ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ





Каждый год на призывных участках врачи сталкиваются с тем, что значительная часть юношей имеет те или иные отклонения в здоровье. В немалой степени это обусловлено заболева­ниями опорно-двигательного аппарата.

Практика показывает, что заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе позвоночника, имеют широчайшее распространение среди детей. По данным медицинским осмотров детей дошкольных учреждений на протяжении последних десяти лет, от шестидесяти пяти до семидесяти процентов детей имеют грубые дефекты и заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе сколиоз – пятнадцать процентов, нарушение осанки во фронтальной плоскости – четырнадцать процентов, нарушение формирования физиологических изгибов позвоночника (гиперкифозы, гипо- и гиперлордозы) – шестнадцать процентов, деформации грудной клетки – пять процентов, плоскостопие – шесть процентов, уплощенную стопу – семь процентов и другие.

Проблема эффективной стабилизации и коррекции сколиотического и кифотического процесса в позвоночнике, раннего выявления заболеваний позвоночника, а также медицинской и социальной реабилитации детей и подростков является одной из самых актуальных и практически значимых в современной педиатрии. Известно, что почти каждый житель страны на четвертом десятке лет жизни становится обладателем остеохондроза, деформирующего спондилеза и других хронических прогрессирующих заболеваний позвоночника. Основа этих заболеваний закладыва­ется в период внутриутробного развития плода и в раннем возрасте после перенесенных заболеваний, интоксикаций и травм.

Позвоночник играет одну из ключевых ролей в здоровье. От состояния позвоночника зависит функциональное состояние внутренних органов и физическая выносливость. При сколиотической болезни и гиперкифозах, остеохондрозах и деформирующих спондилезах возникают условия для сдавления волокон симпатического ствола и спинномозговых нервов, в результате чего возникают корешковый болевой синдром, патологические изменения внутренних органов, болезненные уплотнения в подкожной клетчатке и мышцах сегментарной зоны.

От функционального состояния опорно-двигательной системы, и в первую очередь позвоночника, зависит уровень физического развития и здоровья. Повреждение любого из его звеньев ведет к нарушению функции движения, к развитию ряда заболеваний и даже задержке умственного развития. В жизни ребенка двигательная деятельность является главным фактором физического развития.

Нарушение телосложения и осанки у детей составляет серьезную проблему, крайне трудно поддающуюся решению. Все дефекты и заболевания опорно-двигательного аппарата в период роста и развития детского организма прогрессируют без соответствующего лечения. А дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, элементов опорно-двигательного аппарата, и для морфологического формирования ребенка, гармоничного физиче­ского развития и его функционального совершенствования в этот период рациональный двигательный режим и физическое воспитание имеют ведущее значение.

Позднее выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата врачами лечебно-профилактических учреждений лишает детей своевременной коррекции состояния здоровья.

Сколиоз- системное заболевание соединительной ткани, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с торсией (скручиванием) тел позвонков. Заболевание встречается в восемнадцати процентах у детей и подростков, выявляется с четырёх – пяти -летнего возраста и прогрессирует весь период роста. Без соответствующего лечения сколиоз приводит к тяжелым деформациям позвоночника с формированием реберного горба в грудном отделе и мышечного валика в поясничной области.

Гиперкифоз- искривление грудного отдела позвоночника в переднезаднем направлении, выражается в усилении физиологического изгиба выпуклостью кзади, диагностируется с четырёх – пяти -летнего возраста, встречается у шестнадцати процентов детей. Заболевание характеризуется наклоном головы вперед, выраженной сутулостью, уплощением грудной клетки в переднезаднем направлении (плоской впалой грудью), отвислым животом и согнутым положением туловища ("поза просителя"). При выраженных степенях гиперкифдоза (болезнь Шейермана-Мау) отмечается клиновидная деформация грудных позвонков.

При сколиотической и кифотической болезни, а также грубых нарушениях осанки ухудшается выносливость к длительной статистической нагрузке, рессорные качества позвоночника, развивается контрактура мышц передней брюшной стенки и грудных мышц; растягиваются длинные мышцы спины, в результате заметно ухудшается подвижность ребер, грудной клетки в целом, что приводит к уменьшению жизненной емкости легких и снижению насыщения крови кислородом, увеличению внутригрудного и внутрибрюшного давления, что крайне отрицательно сказывается в первую очередь на деятельности центральной нервной системы и внутренних органов. Эти изменения сопровождаются снижением приспособительных возможностей организма, ухудшением сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижением работоспособности больного.

У детей с дефектами осанки часто отмечается плохой сон и аппетит, внимание у них понижено, координация движений нарушена. Искривление позвоночника крайне отрицательно воздей­ствует на кости скелета; мышцы и связки растягиваются и укорачиваются, внутренние органы смещаются, создаются условия для ущемления нервов, отходящих от спинного мозга, что приводит к нарушениям функции того органа, который регулируется этим нервом. При отсутствии достаточной натренированности глубоких мышц спины даже при обычных нагрузках может наступить мышечная блокада дисков в виде компрессии спинномозговых нервов, иннервирующих сердце, печень, диафрагму и т.д.

Лечениесколиоза представляет трудную задачу и должно проводиться длительно и систематически. По нашим данным, при своевременном и настойчивом комплексном лечении удается остановить прогрессирование сколиоза у девяносто шести процентов больных детей и подростков. Уже имеющуюся резко выраженную деформацию позвоночника, грудной клетки и поясничной области устранить не удается

Лечебная физкультура является основным методом лечения при нарушении осанки, сколиотической и кифотической болезнях. Основным средством Л.Ф.К. является лечебная корригирующая гимнастика. Ведущее значение имеет воспитание у больного сознательного активного от­ношения к лечению. Оно заключается в тщательном выполнении его многочисленных компонентов на всех этапах лечения заболевания - от момента выявления заболевания и до окончания роста: рациональное чередование труда и отдыха, сон на жесткой постели, разгрузка позвоночника днем в "час разгрузки" на жесткой поверхности, выполнение домашних заданий и рукоделий в положении лежа на ортопедической подставке, регулярные занятия лечебной гимнастикой (Л.Г.), лечебный массаж, электростимуляция мышц, электрофорез на позвоночнике с растворимыми аскорбиновой и никотиновой кислотами, эуфиллином и хлоридом кальция; ношение корсета при прогрессирующем сколиозе и реклинатора при гиперкифозе при длительном сидении в школе и поездках на транспорте; лечебное плавание по показаниям, выполнение различных консервативных ортопедических мероприятий и т.д.

С помощью Л.Г. можно добиться: улучшения осанки, постоянной тренировки равновесия и совершенствования координации движений, предупреждения прогрессирования сколиоза и гиперкифоза, повышения стабильности позвоночного столба, улучшение функционального состояния и нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и органов брюшной полости.

Успех лечения зависит от родителей, которые призваны особенно заботливо ухаживать за таким ребенком, строго следовать советам ортопеда и специалиста Л.Ф.К. Формирование осанки и ее изменения под влиянием внешних и внутренних факторов идут интенсивно в дошкольном возрасте. Позвоночный столб в дошкольном и младшем школьном возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью грудного и поясничного изгибов. Толстые межпозвонковые диски, эластичный связочный аппарат и слаборазвитая мускулатура спины способствуют деформации позвоночника.

Активный двигательный режим ребенка способствует гармоничному развитию, выработке условно-рефлекторных связей, обеспечивающих формирование правильной осанки в процессе роста. Правильная осанка лечит сколиоз, гиперкифоз и другие фиксированные заболевания позвоночника. Нормальную осанку можно рассматривать как условный рефлекс, а это значит, что хорошей осанке нужно обучать. Выработка навыка правильной осанки - это длительный педагогический процесс. Привычка к правильной осанке должна сохраняться на всю жизнь.

Подбором соответствующих физических упражнений достигается нормализация дефектов осанки.

Так, детям с предрасположенностью к сутулости (таких детей до девяноста процентов), при круглой спине и шейном гиперлордозе показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудном отделе позвоночника, а детям с крыловидными лопатками и сведенными впереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам на затылок. При свисающих плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание надплечий, вытягивание рук вверх с противодействием. При поясничном гиперлордозе целесообразно из положения лежа на спине производить попеременные движения ногами ("велосипед", "ножницы") и попеременное поднимание прямых ног.

Дети с дефектами осанки. Со сколиозом первой степени и гиперкифозом от занятий физ­культурой не освобождаются. Для них должны быть организованы дополнительные занятия по профилактической гимнастике в течение тридцати – сорока минут в школе и двадцать – тридцать минут в дошкольных учреждениях три раза в неделю или в медицинских реабилитационных центрах. Специфика дополнительных занятий - в использовании индивидуальных корригирующих упражнений. При сколиотической болезни второй-четвертой степени, болезни Шейермана-Мау и других тяжелых заболеваниях позвоночника целесообразно лечение в медицинских реабилитационных центрах и санаториях.

Занятия физкультурой для улучшения физического здоровья без учета изменений двигательного стереотипа, могут принести не пользу, а вред.

Ошибочны рекомендации по лечению сколиоза детей методами мануальной терапии.Мануальная терапия приводит к возрастанию нестабильности позвоночника, увеличению дуги искривления позвоночника в период роста скелета. Детство - это тот возраст, когда у ребёнка формируются основные жизненные привычки. Что упущено в эти годы, то с большим трудом и не всегда в полной мере наверстывается в дальнейшем.

При правильной организации двигательной активности, занятий по физическому воспитанию и Л.Г. десять – пятнадцать процентов снижается ортопедическая заболеваемость, предупреждается прогрессирование дефектов и заболеваний опорно-двигательного аппарата, снижается общая заболеваемость, улучшается физическое развитие детей.





Читайте также:
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.028 с.