Диагностика уровня эмоционального выгорания




Ниже приведённые опросники помогут диагностировать степень проявленности того или иного показателя эмоционального выгорания педагога, что позволит в дальнейшем своевременно применить меры для восстановления и поддержания психического здоровья.

Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

(разработан на основе трехфакторной модели К.Маслач и С.Джексон,

адаптирован Н.Водопьяновой, Е.Старченковой)

 

Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространённости синдрома выгорания среди профессионального контингента. Методика может быть использована в области педагогики, здравоохранения, сфере обслуживания, бизнесе для своевременной и всесторонней диагностики синдрома выгорания с последующим определением профилактического воздействия, с целью оптимизации условий деятельности, профилактики дальнейшего профессионального выгорания.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту количество баллов, которое соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний:

0 – никогда; 1 – очень редко; 2 – редко; 3 – иногда;

4 – часто; 5 – очень часто; 6 – всегда

Утверждения Баллы
  Я чувствую себя эмоционально опустошенным  
  После работы я чувствую себя как выжатый лимон  
  Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу  
  Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела  
  Я чувствую, что общаюсь с некоторыми учениками и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним)  
  После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего  
  Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами и учениками  
  Я чувствую угнетенность и апатию  
  Я уверен, что моя работа нужна людям  
  В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю  
  Я замечаю, что моя работа ожесточает меня  
  У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление  
  Моя работа все больше меня разочаровывает  
  Мне кажется, что я слишком много работаю  
  Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит c некоторыми моими учениками и коллегами  
  Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех  
  Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в детском коллективе/коллективе коллег  
  Во время работы я чувствую приятное оживление  
  Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.  
  Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе  
  На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами  
  В последнее время мне кажется, что коллеги и ученики все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей  

 

Обработка результатов и интерпретация

Опросник имеет 3 шкалы:

- эмоциональное истощение (9 утверждений),

- деперсонализация (5 утверждений) и

- редукция личных достижений (8 утверждений).

 

Составляющие Номер утверждения Максимальная сумма баллов
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 6,8, 13, 14, 16, 20  
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22  
Редукция профессионализма 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21  

 

Шкалы профессионального выгорания Уровни выгорания
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 0-16 17-26 27 и больше
Деперсонализация 0-6 7-12 13 и больше
Редукция профессионализма 39 и больше 38-32 31 и менее

 

Эмоциональное истощение – чувствоэмоциональной опустошённости и усталости, вызванное собственной работой. Проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В педагогической сфере деперсонализация предполагает равнодушное, бес­чувственное отношение к детям и их родителям. Педагог начинает общаться с воспитанниками формально, обезличено, не обращая внимания на индивидуальные, личностные особенности. Общение с родителями учеников сводится к решению текущих вопросов, исчезает эмоциональная окраска взаимодействия. Постепенно внутреннее сдерживаемое раздражение начинает прорываться наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессионализма — это снижение уровня самооценки, возникновение у педагога чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней и как следствие стремление облегчить или сократить свои обязанности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: