I. НОВЫЙ ЗАВЕТ И АПОКРИФЫ




И.С.Свенцицкая

Тайные писания первых христиан

Политиздат Москва 1980

I. НОВЫЙ ЗАВЕТ И АПОКРИФЫ

Сколько "священных" книг почитали первые христиане. Историк, интересующийся возникновением христианства, становлением еговероучения, должен изучить самые разнообразные источники: произведенияантичных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианскихбогословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые самихристиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основныедогмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя - Иисуса,приведены его слова и поучения. Какие же книги называли священными первыехристиане, жившие в Римской империи в I-II вв.? На первый взгляд ответ наэтот вопрос прост: это те же самые книги, которые христианские церкви ипоныне почитают таковыми, т. е. произведения, включенные в Новый завет:четыре евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деянияапостолов, двадцать одно послание апостолов (автором четырнадцати из нихсчитается Павел; среди остальных семи, так называемых католических илисоборных, адресованных всем христианам, - одно послание Иакова, два посланияПетра, три послания Иоанна, одно послание Иуды); последнее по порядкурасположения произведение Нового завета - Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Научная литература, посвященная Новому завету, огромна {Изнаучно-популярных книг, где разбираются тексты Нового завета, можно, вчастности, указать: Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967; Кубланов М.М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968; Косидовский 3. Оказанияевангелистов. М., 1979.}. Исследователи стремятся установить время и местосоздания отдельных его книг, ставят вопросы об их авторстве, источниках,выявляют противоречия, содержащиеся в этих книгах. Уже сам состав Новогозавета, каким бы привычным он ни казался, вызывает целый ряд вопросов. Заисключением евангелий (в основном трех первых) и посланий Павла (и то невсех), произведения Нового завета и по жанру, и по содержанию слабо связаныдруг с другом. Послания апостолов представляют собой самостоятельныепроизведения, написанные по разным поводам. Среди посланий, в том числе исреди посланий Павла, наряду с пространными рассуждениями о вероучении, нор-мах поведения, об организации христианских общин есть письма, адресованныечастным лицам по частным поводам. Например, в письме Павла некоему Филимонуговорится о беглом рабе последнего, христианине Онисиме, которого Павелпросит принять обратно. Или совсем маленькое третье послание Иоанна,адресованное Гаю, где автор письма хвалит адресата за верность, мимоходомупоминает какого-то Диатрефа, который "не принимает нас". Никакихдогматических, никаких религиозно-этических положений в этом послании нераскрывается; письмо написано по конкретному поводу, не вполне ясному изсодержания письма. Особенно резко от остальных произведений Нового завета пообразному строю, языку и даже по религиозным представлениям отличаетсяАпокалипсис Иоанна, рисующий устрашающие картины суда божия надчеловечеством. Как случилось, что все эти разнородные произведения были объединены ипризнаны священными? Были ли включены в Новый завет все христианскиеписания, созданные в первые века существования христианства? Или, можетбыть, только наиболее ранние из них, так сказать освященные ореоломдавности? Когда произошло это "освящение"? Современная наука может с достаточной определенностью ответить на этивопросы. Мы знаем, что произведения, входящие в Новый завет, некогда былилишь частью обширной христианской литературы I-II вв.: евангелий,откровений, посланий, деяний отдельных апостолов. В самом Новом заветесодержатся некоторые прямые и косвенные указания на существование такойлитературы, а также, возможно, устной традиции, не использованной в четырехевангелиях. Евангелие от Луки, третье по порядку расположения в Новом завете,начинается словами: "Как уже многие начали составлять повествования осовершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие ссамого начала очевидцами и служителями слова, то рассудилось и мне, потщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе,достопочтенный Феофил". Итак, во время написания третьего евангелиясоставлялись или были уже составлены многие подобные произведения. Самхарактер апостольских посланий в Новом завете показывает, что они не моглибыть единственными произведениями такого рода; в послании Павла ккоринфянам, которое названо первым, есть упоминание о предшествующемпослании (там сказано: "Я писал вам в послании..."). В третьем посланииИоанна также есть ссылка на ранее посланное письмо, которого не послушалсянекий деятель ("любящий первенствовать у них") Диатреф. Источником всех сведений о жизни и поучениях Иисуса церковная традициясчитает четыре новозаветных евангелия. Между тем анализ посланий Павлапоказывает, что в них встречаются изречения Иисуса и трактовка его образа,отличные от тех, которые есть в этих евангелиях. Например, в послании кфилиппийцам сказано: "Но уничижил себя самого, приняв образ раба, сделавшисьподобным человекам и по виду став как человек" (2:7). В евангелиях,включенных в Новый завет, нет упоминаний о том, что Иисус принял образ раба;даже если воспринимать текст послания иносказательно, то в нем отраженоотличающееся от евангельского восприятие Христа, принявшего человеческийоблик, по виду сделавшегося "подобным людям". Согласно каноническимевангелиям, Иисус- богочеловек, обладавший и божественной и человеческойсущностью. В первом послании Павла к фессалоникийцам приводится "словогосподне" о воскресении из мертвых, которого нет среди речений Иисуса,содержащихся в новозаветных евангелиях. Подобные примеры можно найти и вДеяниях апостолов (20:35): "...ибо он сам сказал: "блаженнее давать, нежелипринимать". Следовательно, евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна не былиединственными, где приводились поучения Иисуса: авторы посланий и Деянийапостолов знали иные его изречения, услышанные ими или прочитанные вкаких-то не дошедших до нас сочинениях. У христианских писателей II в., которые защищали и систематизировалиновое учение, встречается еще больше указаний на христианские писания и сказания, отсутствующие вНовом завете. В середине II в. писатель Юстин адресовал правившим тогдаимператорам специальное произведение, рассказывавшее о сущности христианстваи защищавшее его от нападок язычников. Юстин в качестве основного источникасведений об Иисусе называет "воспоминания апостолов". Речь идет обевангелиях, но о каких? {Ни Лука, ни Марк, согласно христианской традиции,не были непосредственными учениками Иисуса и не считаются церковьюапостолами. Лука, по преданию, был спутником апостола Павла, Марк - Петра.}Рассказывая о суде над Иисусом, Юстин ссылается на слова апостола Петра(Апология, 1:35). В Новом завете нет свидетельств Петра о жизни Иисуса исудебном процессе над ним, однако таковые наверняка существовали, раз Юстинссылается на них. В другом своем произведении, "Разговор с Трифоном-иудеем",Юстин упоминает, что Иисус делал земледельческие орудия, - подробности,отсутствующие в четырех евангелиях (в Евангелии от Марка Иисус назван простоплотником). У более поздних писателей (начиная с конца II в.) прямо называютсямногие христианские произведения, которых нет в Новом завете, и приводятсяцитаты из них. Особенно много упоминаний о таких произведениях у Иринея(конец II в.), епископа города Лутудуна (современный Лион) в Галлии. Иринейнаписал сочинение "Против ересей", где он выступает за почитание четырехевангелий - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, отстаивает их святость иосуждает писания различных христианских групп. Он с возмущением пишет олюдях, которые "приводят несказанное множество тайных и подложных писаний". В произведениях христианских богословов и философов, живших на рубежеII и III вв., таких, как Ориген и Тертуллиан, также упоминаются христианскиесочинения, отсутствующие в Новом завете, делаются ссылки на них или ведетсяполемика с ними. Проблему "священности" (подлинности) различных книгразбирает и Евсевий, написавший в IV в. "Церковную историю". Об отношении всех этих писателей к сочинениям, о которых онирассказывают, мы скажем немного позже. Сейчас отметим только одно: посвидетельству самих христиан в первые века существования и распространениянового учения его последователи и проповедники почитали самые разныепроизведения, авторами многих из которых считались ученики Иисуса.Существовали, наряду с новозаветными евангелиями, евангелия Петра, Андрея,Варфоломея, Якова, Филиппа, два евангелия Фомы, совершенно различные посодержанию. Кроме того, были евангелия, именовавшиеся по названиям техгрупп, которыми они почитались (хотя вряд ли это были их подлинныеназвания): Евангелие евреев, т. е. христиан, продолжавших соблюдатьиудейские обряды; Евангелие эбионитов, Евангелие назореев. По словам Иринея,некоторые христиане "дошли до такой дерзости, что назвали свое сочинениеЕвангелием Истины". По-видимому, существовали и разные версии некоторых новозаветныхевангелий: Ириней говорит, что христиане, называвшие себя эбионитами,пользовались только Евангелием от Матфея, но их учение расходилось с тем,что изложено в соответствующем новозаветном евангелии. Вероятно, эбионитыпочитали какое-то особое евангелие или другую версию новозаветного.Известно, что существовала версия Евангелия от Матфея, написанная наарамейском языке - разговорном языке ряда областей Ближнего Востока, в томчисле и Палестины. У писателя первой половины II в. Папия (его цитируетЕвсевий) сказано: "Матфей записал беседы господа на еврейском языке (имеетсяв виду арамейский язык.- И. С.); а переводили их кто как мог". В письмеКлимента, епископа Александрийского, написанном около 200 г., говорится, чтов Александрии имели хождение сразу три Евангелия от Марка: обычная версия(включенная в Новый завет), "подложное" евангелие, написанное некимКарпократом, и тайное евангелие, якобы написанное самим Марком дляизбранных. Кроме евангелий в произведениях христианских писателей упоминаются идругие не вошедшие в Новый завет книги, претендовавшие на "священность":Апокалипсис Петра, деяния отдельных апостолов, послания апостолов (например,послание Павла к лаодикейцам), Учение двенадцати апостолов (Дидахс),"Пастырь" Гермы, принадлежащий к жанру откровений. Защитники христианства, полемизируя с этими сочинениями, цитировали илипересказывали многие из них. Но сведения, приводимые ими, отрывочны и невсегда достаточно точны: эти писатели путали разные произведения, объединялиих, а подчас сознательно искажали их содержание. И вряд ли бы мы зналибольше, чем их названия и отдельные фразы из них, если бы не археологическиеоткрытия, которые дали в руки ученых значительные отрывки и даже целыесочинения христиан первых веков нашей эры, не признанные современнойцерковью. Такие открытия были сделаны прежде всего в Египте. Там сохранилосьмного письменных памятников прошлого: художественные произведения, научныетрактаты, частные письма, арендные договоры. При археологических раскопкахбыли найдены также папирусные фрагменты новозаветных евангелий и ряда другиххристианских произведений. В 1897 г. в Оксиринхе среди множества записей,сделанных на папирусе, были обнаружены восемь изречений на греческом языке,каждое из которых начиналось словами: "Говорит Иисус". В 1904 г. в том жеОксиринхе было открыто еще шесть изречений. Некоторые из них оказалисьполустертыми, но те, что удалось полностью прочесть, показали огромнуюценность для науки собрания речений, или логий, как они называлисьпо-гречески. Эти речения расходились иногда по существу, иногда в деталях сречениями новозаветных евангелий. В 1905 г. (тоже в Египте) был обнаруженмаленький листочек, исписанный микроскопическими буквами, который служил,по-видимому, своеобразным амулетом. По прочтении текста выяснилось, что этоотрывок из какого-то неизвестного евангелия, содержащий описание посещенияхрама Иисусом и его учениками и конец речи Иисуса. Еще раньше, в конце XIXв., в одной из могил в Ахмиме (Египет) был найден отрывок из ЕвангелияПетра, содержащий описание суда над Иисусом, его казни и воскресения. Вместес этим отрывком был обнаружен Апокалипсис Петра. Наиболее интересные и важные открытия были сделаны в Южном Египте в1946 г. Феллахи, выполнявшие земляные работы у подножия горы Гебель-эльТариф на левом берегу Нила, недалеко от древнего поселения Хенобоскион(совр. Наг-Хаммади), неожиданно обнаружили тайник. В тайнике оказалась целаябиблиотека - более сорока текстов религиозного содержания на коптском{Коптский язык - язык населения Египта, развившийся из древнеегипетского.}языке, - принадлежавшая особой группе христиан - христианам-гностикам (об ихучении мы расскажем ниже). Найденные списки относятся к III-V вв., но самипроизведения, во всяком случае многие из них, были написаны значительнораньше на греческом языке и затем уже переведены на коптский. Срединайденных в Хенобоскионе рукописей - три полных текста евангелий: от Фомы,от Филиппа и Евангелие Истины, - по всей вероятности то самое, о котором свозмущением писал Ириней. Произведения, включенные в Новый завет, церковь считает каноническими,а все остальные сочинения христиан I-IV вв., написанные в тех же жанрах, -апокрифическими, т. е. тайными. Слово "канонический" происходит отгреческого "канон", употреблявшегося в разных смыслах: ремесленники такназывали прямой брус и измерительную веревку, в переносном смысле слово"канон" употреблялось в значении определенного стандарта, нормы, критерия,правил поведения. В сфере искусства и литературы каноном назывался образец,совершенная модель. Так, например, грамматики из египетской Александриисоздали перечень греческих авторов, чей язык рассматривался как образец(канон), с которым следует сравнивать тексты всех остальных писателей. Вхристианскую литературу это слово пришло от язычников. В послании Павла кгалатам (6:15) канон - это правило поведения: "Ибо во Христе Иисусе ничегоне значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (в смысле -"творение". - И. С.). Тем, которые поступают по сему правилу (в греческомтексте - канону. - И. С.), мир им и милость..." Никакого канона как сборникасвященных книг автор этого послания еще не знал. Только с середины IV в. этослово стало применяться к священным книгам христиан, ставшим образцом, скоторым следует сверять все высказывания, поступки, проповеди. Название "Новый завет" по отношению к собранию канонических книг такжестало применяться значительно позже их написания, хотя само понятие Новогозавета, или Нового союза (имеется в виду союз с богом), восходит к иудейскимсектантам, жившим во II в. до н. э.- I в. н. э. недалеко от Мертвого моря, врайоне Кумрана, которые называли свою общину Новым союзом {О кумранскойобщине и кумранских рукописях см.: Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М.,1961.}. Эти сектанты были предшественниками христиан, и их идея "новогосоюза" между богом и людьми (в отличие от союза, заключенного, согласноБиблии, между богом и народом Израиля) на основе нового откровения - новогозавета была воспринята христианами. Словосочетание "новый завет"применительно к христианским писаниям начало употребляться с конца II в.;впервые, по-видимому, оно было использовано в этом значении в произведениианонимного автора, направленном против одной из христианских групп -монтанистов. Это произведение упоминается у Евсевия. Когда только строго определенные христианские сочинения были признанысвященными, подлинными, боговдохновенными, то именно они сталивосприниматься как выражение нового союза с божеством, как новый завет. Неканонические книги стали считаться тайными, апокрифическими тоже вконце II в. Появилось это название в период борьбы основных христианскихтечений с распространенной во II в. группой христиан-гностиков. Гностикисами называли свои писания секретными, тайными, применяли в своих записяхкриптограммы (тайна, связывающая знающих ее, понятная только избранным,вообще играла значительную роль в мироощущении первых христиан). В началеЕвангелия от Фомы, найденного в Хенобоскионе, сказано: "Вот тайные слова..."Мы уже говорили о "тайной" версии Евангелия от Марка, которая почиталасьнекоторыми христианами в Александрии. Именно эта "секретность" и далаоснование Иринею, автору книги "Против ересей", назвать сочинения гностиковапокрифами; а так как он полемизировал с гностиками, то их сочинения былидля него не только тайными, но и подложными. Такое же словоупотребление(тайные - подложные) встречается у Тертуллиана, христианского философа,жившего на рубеже II и III вв. После установления состава канонических книгко всем не включенным в канон сочинениям, написанным от имени учениковИисуса, стало применяться название "апокрифы", хотя многие из них никогда небыли тайными, а почитались открыто в отдельных христианских общинах. Отбор"священных" книг, разделение их на канонические и апокрифические былодлительным и сложным процессом. Первые записи христианского учения Когда первые, еще очень малочисленные христианские группы появились вгородах Римской империи (сначала в Палестине, а затем в соседних восточныхпровинциях), они меньше всего думали о записи своего учения. Да и учения вточном смысле слова еще не было. Бродячие христианские проповедникирассказывали о помазаннике божием Иисусе, распятом и воскресшем. Одниговорили, что слышали об Иисусе от очевидцев и его учеников, другие - чтослышали от тех, кто слышал очевидцев. Так складывалась устная христианскаятрадиция. Примерно около полувека христианство распространялось прежде всегоблагодаря устным проповедям и рассказам. Само слово "евангелие"(благовестие) не имело первоначально в представлении христиан специфическогозначения писаного произведения. Существование устного "благовестия"отразилось и в первых христианских сочинениях, в частности в посланияхПавла. В послании к галатам автор упрекает христиан Галатии в том, что ониперешли к "иному благовествованию" (в греческом тексте - евангелию),"которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающиепревратить благовествование Христово (т. е. превратно излагающие"благовестие". - И. С.)". Автор послания предает проклятию тех, кто"благовествует" иначе, чем он, и добавляет: "Евангелие, которое яблаговествовал, не есть человеческое" (1:6-7,11). Сходное словоупотреблениевстречается во втором послании к коринфянам (11:4): "...если бы кто, придя,начал проповедовать... иное благовестие (евангелие. - И. С.)..." В посланиик римлянам сказано: "В день, когда, по благовествованию моему, бог будетсудить тайные дела человеков..." (2:16). Ясно видно, что для автора посланий евангелие не писание, апроповедуемое странствующими пророками "благовестив" о Христе и его миссии.Из посланий следует также, что содержание таких благовестий-евангелий былоразличным у разных проповедников. Само слово "евангелие", которое кажется специфически христианским,могло прийти в христианство из языческого окружения: греческое слово"евангелие" употреблялось при прославлении римских императоров. В надписях Iв. до н. э., обнаруженных в двух малоазийских городах, император Августназван спасителем (сотером); там сказано, что рождение бога (т. е. Августа)стало началом "благовестий" (евангелий), связанных с ним. Христиане не признавали культов, официальных и неофициальных, которыесуществовали в Римской империи, противопоставляя им свою веру в иного бога.Они поклонялись не властителю, а плотнику, не восседающему на троне, араспятому на кресте, как раб и преступник... Подробнее о сущности верованийпервых христиан и их отношении к обществу мы скажем дальше. Здесь же нужноотметить одно: противопоставляя себя миру язычников, отмежевываясь от него,христиане оперировали его представлениями, его терминологией, мыслили, посуществу, в тех же понятиях, только "переворачивая" и переоценивая их.Например, спасителем мира в официальных надписях называли императора, дляхристиан им стал Иисус, а вместо евангелий о событиях из жизни Августа дляхристиан стал евангелием указанный их мессией путь к спасению. "Возвещали"евангелие странствующие пророки и апостолы, о которых говорится в Дидахе(Учении двенадцати апостолов) - руководстве по внутренней жизни христианскихобщин, написанном в начале II в. Как правило, такие пророки и апостолыпроводили в каждой общине два дня, а затем шли дальше, взяв хлеба на дорогу.Они продолжали ходить и проповедовать и когда появились первые писания. Мызнаем, что некоторые христиане предпочитали устную традицию традициизаписанной. Евсевий в "Церковной истории" приводит слова писателя Папия,жившего в первой половине II в., который собирал именно устные предания:"... если мне случалось встречать кого-либо, обращавшегося со старцами, то язаботливо расспрашивал об учении старцев, например что говорил Андрей, что -Петр, что - Филипп, что - Фома или Иаков... Ибо я полагал, что книжныесведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющийголос". Длительное господство устной традиции объясняется и особенностямисамого христианского учения, и общественной психологией всей окружающейхристиан среды. Для первых последователей христианства "священным писанием"были только книги иудейской Библии - Ветхого завета. В проповедях христианенеизменно ссылались на авторитет библейских книг, в особенности на авторитетпророчеств. Эти ссылки затем были включены и в евангелия: там часто,например, встречается выражение "да сбудется реченное через пророков" приописании тех или иных событий из жизни Иисуса. Авторы евангелий стремилисьтаким образом доказать, что ветхозаветные пророчества о мессии относилисьименно к Иисусу. Существуют в Новом завете заимствования и из других книгВетхого завета. Святость "закона и пророков", как обычно христианеобозначали иудейские религиозные книги, не позволяла им писать новые"священные" книги. В науке существует точка зрения (правда, не общепринятая), что первымихристианскими записями были сборники цитат из Ветхого завета, прежде всеготех, где речь шла об ожидаемом мессии (так называемые свидетельства -тестимонии). Но не только "священность" древних библейских писаний предопределялапреимущественно устный характер проповеди нового религиозного учения, Вантичном мире роль устного слова вообще была исключительно велика.Рукописные книги были дороги и малодоступны, да и уровень грамотности запределами древних городских центров был не столь высок. Но главное все жебыло не в этом. А в том, что всюду, где существовали самоуправляющиесяколлективы - общины или города-государства, устными выступлениямипользовались очень широко: речи произносились в народных собраниях и назаседаниях городских советов; от умело построенной речи, произнесенной всудебном заседании, часто зависел исход дела. Речи всегда были обращены кколлективу, прежде всего к коллективу граждан. Они не просто неслиинформацию, а были рассчитаны на возбуждение определенной реакциислушателей. Такое совместное слушание сплачивало людей, создавало ощущениеих причастности к "общему делу". Писатель II в. Лукиан передает легенду отом, что "отец истории" Геродот приехал на Олимпийские игры и там сталчитать свою историю. Сам Лукиан также отправился в Македонию, чтобырассказать о своих произведениях. И в городах, потерявших свою независимостьв составе Римской империи, продолжало существовать публичное красноречие:там были свои любимые ораторы и философы, свои "златоусты", хотя частовыступления их сводились к восхвалению императоров. Первые христиане, среди которых было много людей, не входивших вгражданский коллектив городов, в которых они жили, - переселенцев,вольноотпущенников, рабов, не признавали официальных публичных торжеств,религиозных празднеств, но и эти люди, собираясь где-нибудь за городом или вопустевших ремесленных мастерских, ощущали свою общность, слушая пришедшегок ним проповедника. Эта общность, в свою очередь, усиливала эмоциональноевоздействие устного слова. Такое воздействие вряд ли могло оказатьуединенное чтение записей о жизни Иисуса или библейских пророчеств. У первых христиан не было потребности в записях своего учения еще ипотому, что обещания спасения, установления тысячелетнего царства божия наземле были обращены именно к ним, к "этому" поколению. Главным в общинахпервых христиан было учить и проповедовать, а не писать. Еще во II в.сохранились разные бродячие проповедники, которых ярко описал противникхристианства Цельс: "Многие безвестные личности в храмах и вне храмов,некоторые даже нищенствующие, бродящие по городам и лагерям, очень легко,когда представляется случай, начинают держать себя, как прорицатели. Каждомуудобно и привычно заявлять: "Я - бог, или дух божий, или сын божий. Яявился. Мир погибает и вы, люди, гибнете за грехи. Я хочу вас спасти. И выскоро увидите меня возвращающимся с силой небесной. Блажен, кто теперь меняпочтит; на всех же прочих, на их города и земли я пошлю вечный огонь... Акто послушался меня, тем я дарую вечное спасение". К этим угрозам они вследза тем прибавляют непонятные, полусумасшедшие, совершенно невнятные речи,смысла которых ни один здравомыслящий человек не откроет; они сбивчивы ипусты, но дураку или шарлатану они дают повод использовать сказанное, вкаком направлении ему будет угодно". Хотя Цельс и не называет здесь прямо христиан, но излагаемое имсодержание проповеди указывает на ее христианское происхождение. Многие современные ученые полагают, что в период устногораспространения христианства сложились отдельные "блоки" традиции: речения,притчи, сказания о чудесах, эпизоды, иллюстрирующие библейские пророчества.Разные проповедники применительно к своему пониманию нового ученияпо-разному соединяли эти "блоки", кое-что выбрасывая, кое-что добавляя. Одним из первых христианских сочинений, специально предназначенным длячтения, было Откровение Иоанна - описание страшного суда ("чему надлежитбыть вскоре"), переполненное символами, аллегориями, устрашающими образами.В это описание надо было вчитываться, "входить" эмоционально; и само такоевчитывание представлялось мистическим действом. Но таких сочинений былонемного. По мнению советских исследователей, разделяющих точку зрения Ф.Энгельса, Откровение Иоанна - самое раннее произведение из вошедших в Новыйзавет; оно было написано в конце 60-х годов I в. Судя по нему, в небольшихеще в то время христианских общинах действовали различные проповедники и шлинескончаемые споры. В Откровении Иоанна, адресованном христианам нескольких малоазийскихгородов, упоминаются последователи таких спорящих друг с другомпроповедников внутри христианских общин: николаиты, сторонники Валаама,сторонники пророчицы Иезавели. Все эти группы осуждаются авторомАпокалипсиса. Автор с похвалой отзывается об эфесских христианах, за то, чтоони не послушались "тех, которые называют себя апостолами, а на самом делене таковы". Христиане Смирны, пребывающие "в нищете и скорби", еще и "терпятзлословие" от тех, которые "говорят о себе, что они иудеи, а на самом делене таковы". Такое же разнообразие проповедей и проповедников отражено и в посланияхПавла: в первом послании к коринфянам автор его пишет, что коринфскиххристиан раздирают споры: "...у вас говорят: "я Павлов", "я Аполлосов", "яКифии", "а я Христов" (1:12). Призывая к единомыслию, автор посланий в своюочередь спорил с "иным благовестием", со "старшими", или высшими,апостолами; обвинял Петра в лицемерии (К галатам, 2:11-13). В свою очередьте христиане, которые сохраняли иудейскую обрядность, главным апостоломпочитали Петра, а Павла называли лжеапостолом, как об этом пишет Ириней. Мы не всегда можем точно определить, в чем именно заключалисьрасхождения между отдельными проповедниками, но само существованиерасхождений не вызывает сомнений. Да иначе и быть не могло. Проповедуя вразной этнической среде людям с разными религиозными традициями, бродячиепророки и фразеологически и по существу передавали легенды, притчи,поучения, связанные с именем галилейского проповедника Иисуса, применительнок особенностям восприятия своих слушателей. Для христиан из иудеев главнуюроль играли библейские пророчества, перефразированные установления ипоучения иудейской секты ессеев, жившей в районе Мертвого моря, с которойбыли связаны первые палестинские христиане. Но проповедовать римскимбеднякам только словами иудейских "священных" книг было невозможно. И воточередной проповедник, собравший горстку слушателей в душных подземельяхРима, начинал рассказ о бедствиях Иисуса знакомыми им словами: "Лисицы имеютноры, и птицы небесные - гнезда, а сын человеческий не имеет, где приклонитьголову..." (Матфей, 8:20). Похожие слова когда-то звучали в речах защитникаримских крестьян Тиберия Гракха; во всяком случае, эти слова вложил в егоуста писатель Плутарх, живший на рубеже I и II вв.: "И дикие звери в Италииимеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются иумирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света..."(Плутарх. Тиберий Гракх, 9). И галилейский пророк становился ближе ипонятнее потомкам тех римских крестьян, которые когда-то выступали заГракха... Различия в отдельных догматах, обрядах, этических нормах у разных группхристиан были еще более существенными, чем различия в образном строепроповедей или отдельных словоупотреблениях. Мы рассмотрим эти различия впоследующих главах, когда будем рассказывать о конкретном содержанииапокрифических писаний. Поддержать сознание правоты у малочисленных последователейхристианства, изолировавших себя от окружающего греко-римского общества, егомировоззрения и этики, противопоставлявших себя стихии языческого мира,могла только слепая вера. Но такую веру могли внушить и внушали лишьпроповедники-фанатики, которые каждое слово свое считали истинным, а всеиные слова - ложными. Такова была парадоксальность развития первоначальногохристианства. Каждый проповедник стремился объединить, сплотить христиан, ив этой борьбе за сплочение каждый называл другого, хоть в чем-торасходящегося с ним проповедника лжепророком. И все эти пророки в борьбе зараспространение "единственно правильной" веры вели между собой беспощаднуюборьбу. Наиболее деятельные проповедники стремились насадить свое пониманиехристианства как можно шире в разных христианских общинах. Такимпроповедникам приходилось не только произносить устные речи, но и писатьпослания, напоминая, переубеждая, хваля или, наоборот, угрожая карой, в тегорода, куда они не могли прийти сами и куда посылали с письмами своихсторонников. Письма эти были предназначены для чтения вслух передсобравшимися верующими. К такого рода письмам относится и большинствопосланий Павла {Не все послания, автором которых назван Павел, вдействительности принадлежали этому христианскому деятелю. К подлиннымпосланиям обычно относят послание к римлянам, оба послания к коринфянам,послание к галатам. Некоторые исследователи присоединяют к ним послания кфилиппинцам, послание к фессалоникийцам и первое послание к Филимону (см.:Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968, с. 109-110).Наиболее ранние послания отражают положение в христианских общинах передпервым иудейским восстанием.}, который, согласно христианской легенде, былсначала ревностным гонителем христианства, а потом стал еще более ревностнымего приверженцем. Поскольку эти письма - не богословские трактаты, необобщение всего вероучения, а защита определенных взглядов на христианствоперед конкретными (уже принявшими христианство) группами людей, то нижизнеописания Иисуса, ни системы его учения в посланиях Павла нет. С течением времени расхождения между различными вариантами устнойтрадиции становились все значительнее. Шли споры относительно необходимостисоблюдения обрядов и норм иудейской религии. Менялись представления о путяхспасения. "Страшный суд" отодвигался в неопределенное будущее. Как мы увидимдальше, проблема царства божия (его сущность, "местонахождение", возможностьего достижения) станет одной из важнейших теологических проблем, которуюбудут обсуждать христиане во II в. Непрерывные споры христиан между собойбыли заметны и их противникам. Так, философ II в. Цельс писал о них:"Вначале их было немного и у них было единомыслие, а размножившись, онираспадаются тотчас же и раскалываются: каждый хочет иметь свою собственнуюфракцию..." Отбор "священных писаний" Шли годы, и проповедникам все труднее становилось подтверждать своюправоту ссылками на то, что они сами слышали очевидцев деятельности Иисусаили их ближайших учеников, а ссылки на авторитеты были им необходимы. Втаких условиях в христианских общинах начинают производиться записи того,что члены этих общин знали об Иисусе, фиксируются наиболее важныедогматические положения и этические нормы. Ряд современных ученых полагают, что первые записи были анонимны.Прежде всего, вероятно, были записаны "речения Иисуса" - отдельныевысказывания, авторство которых приписывалось основателю их учения и которыебыли известны по устным проповедям. Затем из разных "блоков" устной традициискладываются уже более развернутые повествования. В основе их лежало ядрохристианского вероучения - учение об искупительной смерти и воскресенииИисуса. Вокруг этого ядра группировались "доказательства" его мессианизма,почерпнутые из библейских пророчеств, рассказы о чудесах, включалисьотдельные речения - иногда сами по себе, иногда в связи с эпизодами егобиографии, соответствующими характеру речения. В записях появлялись такжеистории, которые должны были оправдать определенные правила поведения,сложившиеся в христианских общинах. Многие записи делались примерно в одновремя в разных местах. Затем более ранние использовались в более поздних -иногда просто путем прямого заимствования, иногда с достаточно значительнойпереработкой. Если раньше несовпадения отмечались между различнымивариантами устной традиции, то в начале II в. расхождения существовали ужемежду устной традицией и книгами, а также между книгами и книгами. Первыезаписи, видимо, были сделаны скорее для запоминания, чем для "освящения"традиции, но затем для придания авторитета каждому писанию возниклапотребность возводить его к ученикам Иисуса или хотя бы к соратникам егоучеников. Каждая община верила, что именно в ее записях сохранились слова,некогда сказанные этими учениками. Появление собственно христианских "священных" книг в еще большейстепени обнажило расхождения в вероучении. Некоторые книги почиталисьнебольшим количеством общин, другие распространялись среди христиан довольношироко. Из евангелий, входящих в Новый завет, на рубеже I и II вв. наиболеепризнанными были, по-видимому, евангелия от Матфея и от Марка, имевшиехождение в нескольких вариантах; святость Евангелия от Луки признавалась невсеми группами христиан. Четвертое евангелие, как и остальные писания,связанные с именем Иоанна, вызывало возражения во многих христианскихобщинах. Замена устной традиции фиксированными записями поучений и преданий шлапараллельно с формированием христианской церковной организации. Во II в.наряду с бродячими проповедниками и пророками, переходившими с места наместо, а потом и вместо них, главенствующее положение в христианских общинахзаняли постоянные их старосты - пресвитеры. Несколько общин объединялись подруководством епископов ("надзирателей"). Руководители христианских общин были и духовными "пастырями" верующих:им приходилось высказываться по вопросам вероучения, выбирать для чтения всобраниях христиан отрывки из тех или иных "священных" книг. А во II в. этихкниг становилось все больше, причем многие из них уже были наполненысознательной полемикой по отношению к другим


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: