Вчера перед самым концом сбора наш вожатый Слава сказал:
– Так вот: и вам и мне надоело занимать третье место по сбору металлолома. Надо сделать рывок и выйти на первое. Летний автопоход по области – не шуточная премия. Очень не шуточная. Ну как, даём рывок?
– Даём! – закричали мы хором.
Когда ребята выбежали из-за парт, Петька дал мне знак остаться в классе. Мы с ним подошли к аквариуму и сделали вид, что наблюдаем за самкой меченосца. Ребята в стороне обсуждали план победного наступления на новые земли, богатые металлоломом. Тогда, прильнув кончиком носа к зелёному стеклу аквариума, Петька прошептал:
– С их планом никогда нам не победить и ни в какой автопоход не пойти. Понял?
– Ага… – сказал я, смотря прямо в глаза самке меченосца. – Ты что-нибудь придумал?
Я догадался, что Петька неспроста отозвал меня в сторону.
– Придумал… Такое! Теперь не то что наш класс, а вся школа завоюет первую премию. Тс-с!
– Что придумал? Говори же! – У меня даже зубы заныли от любопытства.
– Смотри!
Петька расстегнул китель, распорол зубами зашитый кармашек, вытащил из него белую бумагу, развернул её, поднёс к самому моему носу и убрал обратно. Я только успел заметить фамилию Петьки и что на бумаге, перед орденом, большими красными буквами написано: «Пионерская правда».
– Понял? – спросил Петька, и я кивнул головой, что понял, хотя на самом деле ничего не понимал. – С этой бумагой мы завтра пойдём на завод как корреспонденты. Я через забор видел там столько лома, что о-ле-ле!
Я от удивления стоял перед аквариумом с открытым ртом, как будто передразнивал золотую рыбку, потом вслух подумал:
– А почему тогда я твоих статей не читал в «Пионерке» и почему нам лом отдадут на заводе?
|
– Я тайный корреспондент. У нас всё зашифровано, – сказал Петька. – Клянись – не проболтаешься!
Я презрительно посмотрел на Петьку.
– Ладно. Не обижайся. Сейчас некогда. Я к тётке еду. Завтра после уроков встретимся у булочной. Всё расскажу. Только – тс-с! И насчёт лома узнаешь…
Мы подкинули рыбкам корму и вышли из класса.
На следующий день на уроках и переменках мне не терпелось узнать у Петьки, что он за тайный корреспондент и какой его план поможет нашему классу завоевать первое место по сбору металлолома. Петька только говорил с секретным видом:
– Тс-с! У булочной… Занеси домой портфель и приходи.
После уроков я так и сделал. Петька ждал меня у булочной. Он дал мне пирожок с повидлом и сказал:
– Ты, как я, перехитри пирожок. Сначала съешь тесто, а потом повидло. Кажется, что его много-много.
Я разозлился:
– Что ты мне «пирожок». Давай рассказывай!
– Тс-с. Так вот: я тайный корреспондент. У нас всё зашифровано. Читал на днях в «Пионерке» вопрос? Большие такие зелёные буквы: «Что ты сделал для украшения родного города?» Читал?
– Чи… читал…
– Так вот. Это они меня спрашивают!
– Не мо-о-жет быть!
– И я отвечаю, что сделал я или что сделали другие. Помнишь, две недели назад был вопрос… большие такие синие буквы: «О чём ты мечтаешь?» Тоже я отвечал. А ты и не подумал, наверно.
– Здорово! А мне и в голову не пришло… Но где же всё-таки статьи?
– Тс-с. Я всё в стихах описываю. Скоро почитаешь.
Я задумался.
– А как же нам лом отдадут?
– Бумагу мою видел? Видел. Я корреспондент, а нас боятся директора, у которых что-нибудь неладно. Идём на завод. Всё увидишь. Весь лом, который у них пропадает, будет нашим.
|
Мы, щурясь на солнце, пошли по тёплым улицам. Я смотрел на сизых голубей. Они барахтались в лужах на мостовой и, попадая в радужные разводы бензина, становились похожими на маленьких павлинов. Мне было весело. Петька молодец! Скоро каникулы! Первая премия! Автопоход! И пирожок такой вкусный! Больше я ни о чём не расспрашивал Петьку.
Мы подошли к заводу. Это был большой завод. На нём работали наши отцы. Всю его территорию нельзя было окинуть глазом.
Около проходной с вертящимися дверями Петька неожиданно остановился, стал оглядываться, потом отвёл меня в сторону и о чём-то задумался. «Струсил», – подумал я.
Но Петька сказал:
– Вперёд! За мной! Смело! Главное – в дверях не запутайся.
Он достал из кармана бумагу и толкнул дверь. Я, держась за его хлястик, засеменил на цыпочках. Сзади вертящаяся дверь наступала мне на пятки и хлопала пониже спины.
Проходя мимо вахтёра, Петька небрежно развернул бумагу.
– Из газеты!
Пока вахтёр что-то соображал, мы успели зайти за угол огромного цеха с застеклённой крышей. Петька сказал:
– Теперь смотри и запоминай, где что лежит.
Мы с трудом пробирались по талому, покрытому копотью снегу.
Вдруг Петька остановился около больших бугорков. Он носком ботинка расколупал ледяную корочку на одном из них, и я увидел целую кучу ржавых болтов, резцов, каких-то странных шайб, толстых полос стали и разных колёсиков. Мы присели на корточки и смотрели на всё это, как геологи на первые якутские алмазы.
|
– Тут килограммов сто… и это ещё не всё, – сказал Петька сдавленным голосом.
Снег на следующем бугорке мы разгребали руками. В нём было видимо-невидимо частей старых рубильников и всяких железных штуковин.
В общем, мы по колено в снегу бродили по широкому проходу между цехом и забором и зорко, как грибы в лесу, искали притаившиеся сокровища.
У самого забора я нащупал ломиком, а потом раскопал с пяток электромоторов. Петька изредка вскрикивал: «Ой! Залежи проволоки! Арматурной!», «Ой! Шкивы и валики!», «Смотри что делается!», «Жалко же!», «Повыбрасывали, когда цех переделывали!»
Вдруг Петька вскрикнул: «А-ах!» Я обернулся и увидел около забора только Петькину голову. Мне даже страшно стало, до того она была одна на снегу, как в «Руслане и Людмиле». Голова Петьки испуганно хлопала глазами и пыталась что-то сказать.
Я рванулся на помощь к Петькиной голове и тоже провалился по шейку. Петька сказал, скривив губы от боли:
– В траншею… попали… Здесь станок валяется, а может, два… я ногу поломал…
Я сразу стал подминать снег под себя, чтобы нам обоим выбраться, и правда увидел макушку токарного станка. Петька стоял рядом с ним. Наверно, он об него ударил ногу. Пока я откидывал снег в сторону, Петька стонал и с жадностью очищал станок. Потом я попытался вытащить Петьку, но он не мог шевельнуть ногой и никак не вытаскивался. Тогда я сказал:
– Ты подожди, а я сбегаю за «Скорой помощью».
Петька удержал меня.
– Нет… не уходи… давай лучше кричать вдвоём.
И мы начали кричать:
– На помо-ощь! А-а-а! Сюда-а-а! Э-э-эй!
Наверно, мы долго кричали. Вдруг из-за угла показались двое рабочих в телогрейках. Они подбежали к нам и тоже закричали:
– Ага! Попались!
Петька напряг все силы и повысил голос:
– Никто не попался! Прошу повежливей! Я корреспондент из газеты!
Он достал из кармашка бумагу с орденом и красными буквами, помахал ею перед рабочими и спрятал обратно. Рабочие стали вежливо вытаскивать Петьку, а он разозлился и закричал:
– Ведите нас к директору! Мы с ним сейчас поговорим!
Мне хотелось смыться, но не мог же я бросить Петьку. Рабочие поддерживали его под руки. Я плёлся сзади. Петька сначала еле волочил ногу, потом здорово захромал и, наконец, пошёл сам. Рабочие что-то проворчали и оставили нас одних.
В заводоуправлении я сразу подбежал к батареям и стал отогревать руки и ноги. В моих ботинках было полно снега. Петька дёрнул меня за воротник.
– Пошли!.. Теперь понял, что первое место за нами?
Служащие, ходившие по коридорам, не обращали на нас внимания. Петька, не раздумывая, толкнул дверь с табличкой «Директор завода». Мы вошли в небольшую комнату. В ней никого не было, кроме светловолосой девушки и чёрных телефонов. Девушка, взглянув на Петьку, спросила:
– Вы к кому, мальчики?
Петька снова достал бумагу и помахал ею:
– Доложите директору: корреспондент «Пионерки».
– Ага… – промямлил я.
Девушка открыла другую дверь, обитую жёлтой кожей. Мы услышали много голосов. Потом всё стихло, и кто-то, наверно директор, густым басом сказал:
– Безобразие! Опять корреспонденты? От «Пионерки»? А от «Мурзилки» пока ещё нет? Что? Ну-ка давайте их сюда!
Петька, опередив девушку, первым вошёл в кабинет директора. Я – за ним.
В кабинете за длинным столом, похожим на футбольное поле, сидели какие-то люди. Они захохотали, как только увидели нас.
– В чём дело? – загремел бас.
Я втянул голову в плечи, а Петька опять-таки развернул бумагу и с полминуты подержал её над головой. Потом сказал:
– Я – Копёнкин из газеты. Он – Рыжиков. Как же так, товарищи? Отдавайте нам металлолом! Всё равно он зря пропадает!
Я тоже осмелел:
– Пропадает!
Все снова засмеялись.
Девушка что-то сказала на ухо директору. Он поднял трубку телефона, набрал номер и пробасил:
– Медпункт? Пришлите сестру, бинты и йод. Быстрей… Алло! Главный? Срочно попросите ко мне нашего зама по технике безопасности.
Петька как-то сразу обмяк и попятился к двери. Я вспомнил слова из какой-то книжки: «От храбрости Вилли не осталось и следа…» – и присвистнул про себя: «Вот это влип мой друг!» Ведь Петькин отец был этим самым замом по безопасности. Ещё бы немного, и Петька убежал из директорской, но я, притворяясь спокойным, хотя у меня горло пересохло от страха и щипало в носу, сказал:
– Правда… товарищ директор… Всё равно всё валяется. Нам нужно… и газета велела…
– Так… так, – сказал директор и угрожающе кашлянул, – кстати, покажи мне, Копёнкин, своё удостоверение.
Петька вздрогнул, как-то растерянно улыбнулся и, покраснев, снова попятился к двери.
– Прошу удостоверение! – повысил голос директор.
– Давай! Чего ты? Струсил! – сказал я сквозь зубы и подтолкнул Петьку к столу.
Петька долго рылся в кармане, пыхтел и, наконец, глядя себе под ноги, протянул бумагу директору.
Тут прибежала медсестра с аптечкой, заставила унылого Петьку влезть на стул, задрала его штанину и стала смазывать коленку йодом. Петька сжал зубы и зажмурился. И снова все засмеялись, только директор сидел, мрачно задумавшись, и рассматривал Петькину бумагу.
В этот момент пришёл Петькин отец. Увидев Петьку, он сразу вынул из кармана алюминиевую коробочку, достал из неё белую таблетку и зачем-то положил под язык.
А Петька притерпелся к йоду, наверно, решил «была не была» и, как настоящий докладчик, выбрасывая руку вперёд, заговорил:
– Эх, вы! А? За тем цехом и резцы, и проволока, и болты, и электромоторы, и медные полоски, и стальные, и станок, об который я ранен! Похоронили его в могиле и даже засыпать забыли! Мы целым классом ходим, бывает, ходим, ищем всякий лом, ноги зимой мёрзнут, а у вас тут целые горы лежат! Эх, вы!
– Ты как разговариваешь? Как здесь очутился мой сын? – сказал дрожащим голосом Петькин отец.
И снова все засмеялись.
– Я здесь не сын, – тихо заявил Петька, не слезая со стула. – Я – товарищ Копёнкин из газеты и товарищ Рыжиков тоже. И мы требуем отдать пятому «Б» лом, который мы нашли, и всё. И не думайте, что пионерский патруль только свистит на перекрёстках и проверяет «зайцев» в троллейбусах!
Петьке было тяжелее, чем мне, но он держался молодцом, а я вспотел, как от чая с малиной, снял пальто и положил сзади себя на стул.
– Вы что, воевать с нами собираетесь? – обиделся директор, не отрывая глаз от Петькиной бумаги.
Мы с Петькой сказали: «Ага!» Петькин отец, сдерживая ярость, засучил рукава и обратился к директору:
– Разрешите? – Наверно, он хотел за уши довести нас до проходной.
И снова все засмеялись. Тогда директор вышел из себя:
– Смеётесь, Волгин? Как обстоит дело со слесарным инструментом для подшефной школы? Безобразие!
Один из смеявшихся сразу покраснел и часто заморгал глазами.
– Батюшков! Вы уверяли меня в ноябре, что станки будут реставрированы и переданы школьной мастерской! Приказываю: реставрировать!
Директор заглянул в Петькину бумагу и продекламировал:
И чтоб моторы заурчали в школе,
Как принесённые в тепло щенки!
Петька почему-то радостно заулыбался, я был удивлён, что директор ни с того ни с сего заговорил стихами, а ещё один из смеявшихся изменился в лице и остолбенело смотрел в потолок.
– Товарищи прорабы! Я завтра же побываю на стройплощадках и проверю…
Петька перебил директора:
– Чур, там тоже за нашим классом числится! Чур, мы первые у них лом нашли!
Прорабы за столом что-то пролепетали и погрузились в блокноты. Им теперь тоже было не до смеха. Директор встал из-за стола:
– Инженер Копёнкин! Неужели я лично должен был проверить, засыпана ли траншея? Не вы ли сочинили лозунг: «В металлоломе 10 % железа и 90 % бесхозяйственности!» Составьте акт на ногу вашего сына.
Петькин отец неловко затоптался на одном месте. Мне стало жаль всех присутствующих.
– А вы! – директор загремел басом надо мной и Петькой. – Вы настроение мне, понимаете, сорвали и совещание испортили!
Петька сполз со стула.
– Передайте завучу – через десять дней привезём станки и инструмент. И можете писать в свою газету, что хотите. Всё! Марш! Забери своё… удо-сто-ве-ре-ние!
На обратном пути, когда мы подходили к проходной, вахтёр, нетерпеливо потирая руки, облизнулся, как будто собирался нас съесть. Наверно, Петькин отец объявил ему выговор. Мы побежали от проходной и перелезли через забор.
…Через три дня мы всем классом пошли на стройплощадку нового заводского посёлка. Петька сказал ребятам, что он открыл новое месторождение металлолома.
Каково же было наше удивление, когда за снесёнными бараками мы не нашли ни старых водопроводных труб, ни разбитых газовых колонок, ни чугунных бачков от уборных. Конечно же, их увезли по приказу директора, и нам ничего не досталось.
А около новых домов взад и вперёд ходили бульдозеры и не было видно ни обрезков балок, ни скомканной арматурной проволоки, ни кусков кабеля. Всё это было самой главной Петькиной надеждой в борьбе за автопоход. У ребят опустились руки. Петька шёл сзади всех, зло пиная ногой старый ночной горшок. Короче, никакого лома мы не нашли. Я не стал ругать Петьку: ведь он хотел сделать лучше, но ему пришлось выпутываться и рассказать про историю на заводе. Ребята сказали нам:
– Эх… тайные корреспонденты!
А когда подвели итог школьного соревнования, наш класс слетел с третьего места на одиннадцатое. Зато шестой «А» бегал на переменке цепочкой, рычал, как колонна автомашин, и воображал, что переключает скорости.
В этот же день на сборе наш вожатый Слава долго молчал, а потом сказал:
– Автопоход, конечно, не шуточная премия, но Петька и Вова всё-таки молодцы. Я заходил в цех и видел там два красивых станочка для нашей мастерской. И электромоторы для наждака, и ящики с инструментами и резцами. Между прочим, на них написано: «Сделано из лома, найденного пятым «Б».
Ребята зашумели: «И на станках так напишем!», «Мы ими заведовать будем!», «В поход пешком пойдём!», «На машинах плохо!», «Шины лопаются!», «Бензином воняет!», «Ура!»
– Вот как всё получилось! – толкнул меня Петька. – Вот что такое корреспондент! Даже директор понял.
Я сказал:
– Дай хоть посмотреть.
Петька достал из кармана бумагу и под партой протянул мне.
Я снова успел только заметить красные буквы: «Пионерская правда».
– Вова! Что-нибудь интересное читаешь? – спросил наш вожатый Слава. – Дай-ка и нам посмотреть.
Я взглянул на Петьку. Он сказал:
– Ладно… дай.
Слава прочитал бумагу сам, рассмеялся и стал читать вслух всему классу. И вот что, оказывается, было написано во всемогущей Петькиной бумаге:
Дорогой Петька!
Получили твои новые стихи. Чувствуется, что ты растёшь не по дням, а по часам. Нам понравился один образ в стихах о металлоломе:
…И заурчат моторы в нашей школе,
Как принесённые в тепло щенки.
Отвечаем на твой вопрос: «мешок – ишак», «мелко – стамеска» – рифмы плохие.
Конечно, стихи твои ещё слабы и напечатать их мы не сможем. Не унывай, пиши, присылай.
С приветом! Редакция.
Все ребята, и сам Петька, и наш вожатый Слава смеялись так, что к нам в класс заглянул завуч. Только я не смеялся и думал: «Вот почему директор заговорил тогда стихами, ему Петькины строчки понравились: «Как принесённые в тепло щенки»…
Я с уважением посмотрел на Петьку и спросил:
– А в газете был вопрос, большие такие чёрные буквы: «Куда катится Западная Германия?» Ты что будешь отвечать?
Петька задумался и важно сказал:
– Надо бороться за разоружение. А все пушки, и танки, и пулемёты, и ракеты, и пули выкинуть на металлолом!
Глаза у него загорелись.
– Представляешь?
– Здорово! – сказал я и ещё раз с уважением посмотрел на Петьку.
Замёрзшая рябинка
По дороге в школу я вспомнил, что на первом уроке у нас рисование. Я остановился и потрогал кончиком ботинка ледяную корочку на огромной луже. В школу мне уже не хотелось идти.
Я стоял над лужей и кончиком ботинка обламывал хрупкую ледяную кромку. Я, конечно, пошёл в школу. Но только уныло-уныло. А всё из-за рисования.
Я его ненавидел, потому что весь прошлый год мы рисовали на уроках вазу или кружку с деревянной ложкой, или матрёшку, или противный старый цветок в горшке. Я ненавидел рисование ещё и потому, что на урок нужно было приносить альбом, цветные карандаши и акварельные краски. Всё это никак не умещалось в жёлтой полевой сумке, которую я с трудом выпросил у дяди – майора в отставке.
Отдавая её мне, он сказал:
– Я с этой сумкой всю войну прошёл. Береги её. Она меня от тяжёлых ран три раза спасала. Носи в ней свои тетрадки и книжки до последнего класса. И учись как следует…
Я любил свою сумку, только вот альбом и краски приходилось нести в руках.
А разве это жизнь, если идёшь в школу, а руки у тебя заняты, и ничего нельзя сделать: ни побороться с Петькой, ни выбраться из троллейбуса с задней площадки, ни перелезть через забор…
На урок я немного опоздал. Я вошёл в класс и спросил:
– Можно, Арина Ивановна?
– Больше не опаздывай! – сказала Арина Ивановна, учительница рисования.
Она всего три урока преподавала в нашей школе вместо ушедшей на пенсию Эмилии Васильевны.
Я садился на место, когда Арина Ивановна спросила меня:
– Ты принёс альбом и краски?
– Нет, – сказал я, – забыл…
– Ты забываешь их третий раз. Мне это надоело. Иди домой и без альбома на урок не возвращайся.
Я пошёл к двери, постукивая ногой об ногу.
Всё-таки на улице было уже холодно. Арина Ивановна сказала, посмотрев на меня:
– Впрочем, оставайся. Вечером я зайду к твоему отцу. В чём ты носишь альбом?
– Так…
Я показал свою жёлтую полевую сумку.
– Всё понятно. Мы договоримся, чтобы отец купил тебе портфель или ранец.
Я совсем приуныл. С первого класса ношу свою полевую сумку, и все ребята знают, что она в трёх местах пробита пулями… И вдруг из-за какого-то рисования!..
– Рыжиков! Перестань жевать воротничок! – Арина Ивановна, как всегда, ходила из конца в конец класса. – Ребята! Как вы думаете, для чего мы учимся рисовать?
Наверно, кто-то поднял руку и ответил. Я ничего не слышал. Я думал о своей жёлтой полевой сумке, пробитой пулями в трёх местах, и о ненавистном рисовании. В обмен на освобождение от него я бы с радостью решил лишнюю контрольную по арифметике и ещё пять примеров в придачу.
– Рыжиков! Интересно, что ты думаешь о рисовании?
Я встал и сказал:
– Чего мне думать… раз забыл альбом и краски…
– Хорошо, – сказала Арина Ивановна. – Прошлые уроки помогли мне получше познакомиться с вами, – она улыбнулась, – как с живописцами. Сегодня каждый из вас попробует сделать по иллюстрации, то есть по картинке, к своей любимой книжке.
Я обрадовался – всё-таки это не кубики и горшки срисовывать – и сразу прошептал Петьке:
– Вырви лист из альбома… дай кисточку, а то Беляева не получишь…
– Рыжиков! – сказала Арина Ивановна. – Вот бидончик. Сходи и набери в него воды. Чтобы ребята не теряли времени, ты будешь менять в их баночках воду. Понятно?
В общем, я ходил по классу, выливал из баночек грязную воду, доливал чистую, и мне почему-то очень тоскливо было наблюдать, как ребята рисуют.
Я заглянул в альбом Павлика. Он рисовал синее-синее море и корабль с алыми-алыми парусами. Только паруса были неправильные. Мы заспорили, чуть не подрались, и я ко всему прочему получил замечание.
Петька тоже рисовал море, но только в разрезе. На дне его лежали морские звёзды и рыба-меч, а над ними плыл человек-амфибия. Я вздохнул: «Мне бы сейчас листок из альбома!»
Даже у Людки Алёшиной на развороте альбома была нарисована арена цирка и на длинном шесте Гуттаперчевый мальчик. А у Коли Грачикова – белое дерево, чёрная ворона и под ней – оранжевая лиса.
Это было красиво. В общем, чего только ни рисовали ребята: и мушкетёров, и Чапаева, и пиратов, и марсиан, и Чука с Геком, и Руслана с Головой, и Гагарина в кабине «Востока», а я ходил по классу и менял в баночках воду.
Когда прозвенел звонок, Арина Ивановна задала на дом сделать рисунок с натуры и спросила меня:
– Тебе хотелось порисовать?
– Нет! – сказал я упрямо.
– Ну что ж… передай отцу, что я сегодня зайду к вам.
Вечером, когда я пришёл от Петьки (мы вместе делали уроки), Арина Ивановна была уже у нас. Она и мой отец сидели на кухне, звенели чашками и спорили.
Я прислушался.
– А может, у него нет способностей к рисованию. Лишь бы не хромал по русскому и арифметике. В конце концов не каждый становится художником.
Мне стало обидно: «Почему это у меня нет способностей? У Лимского есть, у Петьки есть, а у меня нет?»
– Не спорю, может быть, он не станет художником, – продолжала Арина Ивановна, – но и ты и я обязаны воспитывать в нём чувство прекрасного. Мне жаль тех, кто не видит и не понимает красоты… ну, скажем, неба, деревьев, дождя, не видит людей, улиц, машин… – доказывала Арина Ивановна.
Мой отец сказал, немного подумав:
– Я ничего не говорю. Ты права. Но что же делать?
– Для начала отбери у него сумку и купи портфель. И проверяй не только примеры и задачки, но и рисунки.
«Посмотрим… посмотрим, – обиделся я ещё больше, – вижу я небо, и машины, и людей или не вижу… а сумку полевую не отдам!»
– Ладно. Договорились. Отберу у шалопая сумку, – сказал, вздохнув, мой отец.
Я вбежал в кухню и заорал:
– Пап! Арин Иванна! Одно замечание по рисованию – и отберёте. Я буду за пазухой таскать альбом или из нейлона сделаю пакет. Честное пионерское! Я люблю сумку. Она красивая. Сами говорили…
Мне неожиданно поверили. Я пошёл спать и слышал, как Арина Ивановна, одеваясь в передней, вспоминала каких-то ребят и какой-то случай на уроке зоологии. Мой отец засмеялся и сказал:
– Вот уж никогда бы не подумал, что ты станешь преподавать рисование!..
Я завернулся с головой в одеяло и заснул…
На следующий день я пришёл из школы и сразу решил сделать заданный рисунок с натуры.
В окне соседнего дома было видно, как Лимский уже что-то срисовывает, высунув язык. Он лучше всех рисовал в нашем классе. Эмилия Васильевна ставила ему только пятёрки.
«Куда уж мне!» – подумал я, просмотрев свой альбом.
Но рисовать мне из-за этого не расхотелось. Наоборот, я почему-то захотел взять цветные карандаши и нарисовать что-нибудь красивое. Я даже заволновался. Не буду, как Лимский, сидеть в комнате. Пойду на улицу. Там и люди, и небо, и снежные бабы, и машины разные…
Я быстро оделся, выбежал на улицу и… увидел нашу рябинку. Увидел как-то вдруг, увидел как будто в первый раз, хотя она всегда росла в скверике перед нашим домом.
Я даже присел на краешек тротуара – до того мне понравилась рябинка.
Гроздья ягод взлетали к небу, словно гроздья красных ракет во время салюта, а заиндевевшие ветви тянулись за ними, как струйки дыма.
Сразу за ней возвышалась пологая, засыпанная первым снегом крыша автомастерской, и рябинка казалась распластанной на этой крыше, как на огромном листе бумаги.
Я вскочил с тротуара и подумал: «Моё счастье, что ягод никто не съел! Нужно быстрей, пока ещё кому-нибудь не пришло в голову нарисовать рябинку!»
Лимский всё ещё сидел у окна и что-то срисовывал. Я ходил из конца в конец нашего двора, украдкой посматривая на рябинку, и соображал: «Как Лимский, сидеть за окном не буду… Нужно по-настоящему… Сделаю станок из дощечек, залезу на газон и нарисую рябинку… Карандашами? Нет! Акварельными красками!» Я как-то почувствовал, что рябинку неинтересно будет рисовать карандашами. Я даже вообразил её уже нарисованной, и у меня дух захватило от непонятного волнения. Я ещё раз взглянул на неё. Вдруг вышло солнце, тронутые морозцем рябинки засветились насквозь и стали оранжевыми. Я сразу решил: «Ой! Вот так нарисую!» – и побежал к дяде Мише в столярку.
Часа три мастерил я станок из старых досок. Он всё никак не получался. То падал, то наклонялся влево. Наконец я сбил две доски крест-накрест, сзади прикрепил на куске резины планку, и она поддерживала станок под любым углом. Пока я возился, на улице стало сумеречно. Рисовать уже нельзя было. Я потащил свой станок в подъезд и поставил его на шестом этаже около машинного отделения лифта. Потом пошёл делать уроки. Я решал примеры и несколько раз представлял себе рябинку с ягодами, просвеченными солнцем.
Утром я, как старой знакомой, помахал ей рукой, а вернувшись из школы, принялся за дело.
Мне не терпелось поскорей начать рисовать. На кухне я взял большую фанерку, на которой моя мать разделывала лапшу, и прикрепил к ней лист чертёжной бумаги. Картонку с акварельными красками я прибил гвоздиками к дощечке с широкой дыркой. На ней резали лук, селёдку и картошку, а в дырку пролезал большой палец. Всё было совсем как у настоящего художника, которого я видел летом в деревне.
Потом я вынес станок из подъезда и поставил его на заснеженном газоне недалеко от рябинки.
Было градусов двенадцать мороза, и вода в баночке наверняка замёрзла бы. Я сбегал домой за туристским кофейничком отца и спиртовкой. Но спиртовка оказалась пустой. Я снова сбегал домой и вылил в неё остатки «Тройного одеколона» и бутылочку маминых духов «Белая сирень».
Фитилёк загорелся. Я набросал в кофейник снега, потому что мне надоело бегать домой, и наконец взял в руки тоненькую кисточку и дощечку с красками.
Я, волнуясь, смотрел то на рябинку, то на лист бумаги и незаметно для себя нарисовал красной краской штук десять гроздей по двадцать ягод в каждой. При этом я думал: «Посмотрим… вижу я деревья и улицы или не вижу».
Я отдышался и огляделся. Никто за мной не следил. Лимский всё так же что-то рисовал за окном.
Заиндевевшие ветви рябинки почти сливались с крышей автомастерской. Я белым нарисовал крышу, а чёрным слуховое окно. Кисточка моя замёрзла. Я обмакнул её в горячую воду. Всё шло как по маслу. Ствол я сделал светло-зелёным, с коричневыми отметинами срезанных сучков. От ствола я провёл к красным гроздьям голубоватые ветки. Вода в кофейнике стала грязной. Я её вылил и снова насыпал снега. Потом я отошёл на два шага от станка и со страхом всмотрелся в то, что получилось. Получилось вроде здорово. Я побежал в подъезд погреть руки.
Вернувшись, я увидел, что около ограды стоят какой-то парень без шапки и наша соседка по площадке Ветка Палевская. Она училась в десятом классе. Парень ей что-то горячо доказывал, показывая на мой станок:
– Нет! Ты вглядись, Ветка. Здесь работает большой талант. Смотри, как он чувствует цвет! Первый снег… А голубоватые, словно от неба, ветви? А ягоды? Кажется, что они горчат во рту. Молодец! Он из вашего дома? Я бы рисовал только так! И вообще это – поэзия: мольберт из дощечек, грубая палитра, спиртовка, кофейничек, снег! Краски замерзают и отогреваются… Хочешь, я на морозе сочиню тебе стихи?
Заметив меня, Ветка смущённо сказала:
– Пойдем, Савченко. Ты слишком восторженный человек.
Парень как-то сразу сник и подышал на руки. Он закричал, когда я подошёл к станку:
– Эй! Алё! Ну-ка проваливай!
Ветка взяла его под руку, и они ушли. «Ага! – подумал я. – Значит, я вижу всё красивое! Значит, я могу рисовать? То-то!» И снова принялся за рябинку. Я понял, что в картине чего-то не хватает, и догадался: снег на крыше нужно было подсинить, как моя мать подсинивает бельё. Я так и сделал, и снег на крыше стал белым, а на газоне грязноватым. Потом заполнил пустые места над крышей холодным синим небом, погрел руки над кофейничком и коряво написал внизу листа: «Замёрзшая рябинка».
И ноги, и нос у меня совсем замёрзли, но я всё смотрел то на мою «Рябинку», то на настоящую.
Уже темнело, когда я втаскивал станок с картиной в подъезд. Меня окликнула Ветка:
– Ты, Вовка, талант!
– А Савченко твой учитель рисования?
– Что ты, – сказала Ветка, – ну… как бы тебе сказать… Он в таком состоянии, что видит нечто высокое и прекрасное во всякой ерунде.
– И в тебе, значит? – сказал я.
Ветка нахлобучила мне шапку на голову и весело побежала по лестнице. Жаль, что у меня были заняты руки. Сверху Ветка крикнула:
– Не носи «Рябинку» в тепло, краски оттают, и всё размажется.
Я похолодел. Это была правда. Ещё немного, и загубил бы свою «Рябинку». Я пошёл к дворничихе, взял у неё ключи и поставил «Рябинку» на улице за стеклом «Доски объявлений».
Все проходили и смотрели на «Рябинку», и я стоял поодаль и тоже смотрел и почему-то никак не мог на неё наглядеться.
Вечером меня ругали за кофейничек, за духи, которые, оказывается, были «самым скромным, но дорогим подарком», и за дощечку, вымазавшую лук и селёдку в разноцветные краски.
На уроке рисования Арина Ивановна спросила меня:
– Принёс альбом и краски?
Я показал и то и другое.
– Хорошо. А рисунок с натуры сделал?
– Сделал… но…
– Забыл? – вскрикнула Арина Ивановна, грозно раскрывая журнал.
Я подошёл к ней и так, чтобы никто не услышал, рассказал, почему я не принёс свою картину.
Арина Ивановна сказала всему классу:
– Ребята! После уроков мы пойдём смотреть картину Вовы Рыжикова. Это любопытно.
Потом она проверяла домашние рисунки и тут же ставила отметки.
Лимский, оказалось, нарисовал комод, а на нём цветы. Я подумал, что никогда не стал бы срисовывать бумажные цветы, и вместе с Петькой зевнул от скуки.
Арина Ивановна долго смотрела на рисунок Лимского и наконец сказала:
– Четвёрка с минусом…
Зато Арина Ивановна обрадовалась, когда поставила три пятёрки: Буркиной – за рисунок «Жареная картошка на синей скатерти». (У меня и у Петьки потекли слюнки – такой это был рисунок!), Грачикову – за рисунок «Машина убирает снег» и Алёшиной – за рисунок «Папа бреется».
После уроков Арина Ивановна и весь класс направились смотреть мою «Рябинку».
Когда мы пришли в наш двор, я покраснел и сказал:
– Вот… за стеклом…
Все столпились у «Доски объявлений».
Арина Ивановна первая тихо сказала:
– Рябинка!..
Ребята несколько секунд молчали, а потом затараторили:
– Красиво как!
– Ой! Ой! И ещё раз – ой!
– А мы на неё тыщу раз смотрели!
– Нарисуй мой портрет!
Арина Ивановна сказала мне:
– Можешь нести рисунок домой. Краски на морозе просыхают, как лужи. Ставлю тебе… – она задумалась, – четвёрку с плюсом.
Это была моя первая в жизни четвёрка по рисованию. Лимский что-то бурчал себе под нос. Арина Ивановна добавила:
– Ты, Вова, должен поучиться у Лимского технике рисунка, а ты, Лимский, у Вовы…
– Видеть красоту! – не удержался я.
Арина Ивановна кивнула. Ребята ещё долго смотрели на «Замёрзшую рябинку» и сравнивали её с настоящей. А когда все ушли, я вынул мой рисунок из-за стекла и пошёл домой.
У подъезда мне повстречался тот самый Веткин парень. Он кашлянул и отвернулся. Я тоже.
Дома я подумал: что бы мне ещё нарисовать? И решил: обязательно нарисую свою жёлтую полевую сумку, пробитую пулями в трёх местах.
Ананас
Мысль купить большой ананас пришла мне в голову на уроке географии. Пришла она неожиданно. Матвей Иванович рассказывал нам о Южной Америке, о её зверях, овощах и фруктах.
Я, закрыв глаза, пытался представить в уме тропические джунгли, пантеру и анаконду, срывающую с пальм бананы и ананасы.
Только почему-то вместо зверей и пальм я представил в уме витрину нашего овощного магазина.
В ней, как богатыри на пьедестале почёта, на красных ступеньках стояли три ананаса. Большой, поменьше и совсем маленький. На зелёном хохолке самого большого висела бирка: «кг 1 р. 60 к.»
– Рыжиков! Повтори! – окликнул меня Матвей Иванович.
Я вздрогнул, встал и… ничего не смог повторить.
– О чём ты думал?
– Как о чём?.. О… о флоре и фауне…
– Садись.
Матвей Иванович продолжал рассказ, а я грустно думал о бирке «кг 1 р. 60 к.».
Если бы я сказал дома: «Мам… мне почему-то ананаса захотелось…», – моя мама ответила бы: «Мне почему-то хочется, чтобы мой сын Вова стал круглым отличником…» Поэтому я, не откладывая дела в долгий ящик, забрался на перемене на парту и произнёс:
– Слушайте меня все! Нам нужно по плану сделать полезное мероприятие? Нужно!..
– Молодец! – перебил меня редактор нашей стенгазеты Валька. – Давно пора включиться в работу.
– Так вот, – продолжал я, – давайте купим ананас! Большой! В складчину!
– Не! Не! Не! – сразу же завопил Валька. – Ананас не является полезным мероприятием!
– Наоборот – является. Я его отцу в больницу носила, – тихо сказала Людка.
– А я этих ананасов могу и дома есть хоть каждый день, – похвалился Гарик.
Он был хвальба и жадина.
Все стали спорить. Я крикнул:
– Кто «за»? Поднимите руки!
Девчонки-сластёны тут же подняли руки, почти все мальчишки тоже, а остальные, увидев, что полезное мероприятие принято большинством голосов, перестали воздерживаться. Я обрадовался, однако редактор Валька предложил:
– Товарищи! Если уж на то пошло, мы его завтра утром купим, потом срисуем на рисовании и только потом съедим. Тогда будет полезное мероприятие. Я настаиваю.
– Идёт! Обязательно надо его срисовать, – сказал Петька.
Мы тоже не были против.
На другой переменке я составил ведомость на двадцать шесть человек. Все внесли по пятнадцать копеек и по настоянию Вальки расписались.
Утром перед уроками мы с Петькой встретились у овощного магазина.
Продавщица быстро предложила нам несколько ананасов, но они были маленькими, а мы хотели выбрать самый большой. В очереди уже начали ворчать:
– Вот чем они вместо школы занимаются…
– По отцовским карманам мастера… Налопаются яств и в кино… Знаю… Сам бывший школьник.
Ругаться с бывшим школьником не хотелось. Я от всей души попросил продавщицу:
– Девушка! Дайте с витрины! А? Нам очень нужно.
Продавщица быстро достала с витрины богатырский ананас. Денег у нас хватило. Даже ещё осталось девять копеек.
По дороге мы подкидывали ананас на руках. Он и вправду был как богатырь в своей панцирной светло-медной кожуре с зелёным темляком на макушке.
В класс я внёс его в шапке, так же, как совсем недавно черепаху, и поставил на учительский стол. Девчонки запрыгали от радости, а мы, мальчишки, договорились взять на переменке у буфетчицы Настеньки глубокую тарелку и колбасный нож.
Потом зазвенел звонок. Я снова положил ананас в шапку и спрятал в парту.
На первом уроке Петька то и дело толкал меня в бок и канючил:
– Дай хоть понюхать его… Он же пахнет…
Весь класс поглядывал в нашу сторону и глотал слюнки.
Между прочим, оказалось, что Гарик, который, по его словам, мог каждый день есть дома ананасы, почему-то отсутствует.
На переменке мы любовались ананасом и говорили о тропиках. На втором уроке Петька решительно прошептал:
– Не могу я больше ждать… Отрежь мою дольку… Тогда спокойно сидеть буду. И – всё… Я же видел на картинке ананас в разрезе…