Визуализация – этомысленное детальное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, но желаема для вас. Это приём, помогающий строить образ будущего в настоящем: человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и притягивает желаемое в свою жизнь. Всего 20 минут: 10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром!
Этапы визуализации:
- решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках мысленно создайте точные образы будущего;
- расслабьтесь;
- в течение 5-10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий.
Важно помнить, что при визуализации нужна систематичность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации.
Помните: мысль материальна. Следите за тем, что вы думаете, за теми образами, что приходят из бессознательного в ваше сознание. Если возникнут сомнения или негативные мысли – гоните их прочь. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!
Кроме вышеуказанного, в целях предупреждения эмоционального выгорания педагогов и повышения их стрессоустойчивости важно знать и применять в повседневной жизни следующие рекомендации:
ü Регулярный отдых, баланс «работа-досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные и не брать работу на дом.
ü Регулярные физические упражнения как путь выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться самому человеку (прогулки, бег, танцы, велосипедные прогулки, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
ü Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Педагогу нужно определить, сколько времени обычно занимает сон и сколько времени нужно, чтобы просыпаться отдохнувшим. Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днём и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
ü Необходимо создание и поддержание здоровой рабочей атмосферы:осуществлять планирование очередности выполнения текущих дел и срочности их выполнения. Организовывать перерывы в работе, возможность принять горячую пищу, выполнить небольшие физические упражнения.
ü Развитие умения делегировать/разделять ответственность с коллегами, учениками, родителями. Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к выгоранию.
ü Наличие хобби (спорт, культура, природа) вне профессиональной деятельности, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби наполняло радостью, давало возможность творчества, возможность расслабиться и отдохнуть.
ü Активная профессиональная и жизненная позиция, принятие ответственности за свою работу и личную жизнь,за свой профессиональный результат, за свои решения, действия, общение, изменение поведения.
Помните, что риск выгорания снижают:
· стабильная привлекательная работа;
· наличие разнообразных интересов;
· наличие перспективных жизненных планов;
· социальная и профессиональная поддержка;
· поддержка со стороны семьи;
· круг надежных друзей;
· чувство юмора.
Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние эмоционального выгорания первично возникает у человека из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала, где под воздействием стрессовых факторов, напряжения, большого объёма работы энергетические и душевные ресурсы человека истощаются, эмоции «гаснут». Поэтому часто основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является степень личностной зрелости педагога, его умение и желание строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его многообразии. Истоки предупреждения эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к своей жизни, где обращение к саморегуляции может помочь педагогу в достижении задачи гармонизации своего внутреннего мира, поддержания и восстановления психологического здоровья.
Литература
1. Коломиец, Ю. Откровенно говоря. Методическая разработка семинара-тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания / Ю. Коломиец// Школьный психолог. – 2013. – №3. – С. 30-34.
2. Осухова, Н. Профилактика профессионального выгорания: практико-ориентированный семинар?/ Н.Осухова, В.Кожевникова // Школьный психолог. – 2006. – №16. – С. 17-32.
3. Парамонова, Е. Перегорело! / Е.Парамонова // Директор школы. – 2013. – №4. – С. 48-52.
4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И.Бабич. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 122 с.
5. Семенюк, В. Фактор усталости: о профилактике профессионального выгорания у педагогов / В.Семенюк // Минская школа сегодня. – 2015. – № 4. – С. 24-27.
6. Тимошенко, О. Синдром эмоционального выгорания?/ О.Тимошенко // Пралеска. – 2006. – №9. – С. 6-12.
7. Чистякова, С. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? / С.Чистякова // Директор школы. – 2010. – №4. – С. 51-54.
8. Янковская, Н. Как не сгореть на работе, или об эмоциональном выгорании педагогов / Н.Янковская // Народное образование. – 2009. – №8. – С. 273-280.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. | |
Понятие и симптомы эмоционального выгорания …………………….. | |
Диагностика уровня эмоционального выгорания ……………………… | |
Блок 1. Способы саморегуляции, воздействующие на физическом уровне ……………………………………………………………………... | |
Блок 2. Способы саморегуляции, воздействующие на эмоциональном уровне ……………………………………………………………………... | |
Блок 3. Способы саморегуляции, воздействующие на ментальном уровне …………………………………………………………………….. | |
Литература ……………………………………………………………….. |
Практические материалы