Шахматные клетки: горизонтали и диагонали 10 глава




Хулио вдруг понял, что это имя ему знакомо. Он явно не раз и не два видел это имя и фамилию в каком-то списке. Судя по всему, когда-то эта Элена Льоренс была его студенткой. Ему показалось странным, что, разговаривая с нею по телефону, он не узнал ее голос.

Несколько минут спустя из кабинета вышла семейная пара, судя по всему родители какого-то ученика, и Хулио смог наконец увидеть свою младшую коллегу. Теперь он сразу же узнал ее. Она училась в первом потоке, которому он читал лекции. Девушка всегда садилась в первом ряду и вела подробный конспект каждой лекции.

Теперь, через семь лет, она по-прежнему оставалась молодой и весьма привлекательной особой, хотя, по правде говоря, Хулио был больше по душе ее прежний, неформальный студенческий образ. Сейчас же перед ним стояла явно деловая молодая женщина в строгом пиджаке с подкладными плечиками, в дорогой блузке и темных облегающих брюках. В общем, теперь она походила скорее на молодую практикующую юристку из района Саламанки. У нее были аккуратно подведены брови, неярко подкрашены губы. Ей было двадцать семь лет, и она безмерно обрадовалась, увидев своего преподавателя.

— Узнали меня? — поинтересовалась Льоренс, протягивая Хулио руку.

— А как же! Хорошие студенты всегда надолго запоминаются.

Элена довольно улыбнулась, как будто Хулио сделал ей чрезвычайно галантный и нестандартный комплимент. Было видно, что она умирала от желания произвести впечатление на своего бывшего преподавателя.

В небольшом, но аккуратном, не заставленном мебелью кабинете психолога дышалось гораздо легче, чем в комнате для приема родителей учителями. По углам стояли большие горшки с комнатными растениями, в простенке между окнами возвышался стеллаж, плотно набитый книгами.

Усаживаясь в предложенное ему кресло, Хулио успел пробежать взглядом по корешкам и узнал многие издания, хорошо знакомые ему по работе. Например, толстый том «Эмоциональной дислексии». Элена села напротив и улыбнулась обворожительной улыбкой, пожалуй, несколько провокационной для подобных обстоятельств. Ответная улыбка Хулио на этом фоне могла показаться вполне официальной и даже просто дежурно вежливой.

— Значит, ты теперь здесь работаешь? — спросил он.

— Да. Сначала я специализировалась на клинической психологии, затем пересдала часть экзаменов и получила диплом магистра по психопедагогической диагностике. Так я здесь и оказалась. Если честно, жаловаться не приходится. Работа интересная, а главное — здесь все время встречаешься с чем-то новым и нестандартным.

— Это уж точно.

— Я, кстати, по-прежнему храню в письменном столе конспекты ваших лекций. Они мне всегда очень нравились и, по правде говоря, пригодились потом в работе. Я многому научилась на ваших занятиях. Кое-что из того, что вы нам тогда рассказывали, я и сейчас смогу повторить наизусть.

— Что ж, весьма приятно слышать.

— Знаете, я еще и очень нервничаю.

— Это почему же?

— Я каждый день встречаюсь с родителями — врачами, юристами, инженерами, в общем, людьми неглупыми. Перед ними я не тушуюсь. Но вы — другое дело. Я по-прежнему воспринимаю вас как преподавателя и чувствую себя в некотором роде на экзамене.

На этот раз Хулио рассмеялся в свое удовольствие.

— Ладно, можешь успокоиться. Пятерка, считай, у тебя уже в зачетке. С этим у нас, полагаю, проблем не будет. Поговорим о Нико. Ты наверняка уже знакома с его родителями.

— Не так хорошо, как хотелось бы, — словно извиняясь, ответила Элена. — Несколько месяцев назад оба они пару раз приходили ко мне на беседу. Общаться с ними было приятно. По крайней мере, они всячески выражали желание помогать мне, действовать, что называется, единым фронтом — в отличие от их сыночка.

— Ну и какое у тебя сложилось о них впечатление?

— Они очень милые, интеллигентные люди и, похоже, действительно всерьез обеспокоены проблемами сына. Если честно, то глубоко в суть вопроса мы не закапывались. Ну, поговорили немного об успеваемости, о его пассивности на занятиях и о том, что ему, похоже, в школе очень скучно. Мне хотелось затронуть тему его эмоциональной и социальной замкнутости и одиночества, но родители, видимо, не были готовы обсуждать эту сторону вопроса. Нет, не то чтобы они что-то отрицали, но мне показалось, что отец и мать несколько иначе видели саму проблему, стоящую перед ними. Полагаю, ребенок получает необходимое количество домашней заботы и ласки, но подлинной теплоты и душевной связи между ним и родителями я, честно говоря, не заметила. Под предлогом нежелания лезть ему в душу они, скорей всего, помогли сыну выстроить эмоциональную стену, отделяющую его как от близких, так и от всего мира. По-моему, ситуация достаточно типичная. Отец и мать очень заняты на работе, за это им приходится чем-то расплачиваться. Я имею в виду — на внутреннем, эмоциональном уровне.

— Думаешь, парень из-за этого с ними так холоден?

— По-моему, в этом и сомневаться не приходится. Здесь, в школе, он ведет себя довольно пассивно, в то же время отрицательно настроен ко всему, что происходит вокруг. По-моему, мальчик так выстраивает свою стратегию, чтобы привлечь внимание родителей, не напрямую, но окольными путями сообщить им о том, что они нужны ему. Он как будто кричит, взывает к ним, только делает это молча. В этот крик он вкладывает свою потребность в глубокой эмоциональной связи с самыми близкими людьми, но ответной реакции не получает. Только вы поймите — это я с вами говорю как коллега с коллегой, а вовсе не сплетничаю.

— Само собой. Я ценю такую откровенность. Насколько мне известно, отношения с одноклассниками у Николаса тоже складываются не слишком хорошо.

— В этом, как мне кажется, и проявляется его эмоциональная скованность и беспомощность. Я ведь рассматриваю детей не как множество учеников одной школы, а каждого по отдельности, как индивидуальность, как личность. Так вот, с успеваемостью у Николаса нет никаких проблем. Он усваивает новые знания и доказывает свою способность ими пользоваться. Вот только это никак не связано с его внутренним личностным развитием. А оно у него, как мне кажется, здорово заторможено. Порой родители путают накопление систематизированных знаний с настоящим развитием и взрослением ребенка как личности. По-моему, здесь мы имеем как раз такой случай. Николасу нужно что-то большее, чем просто хорошие оценки. Ему не хватает уверенности в себе, открытости в общении с одноклассниками и вообще во взаимодействии с внешним миром. К сожалению, это у него плохо получается. На эмоциональном уровне у мальчика словно связаны руки.

Элена сделала паузу явно для того, чтобы собеседник успел прочувствовать глубокую концептуальную насыщенность ее речи. Хулио внутренне уже успел отметить, что собеседница настойчиво требовала от него ответной реакции чуть ли не на каждое слово, произнесенное ею. Эта настырность, пусть и неосознанная, начинала раздражать его. Омедасу казалось, что бывшая студентка под столом воткнула ему каблук-шпильку в какое-нибудь мягкое место. Теперь Хулио ничего не оставалось делать, кроме как сидеть и послушно кивать.

— Ты вроде бы сказала, что ему в школе скучно.

Элена открыла папку с результатами одного из многочисленных тестов на интеллектуальные способности и продемонстрировала Хулио карточку Николаса. Ничего принципиально нового в этой компьютерной распечатке Омедас для себя не открыл. Разноцветные столбики, обозначавшие уровень развития тех или иных интеллектуальных способностей Николаса, все как один тянулись к верхнему пределу, зафиксированному в таблице. Ни дать ни взять миниатюрные небоскребы, стремящиеся перегнать друг друга.

— Ну, положим, если рассматривать результаты лишь в рамках проводившегося эксперимента, то мы действительно получаем на редкость талантливого молодого человека. Одарен он разносторонне и, можно даже сказать, гармонично, — заметил Хулио, внутренне приходя к выводу, что продолжать этот разговор с бывшей ученицей, наверное, больше нет смысла. — Я только хотел бы обратить внимание на то, что тест изначально проводился на уровне до ста сорока пяти баллов. Для более полной и объективной картины я предложил бы протестировать парня еще раз — на ступеньку повыше. Это позволило бы выявить его объективный потолок, а не уровень в сопоставлении с одноклассниками.

— Я не стала бы механически заносить его в графу сверходаренных. — Элене удалось вложить в этот термин некоторую долю иронии. — Слишком уж холодная и бездушная получается этикетка, не имеющая ничего общего ни с самим человеком, ни с его проблемами. Да и вообще не по душе мне все эти рейтинги. Ощущение такое, словно пытаешься зашифровать человеческую душу и разум горсткой цифр. Ну как, спрашивается, можно измерить эмоциональное напряжение, например, у того же Николаса? Совершенно очевидно, что высокие интеллектуальные показатели лишь прикрывают его душевную ранимость и скованность.

Хулио не без труда подавил в себе желание немедленно встать и попрощаться. Вежливость и профессионализм требовали от него поговорить с бывшей ученицей хотя бы еще немного.

— Ну, в конце концов, любые тесты выявляют и измеряют лишь то, что они призваны показать, и не более. Хуже, когда по ним пытаются высчитать то, для чего они не предназначены.

— Да, это, безусловно, так. Впрочем, как вы, наверное, уже успели заметить, психометрия мне не слишком по душе.

— В общем-то я с тобой согласен. Тесты — не панацея. Вот только зачем ты тогда проводишь коллективное тестирование?

Элена только нервно улыбнулась и вздохнула.

— Такова политика колледжа. Они здесь все помешались на цифрах и рейтингах. Это, наверное, одно из проявлений царящего здесь духа… даже не знаю, как это выразить.

— Элитарности.

Элена изумленно вскинула брови и вежливо, но чуть растерянно улыбнулась.

— Я не стала бы употреблять столь жесткий термин, ограничилась бы тем, что нравы здесь строгие. Ребят стараются стричь под одну гребенку. Впрочем, можете называть это так, как считаете нужным.

— Будешь с ним и дальше работать?

Несколько секунд Элена молчала, затем ответила:

— Я собиралась, но потом решила отказаться от этой затеи. Понимаете, Николасу явно были не по душе наши встречи. Разговаривать со мной о своих проблемах он не хотел, и я, если честно, с уважением отнеслась к его выбору. Невозможно помочь тому, кто этого не хочет. Он знает, что я здесь, всегда в его распоряжении. Уверяю вас, он прекрасно осведомлен об этом. Мы встречаемся с ним чуть ли не каждый день, но мальчишка делает вид, что не замечает меня. Мне кажется, что за своей игровой приставкой он просто прячется от окружающего мира.

— Между прочим, это не игрушка, а шахматный компьютер, — поправил ее Хулио.

— Какая разница! По мне, так это еще хуже. Господи, ребенок только и делает, что играет в шахматы. Что же это за самоограничение такое, что за наказание, наложенное на самого себя?

— На самом деле шахматы — весьма увлекательное занятие, которое может надолго захватить любого человека, — заметил Хулио.

— По-моему, лучше бы он играл с другими мальчишками, чем сидел целыми днями в одиночестве за компьютером. Дело ваше, но мне все равно кажется, что есть в этом что-то нездоровое.

— Одно дело, что мальчик не идет навстречу и не хочет становиться более общительным, и другое — его увлечение шахматами, которое я бы ни в коей мере не стал называть самоограничением или же наказанием.

— Ну, в этом вы, пожалуй, правы, — согласилась Элена.

Хулио твердо решил как можно быстрее свернуть разговор и распрощаться со школьным психологом.

— Короче, я так понимаю, что он тебе не слишком много рассказывал. Все свои выводы ты сделала на основании тестов и косвенных данных? — С этими словами Хулио встал и добавил: — По-моему, я на своих лекциях призывал вас пользоваться несколько иными методиками.

— Вот видите!.. — нервно запротестовала она. — Вы по-прежнему обращаетесь со мной как преподаватель со студенткой. Ну разве это не смешно? В конце концов, у меня есть право на свою точку зрения и на собственный подход к работе.

— Его у тебя никто и не отбирает. Более того, самое страшное заключается в том, что ты, вероятно, во многом права. Да ну, смешно все это!

Хулио даже махнул рукой, настолько неуместным и бессмысленным показался ему разговор с бывшей студенткой. В эти мгновения он вовсе не чувствовал гордости ни за то, что являлся преподавателем психологии, ни за то, что был им, когда в университете училась эта девушка.

Впрочем, на этот раз Омедас не посчитал нужным сдерживать свои эмоции.

— Если бы ты понимала в психологии хотя бы десятую долю из того, что говоришь о ней, то уже была бы мировой знаменитостью. Самое плохое в этой науке, к которой мы с тобой в равной мере испытываем особые чувства, заключается в том, что никто ничего о ней по-настоящему не знает. Но человеческое мышление парадоксально. Чем меньше знаешь, тем крепче у тебя ощущение, что тебе известно все. Вот это заблуждение и царит в умах миллионов и миллионов людей. Согласись, о психологии любит поговорить едва ли не каждый. Психологические проблемы обсуждают на улице, в парикмахерских, на стадионах, в школах, в метро… наконец, здесь, в этом кабинете. В какой-то мере виноват в этом и я, хотя бы потому, что не сумел вложить тебе в голову эту простую мысль с того дня, когда ты впервые перешагнула порог факультета и оказалась на моей лекции.

Юная коллега Хулио была в ярости. Она даже не проводила его до дверей кабинета, так и осталась сидеть в кресле рядом со своим рабочим столом. Омедас вышел из комнаты с мыслью о том, что из двух встреч, состоявшихся у него в этой школе, первая имела хотя бы какой-то смысл.

У ворот школы он на мгновение задержался и оглянулся. Перемена закончилась. Ученики выстраивались стройными колоннами и едва ли не строевым шагом направлялись в классы. Омедас не видел Нико, но в какой-то момент словно почувствовал на себе его пытливый взгляд, буравящий насквозь.

 

Глава шестая

Убить короля

 

— А что, неплохо у тебя здесь. Вид на кампус отличный, — сказал Карлос Альберт, выглядывая в окно кабинета.

За неимением лучшего места они уже в третий раз встречались здесь, в кабинете Хулио на психологическом факультете. Омедас постарался хотя бы в минимальной степени привести свое рабочее место в порядок. Книги были расставлены по полкам, бумаги убраны в папки, компьютер и телефон сдвинуты на угол письменного стола. Ему удалось создать хотя бы самый минимум свободного места, необходимого для нормальной беседы.

Хулио чувствовал себя неловко, прекрасно понимая, что у самого Карлоса кабинет, наверное, куда как просторнее и, естественно, значительно лучше обставлен. Кроме того, у коммерсанта наверняка есть молоденькая секретарша, которая беспокоит его и сообщает, что ему звонит какой-нибудь важный клиент или партнер по бизнесу.

В ходе бесед с отцом Николаса Хулио пытался выяснить, как живет столь необычный ребенок, какую роль в его внутреннем мире играют родители. К сожалению, он был вынужден признаться себе в том, что ничего принципиально нового ему выяснить не удалось.

Судьба Нико была типичной для мальчика из богатой семьи, с высоким культурным уровнем и твердыми моральными принципами. С рождения он развивался совершенно нормально и вел себя как самый обыкновенный ребенок. Лишь с девяти-десяти началось то, что Карлос назвал фазой апатии — тенденция к самоизоляции и потеря интереса к тому, что происходит вокруг. Еще года два после этого он худо-бедно поддерживал нормальные отношения с матерью, но в конце концов родители были вынуждены признаться себе в том, что контакт с сыном был ими потерян. Причина этой перемены оставалась для них неизвестной. Более того, в течение последнего года они стали замечать, что ребенок не только не любил их, но, судя по всему, откровенно ненавидел.

— Нет, он вроде бы ничего такого и не сделал, ничего не сломал, ни одной тарелки не расколотил, — сокрушенным голосом повторял отец. — Разве что сердце нам разбил — это точно. Ощущение такое, что у нас в доме холодная война.

Хулио прекрасно понимал, что эта холодная война вот-вот может перерасти в открытые боевые столкновения. При этом помочь родителям Николаса он пока ничем не мог. Узнав чуть получше Карлоса Альберта, Хулио был немало удивлен, что тот оказался вовсе не настолько уверенным в себе человеком, каким показался с самого начала. Во многом это было связано с переживаниями по поводу проблем сына, но в немалой степени и с последней перенесенной травмой. Не добавляла Карлосу оптимизма и необходимость носить жесткий фиксирующий воротник на шее, равно как и боли, преследовавшие его.

— Как твоя шея?

Карлос смотрел в окно, словно зачарованный изумрудно-зеленой лужайкой кампуса. У него был изящный профиль, прямой тонкий нос и правильные черты лица. Он был по-своему очень привлекательным мужчиной.

Пожалуй, только мягкий голос выдавал в нем отсутствие сильного характера.

— Хуже всего, когда головой крутить приходится. Иногда забываюсь и резко дергаю шеей. В такой момент боль как молнией пронзает. Ничего, при таком раскладе у меня уже выработался условный рефлекс — лишний раз не дергаться. Скоро я вообще буду похож на фотографию себя самого.

Карлос рассказал, что в последнее время плохо спит. Боль особенно сильно мучает его по ночам. Подобрать удачную позу ему никак не удается. Никакие подушки и валики не помогают. Просыпается он измученным и несгибающимся — ни дать ни взять ходячая вешалка. К тому же левая рука в последнее время по утрам немеет, приходится подолгу разминать ее, чтобы она вновь нормально заработала. Карлос сказал, что все это он мог вытерпеть благодаря болеутоляющим таблеткам и мышечным релаксантам. С сонливостью, их побочным явлением, он боролся с помощью огромного количества кофе. На данный момент ему больше всего не хотелось брать больничный. Он просто не мог себе это позволить в столь напряженное время. Слишком много у него было работы, и бизнесмен рассчитывал, что постепенно все пройдет само собой.

— Ты томограмму сделал, как тебя жена просила?

Карлос Альберт проследил взглядом траекторию летающей тарелки, запущенной кем-то из студентов, и сказал:

— Да понимаешь, времени не было. Ладно, все это ерунда. Уверен, ничего серьезного у меня нет. Просто на работе сейчас сумасшедший дом. — Он обернулся к Хулио и поинтересовался: — Как тебе его классный руководитель?

Омедас жестом предложил Карлосу сесть и сказал:

— Как я понимаю, ты догадываешься, что особой любви к твоему сыну он не испытывает.

Отец в ответ только сокрушенно вздохнул, подсел к столу, провел рукой по корешкам стопки книг.

— У тебя всегда столько томов на столе? — поинтересовался он.

— Нет, это я специально для посетителей выкладываю, чтобы произвести впечатление, — пошутил Хулио.

Карлос улыбнулся, подумал и сказал:

— Да знаю я, что Нико давно ему не по душе. Ни ему, ни другим учителям. Они его просто терпят, потому что мы платим, а придраться формально к нему трудно.

— Нико, как я понял, тоже только терпит их.

— Так и есть, — согласился Карлос.

— Он хотя бы сумел адаптироваться к правилам, принятым в этом колледже, что нельзя не поставить ему в заслугу. Чего стоит одна только эта форма! Мало того что у всех одинаковая, так еще, по-моему, и не слишком удобная.

— У меня вообще ощущение, что он в тюремной робе ходит, только чистой и аккуратно отглаженной.

— Я к чему клоню, — продолжил свою мысль психолог. — Веди он себя агрессивно или дерзко, его давно уже исключили бы из этого колледжа.

Хулио вспомнил других подростков, с которыми он беседовал в рамках исследования, проводимого им. Даже разговоры с психологом велись в запиравшемся на ключ помещении с окнами из закаленного стекла. Нет, Нико совсем не походил на этих малолетних преступников.

— Таким образом, мы можем отбросить предположение, что твой сын просто не справляется с эмоциональными порывами. Это ему прекрасно удается. Судя по всему, проблема у него в другом.

— Он ведь уже восьмой год учится в британском колледже. Мы с Кораль были бы несказанно рады, если бы у него там появился хоть один друг. Причем нельзя сказать, что его как-то избегают. Нет, это он сам сторонится остальных. Мне кажется, что он внутренне презирает одноклассников, но при этом не лезет в драки с ними, да и вообще не нарывается на неприятности.

— В этом заведении слишком жесткие правила. Переломить их, подстроить под себя ему не под силу, и он это прекрасно понимает.

Карлос задумчиво повертел стеклянную пепельницу, стоявшую на столе.

— Да, свои хиты он бережет для камерных концертов. Я имею в виду те, что он закатывает перед нами. Может, следовало бы быть с ним построже…

— Тут речь идет не о дисциплине, — возразил Омедас. — Перед нами явно патологический случай.

Его собеседник с сомнением покачал головой. Вседозволенность никогда не была отличительной чертой воспитания в их доме, но время от времени Карлос задумывался, а не настал ли момент задать Николасу хорошую трепку. Вплоть до сегодняшнего дня наказания, применяемые в доме, основывались на запрете какое-то количество дней играть в шахматы, смотреть телевизор или выходить из комнаты. По правде говоря, все это не слишком действовало на Николаса. Родители не видели положительного результата от этих наказаний. Случившаяся авария несколько изменила общее настроение, царившее в доме, и ужесточила режим, но, по всей видимости, недостаточно.

Карлос посмотрел Хулио в глаза.

— Если ты считаешь, что, воспитывая сына, я совершил какую-то ошибку, то можешь сказать об этом прямо. Я хочу, чтобы мы с самого начала говорили друг с другом честно. Не бойся обидеть меня каким-нибудь упреком, задеть мое самолюбие. Сам понимаешь, мы с Кораль уже получили хорошую прививку и не обижаемся, когда близкие люди выражают нам свое презрение. Николас никогда не упускает возможности как-нибудь по-иезуитски напомнить мне о том, что я для него — не авторитет, более того — человек чужой и неприятный. Впрочем, никто, даже Кораль, не понимает, почему так получилось. По каким причинам Нико столь ужасно ко мне относится. Да только ли ко мне? Правильнее будет сказать — к нам обоим.

— Еще не все потеряно.

— Должен признаться, что наше с ним душевное взаимодействие прекратилось уже несколько лет назад.

Хулио кивнул, соглашаясь с постановкой проблемы, но никак не со сделанным выводом.

— Эта авария едва не стоила нам всем жизни, — не слишком уверенно продолжал Карлос. — После нее атмосфера в доме стала еще хуже. Думаю, ты поймешь меня правильно, если я сравню то, что у нас происходит, с настоящей вагнеровской трагедией.

— Давай кое-что повторим и уточним. Итак, насколько я понимаю, Нико почти не смотрит телевизор, у него нет ни мобильного телефона, ни игровой приставки. Более того, он их у вас не просит.

— Так и есть.

— Что ему разрешить, а что нет, решает в основном Кораль.

— Тоже верно. Что зря лукавить, детьми в основном занимается она, да и домом тоже. Помогает ей главным образом Арасели. Что касается детей, то у меня есть друзья, которые разрешают своим отпрыскам все, что угодно, исполняют любой их каприз. У нас же дело обстоит немного иначе. Мы такие вещи серьезно продумываем.

— Давай дальше. Дома у вас тишь да благодать, нет ни ссор, ни скандалов. Атмосфера теплая, семейная. Все верно?

— Ссоры, говоришь? Нет, у нас действительно все нормально, если, конечно, не считать тех неприятностей и дрязг, которые он сам провоцирует.

— А между тобой и Кораль?

— Брось, какие между нами могут быть ссоры! Дело ведь не только в том, что мы люди интеллигентные и просто так эмоции наружу не выпускаем. Речь о другом. Такую мать, как Кораль, еще поискать нужно. Она же с младенчества ими занималась, играла с ними, воспитывала… Думаешь, почему Нико такой сообразительный? Да Кораль с ним пазлы и мозаики складывать начала, когда ему только-только год исполнился. Кстати, это она научила его шахматам. Другое дело, что он быстро ее превзошел, играть с ней ему стало неинтересно.

— Ты, я смотрю, просто без ума от своей жены.

— Да ты тоже был бы от нее без ума, если бы узнал получше.

Хулио оставалось только молча кивнуть. Впрочем, последнее заявление Карлоса ему в некотором роде даже польстило. Похоже, этот человек действительно свято верил в то, что у его жены от него никаких тайн и секретов нет. Омедаса так и подмывало спросить Карлоса, не считает ли он, что жена восхищается им так же, как и он ею. Впрочем, Хулио прекрасно понимал, что к делу это не относится, и решил, что не стоит давать собеседнику повод для лишних размышлений и подозрений.

— Как ты думаешь, Нико любит ее?

— Не думаю, что он любит ее, меня или вообще кого-нибудь. По-моему, на это он просто не способен. Хорошо нам или плохо — ему до этого дела нет. Ладно, ты-то сам что скажешь по этому поводу?

— Психотерапия ему, конечно, потребуется. Более того, не стану обманывать, этот случай кажется мне достаточно трудным и запутанным.

— Хулио, занялся бы ты им сам. Не передавай его коллегам. Мне нравится, как ты работаешь, как подходишь к вопросу. Если честно, до этой аварии мне казалось, что ты несколько сгущаешь краски, но, сам видишь, твое пророчество исполнилось.

— Я, между прочим, ничего не предсказывал, — возразил Хулио.

— Хорошо, давай сформулируем по-другому. Ты рассказал нам, что именно видишь в Нико и как воспринимаешь ситуацию, а мы тогда тебе не поверили.

Психолог-шахматист чувствовал, что Нико — своего рода окно в неведомое, его шанс прийти к новым, непредсказуемым выводам и гипотезам.

— Я, пожалуй, начну раскручивать его через шахматы. Думаю, что таким образом мне удастся завести его на мое поле и навязать ему игру по моим правилам.

— Слушай, а правда, что ты по этому делу не то мастер спорта, не то чуть ли не гроссмейстер?

Хулио удивленно вскинул брови. Об этом он уже давно никому не рассказывал. Кораль когда-то знала это, но тогда возникал вполне закономерный вопрос. Как жена объяснила Карлосу тот факт, что имела подобные сведения о психологе, появившемся в их доме, с которым она раньше вроде бы не была знакома и до сих пор без мужа ни разу не общалась?

— Есть такое дело, — признался Омедас и словно невзначай уточнил: — А ты-то откуда знаешь?

Карлос довольно улыбнулся.

— Знаешь, все как-то очень занятно получилось. Ни с того ни с сего подходит ко мне Нико и говорит, что хочет кое о чем меня спросить. У меня аж глаза на лоб полезли. Сам понимаешь, я уже и не вспомню, когда он меня о чем-нибудь спрашивал. Из него и ответы-то клещами вытаскивать приходится, а о том, чтобы его что-то заинтересовало, я уже и думать забыл. Ну вот, я, значит, собираюсь с духом и говорю, мол, давай спрашивай. Вот Нико возьми да и поставь меня в тупик этим вопросом. Нет ли среди моих друзей-приятелей настоящего шахматиста, мастера международного уровня? Я, естественно, говорю, что нет. Тут он мне и выкладывает, что, оказывается, ты у нас большой специалист по шахматам, даже имеешь какой-то высокий разряд и неплохой рейтинг в этой игре. Сын, кстати, возгордился таким знакомством. По крайней мере, произвести на него впечатление тебе удалось.

Хулио понял, что Кораль открыла этот секрет Нико, а не его отцу, и вздохнул с облегчением.

— Я, конечно, после этого задумался, зачем бы ему меня спрашивать, если он сам об этом уже знает? Судя по всему, он то ли проверить меня решил, то ли продемонстрировать, что есть вещи, о которых знает побольше моего… Одним словом — детский сад. Решил, видите ли, отца на чем-нибудь подловить.

— Ну да, так и есть. А он-то откуда это знает?

— Так ты же ему сам сказал. Забыл, что ли?

В какую-то долю секунды Хулио пришел к выводу, что в данный момент будет лучше не вдаваться в подробности и не выяснять всю правду.

Он хлопнул себя ладонью по лбу и воскликнул:

— Ах да! Конечно же! Действительно, совсем забыл.

 

Хулио ехал на машине в Ла Моралеху и размышлял о довольно странном ходе, сделанном Николасом. Мальчик сумел вытащить из отца нужную ему информацию и получил подтверждение тому, что Кораль знала о психологе больше, чем сам Карлос, хотя ему было объявлено, что мама и новый знакомый впервые встретились на его глазах в их доме. Более того, у Николаса хватило ума кое-что просчитать. Карлос не был в курсе того, что его жена знала Хулио лучше, чем он сам. Можно сформулировать эту мысль иначе. Нико понял, что Кораль не рассказала мужу о прежнем знакомстве с Хулио и о том, что как минимум знала о нем больше, чем ее муж.

Еще большее значение Хулио придал тому, что Нико скрыл от Карлоса подлинный источник информации, полученной о нем самом. Судя по всему, мальчишка не хотел, чтобы Карлос начал расспрашивать Кораль, в результате чего той пришлось бы открывать ему старую, казалось бы навсегда похороненную тайну.

«Да, с этим парнем нужно быть предельно осторожным. Он и вправду умеет читать между строк. Этим ходом он словно пытается перехватить инициативу в начатой ими партии, создавая мне проблемы и навязывая свои правила игры. Нет, так дело не пойдет, — подумал психолог. — Начнем с того, что у меня по-прежнему сохраняется фора. Нико, конечно, знает что-то важное и ценное, но остается в неведении относительно того, что я уже в курсе случившегося. Выходит, что я могу не позволить ему использовать этот козырь против меня, хотя он, конечно, хитер, умеет манипулировать людьми».

При этом Омедас вынужден был признаться себе в том, что пока понятия не имел, к чему клонил и на что рассчитывал в этой игре Николас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: