

- раздражительность, резкость в общении с коллегами и учениками;

- хроническая усталость, бессонница, тревожность;

- ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;

- комплекс вины, снижение самооценки, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;

- потеря аппетита или наоборот более частые приёмы пищи;

- апатия, разочарование, желание уволиться, уйти на другую работу.

Среди факторов, вызывающих состояние эмоционального выгорания, сами педагоги часто отмечают следующие:

- большое количество детей в классе;

- необходимость уделять б о льшее внимание документации, нежели самому учебному процессу;

- чувство несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований;

- маленькая зарплата;

- неумение снять эмоциональное напряжение, блокировать негативные эмоции;

- недостаточность профессиональной поддержки;

- большая ответственность за обучение и воспитание детей, при недостаточной помощи со стороны родителей.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание – приобретенный стереотип эмоционального поведения, который отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с окружающими.

Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются следующие.

Эмоциональное, психическое истощение чувство перенапряжения, подавленности и усталости, не проходящее после ночного сна. Человек чувствует себя предельно уставшим, истощившим свои энергетические ресурсы. Истощение является основным компонентом синдрома эмоционального выгорания.

Психическая дисфункция потеря ясности мышления, трудность концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти, частые опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и близкие к ним ситуации.

Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают, они становятся формальными, часто безразличными в контактах.

Ощущение утраты эффективности (достижений) можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.

Эмоциональное выгорание – процесс коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто не осознаёт его симптомы. Не всегда человек может адекватно воспринимать себя и понять, что с ним происходит. Поэтому педагог, имеющий ту или иную степень выраженности эмоционального выгорания, нуждается в поддержке и внимании, а не в конфронтации и обвинении со стороны коллег и родителей учеников.

К.Маслач считает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванно­го межличностным общением», и часто выгорание неизбежно. Поэтому важно предпринимать профилактические шаги, которые помогут предотвратить, ослабить или исключить возникновение симптомов эмоционального выгорания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: