Социальные права и свободы человека и гражданина, практика их реализации в Российской Федерации.




Основное назначение социальных прав и свобод состоит в том, что они призваны обеспечивать удовлетворение важней­ших жизненных нужд индивида, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии.

Конституция РСФСР 1937 г. первая в мире в числе социаль­ных прав перечислила право на труд; право на отдых; право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и поте­ри трудоспособности; право на образование. Приведенный пе­речень был дополнен в Конституции РСФСР 1978 г. правом на охрану здоровья и правом на жилище.

Конституция РФ 1993 г. в числе социальных прав перечис­ляет ряд трудовых прав; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

Трудовые права закреплены в ст. 37 Конституции РФ в соот­ветствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах.

Перечень трудовых прав начинается с провозглашения свобо­ды труда (ч. 1 ст. 37). Каждый имеет право свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно­сти и профессию. Конвенция № 111 МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г. запрещает дискриминацию в области трудовых правоотношений. Под дискриминацией по­нимается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, по­литических убеждений, иностранного происхождения, социаль­ного происхождения (или по любой другой причине, оговорен­ной государством) и приводящее к уничтожению или наруше­нию равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению. В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда

Конституция РФ 1993 г. устанавливает запрет принудительного труда. Принуди­тельный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания. Конвенцией № 29 МОТ «О принуди­тельном или обязательном труде» 1930 г. определены виды ра­бот, на выполнение которых не требуется получение согласия работника и привлечение к которым не считается принудитель­ным трудом. К ним относятся военная или альтернативная гражданская служба; работа на основании вступившего в за­конную силу приговора суда; работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, войны).

Свобода труда естественным образом сочетается с правом каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасно­сти и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Создание безопас­ных и здоровых условий труда возложено на работодателя

Каждый имеет право на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже уста­новленного законом МРОТ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Конституция РФ в ч. 3 ст. 37 устанавливает право на защиту от безработицы. В соответствии с ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Конституция РФ закрепляет право на индивидуальные и кол­лективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).

Свобода трудиться дополняется правом на отдых. Оно состоит в ограничении продолжительности рабочего времени. В настоя­щее время рабочая неделя у рабочих и служащих не может пре­вышать 40 часов. Всем трудя­щимся гарантированы дни еженедельного отдыха, выходные и праздничные дни, отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Отдельным категориям работни­ков, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск.

Защита материнства, детства и семьи со стороны государст­ва отражена в ст. 38 Конституции РФ в соответствии с ч. 3 ст. 16 и ч. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.

Данная норма Конституции РФ является признанием того, что семья, брак, рождение детей имеют индивидуальную и об­щественную ценность.

Право на социальное обеспечение установлено ст. 39 Консти­туции РФ в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека и ст. 9 Международного пакта об экономических, со­циальных и культурных правах.

В развитие ст. 7 Конституции РФ, закрепляющей социаль­ный характер Российского государства, ее ст. 39 гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в слу­чае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с Конвенцией № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. государства обязаны выплачивать девять видов пособий, в том числе на медицин­скую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни в целях восстановления временно утраченной трудо­способности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция №118 МОТ «О равноправии в области социального обеспече­ния» 1962 г. закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства в сфере социальных отно­шений.

Условиями, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение, являются достижение пенсионного возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей и т. д. Формы социального обеспечения — это государст­венные пенсии и социальные пособия, которые устанавливают­ся законом.

Право на жилище отражено в ст. 40 Конституции РФ. Реали­зация права на жилище входит в качестве составной части в по­нятие достойного жизненного уровня для каждого человека, провозглашенного Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Закрепление в ст. 40 Конституции РФ права на жилище вле­чет за собой обязанность государства принимать и постоянно совершенствовать жилищное законодательство, а также разви­вать жилищный фонд.

Государство не обязано обеспечивать всех граждан жильем. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждаю­щиеся в жилище, которым оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и дру­гих жилищных фондов в соответствии с установленными зако­ном нормами.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантирова­но ст. 41 Конституции РФ в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом общим является право на охрану здоровья, а частным — право на медицинскую помощь.

Охрана здоровья граждан состоит в совокупности мер поли­тического, экономического, правового, социального, культур­ного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на со­хранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жиз­ни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружаю­щей природной среды, созданием благоприятных условий тру­да, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производст­вом и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социаль­ной помощи.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Граждане реализуют право на бесплатную меди­цинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Граждане имеют право на достоверную и своевременную ин­формацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района прожи­вания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через СМИ или непосредст­венно гражданам.

Право на благоприятную окружающую среду регламентирова­но ст. 42 Конституции РФ и конкретизировано Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей сре­ды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоя­нии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу негативным воздействием окружаю­щей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, в полном объеме




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: