Визуализация (ментальное моделирование)




Визуализация – этомысленное детальное представление, проиг­рывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, но желаема для вас. Это приём, помогающий строить образ будущего в настоящем: человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и притягивает желаемое в свою жизнь. Всего 20 минут: 10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром!

Этапы визуализации:

- решите, чего вы хотите добиться: буквально, чет­ко, зримо, в цветах и красках мысленно создайте точ­ные образы будущего;

- расслабьтесь;

- в течение 5-10 минут мысленно представляйте же­лаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий.

Важно помнить, что при визуализации нужна систематич­ность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быст­рых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на про­тяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуще­ствится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации.

Помните: мысль материальна. Следите за тем, что вы думаете, за теми образами, что приходят из бессознательного в ваше сознание. Если возникнут сомнения или негативные мысли – гоните их прочь. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

Кроме вышеуказанного, в целях предупреждения эмоционального выгорания педагогов и повышения их стрессоустойчивости важно знать и применять в повседневной жизни следующие рекомендации:

ü Регулярный отдых, баланс «работа-досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные и не брать работу на дом.

ü Регулярные физические упражнения как путь выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться самому человеку (прогулки, бег, танцы, велосипедные прогулки, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

ü Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Педагогу нужно определить, сколько времени обычно занимает сон и сколько времени нужно, чтобы просыпаться отдохнувшим. Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днём и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

ü Необходимо создание и поддержание здоровой рабочей атмосферы:осуществлять планирование очередности выполнения текущих дел и срочности их выполнения. Организовывать перерывы в работе, возможность принять горячую пищу, выполнить небольшие физические упражнения.

ü Развитие умения делегировать/разделять ответственность с коллегами, учениками, родителями. Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к выгоранию.

ü Наличие хобби (спорт, культура, природа) вне профессиональной деятельности, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби наполняло радостью, давало возможность творчества, возможность расслабиться и отдохнуть.

ü Активная профессиональная и жизненная позиция, принятие ответственности за свою работу и личную жизнь,за свой профессиональный результат, за свои решения, действия, общение, изменение поведения.


Помните, что риск выгорания снижают:

· стабильная привлекательная работа;

· наличие разнообразных интересов;

· наличие перспективных жизненных планов;

· социальная и профессиональная поддержка;

· поддержка со стороны семьи;

· круг надежных друзей;

· чувство юмора.

 

Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние эмоционального выгорания первично возникает у человека из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала, где под воздействием стрессовых факторов, напряжения, большого объёма работы энергетические и душевные ресурсы человека истощаются, эмоции «гаснут». Поэтому часто основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является степень личностной зрелости педагога, его умение и желание строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его многообразии. Истоки предупреждения эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к своей жизни, где обращение к саморегуляции может помочь педагогу в достижении задачи гармонизации своего внутреннего мира, поддержания и восстановления психологического здоровья.


 

Литература

1. Коломиец, Ю. Откровенно говоря. Методическая разработка семинара-тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания / Ю. Коломиец// Школьный психолог. – 2013. – №3. – С. 30-34.

2. Осухова, Н. Профилактика профессионального выгорания: практико-ориентированный семинар?/ Н.Осухова, В.Кожевникова // Школьный психолог. – 2006. – №16. – С. 17-32.

3. Парамонова, Е. Перегорело! / Е.Парамонова // Директор школы. – 2013. – №4. – С. 48-52.

4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И.Бабич. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 122 с.

5. Семенюк, В. Фактор усталости: о профилактике профессионального выгорания у педагогов / В.Семенюк // Минская школа сегодня. – 2015. – № 4. – С. 24-27.

6. Тимошенко, О. Синдром эмоционального выгорания?/ О.Тимошенко // Пралеска. – 2006. – №9. – С. 6-12.

7. Чистякова, С. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? / С.Чистякова // Директор школы. – 2010. – №4. – С. 51-54.

8. Янковская, Н. Как не сгореть на работе, или об эмоциональном выгорании педагогов / Н.Янковская // Народное образование. – 2009. – №8. – С. 273-280.

 

 


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………..  
Понятие и симптомы эмоционального выгорания ……………………..  
Диагностика уровня эмоционального выгорания ………………………  
Блок 1. Способы саморегуляции, воздействующие на физическом уровне ……………………………………………………………………...  
Блок 2. Способы саморегуляции, воздействующие на эмоциональном уровне ……………………………………………………………………...  
Блок 3. Способы саморегуляции, воздействующие на ментальном уровне ……………………………………………………………………..  
Литература ………………………………………………………………..  

Практические материалы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: