II. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ




Кумранская община и христиане Прежде чем говорить о содержании христианских "священных" книг и орасхождениях между ними, следует охарактеризовать ту обстановку, в которойсуществовали первые христианские объединения, складывались их верования ипроводились записи этих книг {Более подробно история раннего христианстварассмотрена в книгах: Ленцман Я. А. Происхождение христианства. М., 1958;Ковалев С. И. Основные вопросы возникновения христианства. М.-Л., 1964;Кубланов М. М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М., 1974.}. Своими корнями христианство уходит в учения иудейских религиозных сект.Иудея на рубеже нашей эры находилась под властью Рима. Хотя некоторыевнутренние вопросы, прежде всего судебные и религиозные, решало жречествоИерусалимского храма и синедрион {Синедрион - орган внутреннего управления снекоторыми судебными и политическими полномочиями. В него входили жрецы ипредставители светской знати. Во главе синедриона стоял первосвященникИерусалимского храма.}, все действия местных властей находились подполитическим и военным контролем римлян. Римские императоры посылали в Иудеюсвоих представителей - прокураторов. Некоторые соседние с Иудеей областиПалестины, например Галилея, управлялись ставленниками из местной знати.Таким ставленником Рима был и упоминаемый в Новом завете правитель (тетрарх)Галилеи и Переи Ирод Антипа. Вторая половина I в. до н. э. и весь I в. н. э. были временемнепрерывных выступлений народных масс Иудеи и против римского владычества, ипротив верхов иудейского общества, поддерживавших римлян. Большинствонародных движений проходило под религиозными лозунгами: иудеи надеялись наприход помазанника божия - мессии, который поможет им освободиться от властичужеземцев. Среди разных групп, ожидавших прихода мессии, были и такие,которые оказали на будущее христианство самое непосредственное воздействие. Ф. Энгельс в своей работе "К истории первоначального христианства"указывал, что новые открытия на Востоке, в Риме и в Египте помогут в вопросевозникновения христианства "гораздо больше, чем какая угодно критика" {МарксК., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 474.}. И действительно, археологическиеоткрытия середины нашего века дали возможность говорить о связипервоначальных христианских идей с идеями небольшой религиозной секты,существовавшей в районе Мертвого моря (территория современной Иордании) соII в. до н. э. по 68 г. н. э., когда она была вытеснена оттуда римлянами вовремя подавления крупнейшего антиримского восстания. В 1947 г. арабскими пастухами были случайно найдены фрагментырукописей, спрятанных в одной из пещер местности Вади-Кумран {Произведениякумранской общины в русском переводе опубликованы в изданиях: Амусин И. Д.Тексты Кумрана. М., 1971; в отрывках - Старкова К. Б. Литературные памятникикумранской общины. - Палестинский сборник. Л., 1973, вып. 24/87.}. С этоговремени в прилегающих местностях проводятся исследования и раскопки. Здесьнайдено множество фрагментов рукописей и несколько полных сочинений.Раскопаны поселения сектантов в местности Хирбет-Кумран. Жители поселенийсоставляли религиозную общину. Члены ее удалились от мира в Иудейскуюпустыню. Они не признавали власти и авторитета иудейских первосвященников иназывали свою общину Новым союзом - новым союзом с богом, поскольку в ихпредставлениях старый союз, закрепленный в Библии, был нарушен иудейскимжречеством и вообще сторонниками ортодоксального иудаизма. В основе учения кумранской общины лежало представление о непримиримойборьбе добра и зла, борьбе "сынов света", как называли себя кумраниты, с"сынами тьмы". Они верили, что в последней решающей схватке между "сынамисвета" и "сынами тьмы" примут участие космические духи добра и зла, ангелы исатана. "Сыны света" в конце концов должны победить, а их враги должны бытьнаказаны. В кумранской рукописи "Устав войны" говорится, что после победы "вруки бедняков передашь ты врагов всех стран, в руки склоненных к праху(предашь их), чтобы унизить могущественных из народов, чтобы воздатьвоздаяние нечестивцам...". В ожидании этих последних битв "сыны света" жилизамкнутой общиной. Они ввели общность имущества, совместный труд, осуждалирабство. Основатель общины назван в рукописях Учителем праведности. В нихрассказывается, что он подвергался преследованиям со стороны "нечестивогожреца" (установить конкретно, какие именно исторические лица имеются здесь ввиду, пока не удается). Цель, к которой стремились члены кумранской общины, заключалась в том,чтобы подготовить себя к решающей схватке с "сынами тьмы" - носителями злогоначала. Зло в мире мыслилось ими как присущее всем народам стремление кобогащению и угнетению других народов. Жители Кумрана, выступая противугнетения и богатства, называли себя не только "сынами света", но и "общинойбедных", "простецами", бедняками. Так впоследствии называлась и одна изиудео-христианских групп - "эвионим" (в греческой передаче - эбиониты). Кумранская община очень близка секте ессеев, о которой сообщают древниеавторы. Так, римский ученый (I в. н. э.) Плиний Старший писал, что ессеи -"племя уединенное и наиболее удивительное во всем мире: у них нет ни однойженщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм.Изо дня в день число их увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев,которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев" ("Естественная история", V,17, 73). Но попасть в общины ессеев было не так просто: община носилазамкнутый характер, необходимо было пройти своего рода "послушание", чтобыстать полноправным ее членом. Изолированность и замкнутость ессеев была естественным следствием техидеалов, которые они пытались воплотить в жизнь: отказ от частнойсобственности, обязательное участие в труде, коллективный быт. Эти принципынаходились в коренном противоречии с отношениями, господствовавшими вокружающем их обществе, где люди были разделены на рабов и свободных, наэллинов и варваров, на иудеев и неиудеев, где развитие товарно-денежныхотношений способствовало обогащению одних и обнищанию других, где классовые,сословные, этнические предрассудки прочно вошли в психологию подавляющегобольшинства людей. В этих условиях ессейский "эксперимент" мог бытьосуществлен только вне общества, в полной изоляции от него, и каждый новыйчлен общины должен был подвергаться тщательной проверке, воспитываться иперевоспитываться. Изоляция от общества не могла означать независимость от него. Реальногополного равенства среди кумранитов не существовало: общиной управляли жрецы,"младшие" подчинялись "старшим" (старшими назывались полноправные членыобщины). Без строжайшей дисциплины и постоянного контроля над основноймассой членов кумранской общины невозможно было сохранение изолированности -и общественной, и духовной. В уставе, найденном среди рукописей Мертвогоморя, сказано: "В каждом месте, где будет десять человек из общего совета,пусть неотступно будет с ними кто-нибудь из жрецов... И в месте, где будетдесять человек, пусть неотступно будет изучающий Учение..." Идеология, некоторые черты организации и обрядности кумранских ессеев{Существовало несколько ессейских общин, отличавшихся друг от друга по своейорганизации. Так, в общине, чья организация отражена в так называемомДамасском документе (также обнаруженном среди кумранских рукописей),разрешалось вести свое хозяйство и владеть личным имуществом.} оказаливлияние на формирование первоначального христианского мировоззрения. Ученыеотмечают многочисленные терминологические и фразеологические совпадения вкумранских рукописях и сочинениях первых христиан. Одни и те жеветхозаветные цитаты приводятся и в той и в другой литературе. Выражение"сыны света" встречается в новозаветных сочинениях, например: Лука, 16:8,где "сыны света" противопоставляются "сынам сего века"; Иоанн, 12:36:"Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света". Слова "нищие","бедняки" очень часто упоминаются в христианских произведениях; возможно, вряде случаев это не просто социальное понятие, а самоназвание христиан. Ряд наиболее ранних христианских обрядов, по-видимому, связан собрядами кумранитов. Так, у последних существовало ритуальное омовение{Христианское крещение, хотя и восходит к кумранским обрядам, в отличие отних акт единичный и имеет иной мистический смысл - приобщение к Христу.}, вовремя которого, по их учению, должно было происходить духовное очищение.Благословение хлеба Иисусом на тайной вечере восходит к описанию мессии водной из кумранских рукописей: "Мессия Израиля протянет вперед руки надхлебом, и после того, как он даст благословение, вся община приметучастие..." Запрет заниматься торговлей, существовавший у ессеев, выражен вНовом завете словами: "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди впоясы свои..." (Матфей, 10:9). Представление о двух путях - "пути света" и"пути тьмы" - отражено в неканоническом произведении Дидахе. Элементов сходства между идеологией кумранской общины и раннимхристианством можно назвать немало, но не менее важными представляютсяотличия христианского вероучения от идеологии ессеев. Основным отличиемновой проповеди была вера в то, что мессия уже приходил в этот мир и чтомессией был Иисус. Характерным для христиан с самого начала существования ихкак обособленной секты был отказ от чрезмерной замкнутости, свойственнойкумранской общине. Устав кумракитов не разрешал сообщать их учение "людямкривды". Попасть в общину было трудно. В уставе специально оговорены правилаприема в члены общины. Кандидаты проходили собеседования, обучение;испытательный срок составлял два года. В новозаветных же евангелияхвстречаются призывы, которые звучат как прямая полемика с этимиустановлениями. Так, в Нагорной проповеди сказано: "Вы - свет мира. Не можетукрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее подсосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Матфей, 5:1415). Слова"Вы - свет мира" перекликаются с самоназванием кумранитов. Похожие словаесть и в Евангелии от Марка: "...для того ли приносится свеча, чтобыпоставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить еена подсвечнике?" (4:21). Никакой организации, никакого приема в "ученики"евангелия не описывают: Иисус по пути своего странствования просто"призывает" учеников, и те, бросив свои занятия, следуют за ним (см. Марк,1:16-20). Существенные отличия от кумранского учения проявились в христианскойпроповеди любви к ближнему: в уставе кумранитов сказано, что члены общиныдолжны любить всех "сьшов света" и ненавидеть всех "сынов тьмы", "каждого поего преступлению сообразно с отмщением бога". В Новом завете, напротив,содержатся призывы любить врагов и благословлять "ненавидящих нас", которые,по существу, означали разрыв с общепринятыми этическими нормами, в том числеи с нормами древних религий и обычного права (сохранявшего воспоминания онекогда господствовавшем принципе "око за око" и "зуб за зуб"), и в то жевремя требовали от последователей христианского учения неисполнимогорелигиозного подвига. Нужно отметить, правда, что эта проповедь первоначально не носилавсеобщего характера и не все "ближние" подходили под нее. В Нагорнойпроповеди, согласно Евангелию от Матфея, Иисус предостерегал от лжепророков,говоря: "Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худоеприносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубаюти бросают в огонь" (7:18-19). С этим перекликается и угроза гибели,высказанная в конце проповеди и адресованная всем тем, кто не последуетистинному учению ("построившим дом на песке"). Верующие предупреждаются,чтобы они не давали святыни псам и не бросали жемчуга перед свиньями. Резкоеотношение к не признающим новое учение, стремление "охранить" святыню (т. е.учение) было, по-видимому, отголоском ессейского мировоззрения. Возможно, ибратья, к любви и миру с которыми настойчиво призывает Нагорная проповедь("всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". - Матфей,5:22), - это прежде всего братья по вере, члены одной религиозной общины{Братьями часто именовали себя и члены так называемых языческих религиозныхобъединений.}. Те же, кто не разделяет их веры, - все эти "псы", "свиньи","лжепророки" находятся вне моральных норм, проповедуемых новым учением. Лишькогда христианство переросло узкие рамки сектантства и распространилось вновой этнической среде, призывы к любви и братству получили иное, болееобщее и более абстрактное истолкование. Отличием христианства было и его обращение ко всем калекам, больным,обиженным не только в социальном смысле, по и физически. Кумраниты жесчитали, что больные и убогие могут их осквернить. Это отличие было связано,как мы постараемся показать дальше, со своеобразной реакцией христиан наэстетические и этические ценности античного мира. И конечно же никогда вессейских общинах, которые считали себя носителями подлинной, чистойиудейской веры, не мог зародиться принцип, сформулированный Павлом в егопосланиях, о равенстве всех народностей перед богом ("нет ни эллина, нииудея..."). Разумеется, мы перечислили не все черты сходства и отличия междухристианством и ессейством, но даже из сказанного видна сложностьвзаимоотношений этих двух учений. Трудно определить, когда именно проявилисьэти черты сходства и отличия. Новозаветный Иисус в целом представляетсяболее близким к ортодоксальному иудейству, чем кумраниты. Возможно, именнопосле гибели Иисуса его ученики и последователи в ожидании скорого второгопришествия своего мессии восприняли целый ряд мессианистских чаяний ессеев.Представляется вероятным, что с кумранским движением был связан ИоаннКреститель и воздействие ессеев на первых христиан шло через его проповеди ипроповеди его сподвижников. Но здесь мы уже вступаем в область догадок...Важно иметь в виду, что, зародившись под сильным влиянием иудейскогосектантства, христианство затем приобрело новые черты, которыеспособствовали его распространению в разных странах и областях, входивших вРимскую империю. Процесс становления христианства как особого учения шел постепенно.Одни группы христиан принимали одно, другие - другое утверждение илирелигиозное предание, спорили, заимствовали, отвергали... Мы не имеемвозможности здесь подробно останавливаться на достоверности персонажей,стоявших, согласно Новому завету, у истоков христианского учения. В наукесуществуют разные точки зрения по этому поводу {Точка зрения тех ученых,которые выступают против исторического существования Иисуса, раскрыта вкниге И. А. Крывелева "История религий". М., 1975, т. 1.}. Хочется заметитьтолько, что, несомненно, должны были существовать люди, первыми произнесшиете проповеди, которые легли в основу будущей христианской религии. Об одном таком проповеднике, Иоанне Крестителе, мы знаем не только изевангелий, но и из произведения иудейского писателя I в. Иосифа Флавия. Онговорит, что Иоанн был казнен римским ставленником, правителем ГалилеиИродом, так как тот "стал опасаться, как бы его (т. е. Иоанна. - И. С.)огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не повело к каким-либоосложнениям" ("Иудейские древности", XVIII, 5, 2). Подобных проповедниковбыло много. Тот же Флавий рассказывает о пророке Февде, утверждавшем, чторека Иордан расступится перед ним, и о пророке из Египта, собравшем на горевокруг себя несколько тысяч человек (они были растоптаны римскимилегионерами). В "Иудейских древностях" Иосифа Флавия упоминается и Иисус. ВXX книге писатель говорит о казни Иакова, "брата Иисуса, называемогоХристом". В другом месте (в XVIII книге) об Иисусе рассказывается подробнее,однако подлинность этого места вызывала у ученых сильные сомнения. Дело втом, что там говорится о воскресении Иисуса, причем Иисус назван мессией.Всего этого не мог написать иудей, не разделявший христианского учения, аименно таковым и был Иосиф Флавий. Одни ученые считали это место с начала доконца вписанным каким-то христианским переписчиком, другие полагали, что онобыло таким переписчиком отредактировано и что в основе его всетаки лежалкакой-то рассказ об Иисусе. Сравнительно недавно был обнаружен арабскийперевод "свидетельства Иосифа Флавия" об Иисусе. Этот перевод содержится во"Всемирной хронике" египетского епископа Агапия, написанной в X в. дляхристиан, говоривших по-арабски. Среди многих прочих цитат в ней приведен иотрывок из XVIII книги "Иудейских древностей". В нем речь тоже идет обИисусе, но этот отрывок отличается от того, который дошел до нас в греческихрукописях (произведение Иосифа Флавия было написано по-гречески илипереведено на греческий под его руководством). В рукописи Агапия воскресение Иисуса представлено не как действительныйфакт, а как рассказ его учеников. Здесь нет категорического утверждения, чтоИисус был мессией. Из отрывка, содержащегося в рукописи Агапия, прямоследует, что к смерти Иисуса приговорил Пилат, прокуратор Иудеи. Этототрывок ближе по духу ко всему произведению Иосифа Флавия, чем греческийвариант "свидетельства". Ясно, что христианский епископ, если бы он зналдругой текст Иосифа Флавия, где утверждается божественность Иисуса,предпочел бы привести этот текст. Но, вероятно, в распоряжении Агапияоказался древний список "Иудейских древностей", которого не коснулась рукахристианского переписчика {Подробно с этим отрывком, а также собстоятельствами открытия рукописи Агапия можно ознакомиться по статье И. Д.Амусина "Об одной забытой публикации тартуского профессора АлександраВасильева" (Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1975, вып.365).}. В нехристианских источниках II в. также есть упоминание о Христе. Цельсприводит даже его биографию, распространяемую иудеями. Согласно этойбиографии, Иисус был незаконным сыном бедной пряхи Марии и римского солдатапо имени Пантера. Степень достоверности этих фактов установить сейчас непредставляется возможным. Но, как пишет польский писатель Зенон Косидовский,"нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса, поскольку вПалестине того времени подобного рода бродячие проповедники, пророки имессии были обыденным явлением" {Косидовский 3. Сказания евангелистов. М,1979, с. 233.