В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.
Конституция РФ 1993 г. уточнила перечень политических прав граждан РФ, закрепив свободу мысли и слова; право на информацию; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).
Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).
|
Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.
Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан
Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования.
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федераций» различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам.
При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах. Особое значение имёёт рамочный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.
|
Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.
Свобода мысли и слова содержится в ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Право человека на свободу мысли и слова включает также право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к их выражению.
Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, а также п. 2 ст. 19 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Осуществление права на доступ к информации регламентируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Случаи его ограничения зафиксированы в Законе РФ «О государственной тайне», а также в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ.
Российское государство гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Данное конституционное положение детализировано Законом РФ «О средствах массовой информации».
Свобода массовой информации предполагает, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям
|
Конституция РФ в ч. 3 ст. 41 устанавливает принцип ответственности за нарушение права граждан на информацию: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всеобщая декларация прав человека гласит, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Эти две идеи объединены в ст. 30 Конституции РФ и конкретизированы Законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом «О политических партиях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др.
Право на объединение имеет ограничения. Так, не вправе быть членами политических партий и движений судьи, прокурорские работники, служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки.
Конституционное право на объединение включает право создавать на добровольной основе новое общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения; право воздерживаться от вступления в общественное объединение; право свободно выходить из общественного объединения.
Участие граждан в деятельности общественных объединений осуществляется в нерабочее время и за счет средств этих объединений.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в ст. 31 Конституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет, что организатором демонстрации, шествия и пикетирования вправе быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — достигший возраста 16 лег
Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различия. Если для проведения пикетирования одним участником уведомление органов государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления не нужно, то для проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирования несколькими участниками оно необходимо.
Публичный характер митингов, демонстраций, шествий и пикетирования проявляется в ограничении времени его проведения с 7 до 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени, также необходимостью подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Компетентный орган обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав дату и время его получения
Право избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) конкретизировано нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Право избирать возникает у граждан РФ с 18 лет. Возраст для получения права быть избранным регулируется федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах в их органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Право участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) конкретизировано нормами Закона «О референдуме Российской Федерации», законов субъектов РФ о референдумах в них и местных референдумах.
Референдум — это институт непосредственной демократии, связанный с принятием решения путем голосования установленного законом числа граждан РФ по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее императивный характер.
К числу прав гражданина по участию в референдуме относятся право на инициирование референдума; право подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума; право быть членом комиссии референдума с решающим или совещательным голосом и т.д.
Право равного доступа к государственной службе зафиксировано в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Данное право означает равное право гражданина на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.
Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного или арбитражного заседателя.
Введение в Российской Федерации института присяжных заседателей было обусловлено закреплением в Конституции РФ суда с участием присяжных заседателей и гарантией обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123).
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражными заседателями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ.
Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Норма ст. 33 Конституции РФ конкретизирована Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Право на обращение граждан выступает одной из форм реализации свободы мысли и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства, является защитой нарушенных прав и законных интересов гражданина, способствует исправлению недостатков, пресечению нарушений, законности. В этом смысле обращения граждан являются одним из институтов непосредственной демократии.
Субъектом права на обращение может быть как один гражданин, так и группа граждан. Обращение может вноситься гражданином лично, а также через своего законного представителя
Праву граждан на индивидуальные и коллективные обращения соответствует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления внимательно, в установленные сроки и в установленном порядке рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.