Ниже приведённые опросники помогут диагностировать степень проявленности того или иного показателя эмоционального выгорания педагога, что позволит в дальнейшем своевременно применить меры для восстановления и поддержания психического здоровья.
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
(разработан на основе трехфакторной модели К.Маслач и С.Джексон,
адаптирован Н.Водопьяновой, Е.Старченковой)
Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространённости синдрома выгорания среди профессионального контингента. Методика может быть использована в области педагогики, здравоохранения, сфере обслуживания, бизнесе для своевременной и всесторонней диагностики синдрома выгорания с последующим определением профилактического воздействия, с целью оптимизации условий деятельности, профилактики дальнейшего профессионального выгорания.
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту количество баллов, которое соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний:
0 – никогда; 1 – очень редко; 2 – редко; 3 – иногда;
4 – часто; 5 – очень часто; 6 – всегда
№ | Утверждения | Баллы |
Я чувствую себя эмоционально опустошенным | ||
После работы я чувствую себя как выжатый лимон | ||
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу | ||
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела | ||
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми учениками и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним) | ||
После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего | ||
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами и учениками | ||
Я чувствую угнетенность и апатию | ||
Я уверен, что моя работа нужна людям | ||
В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю | ||
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня | ||
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление | ||
Моя работа все больше меня разочаровывает | ||
Мне кажется, что я слишком много работаю | ||
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими учениками и коллегами | ||
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | ||
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в детском коллективе/коллективе коллег | ||
Во время работы я чувствую приятное оживление | ||
Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. | ||
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе | ||
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами | ||
В последнее время мне кажется, что коллеги и ученики все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей |
|
Обработка результатов и интерпретация
Опросник имеет 3 шкалы:
- эмоциональное истощение (9 утверждений),
- деперсонализация (5 утверждений) и
- редукция личных достижений (8 утверждений).
|
Составляющие | Номер утверждения | Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6,8, 13, 14, 16, 20 | |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | |
Редукция профессионализма | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
Шкалы профессионального выгорания | Уровни выгорания | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Эмоциональное истощение | 0-16 | 17-26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0-6 | 7-12 | 13 и больше |
Редукция профессионализма | 39 и больше | 38-32 | 31 и менее |
Эмоциональное истощение – чувствоэмоциональной опустошённости и усталости, вызванное собственной работой. Проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В педагогической сфере деперсонализация предполагает равнодушное, бесчувственное отношение к детям и их родителям. Педагог начинает общаться с воспитанниками формально, обезличено, не обращая внимания на индивидуальные, личностные особенности. Общение с родителями учеников сводится к решению текущих вопросов, исчезает эмоциональная окраска взаимодействия. Постепенно внутреннее сдерживаемое раздражение начинает прорываться наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессионализма — это снижение уровня самооценки, возникновение у педагога чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней и как следствие стремление облегчить или сократить свои обязанности.