}. Иисус был подвергнут самой позорной казни - распятию на кресте, ккоторой римляне приговаривали рабов и повстанцев. Сам характер казнипоставил его в один ряд с обездоленными, отринутыми обществом людьми ипривлек этих людей к его учению. Вокруг образа Иисуса стали возникатьлегенды, где реальные события переплетались с вымыслом. Вера в воскресениеИисуса становится основой религиозной проповеди его экзальтированныхпоследователей. Первые проповеди сторонников нового учения не содержалиникакой сложной религиозной догматики, они сводились к рассказу о том, "какбог духом святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и он ходил, благотворяи исцеляя всех, обладаемых диаволом... и что наконец его убили, повесив надреве {В греческом подлиннике - "повесивши на столбе". Вероятно, здесьимеется в виду тот способ казни (распятие), когда осужденного за рукипривязывали к кресту, сделанному в виде буквы "т". Именно такую казньприменяли римляне.}. Сего бог воскресил в третий день, и дал ему явиться невсему народу, но свидетелям, предъизбранным от бога...". Эти слова вложены вуста апостола Петра в Деяниях апостолов (10:38-41). От данной проповеди дооформления мировой религии прошло более двух столетий ожесточенной борьбывнутри христианства, преобразований, компромиссов, приспособления кокружающему миру и влияния на него... Для того чтобы понять этот процесс,нужно представить себе те условия, в которых он протекал, условия жизни вРимской империи I - начала II в. Обстановка в Римской империи в I в. К началу I в. римляне покорили огромную территорию, охватывавшую всеСредиземноморье и значительную часть Европы. Вторая половина II и почти весьI век до н. э. в римском государстве были заполнены острыми социальными иполитическими столкновениями. Это был период так называемых гражданскихвойн. В Италии скопились массы рабов, происходило разорение крестьянства.Органы управления, сложившиеся, когда Рим был сравнительно небольшимгородом-государством, не могли обеспечить порядок и сколько-нибудьстабильное положение в огромной державе. Фактическая власть в Риме быласосредоточена в руках небольшой группы знати, которая занимала высшиедолжности в государстве и заседала в сенате - самом важном органеуправления, членство в котором было пожизненным. Сенаторы представлялиинтересы узкого слоя господствующего класса римского государства. Но и междуними не было единства. История Рима этого периода наполнена борьбой завласть знатных родов, соперничеством отдельных клик внутри сената. Естественно, что такая власть не могла справиться с охватившимигосударство волнениями: восставали рабы, крестьяне боролись за землю,покоренные Римом области (провинции) за освобождение от власти Рима, самыеразные слои римского населения - за расширение народоправства. Вот какописывает римский историк Саллюстий положение в римской республике во времягражданских войн: "Произволом горстки людей вершились мир и война, одни и теже руки держали казначейство, провинции, высшие должности, славу, триумфы, анарод изнемогал под бременем военной службы и нужды. И в то время, каккомандующие со своими приближенными расхищали добычу, солдатских родителей ималых детей сгоняли с насиженного места, если случался рядом сильный сосед. Так бок о бок с мощью явилась алчность, безмерная и ненасытная, онасквернила и крушила все, ни о чем не тревожилась и ничем не дорожила, покасама не сломала себе шею. В результате длительной и ожесточенной борьбы власть старой знати быласломлена, но вместе с ней погибла и республика. Последним этапом гражданскихвойн в римской державе была борьба за единоличную диктатуру отдельныхполководцев. В 40-е годы I в. до н. э. выдающийся военачальник и политическийдеятель Гай Юлий Цезарь, победив своих соперников, стал диктатором в Риме.