Право на участие в управлении делами государства и иные политические права граждан Российской Федерации, практика их реализации в Российской Федерации.





 

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Конституция РФ 1993 г. уточнила пере­чень политических прав граждан РФ, закрепив свободу мысли и слова; право на информацию; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и че­рез представителей; право избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме; право на равный доступ к го­сударственной службе; право участвовать в отправлении право­судия; право обращаться лично, а также направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наибо­лее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федераций» различает референдум Российской Федерации, ре­ферендум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципаль­ных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива прове­дения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам.

При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспе­чиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осущест­вления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалова­ния в суд нарушений законодательства о выборах. Особое значение имёёт рамочный Федеральный закон «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о на­правлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Свобода мысли и слова содержится в ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Право человека на свободу мысли и слова включает также право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеж­дений. Никто не может быть принужден к их выражению.

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреп­лено ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 19 Все­общей декларации прав человека, а также п. 2 ст. 19 Конвен­ции о защите прав человека и основных свобод.

Осуществление права на доступ к информации регламенти­руется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите ин­формации». Случаи его ограничения зафиксированы в Зако­не РФ «О государственной тайне», а также в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ.

Российское государство гарантирует свободу массовой ин­формации и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Данное конституционное положение детализировано Зако­ном РФ «О средствах массовой информации».

Свобода массовой информации предполагает, что поиск, по­лучение, производство и распространение массовой информа­ции, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продук­ции СМИ, не подлежат ограничениям

Конституция РФ в ч. 3 ст. 41 устанавливает принцип ответ­ственности за нарушение права граждан на информацию: «Со­крытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответ­ственность в соответствии с федеральным законом».

Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах.

Каждый человек имеет право на свободу ассоциа­ций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всеобщая декларация прав человека гласит, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Эти две идеи объединены в ст. 30 Конституции РФ и конкретизированы Законом «Об обществен­ных объединениях», Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом «О политических партиях», Федераль­ным законом «О некоммерческих организациях», Законом РФ «О по­требительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др.

Право на объединение имеет ограничения. Так, не вправе быть членами политических партий и движений судьи, проку­рорские работники, служащие кадрового состава и военнослу­жащие органов внешней разведки.

Конституционное право на объединение включает право соз­давать на добровольной основе новое общественное объедине­ние для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения; право воздерживаться от вступления в общественное объедине­ние; право свободно выходить из общественного объединения.

Участие граждан в деятельности общественных объединений осуществляется в нерабочее время и за счет средств этих объ­единений.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми­тинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в ст. 31 Конституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Федеральный закон «О собра­ниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет, что организатором демонстрации, шествия и пике­тирования вправе быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — достигший возраста 16 лег

Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различия. Если для проведения пикетирования одним участни­ком уведомление органов государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления не нужно, то для проведе­ния митингов, шествий, демонстраций и пикетирования не­сколькими участниками оно необходимо.

Публичный характер митингов, демонстраций, шествий и пикетирования проявляется в ограничении времени его прове­дения с 7 до 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени, также необходимостью подачи уведомления о проведении пуб­личного мероприятия.

Компетентный орган обязан документально подтвердить по­лучение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав дату и время его получения

Право избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32 Конститу­ции РФ) конкретизировано нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации». Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неуча­стию в выборах либо воспрепятствовать его свободному воле­изъявлению.

Право избирать возникает у граждан РФ с 18 лет. Возраст для получения права быть избранным регулируется федераль­ными законами и законами субъектов РФ о выборах в их орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления.

Право участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конститу­ции РФ) конкретизировано нормами Закона «О референдуме Российской Федерации», законов субъектов РФ о референду­мах в них и местных референдумах.

Референдум — это институт непосредственной демократии, связанный с принятием решения путем голосования установ­ленного законом числа граждан РФ по наиболее важным во­просам государственной и общественной жизни, имеющее им­перативный характер.

К числу прав гражданина по участию в референдуме отно­сятся право на инициирование референдума; право подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референду­ма; право быть членом комиссии референдума с решающим или совещательным голосом и т.д.

Право равного доступа к государственной службе зафиксиро­вано в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Данное право означает рав­ное право гражданина на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профес­сиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.

Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Кон­ституции РФ) может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного или ар­битражного заседателя.

Введение в Российской Федерации института присяжных за­седателей было обусловлено закреплением в Конституции РФ суда с участием присяжных заседателей и гарантией обвиняе­мому права на рассмотрение его дела судом с участием присяж­ных (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123).

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об арбитраж­ных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Фе­дерации» арбитражными заседателями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Право на обращение в государственные органы и органы мест­ного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лич­но, а также направлять индивидуальные и коллективные обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправле­ния. Норма ст. 33 Конституции РФ конкретизирована Федераль­ным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на обращение граждан выступает одной из форм реа­лизации свободы мысли и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства, является защитой на­рушенных прав и законных интересов гражданина, способству­ет исправлению недостатков, пресечению нарушений, законно­сти. В этом смысле обращения граждан являются одним из ин­ститутов непосредственной демократии.

Субъектом права на обращение может быть как один граж­данин, так и группа граждан. Обращение может вноситься гражданином лично, а также через своего законного представителя

Праву граждан на индивидуальные и коллективные обращения соответствует обязанность государственных органов и орга­нов местного самоуправления внимательно, в установленные сроки и в установленном порядке рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.





Читайте также:
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.