Но его правление продолжалось недолго: он был убит сторонниками старой,сенатской республики. Однако и после этого убийства продолжалась борьба заединоличную власть. Победителем в этой борьбе вышел внучатый племянникЦезаря - Октавиан, получивший почетное прозвище Август (эпитет,употреблявшийся по отношению к божеству) и титул императора (императоромпервоначально назывался победоносный полководец). По существу, была созданаособая форма монархии, опирающейся на военную силу, - империя. Историческойзадачей, стоявшей перед империей, было создание политической системы,соответствующей потребностям огромной средиземноморской державы, интересамгосподствующего класса всех областей, входивших в ее состав. Сохраняя старые республиканские должности, императоры создавали свойцентрализованный аппарат управления, к службе в котором привлекалисьнезнатные жители Италии, вольноотпущенники, а также жители провинций. Такимобразом, длительная социальная и политическая борьба закончилась недемократизацией римского государства, а созданием своего рода военнойдиктатуры. Но императоры не провозгласили себя царями: идея монархии былаеще неприемлема для римлян того времени, привыкших считать себя, невзирая навсе фактические различия в положении, равноправными гражданамигорода-государства. В античном мире традиции полиса - гражданской общины -были слишком сильны, чтобы ими можно было пренебречь. Императоры считалисебя (и внушали это своим подданным) не царями, а "первыми гражданами", асвою власть - не отрицанием, а продолжением республики - "общественногодела" (дословное значение латинского res publicae). Они не уничтожиливыборных органов, но фактически поставили их под свой контроль, посколькусосредоточили в своих руках и военную власть, и ряд гражданских должностей,на которые неоднократно "выбирались". Для ранней империи характерен противоречивый характер власти принцепсов(как официально называли себя императоры I-II вв.), говоривших о возвращениисвободы "республике, угнетенной заговорами и распрями" (слова изполитического завещания Августа) и правивших, опираясь на военную силу.Законный путь передачи власти от одного императора к другому отсутствовал.Прямое наследование власти не могло быть открыто провозглашено, так какформально сохранялась республика. В то же время невозможно было выбиратьправителей, так как фактически она была уничтожена. Неудивительно, что вэтих условиях императоры применяли насилие по отношению и к своим возможнымсоперникам, и к сторонникам республики. Время правления преемников Августа,императоров из династии Юлиев-Клавдиев, заполнено политическими процессами,казнями, тайными убийствами. Ф. Энгельс, говоря об этом периоде римскойистории, подчеркивал, что по отношению к государству, т. е. к императору,свободные люди были почти так же бесправны, как рабы по отношению к своимгосподам. "Материальной опорой правительства было войско, которое гораздоболее походило уже на армию ландскнехтов, чем на старое римское крестьянскоевойско, а моральной опорой - всеобщее убеждение, что из этого положения нетвыхода, что если не тот или другой император, то основанная на военномгосподстве императорская власть является неотвратимой необходимостью" {МарксК., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 310-311.}. Противоречия между внешними формами жизни и их содержанием были присущине только Риму и Италии, но и провинциям. Остановимся прежде всего навосточных провинциях, где христианство появилось раньше и где, по-видимому,и была создана основная апокрифическая литература. Во II-I вв. до н. э. попытки жителей Азии и Греции освободиться отримского господства кончились разгромом восставших и жестоким наказаниемцелых городов, принимавших участие в восстаниях. В период борьбы римскихполководцев за власть восточные районы становились ареной военных действий.Полководцы грабили эти районы, чтобы пополнить свои денежные ипродовольственные ресурсы. Если какой-либо город, часто вынужденно, оказывалподдержку полководцу, потерпевшему затем поражение, то ему грозила расправасо стороны победителя. Но грабили и разоряли не только военачальники.Наместники и сборщики налогов опустошали некогда богатые восточные областине меньше, чем проходившие по ним войска. Римские власти по своему произволуперекраивали городские территории. Там, где затрагивались их интересы, онине считались ни с местным самоуправлением, ни с местными правовымитрадициями. После установления централизованной власти жизнь в провинциях сталаупорядочиваться. Складывается определенная система внутреннего деленияимперии, имперский аппарат управления. Императоры посылали в провинции своихпредставителей, которые следили за сбором налогов в казну, за действияминаместников провинций, как правило происходивших из знати. Прокураторыподбирались из людей незнатных, зависящих от милости императора и готовыхбезоговорочно выполнить любые его приказы. В первые века нашей эры восточные провинции постепенновосстанавливались после опустошительных войн и грабежей предшествующегопериода. Единая золотая и серебряная монета (местные центры могли чеканитьтолько мелкую медную монету), прекрасные дороги, строившиеся римлянами вовсех частях империи, позволяли развивать широкие торговые связи. В городахВостока возводились новые общественные здания, площади украшались статуямибогов и императоров. Во время пышных празднеств устраивались общественныепиры, на которые допускались самые разные группы городского населения,иногда даже рабы. Но за всем этим скрывались глубокие политические и социальныепротиворечия. На землях императоров, городов, частных лиц жилиземледельцы-общинники и арендаторы, платившие подати владельцам земли.Особенно трудным было положение земледельцев в имениях императоров: сборщикиналогов обирали их, брали взятки, заставляли подчас работать на себя. Вгородских ремесленных мастерских и на рудниках использовался труд рабов.Работа на рудниках была исключительно тяжелой, поэтому она служила формойнаказания за особо тяжкие преступления. Наряду с рабами в ремесле работали исвободные. Они, как правило, объединялись по профессиям: портные, валяльщикишерсти, ткачи и т. п. Такие объединения назывались коллегиями. Коллегиисуществовали с разрешения и под контролем властей; деятельность их былаограничена религиозными и благотворительными целями. Свободные ремесленникитакже испытывали на себе гнет налоговой системы и произвол властей. Простой люд восточных провинций страдал от двойного ига -провинциальной знати и римских властей. Провинциалы имели право предъявлятьобвинение в злоупотреблениях наместникам провинций, но исход такого дела,разбиравшегося римским сенатом, часто бывал не в пользу истца. Известно,например, что одна из малоазийских провинций добивалась от наместникавозвращения незаконно присвоенных им денег, но, как пишет историк Тацит,"давление покровительствовавших ему оказалось столь могущественным, чтонекоторые из его обвинителей были наказаны ссылкою, как вознамерившиесяпогубить ни в чем не повинного человека" ("Анналы", XIII, 33). Общественная деятельность в провинциальных городах сводилась квосхвалению императоров, празднованию их дней рождения и т. п. Даже во времяпразднеств в честь традиционных божеств - покровителей города проносилиизображения императоров. Народные собрания практически не играли никакойроли. Римляне, не являясь гражданами провинциальных городов, занимали в нихболее привилегированное положение, чем граждане. Римляне разрушали местныетрадиции, в том числе и религиозные. Поэтому в выступлениях против римлянчасто звучали требования и политической свободы, и религиознойнезависимости. Первый век нашей эры - век зарождения христианства - знаетнесколько крупных восстаний в провинциях - в Галлии, Британии и особенномощное в Иудее в 66-73 гг. Восстания в провинциях оканчивались поражениями. После разгромаиудейского восстания 66-73 гг. был разрушен Иерусалимский храм - главнаясвятыня иудеев - и на территории города разместился римский легион. Огромноеколичество людей было продано в рабство. На всех иудеев, живших в различныхобластях империи, была наложена особая подать в пользу ЮпитераКапитолийского. В первые века нашей эры империя казалась незыблемой: не было нивнешнего, ни внутреннего врага, который мог бы поколебать могуществоогромной державы, простиравшейся от Британии до Египта. Идеологическимвыражением единства и могущества империи был культ императора, насаждавшийсяпо всей территории римского государства. Религиозные поиски Культ императоров начал складываться уже в период правления Августа.Обожествление носителей верховной власти служило идеологическим выражениемновой формы правления, основанного, согласно официальной доктрине, не нанаследственном праве, а на личном авторитете правителя, авторитете,признанном римским сенатом и народом. Социально-психологическим фоном,способствовавшим появлению этого культа, была надежда народных масс налучшее будущее, которое наступит с помощью могущественного "спасителя".Наиболее удачливые полководцы в глазах масс представали людьми, наделеннымисверхъестественной силой. Много легенд породила судьба Юлия Цезаря, убийствокоторого послужило сигналом для новых военных столкновений и расправ. Кто-тоиз участников похорон Цезаря утверждал, что он собственными глазами видел,как душа Цезаря вылетела из тела и отправилась на небо. Когда во время игр,устроенных в память Цезаря, на небе появилась комета, то, как пишет один избиографов Цезаря - Светоний, "все поверили, что это душа Цезаря, вознесеннаяна небо". Гибель убийц Цезаря приписывалась мести его гения-хранителя. Такимобразом, психологическая почва для его обожествления была подготовлена. Попредложению наследника Цезаря - Октавиана Цезарь был объявлен богом. При правлении Октавиана Августа начинает создаваться культ генияимператора, в котором были использованы древние римские представления оличных гениях-хранителях. Гений императора представлялся теперь не простоего хранителем, а некой высшей силой, вдохновляющей императора на всепоступки. Гению императора стали воздвигаться храмы. При преемниках Августастало обязательным поклонение статуям императоров, дни их рожденияотмечались как официальные празднества. В честь императоров устраивалисьособые игры. Наиболее популярные традиционные празднества в провинциях вчесть местных богов стали празднествами и в честь императора (например,столь любимые греками празднества в честь бога Диониса стали теперьназываться Дионисии Цезареи). Если жители провинций хотели создатьобъединения почитателей какого-либо местного бога, они при этом должны былиобъявить себя и почитателями императора. В официальных постановленияхгородов императоры назывались спасителями - спасителями мира, спасителямивсего человеческого рода, правителями мира. Эти определения призваны былисоздать представления о всемогуществе и всеобщности императорской власти. Первоначально объявлялись богами только умершие императоры, нопостепенно обожествлять стали и правящих императоров (а не только ихгениев). Началось это в восточных провинциях, где представление обожественности царей имело глубокие исторические корни (обожествлялисьфараоны Древнего Египта, а после греко-македонского завоевания как божествопочитался Александр Македонский). Но если при своем зарождении императорскийкульт опирался на древние религиозные традиции, использовал надежды народовна появление сверхъестественного спасителя, то с течением времени онделается формальным, становится звеном в процессе всеобщей нивелировки, ккоторой стремилось в провинциях римское правительство. Были выработаныстрого определенные формулы, с которыми обращались к императорам: "О,наибожественнейший из бывших когда-либо императоров..."; "Ваше божественноеи непревзойденное величество..." Причем каждого следующего императора такженазывали "божественнейшим из когда-либо бывших". Поклонение императорам в Римской империи носило главным образомполитический характер: соблюдение культа было своего рода проверкойблагонадежности подданных. Существенно было не то, во что на самом делеверит данный человек, а то, совершает ли он определенные действия,выражающие почтение к императору. Императоры, может быть, и воспринималисьмассами как боги, но как боги чуждые, далекие и даже враждебные простомучеловеку. Однако обожествление живых правителей в известной степениспособствовало распространению в народе верований в возможность появлениячеловека, обладающего божественной силой, который с помощью этой силыуничтожит зло и насилие. Что же могли противопоставить этой хорошо организованной, подавляющеймалейшее недовольство, наделенной ореолом святости власти народные массыимперии? Самым простым выходом из положения казалось приспособление к этойвласти: они чтили императоров и своих богов; создавали объединения, которыеорганизовывали празднества в честь императоров и помогали друг другу; ониискали в общении друг с другом возможность уйти от официальных форм жизни. Коллегии - объединения "малых людей" (т. е. людей, принадлежавших ксоциальным низам)-имели часто свои небольшие помещения - святилища,устраивали совместные трапезы. В такие коллегии входили бедняки изсвободных, вольноотпущенники, иногда рабы. Божества, которых чтилиобъединения "малых людей" (разумеется, эти божества чтились открыто тольконаряду с императорами), часто отличались от богов, которым поклонялисьофициально в городах империи. Существовали почитатели Геракла, Приапа,Сильвана - божеств, олицетворявших силы природы. Даже среди греков и римлянполучили развитие культы различных восточных божеств. Греческие и римскиебожества, согласно древним мифам, не были ни всемогущи, ни милосердны, им небыло дела до страстей и бедствий человеческих. Низы же общества искалиб


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: